kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.П. Чехов. Юмористический рассказ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литературе в 5 классе по произведению А.П. Чехова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.П. Чехов. Юмористический рассказ»

Тема урока:

«Хирургия» А. П. Чехова – юмористический рассказ»

Цели урока:

Образовательная:

Познакомить учащихся с жизнью А. П. Чехова; ввести представления о понятии «юмор» и его использовании в художественной литературе; выяснить, почему «Хирургия» – юмористический рассказ.

Развивающая:

Формировать умения учащихся анализировать текст художественного произведения, умения заниматься исследовательской деятельностью, развивать культуру речи учащихся, обогащать их лексикон, расширять их сведения об историческом прошлом страны.

Воспитательная:

Воспитывать интерес учащихся к чтению произведений русских классиков,

воспитывать нравственные качества, культуру речи, культуру поведения.


Эпиграф: «Они смешные, но невеселые…»

А. П. Чехов

О смех, великое дело! 
Ничего более не боится человек так, как смеха… 
Боясь смеха, человек удержится от того, 
от чего не удержит его никакая сила. 
Н.В.Гоголь




Друзья мои!

Я очень рада
Войти в наш светлый дружный класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок:
Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок!

Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь гостям!
Прочувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные друг другу, пронесите это настроение через весь урок.


2. Актуализация знаний. Терминологическая разминка

Предлагаю начать урок с терминологической разминки.

Сюжет-

Диалог-

Идея-

Рассказ-

Юмор-

- Хорошо, ребята, эти знания мы берём с собой, они нам ещё пригодятся сегодня на уроке.

(. На доске карточки)


2. Сообщение темы и цели


Ребята, я предлагаю начать урок с игры, которая называется

« Четвертый лишний».

Перед вами названия четырех произведений. Найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор.

«Заколдованное место» Н.В.Гоголь

«Кавказский пленник» Л.Н.Толстой

«Хирургия» А.П.Чехов

«Муму» И.С.Тургенев



Почему рассказ "Хирургия" лишний в данном списке?

Выход на тему урока. Как мы определим тему урока?

Запись темы урока в тетради.

На дом вам было задано прочитать рассказ А. П. Чехова «Хирургия». Сегодня на уроке мы будем доказывать, что «Хирургия» - юмористический рассказ.

- Как вы думаете, какой жанр данного произведения? (рассказ)

(Открывается часть темы на доске)

Поэтому в качестве эпиграфа я взяла высказывание Гоголя и Чехова (написаны с двух сторон на доске)

О смех, великое дело! 
Ничего более не боится человек так, как смеха… 
Боясь смеха, человек удержится от того, 
от чего не удержит его никакая сила. 
Н.В.Гоголь.

 

Они смешные, но невесёлые. 
А.П.Чехов


Мы с вами должны выяснить, что хотели сказать Н.В.Гоголь и А.П.Чехов этими высказываниями. Обратимся к 1 эпиграфу, прочитайте его и ответьте на вопрос:

- какой смысл заключается в этих словах?

 (Человек боится быть осмеянным, и он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохих поступков, а значит, делает их лучше). 


Вывод: значит, смех заставляет человека задуматься над своими поступками, исправить своё поведение, смех исправляет человеческие недостатки.( Юмор)

Значит, мы будем знакомиться с юмористическим произведением А.П.Чехова.

Запишем число и тему урока. Юмористический рассказ «Хирургия». А.П.Чехов.

- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

(Узнать в чём особенность юмористического рассказа) (На доске)

Давайте построим план работы на уроке.

1. Познакомиться с юмористическим произведением А.П.Чехова «Хирургия».

2. Проанализировать прочитанное произведение. Узнать, какими средствами автор создал юмористическое произведение.

3. Сделать выводы.

Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни : будь то забавный случай, чей-то рассказ или литературное произведение. Но в 5 классе вам впервые придется взглянуть на смешное глазами ученых-литературоведов. 
Ведь, чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приемы, которые 
называются художественными средствами.  (Определить какие художественные средства использует автор юмористических произведений)

Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. История из жизни писателя, легла в основу рассказа «Хирургия».

Обратимся к теме урока. Какое слово ключевое в данной теме? (Юмористический)

Что обозначает слово ЮМОР?.

Найдем значение данного термина в литературоведческом словаре. СТР.297

Следовательно, ЮМОР - это изображение чего - либо в смешном виде. Запись в тетради.

Обратимся непосредственно к рассказу "Хирургия"

Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. Какие истории легли в основу данного рассказа?

3. Актуализация знания

Пересказ. Однажды в земскую больницу, где работал друг Чехова, врач Архангельский, пришел больной с зубной болью. Архангельский был занят другим пациентом, и поручил студенту вырвать у больного зуб. Неопытный студент наложил щипцы и после некоторых истязаний вырвал у пациента не больной зуб, а здоровый. Вырвал и сам испугался... Студент стал рвать больной зуб и сломал на нем коронку. Пациент выругался и ушел.

- Внимательно ли вы прочитали рассказ?

Чтобы узнать это, проведем викторину.

1. Какими словами начинается рассказ? Земская больница.

(Земство – в России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.

Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства органа местного самоуправления (с 1864 г.)

Как выглядела земская больница? Кто ее пациенты?

(Земская больница не описана Чеховым подробно. В земских больницах обычно были палаты для больных и приемное отделение. Такие больницы были небольшими, часто в них работал только один доктор. В приемной стоит шкаф, в котором инструменты, в бутылке карболовый раствор. Пациенты этой больницы – люди простые и малообразованные, как дьячок Вонмигласов.)

2. Почему больных принимает фельдшер, а не доктор? Уехал жениться

3. Как фамилия фельдшера? Курятин

4. Как зовут фельдшера? Сергей Кузьмич

5. Сколько лет Курятину? 40 лет

6. Как фамилия дьячка? Вонмигласов

7. Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову? Водку с хреном

8. Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна? Ниточку на руке носить с Афонской горы и полоскать теплым молоком. Что такое Афонская гора?

9. Какие инструменты называл Курятин? Щипцы, козья ножка, ключ

4. Открытие нового знания

- Ребята, при чтении произведения вам встретились незнакомые слова. Сейчас мы послушаем ребят, которые подготовили небольшие доклады.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Хирурги́я — область медицины, в которой заболевания лечатся при помощи оперативного (хирургического) метода.

- Какие еще незнакомые слова вам встретились в рассказе?

Фельдшер – лицо со средним медицинским образованием, помощник лекаря, врача.

Доктор – лицо с высшим медицинским образованием.

Земство – в России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.

Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства органа местного самоуправления (с 1864 г.)

Чечунчо́вый (устар.) – чесунчовый; чесунча, чечунча – плотная шёлковая ткань, обычно желтовато-песочного цвета.

Трико́вые брюки – брюки из шерстяной ткани узорчатого плетения.

Дьячок – дьяк; низший служитель в православной церкви, не имеющий степени священства.

Карболовый раствор – раствор для дезинфекции (обеззараживания) медицинских инструментов.

Щипцы, козья ножка, ключ – инструменты, применявшиеся для удаления зубов и их корней.

Тракция – стоматол.: извлечение зуба из лунки.

Раде́тели – благодетели, проявляющие усердие к чему-либо.

Бу́рса – духовное училище, семинария.


АНАЛИЗ РАССКАЗА

- Вспомните, что послужило темой рассказа? Разве это смешно, когда зуб болит? А рассказ смешной. Почему? (потому что герои ведут себя нелепо…)

- Что хотел высмеять Чехов в своем рассказе?

- Как вы понимаете название рассказа? Что такое хирургия?

Назовите тему рассказа.

Определите основную мысль рассказа.

Правильно, «Коли не умеешь… так не берись». Кто ее выразил? Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее? Вы затрудняетесь ответить.

А ответ спрятан в значении фамилии Вонмигласов.

Вонмигласов означает «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Фамилия дьячка Вонмигласов. Вонвем! – возглас, призыв.

Дьячок выражает основную мысль, потому что он священник, а наша духовность берет начало из христианской религии.

Что означает фамилия Курятин? Вспомните фразеологизмы, афоризмы со словом «курица».

- Мокрая курица.

- Что означает «мокрая курица»?

- «Жалкий человек».

- Курятин – жалкий человек. А почему? Кто он? Фельдшер. Кто такой фельдшер? Лицо со средним медицинским образованием. А что означает слово доктор? Лицо с высшим медицинским образованием. Доктор, как вы правильно поняли, уехал жениться. Фельдшер во время его отсутствия захотел сыграть роль доктора. Получилось это у него? Нет. Мы сегодня должны выяснить, почему Курятин не смог сыграть роль врача.

И в связи с этим какой прием использует автор в произведении?

Прием «Говорящие фамилии» (на доске)

А из чего еще может состоять характеристика литературного героя?

Портрет(внешность), речь, поступки, поведение героя.



4.Закрепление темы

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ

Путем аналитической беседы и поисковой деятельностью учащихся составляется характеристика Вонмигласова и Курятина.

Работа по вариантам (по группам):

заполняем таблицу

1 вариант –- характеристика Вонмигласова,

2 вариант -– характеристика Курятина.

Физкультминутка

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем: Вправо плечи, голова.

(Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели, И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)



Характеристика Вонмигласова

Внешность

Речь

Поведение, поступки

- «высокий коренастный старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом»

- «к вашей милости»;


- «крестится на бутыль с карболовым раствором»

- «правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху»

- «на то вы, благодетели, и поставлены, дай Бог вам здоровья, чтоб мы вас денно и нощно, отцы родные… по гроб жизни»



- «Благодетели вы наши… Нам дуракам и невдомек, а вас Господь просветил»



- «Чтоб тебя на том свете потянуло! Коли не умеешь рвать, так не берись!»



- «Сам ты дура!»



- «Паршивый черт… Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель…»




Делаем вывод о характере Вонмигласова.

Вонмигласов – служитель церкви, Это обыкновенный человек, больной, несчастный и жалкий. Он смешон, потому что его кощунственное поведение не соответствует поведению священника. Кроме того, он глупый, бескультурный, малообразованный человек, но хочет казаться культурным, умным, образованным.

Характеристика Курятина

Внешность

Речь

Поступки, поведение

- «толстый человек лет сорока»

- «А – а – а, мое вам»

- «Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние»

- «В поношенной жакетке, в истрепанных брюках»

- «хирургия – пустяки»

- «зевает»

- «на лице выражение чувства долга и приятности»

- «раз плюнуть»

- «берет козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладет и берет щипцы»


- «Сейчас мы его …тово…»



-«Дело – то ведь хирургия… Сразу нельзя…»



- «А ты зачем руками хватаешь?»



_ «Хирургия, брат, не шутка»



- «Поругайся мне еще тут… Невежа… не околеешь»


- Соответствует ли его одежда виду врача?

- Соответствует ли такое поведение поведению врача? Нет, не соответствует.

- Как речь Курятина характеризует его? (Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача).

Делаем вывод. Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Его речь, поведение, одежда говорят о том, что он хочет казаться важным, знающим свое дело, а на самом деле ничего не умеет. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена. (Фельдшер играет роль врача).

Вывод: писатель показывает своих героев смешными при помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи. А также при помощи «говорящих» фамилий.

Итак, поработав с текстом (закрепление), ответим на вопрос:

- Над чем смеется писатель? Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему? На чем основан юмор этого рассказа?

Можно. Юмор в нем основан на изображении смешной ситуации, нелепых характеров героев и на высмеивании их недостатков. (Обратить внимание на эпиграф)

Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит? (Слушая этот рассказ, хочется смеяться, но в то же время становится грустно, потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение Курятина причиняет страдание его пациенту – дьячку Вонмигласову.)

- Ребята, бывает ли так, что мы выглядим смешными? Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись? Что для этого надо делать? Что бы вы посоветовали Курятину? Вонмигласову? Какой должна быть речь грамотного человека?

Групповое задание.

Карточка 1. (Задание 1 группе).

Замените фразу «_А- а – а…мое вам» на более удачную.

1. Заходите, пожалуйста. На что жалуетесь?

2. Приветствую вас. Рассказывайте, а я пока покурю.

3. Что скажешь, дружок? Где болит?

Карточка 2.

Замените фразу «Вырвать его нужно» на более удачную.

1.Его нужно выдернуть.

2. Его нужно вытащить.

3. Его нужно удалить.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что мы сегодня узнали нового? (Значение некоторых слов, приемы юмористического рассказа, на примере рассказа А. П. Чехова).

- Чему мы учились? (Работать с текстом, составлять таблицу и работать с ней).

Итог урока. 

-Почему нам хочется смеяться, но в то же самое время появляется грустное чувство?

Чехов так и сказал о своих рассказах:

Эпиграф на доске. «Они смешные, но невесёлые»

А.П.Чехов

Да, чеховский юмор особенный – одновременно и смешно, и грустно. Почему? Над чем смеётся Чехов?

(Над глупостью и невежеством.)

- Это уже недобродушный смех, а смех, который направлен на пороки человеческие.

Ребята! Порой в жизни получается так, что мы выглядим смешными. Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись?

Чехов видел смысл своего юмора и сатиры в борьбе с человеческими пороками. Отдалённые от нас целым столетием рассказы Чехова всё же во многом современны и даже злободневны.
-Что бы вы посоветовали нашим героям?

- Какой должна быть речь?

А поведение?

- Как смеётся А.П. Чехов: весело или зло? (Весело).

- Вернёмся к теме урока: Юмористический рассказ ««Хирургия» А.П,Чехов.»

Сформулируем вывод, можно ли этот рассказ назвать юмористическим и почему?

(Этот рассказ можно назвать юмористическим, потому что автор показывает смешных героев, используя для этого различные средства создания характера (внешность, речь, поступки)).

Домашнее задание.

Читать текст по ролям.

Теперь вы имеете представление о героях рассказа и событии происходящем в нём, я предлагаю проиллюстрировать отдельный эпизод рассказа (по желанию)


6. Рефлексия.

- Если считаете, что у нас получилось проанализировать рассказ и найти средства художественной выразительности, которые использует автор, возьмите зеленый квадрат, если считаете, что не получилось – красный. Покажите ваше мнение мне и нашим гостям













































12. Д/З. Сегодня мы работали в роли критиков. Попробуйте себя в роли писателя и сочините юмористический рассказ

Если мы захотим написать юмористический рассказ, нам нужно:

1. Придумать фамилию.

2. Описать лицо, одежду, обувь героя.

3. Показать речь героя.

4. Показать поступки, действия героя.

13. Самооценка учащегося

Фамилия. Имя.


Сегодня на уроке я узнал(а)


Мне понравилось


Мне не понравилось


Я оцениваю свою работу на « «, так как я
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А.П. Чехов. Юмористический рассказ

Автор: Юлия Васильевна Воробьева

Дата: 27.06.2023

Номер свидетельства: 634510

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по литературе "А.П. Чехов юмористические рассказы""
    ["seo_title"] => string(66) "konspekt_uroka_po_literature_a_p_chekhov_iumoristicheskie_rasskazy"
    ["file_id"] => string(6) "625178"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1675916329"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Юмористические рассказы в творчестве А.П. Чехова.  Рассказ «Толстый и тонкий» "
    ["seo_title"] => string(82) "iumoristichieskiie-rasskazy-v-tvorchiestvie-a-p-chiekhova-rasskaz-tolstyi-i-tonkii"
    ["file_id"] => string(6) "204720"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429714560"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. "
    ["seo_title"] => string(73) "a-p-chiekhov-slovo-o-pisatielie-khirurghiia-kak-iumoristichieskii-rasskaz"
    ["file_id"] => string(6) "131695"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416212227"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова в  рассказе «Хирургия» "
    ["seo_title"] => string(79) "iumoristichieskii-i-satirichieskii-talant-a-p-chiekhova-v-rasskazie-khirurghiia"
    ["file_id"] => string(6) "211141"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431545577"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». «Царство смеха и слез». "
    ["seo_title"] => string(63) "tiema-a-p-chiekhov-rasskaz-khamielieon-tsarstvo-smiekha-i-sliez"
    ["file_id"] => string(6) "191986"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427388633"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства