kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

продолжать формировать умение анализа эпического произведения;

на основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;

учить видеть красоту, меткость чеховского слова;

развивать критическое мышление;

стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение.

 

Оборудование урока: портрет А.П.Чехова, раздаточный материал на каждом столе «Основные литературоведческие понятия», «Способы создания комической ситуации».

 

Ход урока

 

I Организационный момент

 

II. Этап

 

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

 

Мы продолжаем работу над анализом рассказов Чехова. А.П.Чехова – мастер, словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться, грустить, плакать. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, будем слушать слово писателя, учиться видеть красоту и меткость его.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий" »





Урок литературы в 6-м классе. Тема: Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"





Цель урока:

продолжать формировать умение анализа эпического произведения;

на основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;

учить видеть красоту, меткость чеховского слова;

развивать критическое мышление;

стимулировать желание проявлять инициативу, высказать свое мнение.



Оборудование урока: портрет А.П.Чехова, раздаточный материал на каждом столе «Основные литературоведческие понятия», «Способы создания комической ситуации».



Ход урока



I Организационный момент



II. Этап



1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.



Мы продолжаем работу над анализом рассказов Чехова. А.П.Чехова – мастер, словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться, грустить, плакать. Смех Чехова, добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, будем слушать слово писателя, учиться видеть красоту и меткость его.



2. Знакомство с содержанием произведения «Толстый и тонкий».



Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)



III. Стадия «Вызов»



Работа в парах.



Составление «толстых и тонких» вопросов, обсуждение их.



Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение?



Примеры «толстых и тонких» вопросов:



«Толстые» вопросы, придуманные детьми

«Тонкие» вопросы, придуманные детьми



Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами?



Почему изменилось поведение тонкого?



Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов?

Где встретились два приятеля?



Как звали жену и сына тонкого?



До какого звания дослужился толстый?







Решение кроссвордов, составленных на основе «тонких» вопросов.



(2 варианта)



IV. Стадия «Осмысление»



1.Работа над заглавием.



Какой прием создания комического обнаруживается в названии рассказа?



(создание комической пары, антитеза)



2. Работа над содержанием произведения и составление таблицы.

Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?

Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью).

Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)

Какие чувства испытывают герои при встрече?

Чем отличается речь тонкого?

Определите кульминацию произведения.

Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? (метафора)

Почему толстый ничего не возразил и ушел?

Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.)

Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства угодничества, чинопочитания)

Какие элементы являются обязательными для создания комической ситуации? (противопоставление, неожиданный поворот в сюжете, речь героев, использование художественной детали)



На основе ответов на вопросы составлена таблица (примерная):



Толстый

Тонкий



1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни



Богатый



2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный



3. Говорит мало, уверенно.

1. «Навьючен»



Бедный



2. Неуверенный в себе, суетливый.



3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.







V. Рефлексия



Написание сочинение – миниатюры о встрече двух приятелей от имени толстого (тонкого). (Вариант – устное сочинение).



Чтение миниатюр. Обсуждение.



VI. Итог


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"

Автор: Хаустова Светлана Николаевна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144581

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Юмористические рассказы в творчестве А.П. Чехова.  Рассказ «Толстый и тонкий» "
    ["seo_title"] => string(82) "iumoristichieskiie-rasskazy-v-tvorchiestvie-a-p-chiekhova-rasskaz-tolstyi-i-tonkii"
    ["file_id"] => string(6) "204720"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429714560"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Анализ рассказа “Толстый и тонкий”"
    ["seo_title"] => string(63) "apchiekhovkratkiirasskazopisatielieanalizrasskazatolstyiitonkii"
    ["file_id"] => string(6) "293248"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455445527"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Интеллектуальная литературная игра по рассказам А.П.Чехова. ( внеклассное мероприятие) "
    ["seo_title"] => string(96) "intielliektual-naia-litieraturnaia-ighra-po-rasskazam-a-p-chiekhova-vnieklassnoie-mieropriiatiie"
    ["file_id"] => string(6) "109664"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404880086"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Мир уцелел, потому что смеялся (урок-путешествие в страну Советов по рассказу М.Зощенко «Стакан»)"
    ["seo_title"] => string(80) "mir_utselel_potomu_chto_smeialsia_urok_puteshestvie_v_stranu_sovetov_po_rasskazu"
    ["file_id"] => string(6) "481040"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1539832477"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Исследовательская работа по литературе  Тема: «Влияние социального статуса на взаимоотношения людей в рассказе А.П.Чехова «Толстый и  тонкий»» "
    ["seo_title"] => string(154) "issliedovatiel-skaia-rabota-po-litieraturie-tiema-vliianiie-sotsial-nogho-statusa-na-vzaimootnoshieniia-liudiei-v-rasskazie-a-p-chiekhova-tolstyi-i-tonkii"
    ["file_id"] => string(6) "128051"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415429509"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства