Анализ лирического произведения А.С. Пушкина «Зимний вечер».
Анализ лирического произведения А.С. Пушкина «Зимний вечер».
Данный урок по литературе разработан для учащихся 5 класса в целях: Повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности; Рассмотреть особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении; Научить выразительному чтению стихотворений; Обучить анализу лирического произведения по методам А.П. Журавлева и Б. Ярхо.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Обучить анализу лирического произведения на примере стихотворения
«Зимний вечер» по методам А.П. Журавлева и Б. Ярхо.
Оборудования:мультимедийный проектор, интерактивная доска, текст стихотворения «Зимний вечер», учебник, раздаточный материал, видеоролик на стих А.С.Пушкина, романс О. Погудина, композитор М. Яковлев.
Форма урока:урок-исследование стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер».
Ход урока
I. Организационный момент. (Класс разделен на2 группы)
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем анализировать стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер». Я научу вас, какими еще методами можно понять глубину лирического произведения.
Учитель ставит оценки за чтение стихов наизусть в журнал.
III. Просмотр и прослушивание видеоролика с романсом на стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».
(Перед тем, как дети прослушают романс, учитель дает задание: «Ребята, прослушайте пожалуйста видеоролик, всмотритесь в слайды и скажите, какая картина встает перед вами при прослушивании этого стихотворения, какие чувства, ассоциации у вас возникли?)
IV. Беседа учителя с классом о стихотворении после прослушивания видеоролика. (Отвечают по группам: сначала первая группа, потом вторая).
Примерный ответ учеников: «Глухой зимний вечер. На дворе воет метель — ни зги не видно. В комнатушке тепло — потрескивает затопленная няней печка. Сама няня садит на скамейке и прядет свою пряжу. Котенок играет у ее ног. Пушкин тут же, у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшее бакенбардами молодое лицо, погрустневшие глаза. Он смотрит в темное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается к тому, что делается там, в открытом снежном поле».
V. Объяснение нового материала.
1. Анализ стихотворения «Зимний вечер».
Слово учителя.
- Дорогие ребята, в русской литературе существует схема анализа стихотворения. Этот анализ требует определенной работы над его содержанием, особенностями языка и стихотворной формы. Он должен включать в себя определение жанра (природы поэтического высказывания), выявление лирического сюжета, обозначение темы, истолкование названия, анализ композиции, характеристику лирического героя, выявление организации поэтической речи, анализ языка (специальных изобразительных средств).
А теперь переходим непосредственно к анализу. Для начала вспомним, что такое стихотворение? (Стихотворение — лирическое произведение, как правило, небольшого объема, написанное стихами).
Работа по группам.
Итак, 1 вопрос. Когда и где было написано это стихотворение?
(Стихотворение «Зимний вечер» было написано в 1825 г. в ссылке в Михайловском, в очень тяжелое для поэта время. Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; он серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкиных уехала в Петербург, оставив поэта одного, на попечение няни Арины Родионовны. Стихотворение «Зимний вечер» прекрасно, образно передает это душевное состояние поэта)
2 вопрос. Как поэт описывает снежную бурю?
(Небо, покрытое мглою, неистовый ветер, который кружит в поле снежные вихри, вой ветра, напоминающий то плач ребенка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко запоздалого путника.)
4 вопрос. Можно ли сказать, что это стихотворение - самое грустное стихотворение Пушкина? (Стихотворение действительно грустное, но последние две строчки позволяют говорить о том, что поэт сохраняет бодрое, жизнерадостное настроение: нужно преодолеть, победить грустное настроение.)
5 вопрос.Определить природу поэтического высказывания в этом стихотворении. (Показ конкретной картины - описание зимнего вечера - можно рассматривать как пейзажную лирику. В то же время поэт говорит и о своих чувствах, о своем настроении.)
6 вопрос.Какая тема, идея и сюжет этого стихотворения?
(Пушкин пишет о своем одиночестве, оторванности от близких и друзей.
Размышление поэта о своей горестной судьбе и составляет тему этого стихотворения. Идея заключается в том, что лирический герой верит в то, что он сможет преодолеть все трудности и освободиться).
7 вопрос. Почему стихотворение названо «Зимний вечер»?
(Картина зимней бури с ее завыванием, темнота ночи помогают ярче передать настроение поэта.)
8 вопрос. Что такое композиция? ( Влитературе понятие композиции означает построение литературного произведения, структура его составляющих частей, микротемы, их последовательность и система)
Что представляет собой композиция этого стихотворения?
(Можно выделить три части:В первой части главным действующим лицом является вьюга. Вторая часть целиком посвящена няне и разговору с ней. Третья часть имеет свой художественный смысл: в ней вновь упоминается снежная буря и ветхая лачужка. Мотив преодоления придает последней части оптимистическое звучание).
9 вопрос.Каким предстает перед нами лирический герой этого стихотворения? А вы знаете, кто такой лирический герой? (Образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства).
(Пушкин был очень жизнерадостным, общительным человеком. А его временное затворничество было очень тягостно для него.)
10 вопрос. Каким стихотворным размером написано это стихотворение? (Анализ текста показывает, что «Зимний вечер» написан двусложным размером с ударением на первом слоге. Это хорей).
11 вопрос. Какие изобразительные средства использовал поэт в этом стихотворении?
А какие вы знаете? Что такое эпитет, олицетворение, сравнение, метафора?
(Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения; метафора - вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства; олицетворение - особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления).
-Найдемэпитеты.(«вихри снежные», «ветхая лачужка», «путник запоздалый», «по кровле обветшалой», «бедной юности» и др.)
-Ребята, скажите, для чего нужны эпитеты в стихотворении, что они характеризуют в этом произведении? (Их смысл в том, чтобы украсить речь и сделать ее литературной).
-Найдемсравнения. (Буря сравнивается то со зверем, то с ребенком, то со спутником).
- А что нам помогают увидеть в этом стихотворении сравнения?
(Они помогают увидеть черты сходства или различия отдельных предметов).
Для чего они нужны в стихотворении?(Они применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами)
- А теперь найдемметафоры: жужжанье веретена, завыванье бури. В чем смысл метафоры?(Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи)
2. Анализ стихотворения «Зимний вечер» по методу А.П. Журавлева.
Слово учителя.
- А теперь, ребята, я вас научу, как проводить анализ стихотворения другими методами. Вот, например, существует метод характеристики гласных звуков по их цвету. Автор этой методики - Журавлев. С помощью этого анализа мы сможем увидеть красоту произведения, его тайный смысл, научимся понимать и чувствовать настоящее произведение искусства.
- Записываем в тетрадь. Например, гласный а – обозначает красный цвет, е – темно-зеленый, и – голубой, о – желтый, у - черно-синий, ы – черный, ю – фиолетовый, я – розовый, э – бледно-зеленый.
- Наша задача: посчитать, сколько раз встречается одно и то же гласное.
(Чтобы сократить время, можно самому посчитать и показать классу, какие получились данные):
О – 33
Е – 30
А – 28
И – 15
У – 14
Ы – 4
Я – 4
Ю –2
- В данном стихотворении 81 светлых и 18 темных гласных звуков.
Это говорит о том, что стихотворение несет положительное настроение, оно наполнено добром, светлым смыслом, хотя есть и темные цвета, но это только из-за того, что автор тревожится, печалится и тоскует, а за окном еще и буря.
Преобладание звука «О» свидетельствует о том, что в стихотворении заложен глубокий смысл. Это подтверждается тем, что лирический герой, Пушкин, верит, надеется, что он сможет все преодолеть.
3. Анализ стихотворения «Зимний вечер» по методу Б.Ярхо.
- Для этого мы должны с вамипосчитать количество существительных, глаголов, прилагательных, т.е., ребята, в этом методе вы должны проявить знания в нахождении частей речи, которые вы изучаете на уроках русского языка. Как видите, русская литература очень тесно взаимосвязана с русским языком.
Вывод: Таким образом, все эти части речи, которые мы нашли, характеризуют:
Внешний мир (в данном случае зимний вечер во время бури).
Дом (здесь ветхую лачужку).
Няню поэта Арину Родионовну.
Полученные данные показывают, что в стихотворении много существительных. Они…… Но глаголов по сравнению с ними в 10 раз меньше, действия есть, но не так уж много. Ведь автор находится в ссылке, и он ничего не может сделать, он ждет… И к тому же большинство глаголов совершенного вида. Это говорит о том, что действия непродолжительны, все обязательно закончится, придет время (в нашем стихотворении буря закончится, автор обязательно вернется из ссылки).
Прилагательных, как и глаголов 10, их наличие нам говорит о том, что в стихотворении есть описание, а именно описание бури, лачужки, старушки (няни).
Вывод: Таким образом, проанализировав стихотворение методом Ярхо, мы подтверждаем идею поэтического произведения: лирический герой, окруженный холодом, тоской, мечтает о светлом будущем, надеется и верит в него.
Проанализировать стихотворение по методам А.П. Журавлева, Б. Ярхо в тетрадь.
VI.Подведение итогов урока.
1. Поэт доносит до нас свои мысли, чувства, переживания. «Зимний вечер» помогает увидеть душевное состояние Пушкина в период ссылки в Михайловском. Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури - все это создает настроение томительной тоски. Это стихотворение помогает нам увидеть поэта в один из самых тяжелых периодов его жизни.
2. Учитель подводит итоги работы групп.
VII. Выставление оценок учащимся за работу на уроке.