Просмотр содержимого документа
«А.П. Платонов. Рассказ "Юшка"»
Открытый урок литературы в 7 классе.
Тема урока: А.П.Платонов. Рассказ «Юшка».
Цели урока: выявить нравственные заповеди Платонова; продолжить работу над формированием навыков анализа художественного произведения; обучение монологической речи, выразительному пересказыванию с использованием особенностей платоновского текста, учить размышлять над отдельным словом и фразой; развивать самостоятельность в поиске ответов на поставленные вопросы; способствовать духовному росту посредством художественного чтения, беседы.
Оборудование: портрет Платонова, эпиграф.
Сиротство человек не терпит,
и оно – величайшее горе.
А. Платонов.
Ход урока.
1.Вступление. Сегодня продолжим изучение творчества Андрея Платоновича Платонова. Тема урока: рассказ «Юшка». Урок – открытие, потому что рассказ – нравственная заповедь, точнее заповеди, обращенные к нам, потомкам автора.
Цель нашего урока – попытаться понять эти заповеди, основываясь на осмысленном чтении рассказа и глубоком разговоре о прочитанном.
-Как вы понимаете слово заповедь?
(Заповедь-нравственное правило, положение, служащее руководством).
- Обратим внимание на эпиграф урока. Выделите ключевые слова в высказывании Платонова.
(сиротство, горе).
2.Изучение рассказа.
Платонов пришел в литературу со своеобразным видением мира, характерной, только ему присущей манерой письма.
- Какие необычные платоновские выражения вы отметили?
(плохо видел глазами, в руках у него мало было силы, бывало злое горе, он меня без понятия любит, сердце в людях злое бывает, чужое зло, слепое сердце, не утомляясь утолять страдание, любила всем теплом и светом своего сердца).
Словарная работа.
Сочувствие. 1. Отзывчивое, участливое отношение к переживаям, несчастью других.
Бескорыстная любовь – любовь, не требующая выгоды, пользы.
- Кто главный герой рассказа? Расскажите о нем.
(Юшка – сирота. Это старый больной человек, который работает в кузнице помощником. Он плохо видит глазами, в руках у него мало было силы. Выполнял нетяжелую работу, но всякую нужную. Он жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами, кашей, а чай, сахар и одежду у Юшки были свои…
Он вовремя ходил на работу. Люди по нему сверяли начало и конец дня. Он был странным человеком. Его все обижали, а он всех любил.
- Подробнее поговорим о Юшке и о тех людях, которые его окружали.
- Найдите описание внешности Юшки. Почему автор особо выделяет глаза?
(Плачущие глаза. Глаза-зеркало души. Плачет душа от жестокости людей.)
- Каково отношение детей к Юшке?
(«Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. Дети не знали другого такого человека. Дети кидали в него комьями земли…Но Юшка не трогал их и не отвечал им…)
- Осуждает ли автор Юшку за такое молчание и терпение?
(Нет. Потому что Платонов знает, что лучше на зло не отвечать.
- Теперь особо выделим и скажем, отчего дети обижали Юшку?
(не знали другого такого человека. Он был непохожим на всех.)
- Чем не на всех? Зачитайте.
(«Пусть он лучше злится, раз он вправду живет». Он не умел злиться как все.)
- Почему же Юшка верит, что дети его любят? Как об этом говорит автор?
(«Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви и потому терзают его»)
- Почему не отзывался злобой?
(Отвечал добротой, пониманием причин злобости. Он обладал сочувствием.)
- Как относились взрослые? Зачитайте.
(«У взрослых…»)
- Как автор объясняет несправедливое, грубое отношение взрослых?
(«И в этом зле забывали на время свое горе»).
- Какое чувство они-взрослые-у вас вызывают? (они очень жестоки).
- Мы рассмотрели отношение к Юшке и взрослых и детей. Что общего в отношениях? (жестокость)
Послушайте, что говорил Платонов о жестокости детей. «Дети – неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не умеют строго твердого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многие лики.» Они повторяют поступки взрослых, до конца не осознавая их.
- Итак, для Юшки жить – любить. Для окружающих жить – это что?
(для Юшки жить – любить. Это одна заповедь. Для окружающих жить – злиться.
- Сочувствуют ли люди ему? (его никто не принимает и не желает понять).
Чтение вслух диалога Юшки и кузнецовой дочери.
- Понимает ли Даша Юшку? (она считает его лишним человеком)
- А Юшка как считал?
(он считал, что поставлен отцом и матерью. Должен жить. Народ его любит. Нужен отцу в кузне).
- Как говорит о любви народа?
(народ без понятия. Сердце в людях бывает слепое.)
- Подумаем над этими словами, что они значат? (народ любит,не понимая этого. Сердце любит неосознанно.)
- Какую заповедь извлечем из слов Юшки?
(Нет лишних людей. Каждый человек поставлен жить. Без него народ будет неполным. Человек рождается не зря.)
- Можем ли мы согласиться с мнением односельчан, что Юшка лишний и ненужный человек, потому что он не похож на всех
Выразительное пересказывание.
Юшка обладал талантом любить других тихо и незаметно. Что он делал для этого? По какому плану будете пересказывать?
Куда уходил Юшка каждое лето?
ГостьяЕфима Дмитриевича.
Плоды Юшкиной любви.
- А были счастливые минуты в его жизни? Зачитайте от слов: «В июле или в августе…»
- Каким его увидели наедине с природой?
(свободно, открыто, раскрепощено. Понимает, ценит природу. У него чуткая душа. Здесь ему никто не мешает. Здесь он отдыхает, «отдышавшись в поле, он не помнит более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек». Он шел к своей дочери. Так ему удавалось сохранять доброжелательность, доброе отношение к людям и миру.
- Как вы понимаете слова: «Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам»?
(Люди в рассказе не только не умеют любить сами, но и мешают любить себя.)
Выразительное чтение.
- Зачитайте отрывок от слов «Но год от году Юшка….» и до слов «Забраковали тебя люди, а кто тебе судья…»
- Как называет Платонов человека, ударившего Юшку?
(веселый прохожий).
- Хотел ли он смерти Юшки?
(получилось случайно. Ведь они привыкли его бить, обижать его. И сейчас, не подумав, толкнул его. Он весело живет. Он посмеялся над ним.)
- Какой человек может так поступить? (черствый, равнодушный).
- Значит, человеческая черствость, бездушие, равнодушие могут убить человека?
- Как называет автор человека, который поднял Юшку, умершего?
(«Один человек». Он человек. Унего добрая, отзывчивая душа. Он понимает Юшку, жалеет его. И за всех просит прощения, но только после смерти.)
- Умирает Юшка, непонятый черствыми людьми, обиженный их жестокостью, равнодушием, как цветок, растоптанный бездушными людьми. Хуже или лучше стало людям? Зачитайте.
(«Однако…)
3.Вывод.
- Как вы думаете, в чем смысл жизни Юшки? Чему учит рассказ?
(Жизнь Юшки учит бескорыстно любить людей. Сочувствовать и сострадать несчастным. Нет лишних людей на земле. Каждый человек нужен, иначе без него «народ будет неполным». Делать добро и любить. Быть чутким и внимательным, помогать обездоленным и непонятым. Уважать тихих, безответных, незащищенных).
Это и есть платоновские заповеди, оставленные нам в наследство, которыми мы должны руководствоваться.
- Есть ли в нашем обществе люди, которые нуждаются в помощи, поддержке? Как можем им помочь?
- Обратимся к эпиграфу. Сирота ли Юшка?
(Юшка нашел родственную душу в девочке сироте, такой же незлобной, кроткой, как сам Юшка. Которая любит Юшку «всем теплом и светом своего сердца». Любит людей, помогает им, «не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших». Она для него уже не приемная дочь, а настоящая.
- Обратимся к другому высказыванию Платонова.
«Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человекеили, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…»
- Как вы поняли?
(Любовь Юшки вызвала талант в девочке-сиротке, которая с любовью относится к Юшке и другим людям, ее любовь передалась другим, которые теперь помнят доброго Юшку.
- В чем сила слабого, тихого Юшки? (доброте и любви).
- Можно ли считать Юшку красивым человеком? Почему?
(он добр, трудолюбив, отзывчив, умеет сострадать.
Хочу завершить наш урок словами А.П.Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного человека, счастливого человека стоял кто – нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, какбы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет свои когти, спрячется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».
Д/з. 1. Мини – сочинение на тему: «Случай из жизни. Как моя (или чья-то) любовь помогла другому человеку».