«Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека… … своим искусством давал нам образцы поведения, он был в числе десяти, двадцати писателей, давших нам русскую литературу на поведение.» /М.Пришвин/
- «… каждый новый рассказ Чехова всё усиливает одну глубоко ценную и нужную ноту – ноту бодрости и любви к жизни». /А. М. Горький/
«Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»
«Толстый и тонкий», «Пересолил», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Анна на шее», «Лошадиная фамилия», «Человек в футляре».
Ход игры
1. Вступительное слово учителя.
- В рамках недели филологии по теме «Чехов улыбается… Чехов смеется» мы продолжили знакомство с этим замечательным писателем, чье творчество оказывает огромное влияние на формирование личности. Чехов – художник средствами художественного слова сказал, что человек в любую эпоху определяет сам, каким он станет, что в любых условиях человек должен остаться человеком. Сегодняшний урок необычный, игровой. Наша задача не только показать знание текста, но и умение рассуждать, доказывать свою точку зрения; играть в команде, воспитывать в себе терпимость к чужому мнению.
Объяснение правил. «Морской бой»
1. Играют два экипажа по 10-12 человек (формирование команд по цветным жетонам). 2. Право первого выстрела по жеребьевке. 3. В распоряжении команд два кубика: 1- с изображением на гранях цифр от1 до 6; 2- с изображение букв от А до Е. С их помощью определяются координаты попадания произведенного выстрела и одновременно тематика вопроса. 4. За каждое попадание команде начисляются баллы – 1 или 2 в зависимости от вопроса. 2 балла можно получить за вопросы- сюрпризы: - «залп» (команда получает два мини- вопроса) – приятная неожиданность ( независимо от ответа +1 балл) 5. Время на обдумывание – 30 сек., кроме «трудного вопроса» - Т; на его обдумывание -1мин. 6. В «трудном вопросе» могут быть начислены дополнительные баллы: за каждый мини- ответ – 0,5 баллов. 7. Неприятная неожиданность – попадание на мину – пропуск хода. 8. Подводится не только командное первенство, но и индивидуальное (по количеству жетонов).
Атрибуты:
1) игровое поле в форме экрана, разделенное 6*6. 2) клетки игрового поля окрашены в разные цвета, указывающие на определенную отрасль знаний задаваемых вопросов: - желтый- «Что ты знаешь о Чехове?»
- синий- « Расставь по своим местам»
- зеленый -« Словарь»
- фиолетовый-« Разберемся в прочитанном»
- красный- « Что в имени моем…» - оранжевый - « Закончи фразу»
3) Музыкальный сигнал. 4) Вопросы для команд.
2. Проведение игры.
3.Подведение итогов.
- Чему же учат нас произведения А.П.Чехова? Жить по совести, быть неравнодушными, сочувствовать, сострадать людям, воспитывать в себе чуткость, благородство, порядочность, человечность. И если каждый человек будет таким, будет живо человечество – мы сможем преодолеть трудности, выпавшие на нашу долю. А сейчас слово жюри.
Приложение:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека… … своим искусством давал нам образцы поведения, он был в числе десяти, двадцати писателей, давших нам русскую литературу на поведение.» /М.Пришвин/
- «… каждый новый рассказ Чехова всё усиливает одну глубоко ценную и нужную ноту – ноту бодрости и любви к жизни». /А. М. Горький/
«Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»
«Толстый и тонкий», «Пересолил», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Анна на шее», «Лошадиная фамилия», «Человек в футляре».
Ход игры
1. Вступительное слово учителя.
- В рамках недели филологии по теме «Чехов улыбается… Чехов смеется» мы продолжили знакомство с этим замечательным писателем, чье творчество оказывает огромное влияние на формирование личности. Чехов – художник средствами художественного слова сказал, что человек в любую эпоху определяет сам, каким он станет, что в любых условиях человек должен остаться человеком. Сегодняшний урок необычный, игровой. Наша задача не только показать знание текста, но и умение рассуждать, доказывать свою точку зрения; играть в команде, воспитывать в себе терпимость к чужому мнению.
Объяснение правил. «Морской бой»
1. Играют два экипажа по 10-12 человек (формирование команд по цветным жетонам). 2. Право первого выстрела по жеребьевке. 3. В распоряжении команд два кубика: 1- с изображением на гранях цифр от1 до 6; 2- с изображение букв от А до Е. С их помощью определяются координаты попадания произведенного выстрела и одновременно тематика вопроса. 4. За каждое попадание команде начисляются баллы – 1 или 2 в зависимости от вопроса. 2 балла можно получить за вопросы- сюрпризы: - «залп» (команда получает два мини- вопроса) – приятная неожиданность ( независимо от ответа +1 балл) 5. Время на обдумывание – 30 сек., кроме «трудного вопроса» - Т; на его обдумывание -1мин. 6. В «трудном вопросе» могут быть начислены дополнительные баллы: за каждый мини- ответ – 0,5 баллов. 7. Неприятная неожиданность – попадание на мину – пропуск хода. 8. Подводится не только командное первенство, но и индивидуальное (по количеству жетонов).
Атрибуты:
1) игровое поле в форме экрана, разделенное 6*6. 2) клетки игрового поля окрашены в разные цвета, указывающие на определенную отрасль знаний задаваемых вопросов: - желтый- «Что ты знаешь о Чехове?»
- синий- « Расставь по своим местам»
- зеленый -« Словарь»
- фиолетовый-« Разберемся в прочитанном»
- красный- « Что в имени моем…» - оранжевый - « Закончи фразу»
1
2
3
4
5
6
А
Б
В
Г
Д
Е
3) Музыкальный сигнал. 4) Вопросы для команд.
2. Проведение игры.
3.Подведение итогов.
- Чему же учат нас произведения А.П.Чехова? Жить по совести, быть неравнодушными, сочувствовать, сострадать людям, воспитывать в себе чуткость, благородство, порядочность, человечность. И если каждый человек будет таким, будет живо человечество – мы сможем преодолеть трудности, выпавшие на нашу долю. А сейчас слово жюри.
Приложение:
Синий
« Расставь по своим местам»
А-6 Распределите героев по произведениям. ( 1 балл)
Б-3 Залп. Определите, где описание внешности героя рассказа
« Толстый и тонкий».
Какую важную черту характера можно выявить по данному описанию? ( 2балла)
1. Он был « …в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке…»
2. «Лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой, казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился…»
3. « Он устыдился своего бормотания и замолчал. Он чувствовал, что в это время лицо у него было глупо, виновато, плоско, что оно было напряжено и натянуто…»
В-6 -(Т) Соберите предметы из одного произведения;
- назовите, кому они принадлежат;
-определите, какую роль играют в произведении. ( за каждый правильный ответ 0,5 б.)
Г-3 Землемер Глеб Смирнов, герой рассказа « Пересолил», приехал на станцию… Выберите правильный ответ. (1 балл)
- Знобишки
- Гнилушки
- Беднушки
Д-5 мина
Е-1 Какому герою, из какого произведения принадлежат данные слова? (1+1 балл)
« Мне все судьи и исправники знакомы. Человек я казенный, нужный… Я вот еду, а начальству известно… так и глядят, чтоб мне кто-нибудь худа не сделал»
Оранжевый
« Закончи фразу»
А-5 Закончите фразу « В рассказах часто встречается это « но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна…» (1 балл)
- внезапностей;
- возможностей;
- просителей.
Б-1 (Т) Составьте высказывания, соотнося слова первого и второго столбика. (за каждый правильный ответ 0,5б)
1. Собака - 1. …цуцык этакий.
2. Ни шерсти, ни вида… 2. нежная тварь
3. Я ему покажу 3. подлость одна только!
4. Сердится, шельма… 4. кузькину мать!
В-3 Залп. Закончите фразу. О каком герое идет речь? (2балла)
« В слезящихся глазах его выражение…»
- радости и счастья;
- тоски и ужаса;
- удивления и восхищения.
Д-4 Закончите фразу «Оба были приятно …»
- удивлены;
- шокированы;
- ошеломлены.
О героях какого произведения идет речь? (1+1балл)
Г-6 Вставьте слово (1балл)
« Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я … любил».
Е-2 Мина
Желтый.
«Что ты знаешь о Чехове?»
А-4. В каком городе родился А.П.Чехов?
(1балл) Б-2 Когда в печати появилось первое произведение А.П.Чехова и как оно называется? (1+1б)
(1875; 1890; 1880).
В-5 (Залп) Что вы знаете о семье писателя? (2 балла) Г-2 Укажите годы жизни А.П. Чехова:
1854-1902;
1836-1901;
1860-1904.
(1 балл) Д-1 (Т) Какие псевдонимы Чехова вы знаете? ( за каждый правильный ответ 0,5 баллов) Е-4 (Т) С какими юмористическими журналами сотрудничал писатель?
( за каждый правильный ответ 0,5 баллов)
Красный
« Что в имени моем…»
А-2 Объясните, как вы понимаете название произведения. (1балл)
« Пересолил»
Б-6 Объясните, как вы понимаете название произведения. (1балл)
« Хамелеон»
В-4 Объясните, как вы понимаете название произведения. (1балл)
« Толстый и тонкий»
Г-1 мина
Д-2 Один из рассказов Чехова называется «Смерть чиновника» Что стало причиной смерти Червякова?(2б)
Е-5 Чехов в своих рассказах часто использует «говорящие фамилии». О чем они «говорят»? Приведите примеры. ( за каждый правильный ответ 0,5 баллов)
Фиолетовый
« Разберемся в прочитанном»
А-3 В рассказе « Толстый и тонкий», описывая неожиданную встречу друзей детства, Чехов пишет: «Оба были приятно ошеломлены». В конце рассказа эта фраза повторится, но уже при других обстоятельствах и в ином тоне. Поясните ситуацию. ( 2балла)
Б-4 Герой рассказа « Смерть чиновника» Червяков пристает со своими извинениями к нечаянно обрызганному им генералу. После какой попытки извинения генерал в бешенстве кричит: «Пошел вон!»(1.балл)
В-1 мина
Г-5 Понятие «хамелеонство» вошло в русский язык. Хамелеоном мы привычно называем человека … Какого? (1балл)
Д-3 Рассказы « Смерть чиновника», « Толстый и тонкий», « Хамелеон» можно считать образцами социальной сатиры. Какие общественные пороки высмеивает автор? (1+1балл)
Е-6 Идейное содержание какого чеховского рассказа можно определить пословицей:
«У страха глаза велики»? (1 балл)
Зеленый.
«Словарь»
А-1 мина
Б-5-мина
В-2 .Сатира и юмор - виды комического. Чем сатирическое произведение отличается от юмористического? (1б.)
Г-4. Залп Как вы понимаете значение слов пресмыкательство, самоуничижение, чинопочитание? ( за каждый правильный ответ 1 балл)
Д-6 Как вы понимаете значение слова милосердие? Подберите к этому слову синоним и антоним. (1+1б)
Е-3 Объясните, как вы понимаете следующие слова: «На лице Тонкого было столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило» ( 2балла)