kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Анализ рассказа “Толстый и тонкий”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1.познакомить с рассказом А.П.Чехова “Толстый и тонкий”, выявить особенности повествования Чехова, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки художественного чтения;

2.поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация;

3.развитие творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей;самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральных качеств: стойкое внутреннее неприятие  персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

4. целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

5. планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Анализ рассказа “Толстый и тонкий”»

Конспект урока по ФГОС

составила Лысенкова Клара Равиловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Башкирская гимназия – интернат г.Белебея РБ

Класс: 6

Предмет: Литература

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г

Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. А.П.Чехов. Рассказ “ Толстый и тонкий”.

Тема урока: А.П.Чехов Краткий рассказ о писателе. Анализ рассказа “ Толстый и тонкий”.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с рассказом А.П.Чехова “Толстый и тонкий”, выявить особенности повествования Чехова, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки художественного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация; развитие творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральных качеств: стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Межпредметные связи: русский язык, история, живопись.

Ресурсы сети Интернет:

  1. Еремина О.А. Уроки литературы в 6 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_6kl_Kniga-uchit/3.html)

  2. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 6 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_6kl_Metod/2.html#3)

  3. Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru






План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.


Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

Личностные: внимание, уважение к окружающим;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности


1.Сквозной элемент урока

Индивидуальная работа, парная, коллективная

Регулятивные: саморегуляция

Чтение отрывков из ранее прочитанных рассказов А.П.Чехова


Подготовка к восприятию биографии Чехова, рассказа «Толстый и тонкий»

2.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации обучающихся

Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: целеполагание

Проблемный вопрос:

Кто автор прочитанных рассказов? Из каких рассказов отрывки?

-Сегодня мы продолжим знакомство с известным вам писателем А.П.Чеховым .

Защита презентации заранее подготовленными учениками.

Проблемный вопрос: Подумайте, как эта презентация будет связана с нашим занятием и какая будет тема нашего урока.



Анализ, сопоставление.



Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.









Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.


3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.






Проблемный, метод фронтальной организации обучающихся

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Задание: Вспомните героев и названия рассказов А.П.Чехова, прочитанных в 5 классе


Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего урока.


Отвечают на вопросы.


Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.


Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок



Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.


1.Выборочная проверка домашнего задания



















Словесный, познавательный, эвристический


Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения;


личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку;

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.



Проверка пересказа учащимися воспоминаний о писателе.



Беседа.

-Каким человеком предстает перед вами А.П.Чехов по воспоминаниям К.И.Чуковского?

-Какие особенности характера помогли ему стать мастером юмористического рассказа?

-Что особенно высоко ценил Л.Н.Толстой в творчестве Чехова?

-С написания каких произведений началась его писательская деятельность?




Отвечают на вопросы учителя.

1 группа – читали дома воспоминания К.И.Чуковского

2 группа – воспоминания Л.Н.Толстого










2.Работа с литературоведческими понятиями.



Составление карты жанра рассказа

– Восстановите схему жанра рассказа, выбрав нужные элементы.




-Вспомните и дайте определение рассказа.




Групповая работа. 


Каждая группа должна выбрать верные элементы жанра рассказа. Оценивается правильность и скорость выполнения задания). Коллективная проверка.



Предполагаемый ответ: Рассказ – это малая форма повествования, в которой дается изображение эпизода из жизни героя


3.Мини-исследование в группе.




Задание. Попробуйте дать определение термину художественная деталь.


Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Предполагаемый ответ: Художественная деталь – одно из средств создания образа, может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

Отвечают на вопрос учителя.


  1. Физ. минутка (пауза релаксации)


Личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя;

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физ.минутка «Бабочка»

Организует разминку.

Активно выполняют физические упражнения


Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом


Работа с текстом рассказа.









Проблемный, метод фронтальной организации учащихся







Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Беседа:

- Сегодня мы познакомимся с рассказом Чехова «Толстый и тонкий».

-Не читая рассказ, можете сказать, о чем он?



Отвечают на вопросы учителя.


Дают развёрнутые ответы.



1. Просмотр инсценирования рассказа учениками



Беседа о просмотренном.

-Понравилось ли вам инсценирование ?

- Подтвердилось ли ваше предположение о характере героев?

- Как актеры передали характерные черты персонажей рассказа?

— Какое явление жизни высмеивает писатель?
— В каких ситуациях этот рассказ может служить уроком для нас?


Смотрят инсценирование. Делятся впечатлением.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.


Предполагаемый ответ:

Автор высмеивает чинопочитание, угодничество, лицемерие, нежелание человека оставаться самим собой при любых обстоятельствах жизни.

2.Словарная работа


Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта

Групповая работа.

Выпишите 8 непонятных слов.

Группы обмениваются листочками и обсуждают значение данных слов.

Коллективная проверка.

3.Выразительное чтение обучающимися



Чтение по ролям рассказа

Подготовка к чтению. Чтение.

4. Словесное рисование.


Метод словесного рисования


-Какую иллюстрацию к рассказу вы бы нарисовали?

Словесное рисование.

Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

5. Знакомство с иллюстрациями к рассказу Чехова

Наглядный, частично-поисковый

Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему?

— Как изображены персонажи на иллюстрации В.Бритвина? Какой намек содержит такое изображение?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.









Этап 5. Закрепление полученных знаний


Групповая работа. Самостоятельный анализ рассказа.




Работа в группах и выступление перед аудиторией.

Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания;

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь;

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

Групповая работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Самостоятельный анализ рассказа.

1 Задание.

1 группа.

1. О чем говорит название рассказа?

2.Каковы основные элементы композиции рассказа?

3.Найдите кульминацию

2 группа.

1.В чем особенность речи героев?

2.Есть ли портреты героев?

3. Какова их роль?

3 группа.

1.Найдите детали, характеризующие героев и их поведение

2.Сопоставьте поведение героев в начале и в конце встречи.


Этап 6. Подведение итогов урока


1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.





Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом;

регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность;

познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи;

коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.


Составление сравнительной таблицы

Сопоставление редакций рассказа.



2.Самооценка

Самоанализ


Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание


Словесный, наглядный


Дифференцированное домашнее задание.


1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать идею рассказа

«Толстый и тонкий»

2. Составьте ребус или кроссворд по рассказу.

3.Нарисуйте иллюстрации к рассказу Чехова.



Обучающиеся оценивают свою деятельность с помощью сигнальных карточек: красная – «отлично», зеленая – «хорошо», коричневая – «удовлетворительно».


Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия


Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

Регулятивные УУД: рефлексия; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?


Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Анализ рассказа “Толстый и тонкий”

Автор: Лысенкова Клара Равиловна

Дата: 14.02.2016

Номер свидетельства: 293248

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "6 класс рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной"
    ["seo_title"] => string(73) "6-klass-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-po-uchiebniku-v-ia-korovinoi"
    ["file_id"] => string(6) "222768"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436792824"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства