kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по литературе Тема: «Влияние социального статуса на взаимоотношения людей в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                         Содержание.

 

 

Введение………………………………………………………

     1.    Проблема чинопочитания в литературе……………….

1.1   Социальный статус человека…………………………..

  1.   Основное содержание………………………………….
    1. Влияние социального положения на взаимоотношения людей
    2. Особенности содержания текста………………………
    3. Функции повествования……………………………….
    4. Анализ полноты образов героев………………………

     3 Заключение ………………………………………

        

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по литературе Тема: «Влияние социального статуса на взаимоотношения людей в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»» »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Киргинцевская общеобразовательная средняя школа

(МОУ Киргинцевская СОШ)

Купинского района Новосибирской области










Исследовательская работа по литературе


Тема: «Влияние социального статуса на взаимоотношения людей в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»»







Выполнила: Османкина. К



Содержание.



Введение………………………………………………………

1. Проблема чинопочитания в литературе……………….

1.1 Социальный статус человека…………………………..

  1. Основное содержание………………………………….

    1. Влияние социального положения на взаимоотношения людей

    2. Особенности содержания текста………………………

    3. Функции повествования……………………………….

    4. Анализ полноты образов героев………………………

3 Заключение ………………………………………

   






















Введение


    Изучение литературы нельзя считать процессом, направленным только на получение специфических знаний, воспитание души и расширение читательского кругозора, – это, прежде всего, проникновение в глубины и восхождение к высотам Языка – «одного из самых великих творений человечества». По мнению Л.Новикова, язык – «важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль».

Анализ научных публикаций разных лет по проблеме лексических средств показал, что очень редко встречаются работы, в которых слова художественного текста рассматриваются с позиции лексического средства и его особенностей. Литературные произведения Чехова отличает тонкий психологический анализ. Раскрытие внутреннего мира героев через призму лексических средств может дать иное, более высокое понимание художественной ценности этих произведений. Причём, примечательно, что этот внутренний мир у героев Чехова может меняться очень быстро и не в лучшую сторону.

Объектом исследования выступают содержание и смысл художественного текста как показатели авторского лаконизма и мастерства в раскрытии сложных человеческих взаимоотношений

Предмет изучения составляют семантика и функция лексических средств в художественном прозаическом тексте.

Цель работы – на примере рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» показать, как быстро могут измениться отношения людей при одном лишь упоминании о чине.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

-выяснить особенности содержания и структуры произведения;

-определить функции повествования;

-раскрыть полноту образов толстого (Миши) и тонкого (Порфирия).

Актуальность: «Вечные проблемы» мечты и надежды, социального неравенства, человеческого непонимания во взаимоотношениях до сих пор являются открытыми для всех социальных уровней нашего общества.

Проблема: Лексический состав языка уникален: он разнообразен и лаконичен одновременно. В нём много двусмысленностей и намёков, посредством которых мастер слова рисует в небольшом рассказе целую жизнь, динамику отношений, оттенки чувств. Но талантлив должен быть не только писатель, без понимающего читателя любой текст – лишь мёртвый набор фраз. Нужно учиться читать.


Глава 1. Проблема чинопочитания в литературе


Проблема чинопочитания корнями своими уходит в древнерусскую литературу, а также в фольклор. Вспомним хотя бы такой жанр, как пословицы. «Маленький чиновник хуже лихорадки», «Писаря пируют – мужики горюют», «Бог сотворил два зла – чиновника и козла» - в этих пословицах чиновник предстаёт как носитель негативного. Можно найти подтверждение отношения к тому, кто получил чин: «Стоячему с сидячим трудно говорить»; даются суждения о моральных качествах чиновника - «Стал сыт, так пропал стыд». О тех, кто по статусу оказывается ниже, тоже сложил народ прописные истины: «Уста медоточивые, а сердце смолой кипит (точь-в-точь о Порфирии), «Вьётся ужом, а топорщится ужом», «Из одного рта и тепло и холодно».

Герои А. Грибоедова (Молчалин), Н.Гоголя (Чичиков, Хлестаков) продолжают повествование о том, что в обществе по-прежнему остаётся актуальной проблема чинопочитания.

В 19 веке эту эстафету принимает Антон Павлович Чехов, мастерски облекая подобную актуальность в банальную встречу двух друзей.


    1. Социальный статус человека

Анализируя данные факты, я задалась вопросами « Что же такое чин ?», «Почему люди так почитают его, и так боятся, почему стремятся к нему.» «В чём актуальность?»

В русском языке слово «чин» имеет следующие синонимы - статус, положение, неравенство, должность и обозначает «служебный разряд, сложившееся состояние, положение».

«Чинопочитание» - почитание старших по чину, по служебному положению.

В России в 17 в появился « Табель о рангах». Документ периодически видоизменялся и до 1917 года все государственные служащие, включая армию или дворян, имели чины. Чины делились на классы, их было 14 - ( «14» был самым низшим.) Коллежский асессор (8 класс) имел право на личное дворянство. Для мелких дворян чин являлся верхом желаний, они получали «капитана».

«Статский» - чин 5 класса – существовал для заместителей губернаторов или директоров департамента в министерстве ( в армии между полковником и генералом).

«Тайный» - 3 класс - …………………….


В наше время нет чинов, но есть начальники и подчинённые, есть понятие об образовании. Мне стало интересно, что о карьерном росте своих друзей, родственников, знакомых думают люди. Я провела опрос в виде анкеты

Анкета №1

1.Что такое чинопочитание?

2.Изменится ваше отношение к человеку, если узнаете , что он выше вас по должности?

3.Какие чувства возникнут в вашей душе, если узнаете, что друг стал успешнее ( получил высокую оценку, красный диплом, стал начальником)?

4.Как вы считаете, существует ли в нашем обществе проблема социального неравенства?

5.Вы согласны, что социальное положение отрицательно влияет на взаимоотношения людей?


и получила следующие результаты…………

В анкетировании участвовало 15 человек:

1. Чинопочитание – это подчинение (10 человек), - уважение по званию (5 человек);

2. Изменится отношение – 11;

3. Чувства зависти – 12;

4. Проблема социального неравенства существует – 15;

5. Согласны, что социальное положение отрицательно влияет на взаимоотношения людей – 15.




















2 Основное содержание

2.1Влияние социального положения на взаимоотношения людей

Исследование пословиц, произведений, результаты анкеты показали, что чинопочитание является «вечной» проблемой нашего общества, т.е не перестающей существовать. А.П.Чехова, живший в 19 веке, тоже не остался в стороне, он довольно мастерски нарисовал картину раболепия и зависти, а также показал пропасть, возникшую между людьми, бывшими приятелями..

В рассказе А.П.Чехова « Толстый и тонкий», на первый взгляд, происходит довольно банальная сцена встречи двух друзей детства. Они рады такой приятной неожиданности. Тонкий представляет толстому своё семейство, вспоминает фрагменты их былой жизни, рассказывает о роде своих занятий в настоящем времени и … всё протекает довольно ровно, пока приятели не затрагивают вопрос о нынешних своих заслугах. Тонкий вроде бы всем доволен: сын-гимназист, жена-лютеранка, сносный доход, чин коллежского асессора. Но после того, как он узнаёт, что приятель уже «статский», поведение резко меняется.

Рассмотрим, как А.Чехов показывает, что одно лишь упоминание о чине становится причиной размолвки двух друзей детства.


Объём текста - 57 строк, 511 слов, 2956 знаков - менее 2 страниц текста. Что можно вместить в такой объём?


2.2 Особенности содержания текста

Композиция рассказа построена по схеме классической пятичастной драмы, отражая необходимые этапы развития конфликта. Каждая часть рассказа точно отражает эти фазы. Размеры этих пяти частей (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка) находятся между собою в оптимальном соотношении.

Экспозиция - Изображение Времени, Пространства и Действующих лиц до начала нарушения равновесия (до конфликта).

Завязка – встреча (все трое были приятно ошеломлены)

Начало действия – нарушение равновесия.

Кульминация - Высшая точка конфликта, где становится ясен его исход. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А? — Нет, милый мой, поднимай повыше,—

Развязка – « тонкий вдруг сгорбился, сузился - все трое были приятно ошеломлены»)

На первый взгляд, встреча длится не более 3-4 минут. Но так ли это? Два человека, антагонисты по всем параметрам - по внешности, складу характеров, происхождению, жизненным принципам всю жизнь шли, казалось бы, на параллельных курсах - но на самом деле находились в условиях ожесточённого соревнования, хотя расстались, наверное, сразу после гимназии и с той поры более не виделись. Встреча эта никак не может быть названа случайной: это видимая развязка событий, начало которых уходит в детские годы наших героев. Так что временные рамки рассказа никак не менее 30-40 лет (а это уже целая повесть!)



2.3Функции повествования

. Название уникально, соответствует содержанию. Сильная экспозиция здесь потому, что уже в описании героев содержится громадная разница потенциалов, которая настраивает читателя на ожидание неизбежного конфликта. Один - толстый, другой - тонкий, один доволен, другой - измучен, один - налегке, без спутников, второй обременён и скарбом и семейством.   Встреча приятелей обнажает душу каждого. Это блаженный момент возвращения к детскому, забытому состоянию, моментальный бросок на много лет назад - машина времени. Перед нами вдруг появляются не два солидных мужа, а два мальчугана - Порфирий и Миша. А где мальчики - там непременно драка, будьте уверены.

Тонкий (обычно жёлчные натуры отличаются худобой) после первой искренней радости узнавания друга убеждается, что толстый как был, так и остался прежним "душонком" и "щёголем". Несомненно, тонкий всегда завидовал своему другу. И в этот первый момент встречи Порфирий догадывается, что и теперь, спустя много лет, перед ним человек, более преуспевший в жизни, чем он сам. Первое инстинктивное намерение - узнать, так это или нет ("Ну, что же ты? Богат? Женат?"), он сам же подавляет (а вдруг это именно так?!!) и, не давая открыть рта собеседнику, идёт в атаку, хвастаясь своими приобретениями (жена-лютеранка, сын-гимназист). Скрытая и, скорее всего, самим тонким неосознаваемая до конца, агрессия есть и в дальнейших воспоминаниях - о том, что толстого дразнили Геростратом. Почему он тут же вспоминает и свою кличку - Эфиальт ("за то, что ябедничать любил")? - Может, по инерции, но, скорее, потому что перед нами действительно два старых друга, которым скрывать друг от друга нечего - ("детьми были!"). А что соперничество было и есть - ничего страшного, между друзьями бывает. Поэтому в искренность радости героев читатель верит.

Далее напор тонкого нарастает. В ответ на вопрос о своих достижениях он перечисляет: служит коллежским асессором (в табели о рангах это чин, по достижении которого давалось личное дворянство - вот причина торжествующего тона Порфирия!), имеет орден (Станислава третьей степени, то есть низшая награда за выслугу лет), жена подрабатывает уроками музыки, а сам, чтобы прокормиться, делает дома портсигары на продажу чуть ли не оптовыми партиями - ("перебиваемся кое-как").

Действий внешних практически нет: встретились, обнялись, поговорили, расстались

Портреты даны через перечисление ярких внешних признаков - не только зримых. Здесь указывается даже на то, какие запахи сопровождают каждого героя: от толстого пахнет дорогим одеколоном и дорогим вином. От тонкого, ехавшего, как можно догадаться, не в первом классе, - ветчиной и кофе.

Многочисленные картонки и коробки, которыми увешан тонкий, - свидетельство того, что носильщика взять ему не по карману. И дальнейшие слова диалога подтверждают, что Порфирий стеснён в средствах

Диалог представляет собою главное событие рассказа. По структуре он делится на две основные части: в первой тонкий, захлёбываясь от самодовольства, перечисляет свои, прямо скажем, не слишком большие достижения; во второй - эти же достижения он представляет как что-то совершенно ничтожное. Если проводить аналогию с военными действиями, в первой фазе тонкий наступает, во второй - позорно отступает и признаёт своё поражение



2.4 Анализ полноты образов героев

Имя Михаил, как заметил П.А.Флоренский в работе "Имена", придаёт его носителю два противоположных свойства: подобно медведю (Мишка) он может быть медлительным и выглядеть добродушным увальнем; но в ярости он стремительный и опасный хищник. Такое понимание имени объясняет отчасти резкий поворот в настроении толстого - от радости - к гневу и презрению.

Михаил (евр. - кто как Бог, равный Богу) - Архангел, имеющий предназначение огненным мечом карать Божиих врагов. Функция толстого Миши в рассказе тоже можно сказать - карающая. Он изничтожает тонкого Порфирия, ставя точку в его моральном облике и как бы подводя итоги трудной жизни этого человека. Пышущий здоровьем любитель хорошей жизни (Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёр-д'оранжем) Занимает высокое положение - (Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.) Тонкий называет его - Миша.

Имя Порфирий подходит персонажу: по толкованию Б.Хигира, аккуратен, импозантен. Любит всё делать своим руками, изобретателен (отсюда - мастерит портсигары из дерева), любит, чтобы в доме был порядок и чистота (поэтому и жена - немка), а сыновья - его гордость. Кстати, имя сына - Нафанаил - означает в переводе с еврейского "дар Божий" (несомненно, папин избалованный любимчик). Худой, высокий, вероятно, жёлчный человек.

Вероятно, из мещан, так как хвастается, что получил чин коллежского асессора и имеет поэтому личное дворянство. Скорее всего, вырос без отца, так как в гимназии любил ябедничать. Доносительство в русской мужской традиции было нетипичным явлением. Был бы у Порфирия жив отец, он наверняка отбил бы у сына охоту к этому. (Интересно, что имя его в святцах восходит к мученику Порфирию, внебрачному сыну императора Флавия, который не признавал его за сына. Имя намекает, что с детства он без мужской опёки.

Жена-немка с длинным подбородком, сын - ученик третьего класса гимназии. Сын стесняется отца. Это видно по тому, что после того, как отец говорит, что они вместе в гимназии учились, Нафанаил прячется за его спину (если это друг детства, то такой же неудачник, и нечего с ним разговаривать.

По службе продвижение небольшое, - коллежский асессор. Но это уже повод для хвастовства, так как получение этого разряда давала личное дворянство. Назначен столоначальником, то есть руководителем низшего структурного звена в государственном учреждении. Чин коллежского асессора мог получить только обладатель лицейского или университетского диплома, но, судя по тому, что он уже человек в возрасте, чин этот ему дали в виде исключения за многолетнюю службу. Видимо, так же за служебное рвение назначили столоначальником, хотя на такую должность обычно ставили чиновников не 8-го, а 7-го разряда (надворных советников)

.В гимназии дразнили Эфиальтом за то, что ябедничать любил". (Эфиальт - предатель, который в битве при Фермопилах в 480 году провёл в тыл спартанцам войска персидского царя Ксеркса ) Толстый называет его по имени – Порфирий.

Образы героев раскрываются также при помощи знаков препинания: толстого сопровождают только восклицательные знаки – значит он вполне доволен жизнью; тонкий же говорит отрывисто, словно стараясь скрыть неполноту существования – отсюда одни лишь многоточия.






























3. Заключение

В ходе своей работы я также предложила проанализировать рассказ Чехова учащимся 6 класса. Для этого я провела анкету №2

Анкета №2 Ответы:

1. Кто главный герой рассказа?........................тонкий - , толстый –

2. Что испортило встречу?.................................зависть –12

3. Что будет, если герои поменяются мес-

тами?....................................................................то же самое – 12

4. Почему автор назвал рассказ «Толстый и

тонкий», а не «Встреча друзей»?.......................потому что их разделил статус

5. Кто виноват в ссоре?......................................тонкий - 12

Результаты анкеты и анализ текста показали, что чин делит людей на «высших» и «низших», что статус является причиной размолвок между друзьями, служебная лестница никогда не примирит начальников и подчинённых. Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» показывает: отношения могут быть испорчены сразу же при одном упоминании о чине (тонкий: « Ну, а ты как , небось уже статский?

- Нет, милый мой, поднимай повыше,- сказал толстый.- Я уже до тайного дослужился...

……………………………………………………………………………………………………...
Тонкий вдруг побледнел, окаменел,……………..и вдруг перешёл на «вы».

Таким образом, исследования подтверждают, что проблема чинопочитания одна из «вечных», и остаётся актуальной в наши дни. Почему она существует, и как её ре преодолеть – на эти вопросы пытались ответить классики, над ними будут думать ещё многие поколения.








Литература




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Гнатенко Алена Ростиславна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128051


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства