kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.П. Платонов. Рассказ "Юшка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок раскрывает возможности учащихся анализировать текст, эпизод, сравнивать с реальностью,делать соответствующие выводы.организует ребят на самооценку личности. Развивает речь.нравственный потенциал учащихся, воспитывает хорошие человеческие качества. Способствует дальнейшему самоусовершенствованию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.П. Платонов. Рассказ "Юшка"»

Открытый урок литературы в 7 классе.

Тема урока: А.П.Платонов. Рассказ «Юшка».

Цели урока: выявить нравственные заповеди Платонова; продолжить работу над формированием навыков анализа художественного произведения; обучение монологической речи, выразительному пересказыванию с использованием особенностей платоновского текста, учить размышлять над отдельным словом и фразой; развивать самостоятельность в поиске ответов на поставленные вопросы; способствовать духовному росту посредством художественного чтения, беседы.

Оборудование: портрет Платонова, эпиграф.

Сиротство человек не терпит,

и оно – величайшее горе.

А. Платонов.

Ход урока.

1.Вступление. Сегодня продолжим изучение творчества Андрея Платоновича Платонова. Тема урока: рассказ «Юшка». Урок – открытие, потому что рассказ – нравственная заповедь, точнее заповеди, обращенные к нам, потомкам автора.

Цель нашего урока – попытаться понять эти заповеди, основываясь на осмысленном чтении рассказа и глубоком разговоре о прочитанном.

-Как вы понимаете слово заповедь?

(Заповедь-нравственное правило, положение, служащее руководством).

- Обратим внимание на эпиграф урока. Выделите ключевые слова в высказывании Платонова.

(сиротство, горе).

2.Изучение рассказа.

Платонов пришел в литературу со своеобразным видением мира, характерной, только ему присущей манерой письма.

- Какие необычные платоновские выражения вы отметили?

(плохо видел глазами, в руках у него мало было силы, бывало злое горе, он меня без понятия любит, сердце в людях злое бывает, чужое зло, слепое сердце, не утомляясь утолять страдание, любила всем теплом и светом своего сердца).

Словарная работа.

Сочувствие. 1. Отзывчивое, участливое отношение к переживаям, несчастью других.

2.Одобрительное, благожелательное отношение.

Сострадание. Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Бескорыстная любовь – любовь, не требующая выгоды, пользы.


- Кто главный герой рассказа? Расскажите о нем.

(Юшка – сирота. Это старый больной человек, который работает в кузнице помощником. Он плохо видит глазами, в руках у него мало было силы. Выполнял нетяжелую работу, но всякую нужную. Он жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами, кашей, а чай, сахар и одежду у Юшки были свои…

Он вовремя ходил на работу. Люди по нему сверяли начало и конец дня. Он был странным человеком. Его все обижали, а он всех любил.

- Подробнее поговорим о Юшке и о тех людях, которые его окружали.

- Найдите описание внешности Юшки. Почему автор особо выделяет глаза?

(Плачущие глаза. Глаза-зеркало души. Плачет душа от жестокости людей.)

- Каково отношение детей к Юшке?

(«Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. Дети не знали другого такого человека. Дети кидали в него комьями земли…Но Юшка не трогал их и не отвечал им…)

- Осуждает ли автор Юшку за такое молчание и терпение?

(Нет. Потому что Платонов знает, что лучше на зло не отвечать.

- Теперь особо выделим и скажем, отчего дети обижали Юшку?

(не знали другого такого человека. Он был непохожим на всех.)

- Чем не на всех? Зачитайте.

(«Пусть он лучше злится, раз он вправду живет». Он не умел злиться как все.)

- Почему же Юшка верит, что дети его любят? Как об этом говорит автор?

(«Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви и потому терзают его»)

- Почему не отзывался злобой?

(Отвечал добротой, пониманием причин злобости. Он обладал сочувствием.)

- Как относились взрослые? Зачитайте.

(«У взрослых…»)

- Как автор объясняет несправедливое, грубое отношение взрослых?

(«И в этом зле забывали на время свое горе»).

- Какое чувство они-взрослые-у вас вызывают? (они очень жестоки).

- Мы рассмотрели отношение к Юшке и взрослых и детей. Что общего в отношениях? (жестокость)


Послушайте, что говорил Платонов о жестокости детей. «Дети – неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не умеют строго твердого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многие лики.» Они повторяют поступки взрослых, до конца не осознавая их.

- Итак, для Юшки жить – любить. Для окружающих жить – это что?

(для Юшки жить – любить. Это одна заповедь. Для окружающих жить – злиться.

- Сочувствуют ли люди ему? (его никто не принимает и не желает понять).


Чтение вслух диалога Юшки и кузнецовой дочери.

- Понимает ли Даша Юшку? (она считает его лишним человеком)

- А Юшка как считал?

(он считал, что поставлен отцом и матерью. Должен жить. Народ его любит. Нужен отцу в кузне).

- Как говорит о любви народа?

(народ без понятия. Сердце в людях бывает слепое.)

- Подумаем над этими словами, что они значат? (народ любит,не понимая этого. Сердце любит неосознанно.)

- Какую заповедь извлечем из слов Юшки?

(Нет лишних людей. Каждый человек поставлен жить. Без него народ будет неполным. Человек рождается не зря.)

- Можем ли мы согласиться с мнением односельчан, что Юшка лишний и ненужный человек, потому что он не похож на всех


Выразительное пересказывание.

Юшка обладал талантом любить других тихо и незаметно. Что он делал для этого? По какому плану будете пересказывать?

  1. Куда уходил Юшка каждое лето?

  2. ГостьяЕфима Дмитриевича.

  3. Плоды Юшкиной любви.

- А были счастливые минуты в его жизни? Зачитайте от слов: «В июле или в августе…»

- Каким его увидели наедине с природой?

(свободно, открыто, раскрепощено. Понимает, ценит природу. У него чуткая душа. Здесь ему никто не мешает. Здесь он отдыхает, «отдышавшись в поле, он не помнит более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек». Он шел к своей дочери. Так ему удавалось сохранять доброжелательность, доброе отношение к людям и миру.

- Как вы понимаете слова: «Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам»?

(Люди в рассказе не только не умеют любить сами, но и мешают любить себя.)


Выразительное чтение.

- Зачитайте отрывок от слов «Но год от году Юшка….» и до слов «Забраковали тебя люди, а кто тебе судья…»

- Как называет Платонов человека, ударившего Юшку?

(веселый прохожий).

- Хотел ли он смерти Юшки?

(получилось случайно. Ведь они привыкли его бить, обижать его. И сейчас, не подумав, толкнул его. Он весело живет. Он посмеялся над ним.)

- Какой человек может так поступить? (черствый, равнодушный).

- Значит, человеческая черствость, бездушие, равнодушие могут убить человека?

- Как называет автор человека, который поднял Юшку, умершего?

(«Один человек». Он человек. Унего добрая, отзывчивая душа. Он понимает Юшку, жалеет его. И за всех просит прощения, но только после смерти.)

- Умирает Юшка, непонятый черствыми людьми, обиженный их жестокостью, равнодушием, как цветок, растоптанный бездушными людьми. Хуже или лучше стало людям? Зачитайте.

(«Однако…)

3.Вывод.

- Как вы думаете, в чем смысл жизни Юшки? Чему учит рассказ?

(Жизнь Юшки учит бескорыстно любить людей. Сочувствовать и сострадать несчастным. Нет лишних людей на земле. Каждый человек нужен, иначе без него «народ будет неполным». Делать добро и любить. Быть чутким и внимательным, помогать обездоленным и непонятым. Уважать тихих, безответных, незащищенных).

Это и есть платоновские заповеди, оставленные нам в наследство, которыми мы должны руководствоваться.

- Есть ли в нашем обществе люди, которые нуждаются в помощи, поддержке? Как можем им помочь?

- Обратимся к эпиграфу. Сирота ли Юшка?

(Юшка нашел родственную душу в девочке сироте, такой же незлобной, кроткой, как сам Юшка. Которая любит Юшку «всем теплом и светом своего сердца». Любит людей, помогает им, «не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших». Она для него уже не приемная дочь, а настоящая.

- Обратимся к другому высказыванию Платонова.

«Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человекеили, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…»

- Как вы поняли?

(Любовь Юшки вызвала талант в девочке-сиротке, которая с любовью относится к Юшке и другим людям, ее любовь передалась другим, которые теперь помнят доброго Юшку.

- В чем сила слабого, тихого Юшки? (доброте и любви).

- Можно ли считать Юшку красивым человеком? Почему?

(он добр, трудолюбив, отзывчив, умеет сострадать.


Хочу завершить наш урок словами А.П.Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного человека, счастливого человека стоял кто – нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, какбы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет свои когти, спрячется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».



Д/з. 1. Мини – сочинение на тему: «Случай из жизни. Как моя (или чья-то) любовь помогла другому человеку».

2. Прочитать рассказ «Неизвестный цветок».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А.П. Платонов. Рассказ "Юшка"

Автор: Хамируева Нелли Трофимовна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152483

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "А. П. Платонов "Юшка" "
    ["seo_title"] => string(19) "a-p-platonov-iushka"
    ["file_id"] => string(6) "158150"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421689867"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект урока по литературе в 7классе. А.П.Платонов.Рассказ "Юшка" "Спешите делать добрые дела""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_literature_v_7klasse_a_p_platonov_rasskaz_iushka_speshite_dela"
    ["file_id"] => string(6) "538559"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1580922286"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по литературе. Нравственные проблемы рассказа А .Платонова  "Юшка" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-nravstviennyie-probliemy-rasskaza-a-platonova-iushka"
    ["file_id"] => string(6) "186269"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426318751"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Урок литературы в 7 классе «А. Платонов. Слово о писателе. Образ человека в рассказе А.Платонова «Юшка»."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_litieratury_v_7_klassie_a_platonov_slovo_o_pisatielie_obraz_chielovieka_v_r"
    ["file_id"] => string(6) "380093"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484579611"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "А.П.Платонов рассказ "Юшка""
    ["seo_title"] => string(27) "a_p_platonov_rasskaz_iushka"
    ["file_id"] => string(6) "503452"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1552878387"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства