kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мир уцелел, потому что смеялся (урок-путешествие в страну Советов по рассказу М.Зощенко «Стакан»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

доказать, что рассказы М. Зощенко современны и актуальны;

совершенствовать умения анализа литературного произведения;

вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к литературе вообще.

Оборудование:

портрет М. Зощенко;

выставка репродукций картин, изображающих эпоху строительства социализма;

видеоролик  «Широка страна моя родная…»;

видеоролик  «Календарь важных дат»;

предметы (стакан);

словари;

исторические материалы;

единые билеты на городской транспорт

Ход урока

I. Орг.момент. Приобретение единых билетов на городской транспорт. Красные билеты учащимся со средними учебными показателями, синие- с высоким уровнем интеллектуального развития. Столы имитируют два трамвая.

II.Погружение в эпоху 20-х гг.XX века

Видеоролик  «Широка страна моя родная…», фотоматериалы о достижениях в стране на тот период времени.

(В 1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве. Эта выставка отражает все стороны жизни Советского Союза, эпохи строительства социализма. Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной революции воспевались и в литературе того времени).

- А все ли было так гладко?Что бросается в глаза? (Внешне страна могучая и сильная, нона деле – больная, опустошенная.Сплошное противоречие. Героем новой эпохи становится мещанин–накопитель, стяжатель, противник в сфере морали, рассадник пошлости).

-Кто из советских писателей одним из первыхобозначил эти противоречия,  глубокое несоответствие эпохи?(Конечно же, М.М.Зощенко - продолжатель лучших традиций Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.П.Чехова).

III. Эпоха М.Зощенко. Видеоролик  «Календарь важных дат»

(Рассказы Зощенко сначала были необычайно популярны, журналы оспаривали право печатать его произведения. Но все это было временно. Писатель так безошибочно угадывал все, что происходило в стране, что в конце концов ему предъявили обвинение.

Рассказов писателя боялись, поскольку они не были безобидны, они были сатирическими).

- Вспомним, чем отличаются юмор и сатира? Вы можете обратиться к словарю.

Юмор - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.

Сатира - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности).

IV.Анализ рассказа «Стакан»

Прием «АССОЦИАТИВНОЙ КАРТЫ»

ПОЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

ПРИЕМ «Ключевое слово»

Прием «ТОЛСТЫХ И ТОНКИХ ВОПРОСОВ»

ПРИЕМ «КЛАСТЕР»

-Сегодня нам предстоит знакомство с героями одного из рассказов советского писателя. Название рассказа  вы легко узнаете, отгадав загадку:

Стеклянный и граненый, полезен дома и в пути.

Везде он может пригодиться — нужнее вещи не найти.

Его найдете вы в вагоне, в кафе и дома близ еды.

В него нальете что угодно — компот, чай, сок или воды. (Стакан).

Демонстрация граненого стакана

-Знаком ли вам этот предмет? Запишите в левой колонке тетради ассоциативный ряд, связанный с этим словом (Чаепитие, душевные разговоры, мороженое, лепка пельменей, мерка для продуктов …)

Стакан принес в нашу жизнь немало выражений, ставших крылатыми, например, «найти истину на дне стакана», «без стакана не разберешься», «стакан наполовину пуст или наполовину полон», «буря в стакане воды», «устаканиться».

- Представьте, что вы пригласили в гости друга, во время чаепития он случайно разбил стакан. Как вы поступите? Как поступит он?

Мне очень по душе ваша искренность, находчивость, доброжелательность. Совершенно иначе поступают герои рассказа Зощенко.

Чтение рассказа «Стакан»(Предварительное пояснение: деверь – брат мужа).

-Вы так живо, искренно, весело отзывались на рассказ что не надо спрашивать, понравился ли он. Смех – высшая ваша оценка.

- О ЧЕМ РАССКАЗ? ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА ССОРА МЕЖДУ ГЕРОЯМИ?

-Что же вызывает смех при чтении рассказа? Зачитайте смешные моменты в рассказе.

- К каким произведениям вы бы его отнесли к юмористическим или сатирическим? Что же высмеивает писатель? (Мелочность людей, такой пустяк стал причиной ссоры). С помощью каких приёмов удалось автору показать истинное лицо героя 20-ых годов XX века?

-Пришло время представить героев рассказа «Стакан». Кто они и сколько их? (Рассказчик,  вдова Марья Васильевна Блохина, брат покойного Петр Антонович Блохин). ТРИ- МАГИЧЕСКАЯ ЦИФРА В ЛИТЕРАТУРЕ

-Давайте проследим, как говорят наши герои, какие слова преобладают в их речи? О чём это свидетельствует?(Язык открывает истинное лицо героев, разоблачает, выдаёт их подлинную сущность. Он свидетельствует об отсутствии уважения к окружающим («дьяволы», «паразит», «чертям», «тьфу на всех»…). В их речи много сниженных слов, что говорит о малообразованности, низкой культуре («припёрлось», «стакашек», «кокнул», «делов», «колбасится»,  «тюкнули», «морды надо арбузом разбивать»)- I группа.

-Разве писатель не знал хороших слов?(Напоминаем, что М.Зощенко родом из культурной столицы – Петербурга.Сниженная, неверная речь, - литературный приём, вызывающий наш смех над бескультурьем).

-Какие фамилии имеют герои рассказа? Как это их характеризует? Какой художественный приём используется здесь М.Зощенко? (М.Зощенко  использует приём говорящих фамилий, когда фамилии героев являются средством их характеристики.Недаром зачинщики острого конфликта герои с «говорящей» фамилией Блохины, т.е. блохи - кровососущие насекомые, паразиты.Только кровососы могут «раздуть пожар» по поводу случившегося и ещё хуже - довести дело до суда, чтобы ответчик «заплатил 2-гривенный» «пострадавшей» стороне)- II группа.

-Слышен ли голос автора в рассказе?  Как выражает он свое отношение к героям и их поступкам? (Возможна дискуссия: некоторые считают, что автор  и есть главный герой рассказа, что он пишет о себе. Другие- что автор молчит, находится в стороне, а герои действуют сами по себе. Приходим к выводу, что автор высказывает свое отношение не прямо, а косвенно: сквозь смех виден его грустный взгляд. Как будто он говорит: на что люди растрачивают свою жизнь?)

Мы уже обнаружили с вами умелое использование писателем несколько приемов, вызывающих комический эффект. А вот об одном забыли. Никто не подскажет? Комический сюжет основан на несоответствии причины и следствия:

 

- Маляр скончался, а вдова пикничок на 40-й день устроила.

- Душа, знаете, не принимает.

Повод печальный, а устраивается пикничок, т.е. веселое развлекательное сборище. Вещи эти несовместные.

- Повод ссоры пустяшный, а дело дошло до суда. Герой грозит обидчикам не больше, не меньше – трибуналом.

Еще очень смешна антитеза: «ничего я на это не ответил, только говорю…»

 

Проблематика и актуальность произведения

-В чем современность рассказов Зощенко? (Изменилось время, но люди часто разменивают жизнь на пустяки, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и даже себе. Отдельные герои Зощенко не страшны, они «мелкое», ничтожное зло. Но собранное вместе, оно становится страшным.)

Художник выбрал такую ситуацию и так ее подал, чтобы мы рассмеялись, осуждая недостойное поведение людей.

 

 

 

Подведение итогов. РЕФЛЕКСИЯ

- Вспомните, при каких обстоятельствах встретились наши герои? (На поминках.)

- И чем закончилась эта встреча? (Судом и даже угрожали трибуналом.)

 Неспроста в начале рассказа упоминаются поминки, а это значит, что пришедшие к вдове должны помянуть душу умершего, потому как именно на сороковой день душа покидает этот мир.

- Встречается ли слово «душа» в тексте и с каким героем оно (слово) связано?  Каким контекстным синонимом автор заменил слово «душа» в конце произведения и почему?

- Чем занимался в мирской жизни покойник? Какой философский смысл кроется в его профессии? Но почему тогда он носит говорящую фамилию?

Тонкий психолог,  Зощенко взял за основу два времени: что было? и что стало?

Теперь после знакомства с произведением М.Зощенко, вернитесь к - своим записям и в правой колонке запишите, символом чего является стакан?

 

Несмотря на то, что стакан треснул, причём треснул в трёх местах, мир всё - таки уцелел. Как вы думаете, почему?

(Смех помог миру уцелеть. Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «Смех исправляет нервы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу.)

Прибытие трамвая к конечной остановке. Звучит аудиозапись

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мир уцелел, потому что смеялся (урок-путешествие в страну Советов по рассказу М.Зощенко «Стакан»)»

Тема урока: Мир уцелел, потому что смеялся (урок-путешествие в страну Советов по рассказу М.Зощенко «Стакан»)

Цели урока:

доказать, что рассказы М. Зощенко современны и актуальны;

совершенствовать умения анализа литературного произведения;

вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к литературе вообще.

Оборудование:

портрет М. Зощенко;

выставка репродукций картин, изображающих эпоху строительства социализма;

видеоролик «Широка страна моя родная…»;

видеоролик «Календарь важных дат»;

предметы (стакан);

словари;

исторические материалы;

единые билеты на городской транспорт

Ход урока

I. Орг.момент. Приобретение единых билетов на городской транспорт. Красные билеты учащимся со средними учебными показателями, синие- с высоким уровнем интеллектуального развития. Столы имитируют два трамвая.

II.Погружение в эпоху 20-х гг.XX века

Видеоролик «Широка страна моя родная…», фотоматериалы о достижениях в стране на тот период времени.

(В 1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве. Эта выставка отражает все стороны жизни Советского Союза, эпохи строительства социализма. Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной революции воспевались и в литературе того времени).

- А все ли было так гладко?Что бросается в глаза? (Внешне страна могучая и сильная, нона деле – больная, опустошенная.Сплошное противоречие. Героем новой эпохи становится мещанин–накопитель, стяжатель, противник в сфере морали, рассадник пошлости).

-Кто из советских писателей одним из первыхобозначил эти противоречия, глубокое несоответствие эпохи?(Конечно же, М.М.Зощенко - продолжатель лучших традиций Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.П.Чехова).

III. Эпоха М.Зощенко. Видеоролик «Календарь важных дат»

(Рассказы Зощенко сначала были необычайно популярны, журналы оспаривали право печатать его произведения. Но все это было временно. Писатель так безошибочно угадывал все, что происходило в стране, что в конце концов ему предъявили обвинение.

Рассказов писателя боялись, поскольку они не были безобидны, они были сатирическими).

- Вспомним, чем отличаются юмор и сатира? Вы можете обратиться к словарю.

Юмор - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.

Сатира - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности).





IV.Анализ рассказа «Стакан»











Прием «АССОЦИАТИВНОЙ КАРТЫ»







ПОЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА









ПРИЕМ «Ключевое слово»





Прием «ТОЛСТЫХ И ТОНКИХ ВОПРОСОВ»

ПРИЕМ «КЛАСТЕР»

-Сегодня нам предстоит знакомство с героями одного из рассказов советского писателя. Название рассказа вы легко узнаете, отгадав загадку:

Стеклянный и граненый, полезен дома и в пути.

Везде он может пригодиться — нужнее вещи не найти.

Его найдете вы в вагоне, в кафе и дома близ еды.

В него нальете что угодно — компот, чай, сок или воды... (Стакан).



Демонстрация граненого стакана

-Знаком ли вам этот предмет? Запишите в левой колонке тетради ассоциативный ряд, связанный с этим словом (Чаепитие, душевные разговоры, мороженое, лепка пельменей, мерка для продуктов …)

Стакан принес в нашу жизнь немало выражений, ставших крылатыми, например, «найти истину на дне стакана», «без стакана не разберешься», «стакан наполовину пуст или наполовину полон», «буря в стакане воды», «устаканиться».

- Представьте, что вы пригласили в гости друга, во время чаепития он случайно разбил стакан. Как вы поступите? Как поступит он?

Мне очень по душе ваша искренность, находчивость, доброжелательность. Совершенно иначе поступают герои рассказа Зощенко.

Чтение рассказа «Стакан»(Предварительное пояснение: деверь – брат мужа).

-Вы так живо, искренно, весело отзывались на рассказ что не надо спрашивать, понравился ли он. Смех – высшая ваша оценка.

- О ЧЕМ РАССКАЗ? ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА ССОРА МЕЖДУ ГЕРОЯМИ?

-Что же вызывает смех при чтении рассказа? Зачитайте смешные моменты в рассказе.

- К каким произведениям вы бы его отнесли к юмористическим или сатирическим? Что же высмеивает писатель? (Мелочность людей, такой пустяк стал причиной ссоры). С помощью каких приёмов удалось автору показать истинное лицо героя 20-ых годов XX века?

-Пришло время представить героев рассказа «Стакан». Кто они и сколько их? (Рассказчик, вдова Марья Васильевна Блохина, брат покойного Петр Антонович Блохин). ТРИ- МАГИЧЕСКАЯ ЦИФРА В ЛИТЕРАТУРЕ

-Давайте проследим, как говорят наши герои, какие слова преобладают в их речи? О чём это свидетельствует?(Язык открывает истинное лицо героев, разоблачает, выдаёт их подлинную сущность. Он свидетельствует об отсутствии уважения к окружающим («дьяволы», «паразит», «чертям», «тьфу на всех»…). В их речи много сниженных слов, что говорит о малообразованности, низкой культуре («припёрлось», «стакашек», «кокнул», «делов», «колбасится», «тюкнули», «морды надо арбузом разбивать»)- I группа.

-Разве писатель не знал хороших слов?(Напоминаем, что М.Зощенко родом из культурной столицы – Петербурга.Сниженная, неверная речь, - литературный приём, вызывающий наш смех над бескультурьем).

-Какие фамилии имеют герои рассказа? Как это их характеризует? Какой художественный приём используется здесь М.Зощенко? (М.Зощенко использует приём говорящих фамилий, когда фамилии героев являются средством их характеристики.Недаром зачинщики острого конфликта герои с «говорящей» фамилией Блохины, т.е. блохи - кровососущие насекомые, паразиты.Только кровососы могут «раздуть пожар» по поводу случившегося и ещё хуже - довести дело до суда, чтобы ответчик «заплатил 2-гривенный» «пострадавшей» стороне)- II группа.

-Слышен ли голос автора в рассказе? Как выражает он свое отношение к героям и их поступкам? (Возможна дискуссия: некоторые считают, что автор и есть главный герой рассказа, что он пишет о себе. Другие- что автор молчит, находится в стороне, а герои действуют сами по себе. Приходим к выводу, что автор высказывает свое отношение не прямо, а косвенно: сквозь смех виден его грустный взгляд. Как будто он говорит: на что люди растрачивают свою жизнь?)



Мы уже обнаружили с вами умелое использование писателем несколько приемов, вызывающих комический эффект. А вот об одном забыли. Никто не подскажет? Комический сюжет основан на несоответствии причины и следствия:



- Маляр скончался, а вдова пикничок на 40-й день устроила.

- Душа, знаете, не принимает.

Повод печальный, а устраивается пикничок, т.е. веселое развлекательное сборище. Вещи эти несовместные.

- Повод ссоры пустяшный, а дело дошло до суда. Герой грозит обидчикам не больше, не меньше – трибуналом.

Еще очень смешна антитеза: «ничего я на это не ответил, только говорю…»



Проблематика и актуальность произведения

-В чем современность рассказов Зощенко? (Изменилось время, но люди часто разменивают жизнь на пустяки, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и даже себе. Отдельные герои Зощенко не страшны, они «мелкое», ничтожное зло. Но собранное вместе, оно становится страшным.)

Художник выбрал такую ситуацию и так ее подал, чтобы мы рассмеялись, осуждая недостойное поведение людей.







Подведение итогов. РЕФЛЕКСИЯ

- Вспомните, при каких обстоятельствах встретились наши герои? (На поминках.)

- И чем закончилась эта встреча? (Судом и даже угрожали трибуналом.)

Неспроста в начале рассказа упоминаются поминки, а это значит, что пришедшие к вдове должны помянуть душу умершего, потому как именно на сороковой день душа покидает этот мир.

- Встречается ли слово «душа» в тексте и с каким героем оно (слово) связано? Каким контекстным синонимом автор заменил слово «душа» в конце произведения и почему?

- Чем занимался в мирской жизни покойник? Какой философский смысл кроется в его профессии? Но почему тогда он носит говорящую фамилию?

Тонкий психолог, Зощенко взял за основу два времени: что было? и что стало?

Теперь после знакомства с произведением М.Зощенко, вернитесь к - своим записям и в правой колонке запишите, символом чего является стакан?



Несмотря на то, что стакан треснул, причём треснул в трёх местах, мир всё - таки уцелел. Как вы думаете, почему?

(Смех помог миру уцелеть. Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «Смех исправляет нервы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу.)

Прибытие трамвая к конечной остановке. Звучит аудиозапись































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Адыгаева Ольга Ивановна, Миндибекова Снежанна Сергеевна

Дата: 18.10.2018

Номер свидетельства: 481040


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства