Цели и задачи урока: продолжить знакомство с пейзажной лирикой А.С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными средствами литературы; нравственное и эстетическое воспитание учащегося, воспитание читательской культуры.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, альбомы художников-пейзажистов, текст стихотворения, карточки.
^ Методы: репродуктивные, частично-поисковые.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II.Опрос домашнего задания.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утёс», «На севере диком» наизусть.
III. Сообщение темы и цели урока.
1. Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с пейзажной лирикой А.С. Пушкина. Нам предстоит отработать навык анализа лирического произведения, повторить художественно-изобразительные средства литературы, научиться находить их в тексте стихотворения и определять их роль.
2. Чтение стихотворении учителем. ЗИМНЕЕ УТРО.
III. Словарная работа.
Аврора – утренняя заря (по имени древнегреческой богини утренней зари).
Вечор – вечером (наречие).
Янтарный – жёлтый, солнечный.
IV. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».
1) Дата написания и публикация.
Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском. Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение.
2) Художественный метод.
Это произведение принадлежит к литературному течению романтизм.
3) Выбор жанра традиции.
Данное стихотворение можно отнести к жанру пейзажная лирика.
4) Основная тема.
Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой.
5) Смысл названия.
Заглавие стихотворения звучит очень поэтично. Только вслушайтесь, «Зимнее утро»! Перед глазами сразу встает природа в белом зимнем убранстве. Таким образом, название выражает содержание произведения в целом.
6) Лирический сюжет и его движение.
Сюжет лирического произведения ослабленный. В основе стихотворения лежит созерцание природы, ставшее импульсом к лирическому переживанию.
7) Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.
На протяжении всей сюжетной линии преобладает линейная композиция. Стихотворение состоит из пяти шестистиший (секстин). В первой строфе автор явно восхищается морозной русской зимой, предлагает спутнице прогуляться в столь прекрасный, солнечный день:
Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А.С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала:
А сейчас? Всё совсем иначе. Это совершенно точно подтверждают следующие строки стихотворения:
Несомненно, здесь присутствуют нотки контраста, которые придают произведению некую изысканность:
8) Основные настроения. Тональность стихотворения.
Читая данное произведение, сердце и душа наполняются положительными эмоциями. Радость, веселье и бодрость наполняют стихотворение. Каждый из вас, наверное, ощущает свежесть, которой проникнуты эти строки.
9) Ритм, размер.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом.
10) Рифмовка, характер рифмы.
Рифмовка смешанная; характер рифмы: точная; первые две строки – женская, третья – мужская, четвертая и пятая – женская, шестая – мужская.
11) Лексика. Языковые средства выразительности.
Положительно окрашенные эпитеты: «друг прелестный», «день чудесный», «великолепными коврами», «прозрачный лес», «веселым треском», «янтарным блеском», «милый друг», «милый берег».
Отрицательно окрашенные эпитеты: «мутном небе», «тучи мрачные», «ты печальная сидела», «поля пустые».
Таким образом, положительно окрашенные эпитеты призваны формировать в душе читателя радостное настроение.
Метафора: «луна желтела».
Олицетворение: «вьюга злилась», «мгла носилась».
Сравнение: «Луна, как бледное пятно».
12) Поэтический синтаксис.
Анафора:
«И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит».
Риторическое восклицание: «Мороз и солнце; день чудесный!»
Риторическое обращение: «друг милый», «друг прелестный», «красавица».
13) Звукопись. Фонетическая окраска стиха.
Аллитерация: в первой строфе неоднократно повторяется согласный звук «с» (звуки зимнего утра); во второй строфе повторяется согласный звук «л» (это придает ощущение холода, мороза).
14) Идея стихотворения, выявленная в процессе анализа.
Таким образом, А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.
- Это стихотворение относится к пейзажной лирике. Что такое пейзаж? /Это картина природы.
- Что такое тема и идея? /Тема – это то, о чём рассказывает автор, что он изображает: события, факты, явления жизни. Идея – основной смысл художественного произведения/
- Итак, какова тема и идея стихотворения? /Тема – рассказ о наступающем зимнем утре. Идея – воспевание красоты, прелести зимнего утра, и не только. Это гимн русской природе/
- Каким настроением проникнуто стихотворение? /Автор хочет донести до нас радостное, бодрое настроение, вызванное таким чудесным днём/
- Какими языковыми средствами автор передаёт нам это настроение? /эпитетами, антитезой, обращениями, восклицательными предложениями, устаревшими словами, олицетворениями/
- Меняется ли в стихотворении настроение? /Да, утро – вечер – утро; настроение: прежде весёлое – грустное – вновь весёлое/
- Но если стихотворение посвящено чудесному утру, зачем Пушкин вспоминает о вечере, когда «вьюга злилась»? /Чтобы, используя приём контраста, подчеркнуть красоту наступившего утра и дня/
- Обратите внимание на первую строчку. Каков её смысл? /Эта строчка вводит в тему и раскрывает идею, а остальной текст комментирует «чудесность» наступающего утра/
- Каким настроением проникнута эта часть? А как автор передаёт это настроение? /Настроение радостное, восторженное. Для его передачи автор использует эпитет чудесный (день); обращение: друг прелестный, красавица; восклицательные предложения; устаревшие слова: сомкнуты негой взоры/
- Далее идёт описание вечера. /Хмурое, печальное. Вьюга – злилась, небо – мутное, луна – как бледное пятно… желтело, мгла – носилась, тучи – мрачные, ты – печальная/
- В конце стихотворения автор описывает зимнее морозное утро. Каким настроением это описание проникнуто? /Чувство его восторженное, радостное/
- Какими словами начинается эта часть? /А нынче…/
- Какой это союз и какова его роль? /Он помогает противопоставить две противоположные картины, чтобы усилить художественное впечатление. Противопоставление в литературе называется антитезой/
- Найдите в стихотворении эпитеты к словам небеса, снег, бес, ель, речка, блеск, треск, печь, лежанка, поля, леса.
- Почему автор использовал слово небеса, а не небо? /Может быть, от большого количества солнца и света небо словно уходит ввысь, оно бесконечно, это уже не небо, а именно небеса/
- Обратите внимание на фразу: «Великолепными коврами, /Блестя на солнце, снег лежит».
- Как называется художественное средство, использованное автором? /Теоретик: сравнение/
- Почему снег как ковёр? /Вечером была метель, снег ещё не примялся, он пушистый и мягкий, именно как ковёр!/
- Настроение у автора улучшается, распространяется на всё окружающее. Автору тесно в комнате, его тянет куда-то. Куда? /На мороз и солнце, на улицу… На простор/
-Почему автора тянет на простор? /Чувства его переполняют, он летит по утреннему снегу и навещает поля, леса, берег. Ему всё это дорого. И он берег называет «милый»/
- Только ли берег мил автору?/Мило и дорого всё, что его окружает/
-Вот что делает с человеком обыкновенное зимнее утро, один обыкновенный чудесный день! А ваше настроение изменилось или нет после нашего урока? /Да, изменилось. Сегодня день, к сожалению, пасмурный, а когда прозвучало это стихотворение, я сразу представил себе морозный солнечный день, и настроение улучшилось/
V. Итог урока. В завершение этой работы я хочу предложить вам творческое задание. Оно направлено на тренировку памяти и усвоение понятия «эпитет».
VI. Выставление оценок с комментарием.
VII. Домашнее задание. Всем – наизусть стихотворение. Отдельным учащимся – нарисовать иллюстрацию к стихотворению.