Урок внеклассного чтения по литературе (9 класс) «У счастья нет завтрашнего дня» (По повести И.С. Тургенева «Ася»)
Урок внеклассного чтения по литературе (9 класс) «У счастья нет завтрашнего дня» (По повести И.С. Тургенева «Ася»)
И.С. Тургенев вошел в русскую литературу как художник, запечатлевший духовный облик своего современника. На примере анализа повести "Ася" помочь учащимся убедиться в том, что выбор жизненной позиции и социальная значимость человека напрямую зависят от его нравственных сил.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по литературе (9 класс) «У счастья нет завтрашнего дня» (По повести И.С. Тургенева «Ася»)»
Урок внеклассного чтения по литературе (9 класс)
«У счастья нет завтрашнего дня»
(По повести И.С. Тургенева «Ася»)
Кияшова Галина Васильевна,
Погрибенко Елена Ивановна.
Только любовью держится и движется жизнь.
И.С. Тургенев.
Учебные цели:
обучающая:развитие речемыслительной деятельности учащихся через анализ художественного произведения; развивающая:формирование вневременных общепринятых правил культуры взаимоотношений женщины и мужчины; воспитательная: воспитание порядочности, достойного поведения в сложной ситуации.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование нравственно – этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им; развитие формирования собственного отношения к героям повести.
Метапредметные: воспитание думающего и неравнодушного читателя – человека, способного анализировать и критически оценивать прочитанное во время работы в микрогруппах.
Предметные:выявление в повести «Ася» непреходящих нравственных ценностей; овладение при анализе произведения различными формами творческой работы (синквейн, кластер); оценивание поступков литературных героев; понимание авторской позиции; воспитание нравственных качеств, необходимых при выборе жизненной позиции.
В коммуникативной сфере: создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.
В эстетической сфере: воспитывать уважение к русской литературе, эмоциональную отзывчивость; развивать эстетический вкус.
3. Учебный материал урока: текст повести И.С. Тургенева «Ася».
4. Форма работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
5. Виды деятельности: аналитическая беседа, работа в группах, составление синквейнов и кластера.
6.Виды деятельности учащихся: работа в группах, организация и выполнение целевой поисковой работы; разные виды и формы чтения. Исследовательская, интерпретационная и аналитическая деятельность учеников с текстом повести. Самостоятельная работа по прогнозированию названия произведения. Устное высказывание на заданные вопросы, определение причинно-следственных связей в форме синквейна. Формирование собственной оценки в отношении к авторской позиции в рассуждениях о роли настоящей любви в жизни человека. Разработка кластеров. Письменное создание собственного текста.
7. Тип урока по содержанию: поисково – исследовательский.
8. Форма оценивания результатов обученности: Сертификат грамотного читателя.
9. Оборудование и наглядные пособия: компьютер; проектор; текст повести И.С. Тургенева «Ася»; Сертификаты грамотного читателя; «театральная декорация»: одна половина доски оформляется как окно с подоконником, на окне – штора, на подоконнике – горшок с цветущей геранью, подсвечник, раскрытая книга, на ней засушенная веточка герани, рядом пожелтевшие листочки бумаги, свёрнутые записочками.
10. Вид используемых на уроке ИКТ: презентация.
11. Ресурсы сети Интернет: портрет И.С. Тургенева и иллюстрации В. Панова к повести «Ася».
12. Межпредметные связи: МХК.
Ход урока.
Предтекстовый структурный элемент урока.
1)Мотивация учебной деятельности. На примере анализа повести И.С. Тургенева «Ася» помочь учащимся убедиться в том, что выбор жизненной позиции и социальная значимость человека напрямую зависят от его нравственных сил.
2)Целеполагание.Для учителя: Рассмотреть повесть И.С. Тургенева «Ася» как произведение о жизненной позиции.
Для ученика: а) Понять, что значит жить «не оглядываясь»?
б) Задуматься над тем, как выжить «крылатой» натуре в тесном мире «бескрылых» существ?
3) Актуализация ранее полученных знаний.
Учитель: К сегодняшнему уроку внеклассного чтения «У счастья нет завтрашнего дня» вы прочитали повесть И.С. Тургенева «Ася».
(Проекция на экран стихотворных строк).
Любовь, любовь-загадочное слово.
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем старо ты или ново?
Томленье духа ты иль благодать?
Я прочиталаэти красивыестихотворные строки не случайно. Как вы думаете, почему? (Предполагаемые ответы: И в стихах, и в повести говорится о любви. Все о ней, о любви, о серьезном и строгом, о сокровенном и важном).
Учитель: Я согласна с вашим мнением. Тургенев-один из немногих писателей с поэтическим трепетом воспринимает рождение вечно юного чувства-любви. Мир волшебно меняется для того, кто полюбит. Краски становятся ярче, звуки отчетливее, ведь полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты и добра.
Любовь в жизни приходит к каждому, но люди по-разному впускают ее в свое сердце. Почему это так происходит? (Предполагаемые ответы: Каждый человек индивидуален, все мы разные, каждый любит по-своему).
Учитель: Давайте утвердимся в правильности нашего суждения на примере тургеневской повести, глубже почувствовав прочитанное, поняв происходящее и убедившись в том, что выбор поступков человека напрямую зависит от его понятий и нравственных убеждений.
Текстовый структурный элемент урока.
1)Подготовка к вхождению в текст. (Подготовленный ученик представляет сюжет повести И.С. Тургенева «Ася» в форме презентации.)
2)Осмысление текста. Практикум.
Работа в группах. Класс делится на три группы: группа литературоведов, группа литературных критиков и группа исследователей.
Учитель: Каково мнение литературоведов об Асе как о девушке с «огненной головой», олицетворяющей жизнь с её изменчивостью и треволнениями?
(Предполагаемые ответы:
- Ася – девушка непредсказуемая, олицетворяющая жизнь с её изменениями и волнениями. У неё тревожная порывистость души в устремлённости к возвышенно – идеальному. Ася – светлый и чистый женский образ.
- Для господина Н.Н. Ася – полузагадочное существо, соотносящееся с неравновесием и стихийностью, с необычностью и дисгармоничностью («ни одно мгновение не сидела смирно»; «её глаза смотрели прямо, светло, смело»; «смеялась не тому, что слышала, а своим мыслям, приходившим ей в голову»).
Учитель: Каково мнение литературоведов о господине Н.Н., предавшем самого себя, свои «крылатые надежды и стремления»? (Предполагаемые ответы:
- Литературный герой повести, которого полюбила Ася, двадцатипятилетний дворянин Н.Н. Он по характеру жадный до впечатлений, открытый им. Вдали от Родины Н.Н. остро испытывает национальную принадлежность и ответственность перед родной землёй («степной запах» возбудил в душе желание «дышать русским воздухом, ходить по русской земле»).
- Господину Н.Н. свойственны вялость души, отсутствие «цепкости внутреннего жара», неумение пройти испытание счастьем. С ним герой не совпадает во времени, и оно проходит мимо.)
Учитель: Вопросы к группе исследователей. Повесть И.С. Тургенева называется «Ася». Почему? Какое настоящее имя носит литературная героиня? (Предполагаемые ответы:
- Тургеневская повесть названа «Ася» потому, что главная героиня – девушка милая, с лёгким смехом или заплаканными глазами, девушка, которая может подарить счастье.
- Тургеневская героиня – «странная девочка», «полудикая прелесть», её внутренний мир сложный и непонятный для окружающих. Ася - сама переменчивость. Вдумаемся в значение имён: Анна-грация, миловидность, а Анастасия (Ася) – рождённая заново.
- После сцены разрыва с господином Н.Н. Ася не появляется больше на страницах повести. Почему? А потому, что родилась новая женщина – Анна Николаевна, которая уже не будет смотреть на мир «светлыми чёрными глазами», не будет «наклоняться с забавной важностью», не будет «смеяться тихим лёгким смехом», не будет мечтать о полёте. Да, в ней остаётся миловидная грация «Анна», но непосредственной и переменчивой Аси уже не будет.)
Учитель: Слово группе литературных критиков по вопросам: Почему не состоялось счастье героев? Почему они разошлись? (Предполагаемые ответы:
- Потому что душевная жизнь у Аси и Н.Н. протекала по-разному. Ася пережила кульминацию чувств при свидании, а Н.Н. в тот момент был готов только наслаждаться романтическим созерцанием, он тогда не чувствовал в себе того, что снимает благоразумие и осторожность. Осознание чувства любви к нему пришло позднее.
- Следует отметить, что литературный герой Н.Н. всё же правдиво отдаёт себе отчёт в том, что бремя ответственности за судьбу такой неординарной, нравственно-требовательной личности, как Ася, ему не по силам, так как он привык «жить без оглядки», не задумываясь глубоко не только о будущем, но и о завтрашнем дне. Вот почему вместо признания в любви Асе Н.Н. убеждает самого себя: «…завтра я буду счастлив».
- Судьба не дала Н.Н. насладиться счастьем, жестоко наказав его за слабоволие души. Расплатившись за сделанный выбор годами одиночества, в итоге герой понимает, что упустил главное – саму любовь. Он лишил себя воспарённости, счастья «блаженных и тревожных дней» и тем самым перечеркнул собственными руками свою жизнь вообще. Н.Н. остаётся лишь «доживать скучные годы» «бессемейным бобылём», перебирать в особо грустные минуты Асины записочки и хранить, как святыню, подаренный когда-то ею высохший цветок гераниума. У счастья завтрашнего дня не бывает!
- Несостоявшаяся любовь господина Н.Н. – это его вина и его беда, но и как ни парадоксально, его счастье. Нерешительного и слабохарактерного литературного героя посещает высокая любовь, ему дано воспоминание. История любви, воскрешённая памятью, превращает житейский опыт в опыт души, освобождающей его от случайного и высвечивающая в нём вечное, универсальное. Прикосновение к вечности и есть высший смысл любви в повести «Ася». И.С. Тургенев заставляет читателя вместе с литературным героем пережить очищающую трагедию любви.)
Для доказательства всеми группами учащимихся коллективно составляется синквейн о главных героях повести И.С. Тургенева «Ася».
1)Существо.
2)Тургеневское, непредсказуемое.
3)Изменяется, треволнуется, олицетворяет.
4) Призыв к жизни подлинной.
5)Ася.
1)Персонаж.
2)Приятный, но безвольный.
3)Не смог, испугался, не выдержал.
4)Испытание личностной состоятельности.
5)Бобыль Н.Н.
Посттекстовый элемент урока. Выводы. Рефлексия.
1)Заключение.
Учитель: Теперь вспомним все, что мы говорили о выборе жизненной позиции человека на примере повести И.С. Тургенева «Ася», и составим кластер, показывающий положительный и отрицательный выбор жизненной позиции литературными героями повести.
(Учащиеся составляют кластер «Выбор жизненной позиции» главных литературных героев повести И.С. Тургенева «Ася».)
Выбор жизненной позиции
+ Ася
- Н.Н.
смелый
нерешительный
честный
безвольный
искренний
«бескрылый»
Учитель: Теперь предлагаю подумать и записать ваш личный вывод на основе составленного кластера. (Предполагаемые ответы: человеку в жизни легче жить «бескрылым существом», «не оглядываясь», не задумываясь, не волнуясь, не переживая. А «крылатый человек», с открытой душой, с искренним сердцем, с решительными поступками, всегда привлекателен, хотя жить ему очень сложно).
3)Рефлексия.
На заключительном этапе еще раз обращаемся к заявленным в начале урока целям и задачам, обсуждаем, удалось ли их реализовать.
Учитель: От чего зависят выбор жизненной позиции и социальная значимость человека? (Предполагаемый ответ: На примере анализа повести И.С. Тургенева «Ася» стало понятно, что выбор жизненной позиции и социальная значимость человека напрямую зависят от его душевных сил.)
Учитель: Где черпать силы, помогающие принять правильное решение? (Предполагаемый ответ: Необходимо заниматься самовоспитанием, чтобы хватило сил отвечать за принятие решений.)
- Дайте общую оценку сегодняшней работе всего класса, отметьте работу той группы, которая вам показалась наиболее эффективной, убедительной в своих рассуждениях.
6)Домашнее задание: Написать сочинение на одну из предложенных тем (по выбору), опираясь на вопросы, текстовые материалы, отобранные каждой группой, учитывая рассуждения и выводы, прозвучавшие на уроке, собственные мысли и чувства:
а) «Почему быть «крылатым» человеком труднее, чем «бескрылым»?»
б) «Почему я считаю повесть И.С. Тургенева «Ася» произведением о выборе жизненной позиции?»
в) «Как вы понимаете слова финала повести «Ася»: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее-и то не день, а мгновенье»?»