kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.П. Чехов. Юмористический рассказ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 5 классе ФГОС по произведению А.П. Чехова "Хирургия"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.П. Чехов. Юмористический рассказ»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

в 5 классе

учитель русского языка и литературы Дотдаева С.С.

Тема. А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия». Сатира и юмор в чеховских рассказах.

Цели:

  1. деятельностная:

- создание условий для усвоения темы;

-создание ситуации успеха;

- развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности;

-обучение индивидуальной рефлексии достижения цели;

- развитие навыков самоконтроля;

- развитие схематичного мышления.

2. содержательная:

  • Уяснить, почему «Хирургия» А. П. Чехова – юмористический рассказ.

  • Формирование умений учащихся анализировать текст художественного произведения.

  • Формирование умений заниматься исследовательской и творческой деятельностью.

  • Воспитание культуры речи, культуры поведения.





Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация.

Цель этапа: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему

диалогу на основе личностного

жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний.


Здравствуйте, ребята.

Как вы уже заметили, у нас сегодня урок не простой, на уроке у нас присутствуют гости. Давайте дружно поприветствуем их.


Итак, вы готовы начать урок?




Ученики проверяют свою готовность к уроку.

Слушают учителя.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

личностные: внимание, уважение к окружающим; совершенствование духовно- нравственных качеств личности

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

2. Актуализация знаний

Цель этапа: контроль качества выполнения домашнего задания, оценка первичной интерпретации произведения.


(слайд 4)На предыдущем уроке мы познакомились с творчеством А.П.Чехова. Что вам было задано на дом?

Правильно, было задано прочитать биографию А. П. Чехова, законспектировать ее и ответить на вопросы (слайд 5) Посмотрим, как вы подготовились к уроку.

- Кто же такой А.П.Чехов?

- Что вы узнали об этом писателе?

Как относился Чехов к чтению, книгам?

Когда появились первые рассказы писателя?

Как Чехов подписывал свои произведения?

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

  1. Слушают ответы одноклассников.

  2. Оценивают.

личностные: используют для решения познавательных и коммуникативных задач словарь

познавательные:умение самостоятельно организовчвать собственную деятельность.

регулятивные:понимание авторской позиции и своё отношение к ней


3. Создание проблемной ситуации

Цель этапа: Побудительная, контактная деятельность учителя. Управление общением. Постановка проблемных вопросов, организация проблемных ситуаций.


Почему в его творчестве так много сюжетов на медицинскую тему?

Какие произведения А.П.Чехова вам известны?

(слайд 6)

На сегодняшнем уроке мы остановимся на одном из этих произведений. Это рассказ «Хирургия»



В случаях затруднения обращаются к тексту рассказа.




Определение понятия тема проверяют по литературоведческому словарю.


познавательные: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её

коммуникативные: умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

личностные: использование для решения познавательных и коммуникативных задач словарь

предметные: умение понимать и формулировать тему литературного произведения, владение элементарной литературоведческой терминологией


4. Открытие новых знаний. Комментированное чтение Цель этапа:развитие навыков выразительного чтения, умения работать в группе

Слайды 7-10

Чтение рассказа (начало кратко, далее- по ролям)

-Конечно, ребята, у нас с ходу инсценировать рассказ не получится, но я предлагаю вам самый интересный фрагмент произведения прочитать по ролям. Кто хочет поучаствовать в нашем сегодняшнем эксперименте? Выберем автора и двух участников на роли дьячка и фельдшера.

Заира, Милана и Малик, возьмите учебники и пройдите, пожалуйста, к доске.

Начало произведения я зачитаю вам коротко, чтобы не занимать много времени.


Обсуждение рассказа.


-Определите основную мысль рассказа..


Слайд 11

«Коли не умеешь… так не берись».

- Понравился вам рассказ Чехова?

- Что вам особенно понравилось?

- Вспомните фамилию фельдшера. На что она намекает?

- Каким перед вами предстает больной дьячок?

- Слайд 12

Сам А.П.Чехов говорил про героев этого рассказа «Они смешные, но невесёлые..». Как вы думаете, что могут означать эти слова?

- Что же смешного в таком рассказе?

(Смешной, юмор.)

- А что такое юмор? Сатира?

Хорошо, ребята, я вижу, что вам понравилось произведение. А сейчас мы с вами проведем словарную работу. Сегодня на уроке прозвучали некоторые слова, значения которых возможно не совсем вам понятны. На них мы и остановим ненадолго свое внимание.


Словарная работа (слайд 13)


Юмор (англ. Humour «нрав», «настроение») – изображение чего-то в смешном, комическом виде.

Сатира (лат.) – обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

Фельдшер – лицо со средним медицинским образованием.

Кли́рос — в православной церкви место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы.

Просфора́, просфо́ра, устар. просвира́ — богослужебный литургический хлеб, употребляемый в православии для поминания живых и мёртвых.

Тракция – прием удаления зуба, извлечение зуба из лунки


Распределяют роли.

Читают текст рассказа


.


коммуникативные: осмысленное чтение и адекватное восприятие планирование учебного сотрудничества со сверстниками;


Физкультминутка

Слайд 14

Вижу, ребятки, вы устали.

Давайте, сейчас мы ненадолго прервемся и проведем физкультминутку.


На «раз» - всем руки вверх поднять,

На «два» - присесть, на «три» - всем встать,

«Четыре» - всем носки достать,

И «пять» - за парты сесть опять.




Выполняют упражнения


8. творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Цель этапа: формирование умений заниматься исследовательской деятельностью, создание ситуации успеха

Слайд 15

А сейчас мы с вами постараемся закрепить и продемонстрировать знания, полученные на сегодняшнем уроке.

Для этого нам нужно будет поработать в группах. Разделимся на три группы. Пока я буду озвучивать названия групп и задания для них, у вас будет возможность подумать, в какой группе вы хотели бы поработать.

Итак: слайд 16

1 группа – исследовательская. Задача их состоит в том, чтобы используя интернет-ресурсы, подготовить короткое сообщение на тему «Юмор и сатира в рассказах А.П.Чехова». В эту группу нам требуются 2 участника.

Слайд 17

2 группа – творческая. Задание для этой группы : дать краткую характеристику героям нашего сегодняшнего произведения Курятину и Вонмигласову. Для работы в этой группе нам тоже понадобятся 2 участника.

Слайд 18

И, наконец, 3 группа – теоретическая. В этой группе уже поработает весь остальной коллектив класса. Работать вы будете над тестом.

На столах у вас имеются бланки ответов, вам надо будет на самом верху указать фамилию и имя, а правильные ответы на вопросы обводить кружочком.

1)  Фельдшеру Курятину было 52 года.

2)  Доктор уехал к пациенту, поэтому больных принимал фельдшер.

3)  Дьячка Вонмигласова звали Ефим Михеич.

4)  Дьячок лечил зуб водкой с хреном, теплым молоком.

5)  Фельдшер хвастался, что вырвал зуб у помещика Александра Иваныча Египетского.

6)  Курятин вырывал зуб дьячку щипцами.

7)  Фельдшер забыл сделать тракцию пациенту.

8)  Уходя, дьячок забрал просфору, которую принес фельдшеру.

9) Соответствует ли одежда фельдшера виду врача?

10) Соответствует ли его поведение поведению врача?

Ответы: 1)нет, 2)нет, 3)да, 4)нет, 5)да, 6)да, 7)нет, 8)да, 9) нет, 10) нет

Молодцы, ребята!

(Шидакова собирает карточки)


Рассматривают иллюстрации.

Обсуждают, делятся впечатлениями. Находят в Интернете иллюстрации других художников к рассказу «Хирургия»

Работают в группах


личностные: используют для решения познавательных и коммуникативных задач ресурсы Интернет

коммуникативные:умение создавать устные высказывания

регулятивные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры



9. Этап включения в систему знаний.

Цель этапа:

развивать умение делать вывод из анализа текста, развитие навыков самоконтроля;


Слайд 19

А сейчас мы послушаем группу наших юных исследователей. Интересно, какую информацию они нам подготовили..

-Заира, тебе слово… Правда интересно?

-Азамат, теперь ты…

- Я думаю, всем было очень интересно вас послушать.

…………………………………………………

А сейчас мы предоставим слово творческой группе. Мы надеемся, ваше выступление будет не менее интересным. (Милана, Малик)

- Молодцы, ребята! Я думаю, вы оправали наши надежды.

Группа исследователей представляет короткие сообщения по теме;

Творческая группа представляет краткую характеристику героев.

коммуникативные: осмысленное чтение и адекватное восприятие планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту


12. Рефлексия.

Цель этапа: рефлексия, оценка интерпретаций произведения, постановка проблемных вопросов, объяснение домашнего задания.


-Подведем итоги урока. Что мы успели за урок?
- Что мы сегодня узнали нового?

- Что нам нужно для того, чтобы написать юмористический рассказ?

Слайд 20

Ну а теперь ваша любимая часть урока-выражение эмоций. Слайд 21

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Определите, какой из этих смайликов соответствует вашему внутреннему состоянию на данный момент.

Теперь тихонечко пройдите к компьютерам, откройте приложение PowerPoint и нарисуйте этот смайлик.


Умницы! Лично мне сегодня очень понравилось как вы работали на уроке, поэтому я разрешаю вам разумно оценить себя и подать дневники для подписи.



Отвечают.

Значение некоторых слов, приемы юмористического рассказа, на примере рассказа А. П. Чехова.

Если мы захотим написать юмористический рассказ, нам нужно:
1. Придумать говорящую фамилию.
2. Описать лицо, одежду, обувь героя.
3. Показать речь героя.

регулятивные: оценивают свою работу.

коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

13. Задание на дом

Слайд 22

  1. Прочитать рассказ «Хирургия», ответить на вопросы по рассказу.

  2. Изобразить в виде рисунка понравившийся вам эпизод рассказа.


Записывают домашнее задание









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А.П. Чехов. Юмористический рассказ

Автор: Юлия Васильевна Воробьева

Дата: 28.06.2023

Номер свидетельства: 634518

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по литературе "А.П. Чехов юмористические рассказы""
    ["seo_title"] => string(66) "konspekt_uroka_po_literature_a_p_chekhov_iumoristicheskie_rasskazy"
    ["file_id"] => string(6) "625178"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1675916329"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Юмористические рассказы в творчестве А.П. Чехова.  Рассказ «Толстый и тонкий» "
    ["seo_title"] => string(82) "iumoristichieskiie-rasskazy-v-tvorchiestvie-a-p-chiekhova-rasskaz-tolstyi-i-tonkii"
    ["file_id"] => string(6) "204720"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429714560"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. "
    ["seo_title"] => string(73) "a-p-chiekhov-slovo-o-pisatielie-khirurghiia-kak-iumoristichieskii-rasskaz"
    ["file_id"] => string(6) "131695"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416212227"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова в  рассказе «Хирургия» "
    ["seo_title"] => string(79) "iumoristichieskii-i-satirichieskii-talant-a-p-chiekhova-v-rasskazie-khirurghiia"
    ["file_id"] => string(6) "211141"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431545577"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». «Царство смеха и слез». "
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-a-p-chiekhov-rasskaz-khamielieon-tsarstvo-smiekha-i-sliez"
    ["file_id"] => string(6) "191986"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427388633"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства