Урок литературного чтения в 3 классе.
Учитель высшей категории МБОУ
« СОШ № 4 им Т. Г. Шевченко» г. Астрахани
Камалетдинова А. И.
Тема: А. С. Пушкин « Зимнее утро».
Цели урока:продолжить знакомство с творчеством А. С. Пушкина. Учить наблюдать то, что трудно увидеть глазами, то, что происходит в душе героев.Подвести к пониманию того, что эмоции при наблюдении красоты очень важно с кем – то разделить. Учить находить приём контраста и понимать смысл использования. Познакомить с новым литературным выражением «строфа», «эпитет».
Развивать словарный запас, навыки выразительного чтения, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
Воспитывать любовь к русской поэзии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.
-Высказать своё мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы.
-Уметь пользоваться толковым словарём.
-Понять, что в поэтической речи имя прилагательное часто становится художественным определением – эпитетом.
- Часть текста, объединяющая ритмически и по содержанию несколько строк – строфа.
ОБОРУДОВАНИЕ : портрет А. С, Пушкина
ХОД УРОКА.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ :
Смолкли шаги в коридоре.
Урок нам пора начинать.
Поэзии тонкие струны
Будут сегодня звучать.
- МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
На доске портрет А. с. Пушкина. (1799 – 1837)
Мы читать тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный,
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.
Итак, сегодня мы отправляемся в прошлое России, в 19в. С творчеством русского поэта мы знакомы с детства. А сказки этого поэта помните? Чему учат сказки? ( мудрости)
Сейчас мы проведём небольшую викторину по группам.
Задача: уметь выслушать товарища, помочь своей команде и дать правильный ответ представителю вашей группы.Один из ребят читает вслух вопрос и отвечает.)
- Из какой сказки Пушкина, назовите: «В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут…» ( Сказка о царе Салтане.)
- К кому обращается королевич Елисей, когда искал свою невесту?(к солнцу, к месяцу, к ветру.) Дайте полное название этого произведения.
-Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ.(петушок) Дайте полное название этого произведения.
- Какой сказочный персонаж в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» помог королевичу Елисею отыскать невесту?( ветер)
- Каким было последнее желание старухи?(быть владычицей морскою). Дайте полное название этого произведения.
- О каком времени года идёт речь в начале «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» ?( о зиме) Докажите.
ОБСУЖДАЕМ ИТОГИ.
- ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ.
Ребята, мы неслучайно заговорили о зиме. За окном осень, а у нас в классе наступит зима….
- Какие стихотворения о зиме А. С. Пушкина мы учили в этом году ? Кто прочтёт.?
- Сегодня мы на уроке познакомимся ещё с одним стихотворением Пушкина «ЗИМНЕЕ УТРО».
За свою недолгую жизнь поэт написал огромное количество стихов, сказок, рассказов. Что вы уже знаете о поэте? В каком веке он жил?( Выслушать ответы и дополнить их рассказ о биографии поэта)
- Стихотворение написано автором в годы ссылки в Михайловском. Эти годы были наполнены не толь ко горестным чувства одиночества и зависимости, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви и, самое главное- творческого вдохновения. Написано стихотворение очень быстро, за один день 3 ноября 1829года в Тверской губернии.
4. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ УРОКА.
-Открываем очередное занятие клуба « Ключ и замок».Прочитайте темы, записанные на доске.которые предложили
сказочные герои «:Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами» -так определил тему Михаил Потапович, а Анишит Йокоповна объявила темутак: «Учимся переживать красоту вместе». (стр. 44)
-Как вы поняли, чему будет посвящено второе занятие?
- Прослушайте музыку П. Чайковского из цикла» Времена года» ( Зима)
- Что вы представляли, когда слушали музыку?
- Какой предстаёт зима в вашем воображении( (холодной, снежной, волшебной, загадочной, волшебной)
Мы с вами так представляем себе зиму. Сегодня мы познакомимся с отрывком из большого произведения А. Пушкина « Евгений Онегин» и узнаем, как переживают крсоту природы автор и его герои.
Я хочу добавить ко всему сказанному, что мы попытаемся понять смысл стихотворения и настроение лирического героя. Что значит» лирический герой»? И, конечно научимся выразительно читать стихотворение.
5.РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА, ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ,
- Откройте учебник на стр.44, прочитайте название стихотворения.( А. Пушкин. Зимнее утро)
- Чтение стих. учителем.
- Поделитесь своими мнениями. Каким настроением проникнуто стихотворение? (бодрым, весёлым)
- Что именно радует поэта?
СЛОВАРНО- ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Уточните значение слов со звёздочкой в толковом словаре.
- Значение каких ещё слов непонятно?
Нега –блаженство
Вечор – вчера вечером
Нынче – сегодня
Янтарь – застывшая смола хвойных деревьев
Лежанка – тёплое место у печки
Взоры – взгляд
Янтарный блеск – прозрачно- жёлтый
Чтение текста на стр.45 – 46
- Что нового вы узнали из диалога Анишит Йокоповны и Миши? В какой роли выступает в этом диалоге Анишит Йокоповна? (волшебницы)
- ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ СТИХОТВОРЕНИЯ)
- От чьего лица ведётся повествование?( от лица лирического героя)
- Чьё присутствие ощущается?( героини, к которой обращается лирический герой)
- Посмотрите на стихоторение. Что вы заметили в записи? (разделено на части)
- Прочитайте слова Кости Погодина на стр.46 и узнайте, как называются такие части? (строфы)
- Как вы понимаете значение этого слова? (строфа – это часть стихотворения)
- Из скольких строф состоит стихотворение? ( из 5 строф)
- Перечитайте стихотворение и скажите, какая строфа может быть самостоятельным стихотворением.
( третья, т. к. только в ней лирический герой не обращается к героине.)
- Найдите и прочитайте обращение лирического героя в других строфах. Волнует ли лирического героя то, что чувствует героиня? Хочет ли он, чтобы она тоже наслаждалась красотой зимнего утра?
-Прочитай первую строфу и найди в ней подтверждение( «Проснись» - герой будит героиню, потому что хочет показать, какой замечательный день начинается.)
- А есть ли доказательства во второй строфе? Перечитайте и найдите.(« Погляди в окно»
- Очём эта строфа? ( Герой вспоминает, что вчера вечером была вьюга и сама героиня была печальна, значит, ему небезразлично её состояние и настроение.)
- Найдите подтверждение в других строфах. ( Четвёртая строфа: герой советуется с героиней – приглашает её покататься на лошадях. Пятая строфа – герой с лёгкой грустью вспоминает эти места, которые предстоит навестить. Он нежно называет героиню «милый друг» и рассказывает о прелестях готовящегося путешествия на лошадях )
- Волнует ли героя то, что чувствует героиня? Хочет ли он, чтобы она тоже наслаждалась красото й зимнего леса? Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? Хочет ли он все свои переживания и впечатления делить с героиней? ( Да, вот он-лирический герой, нежно любящий природу, Родину, героиню.)
- Важно ли, что герой стихотворения не один? Как вы думаете, почему? ( Он хочет, чтобы его переживания разделила его подруга.)
- Какой вы представляете себе героиню?( нежным, хрупким созданием, она красива и любима лирическим героем.)
- Как вы думаете, она предпочтёт остаться дома или поехать кататься на лошадях? Объясните свою точку зрения
7. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ.
_ Перечитайте стихотворение и подберите к каждой части заголовок.
( 1-я строфа –« Пробуждение».
2-я строфа – «Воспоминание о вчерашнем дне».
3- строфа –«Описание природы зимним утром.»
4 – строфа – «Описание комнаты.»
5 – я строфа «Приглашение на прогулку.»
Мы составили план.
- Можно ли это стихотворение назвать пейзажной зарисовкой? ( нет, т. к. здесь присутствует общение близких людей. Находясь в деревне, они пережили зимнюю погоду и теперь испытывают радость от ясного солнечного утра.)
- Какое настроение вызывает у вас это произведение?
- Одинаково ли оно на пртяжении всего стихотворения?
- Найдите строчки, где настроение меняется.
- Какой приём использует автор, чтобы передать смену настроения? ( контраст )
-Найдите подтверждение в тексте. ( Вечор… - а нынче…)
- В чём ещё проявляется контраст? ( В смене картин: тепло комнаты – холод улицы; состояние покоя на лежанке - бег лошади ; состояние размышления - активное действие ( катание на лошади ).
- Какого впечатления поэт добивается первым контрастом? (впечатления необыкновенной красоты природы и установившегося покоя после непогоды и вьюги.)
- А вторым? ( Поэт добивается того, чтобы мы физически ощутили тепло прогретой комнаты и почувствовали прелесть смены комнатного уюта на утреннее путешествие на лошадях.)
- И так, всё - таки, ребята, это стихотворение о красоте зимнего утра или о том, как приятно разделить переживания красоты с близким человеком?
- Обращение к героине придаёт стихотворению особый характер – переживание красоты зимнего утра.
8. ЭТАП ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ,
А. С. Пушкин прославлял русскую природу, оживляя её. Во всех его произведениях можно почувствовать дыхание различных стихий. Давайте вспомним заученные наизустьстихи гениального поэта.
- МОЖНО ЛИ ОПРЕДЕЛИТЬ НАСТРОЕНИЕ Пушкина, читая его произведения?( В каждом его произведении тайна, хранящая частичку поэта)
9. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Итак, какое же чувство осталось у вас после чтения стихотворения А. С. Пушкина « Зимнее утро?»
- Все ли поняли смысл стихотворения и настроение лирического героя?
- У настоящего поэта особое зрение. Он по- другомуощущает окружающую нас среду. Поэт тоньше чувствует, лучше может передать свои впечатления. Он удивляет, глядя на самые, обыденные вещи, видит красоту там, где мы её не замечаем.
- Какие слова помогают поэту нарисовать прекрасное зимнее утро? (прилагательные) В поэтической речи имя прилагательное нередко становится художественным определением, т. е. эпитетом.
Загляните в свою фантазию и попробуйте передать красками то зимнее утро, о котором писал русский поэт.
-ПРОДОЛЖИТЕ фразу: « Я узнал(а)сегодня на уроке…»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : выучить понравившуюся строфу наизусть.
Использовала литературу: В. В. Захарова, М. В. Серова « Поурочные разработки по литературному чтению» к учебнику Н. А. Чураковой.