Разработка урока по повести И.С.Тургенева «Ася» «А счастье было так близко»
Разработка урока по повести И.С.Тургенева «Ася» «А счастье было так близко»
Цель: через проблемно-содержательный анализ раскрыть идею произведения
Форма урока: учебно-исследовательская групповая работа по произведению
Читательские стратегии: кластер, анализ символов, композиционный, сопоставительный анализ
Ход работы.
1. Проблемный анализ. На доске ученики фиксируют проблемы, которые остались для них нерешенными после прочтения произведения.
2. Группы получают маршрутные листы с заданием, на выполнение которых дается 20 минут. По истечении заданного времени каждый человек группы освещает ответ на вопрос, делает выводы по собранному материалу и определяет, как этот материал решает одну из заявленных проблем.
3. Группы, выполняющие другие задания, задают вопросы отвечающим на уточнение и записывают выводы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по повести И.С.Тургенева «Ася» «А счастье было так близко» »
Разработка урока
по повести И.С.Тургенева «Ася»
«А счастье было так близко»
Цель: через проблемно-содержательный анализ раскрыть идею произведения
Форма урока: учебно-исследовательская групповая работа по произведению
Читательские стратегии: кластер, анализ символов, композиционный, сопоставительный анализ
Ход работы.
Проблемный анализ. На доске ученики фиксируют проблемы, которые остались для них нерешенными после прочтения произведения.
Группы получают маршрутные листы с заданием, на выполнение которых дается 20 минут. По истечении заданного времени каждый человек группы освещает ответ на вопрос, делает выводы по собранному материалу и определяет, как этот материал решает одну из заявленных проблем.
Группы, выполняющие другие задания, задают вопросы отвечающим на уточнение и записывают выводы.
Маршрут № 1
Работа по главе 1.
1.Какое место занимает глава в композиции: ЭКСПОЗИЦИЯ, ЗАВЯЗКА, КУЛЬМИНАЦИЯ, РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ, РАЗВЯЗКА.
2. Образ рассказчика. Его два Я (характер, увлечения, мировоззрение, цели)
Я-герой (в молодости)
Я - рассказчик
Сколько лет
характер
увлечение
мировоззрение
Цели в жизни
Отношение к людям
Отношение к любви
Отношение к природе
3. Определите роль пейзажа:
а) судья над людьми
б) фон, на котором развивается действие
в) отражает настроение героя
г) предсказывает развязку
Свое мнение обоснуйте
4. Раскройте символику образов реки, дерева, статуи Мадонны, лодки, вытащенной на берег, музыки
Маршрут № 2
Работа по главе 2.
1.Какое место занимает глава в композиции: ЭКСПОЗИЦИЯ, ЗАВЯЗКА, КУЛЬМИНАЦИЯ, РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ, РАЗВЯЗКА.
2. Гагин и герой –рассказчик
Что сблизило двух молодых людей? Чем Гагин отличался от других русских за границей?
Сравните
Портреты
Гагин
Ася
Герой-рассказчик
Настроение
Характеры
Место, выбранное для жилья
городок Л.
Городок З.
Тайна имени
Почему только фамилия?
Анна – грация, миловидность,
Анастасия – рожденная заново
Почему нет имени?
3. Роль пейзажа:
а) судья над людьми
б) фон, на котором развивается действие
в) отражает настроение героя, раскрывает его образ
Анализ глав 4,5,6 «Что за хамелеон эта девушка!». Раскройте загадку образа Аси
Ася
поведение
Оценка окружающими
Оценка автором
Ценности
В чем таится разгадка изменчивости характера Аси? (гл.8)
Заполните таблицу, выразив свое отношение к героине
притягательное
отрицательное
Маршрут 4
Гагин и рассказчик. В чем близость или разность этих героев?
Как сложилась их судьба? (гл. 22)
ЧТО МОЖНО БЫЛО ПРЕДСКАЗАТЬ ЗАРАНЕЕ
Главы 7,8
Гагин
рассказчик
Стр.299
Стр.299
Стр.305
Стр.303, гл 7
воспитание
образование
интересы
увлечения
Философия или мировоззрение
Маршрут 5. Глава 9. Заполните ассоциативный ряд, который был бы подтвержден самим текстом
Какой смысл вкладывает автор в упоминание сказки о Лорелее?
Зачем вводит мотив мистики или гадания (через какие образы)?
Раскройте символику образов луча, птицы, музыки?
Сравните настроение героя и Аси а 11, 12 главах. Чем вызван диссонанс?
герой
Ася
5.В этих главах появился мотив крыльев. Рассмотрите картины М.Шагала «Влюбленные над городом», «Прогулка». К каким эпизодам вы могли бы подобрать эти картины. На какие размышления они вас навели?
Маршрут 6. Главы 15-16.
1.Какое место занимает главы в композиции: ЭКСПОЗИЦИЯ, ЗАВЯЗКА, КУЛЬМИНАЦИЯ, РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ, РАЗВЯЗКА.
2. Сравните настроение и состояние героев
Ася
герой
Настроение
Состояние
Речь
Мимика
3. «А счастье было так близко». Кто виноват, что оно не осталось с героями?
4.Прочитайте суждение о героях на стр.327-328. С чьим высказыванием вы согласны, а с чьим могли бы поспорить? Ваши аргументы