kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе в 7классе. А.П.Платонов.Рассказ "Юшка" "Спешите делать добрые дела"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самобытность и цельность произведений А.Платонова, глубокое проникновение в писхику человека, важность затрагиваемых проблем делают его рассказы интересными для современного читателя

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 7классе. А.П.Платонов.Рассказ "Юшка" "Спешите делать добрые дела"»

МБОУ «Хиславичская СОШ»







КУРСОВАЯ РАБОТА

(По рассказу А.П.Платонова «ЮШКА»)







Выполнила Дорошева Вера Петровна,

учитель русского языка и литературы











п. Хиславичи 2012г.



Тема урока: «Спешите делать добро »

По рассказу А.П.Платонова «Юшка»

Цели урока:

1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П. Платонова.

2. Раскрыть мысли и чувства главных героев, а также авторское отношение к изображаемому.

3. Помочь учащимся понять нравственную красоту человеческой жизни, вызвать уважение к человеку.

4. Заставить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро.

5. Развивать речь учащихся.

Методические приемы: рассказ учителя, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Приложение: мультимедийная презентация.

Ход урока

-Оргмомент.

Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

«Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по времени с современниками… и есть - опережающие время, до которых надо ещё тянуться…».

- К таким писателям относится Андрей Платонович Платонов. ( Слайд 2.)

Самобытность и цельность его произведений, глубокое проникновение в психику человека, важность затрагиваемых проблем, неповторимость стиля делают произведения Платонова интересными для современного читателя. Всю свою жизнь А. Платонов размышлял о судьбе человека, ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном жестоких опасностей и поворотов истории. Он обладал талантом слышать чужое горе. Может быть, поэтому однажды он признался: «Жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрослого человека, лишая юности».

Посмотрите на портрет писателя, обратите внимание на его взгляд.

- Какой он? ( Грустный, тревожный, даже тоскливый)

На нас смотрит человек, раньше многих убедившийся в том, что чужого страдания и боли не бывает. На этом лице, пожалуй, замечаешь одни глаза – «живую поверхность его сердца». А душа его полна любви и доброты ко всему живому.

Мы уже немного знакомы с творчеством А. П. Платонова и знаем: читать его произведения не очень просто, так как они требуют работы мысли и сердца. Но мы попробуем прожить вместе с его героями совсем короткое время. Именно прожить, для того чтобы постараться понять их, а может быть, и самих себя.

Одна из неразрешимых проблем человечества - это проблема добра и зла. Честь и совесть, любовь и нежность, патриотизм и чувство долга - всё это единое целое, что называем мы одним словом – добро.

- Сегодня мы продолжим разговор о добре, о добром отношении людей друг к другу, ко всему, что нас окружает. Урок наш так и называется « Спешите делать добро ».

-Что же, на ваш взгляд, является самым ценным в человеке? Какие люди достойны глубокого уважения и искренней любви? На эти вопросы нам нужно ответить, проанализировав рассказ «Юшка», который вы прочитали дома.

3. Работа над рассказом «Юшка».

Эпиграфы к уроку: (слайд 3)

- Прочитайте эпиграфы. Какое из этих высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу

« Юшка»? Почему?

1. Верю я, придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак.

2. Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью.

Олег Волков.



3. Я счастлив счастием, мне чуждым,

И грустен горестью чужой;

Чужим несчастиям и нуждам

Готов помочь я всей душой.

Иван Суриков.



4. Жизнь дана на добрые дела.

Пословица.

5. А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой.

.М. Ю. Лермонтов.

- Почему вы не выбрали последнее высказывание?

( Юшка - не бунтующий, не мятежный, а очень тихий, безобидный человек. Он совсем не просит бури, а призывает своим поведением к терпению.)

- Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор даёт подробный литературный портрет Юшки.(Слайд 4).

- Что мы узнали о нём? (…мал ростом и худ, лицо сморщенное, в руках мало силы. Вместо усов и бороды - отдельные, седые волосы. Глаза белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы. Он не пил чай и не покупал сахар, а одежду носил одну и ту же долгие годы без смены…)

- Попробуйте охарактеризовать Юшку одним-единственным словом.

(Слайд 5 ) (Слабый, жалкий, неказистый, невзрачный, тихий, скромный, незаметный, кроткий).

- Почему «в руках у него было мало силы»? (Он был тяжело болен туберкулёзом).

- Почему автор особо выделяет его глаза?

- Как вы понимаете неостывающие? (Неуспевающие высыхать).

(Глаза - зеркало души, плачут глаза – плачет душа. Душой мы сострадаем, любим, ненавидим; разумом - мыслим).

- Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире?

- Каково отношение детей к Юшке? (Дети, увидев тихо бредущего Юшку, бросали свои игры и с криком бежали за ним. Они поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку, толкали его и старались сделать ему больно. Дети терзали его).

-Как вы понимаете слово терзать? Попробуем определить его значение через подбор синонимов. (Слайд 6) Терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить).

- В «Словаре русского языка» С. Ожегова представлены два значения слова терзать:

1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.

- Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него? (Детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не берёт хворостину и гонится за ними, как это делали все большие люди. Дети хотели, чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал ребятишек и молчал. И тогда они старались сделать ему больнее, толкали его и смеялись над ним).

- Осуждает ли автор Юшку за такое молчание? (Нет. Потому что А. Платонов писал: «Над народом не надо смеяться, даже когда он по-язычески верит в свою Богородицу».

- Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?

- А как сам Юшка объясняет поведение детей?

(«Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».

- Согласны ли вы с таким суждением автора? (Нет, над любимыми людьми не издеваются).

- Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди?

- Как автор объясняет, почему взрослые обижали его? (Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила к ещё большему ожесточению. Люди хотели, чтобы Юшка походил на них. И их раздражало то, что он оставался самим собой, раздражала его молчаливая кротость. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: « Лучше бы ты умер!»

- Как вы понимаете слово кротость? Давайте к нему подберём синонимы.

(Слайд 7) (Кротость, беззлобность, незлобивость, покорность, смирение, безропотность, безответность).

- В « Словаре С. Ожегова» «Кроткий - незлобивый, покорный, смирный».

- Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит?»

- Как вы относитесь к словам Даши: «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие!

Любят-то они тебя по сердцу, да бьют по расчёту»?

- Юшка на возражения Даши ответил: « Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое».

-Как вы понимаете слова Юшки? Что значит «слепое сердце»? («Слепое сердце - это когда человек любит только себя». «У людей, которые не замечают боли других людей, сердце слепо». « Люди со слепым сердцем не только не делают добро другим, но и не понимают добра, которое делают другие». «Сердце слепое - человек смотрит на горе других людей, и у него ни капли сочувствия, сожаления. «Сердце в людях бывает слепое, когда они не делают добра другим, не жертвуют ради них собой».

- Вы оказались единодушны в своём понимании «слепого сердца».

- Подведём итог: «слепое сердце» бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.

- А как вы понимаете слово сострадание? Подберите синонимы.

(Слайд 8) (Сострадание- жалость, сочувствие, милосердие, сожаление, участие, соболезнование).

В Словаре С. Ожегова: «Сострадание- жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека».

- Как бы мы ни относились к словам Юшки о том, что народ любит его, сам он верит в это вполне искренне. Мы понимаем, что Юшке живётся очень тяжело. Но есть всё же место, где он вольнее начинает дышать. Это место - природа.

- Выразительно прочитайте описание природы. Подумайте над вопросами: Как этот отрывок помогает понять образ Юшки? Как чувствует себя Юшка на природе? Почему? (Юшка чувствует себя на природе гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою «любовь к живым существам»).

- Мы уже настолько привыкли к Юшке, уже стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали, Юшка осерчал. Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое близкое по значению слово - рассердился, разгневался, разозлился, вознегодовал, возмутился. Но он употребил именно слово осерчал.

- Как вы думаете, почему? (Трудно представить тихого, безответного, кроткого Юшку разгневанным или негодующим. Слово осерчал как нельзя лучше соответствует его образу. Рассердиться, разгневаться он не может по своему характеру, он очень добрый человек.)

- Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?

- Правильно ли, что он осерчал? (Обязательно надо было осерчать - нельзя всё время терпеть.)

- Прочитайте по ролям эпизод встречи Юшки с прохожим.

- Прочитайте слова Юшки: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя».) - Понятен ли вам смысл его слов? (Я человек и имею полное право на жизнь. Юшка осознаёт свою ценность в этом мире).

- Читать строки, повествующие о последних минутах жизни Юшки, очень тяжело. Но почувствовать тяжесть происходящего ещё сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу. (Слайд 9)

-Рассмотрите иллюстрацию художника к рассказу «Юшка».

-Какой эпизод изображён на ней?

- Итак, произошло то, чего хотели люди,- Юшка осерчал и - ушёл из жизни.

- « Господи! Открой глаза им, чтобы они видели. И открыл Господь глаза их».

- Когда это произошло? (Это произошло после смерти Юшки.)

Проститься с Юшкой пришли все, кто знал его и мучил при жизни. Прощения попросили. Но похоронили и забыли его...

-У Юшки, без сомнения, было доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем. Такой человек способен изменить мир.

- Что изменилось в жизни людей после смерти Юшки?

- Почему людям без Юшки стало хуже? Прочитайте. («Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство»).

- Как вы понимаете смысл слова глумление? (Издевательство, надругательство).

- Так неужели весь смысл жизни Юшки сводится к тому, чтобы принимать « злобу и глумление» на себя?! В чём смысл жизни Юшки?

- Как и почему вспомнили вновь о Юшке?

- Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем? (Появился человек- приёмная дочь, ради которой он не пил чай и не ел сахара, чтобы «она ела его». Юшкина добрая душа жила теперь в этой тихой, кроткой девушке, которая с любовью относится к Юшке и продолжает его дело – делает добро.)

- Каково значение имени Ефим? (Ефим - благочестивый, благожелательный, священный.)

- Слово Божие учит нас не мстить, а делать добро и любить своих врагов.

«Побеждай зло добром» - сказано в Библии. Можем ли мы сказать, что это суждение полностью относится к Юшке? (Да. Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. Юшка выполнил своё предназначение. Он своим добром победил людское зло, правда, после смерти. Таким людям не ставят памятники. Да это и не нужно. Гораздо нужнее им человеческая теплота и человеческое внимание при жизни, а не после смерти).

-Прочитайте заключительные строки рассказа

-Юшка продолжает жить после смерти.

-Вы почувствовали авторское отношение к Юшке? Обвиняет ли он кого-либо в смерти Юшки? Осуждает ли он людей за их жестокость?

- Платонов, несомненно, любит своего героя, но оставляет нам, читателям, право самим сделать выводы.

- Мне, как и вам, хотелось бы, чтобы Юшка остался жив, выздоровел бы, чтобы люди оценили по достоинству его душевную красоту, чтобы они пришли к пониманию того, что «человечество - одно дыхание, одно живое тёплое существо. Больно одному - больно всем. Умирает один - мертвеют все» (Платонов). Но даже при трагическом финале Платонов сохраняет веру в победу добра, человечности над злом, бесчеловечностью. Он понимает, что свет души, добро души, прежде чем «разлиться сильным и ясным потоком», часто преодолевает множество преград.

- Что же на ваш взгляд является самым ценным в человеке? (Доброе сердце, добрые поступки, добрые дела.)

- Человек отвечает за добро и зло. Так было, так есть, так будет. Жизнь- это цепь поступков. И вступая в большую, взрослую жизнь, мы должны помнить, что истина заключена в добре. «Возлюби ближнего своего»,- вечная христианская заповедь.

Добрые дела, доброта людей нашли своё отражение в пословицах и поговорках. Прочитайте их. (Это было домашним заданием)

- Объясните их смысл. (Слайд 10)

- «На добрый привет - добрый ответ».

- «Жизнь дана на добрые дела».

- «Добро век не забудется».

- «Добро не лихо, ходит тихо».

- «Доброму Савве добрая и слава».

- Все они, каждая по-своему, имеют отношение к Юшке.

Тема добра нашла своё отражение и в поэзии.

- У А. Яшина есть стихотворение « Спешите делать добрые дела»!

Послушаем его. (Читает ученик)

Ответим на вопросы:

- Почему стихотворение так называется? Этой же фразой автор и заканчивает стихотворение.

- Как вы думаете, к кому обращается автор?

- Как вы понимаете смысл этого обращения?

Рефлексия.

- Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нём и его делах. Напишите сочинение- миниатюру. В качестве заголовка возьмите одну из пословиц или фразу « Спешите делать добро», которая была темой нашего урока.

Чтение сочинений. Выставление оценок.

- И закончить наш урок я хочу словами, начертанными на могиле другого доброго человека - доктора Ф. П. Гааза: « Спешите делать добро, пока не стало поздно».

Домашнее задание.

- Прочитайте ещё одно произведение Платонова « В прекрасном и яростном мире».

- Озаглавьте части рассказа















































Тема урока: Условное наклонение глаголов.

Цели урока: 1) должны знать, что обозначают глаголы условного наклонения;

2) должны уметь правильно писать глаголы условного наклонения.



Ход урока

1.Организационный момент

2.Введение в тему

- Ребята, вы любите сюрпризы? Сегодня я приготовила для вас урок-сюрприз. Мы все станем участниками удивительной лингвистической экспедиции. Сегодня мы побываем в « Стране всяческих действий» (слайд 1).

Для этого нужны путевые дневники, где мы будем вести записи. Кстати подойдут ваши рабочие тетрадки. Необходимое снаряжение. Проверяйте его готовность: ручка, карандаш, линейка и резинка. И, конечно же, в дорогу мы возьмём багаж. У нас есть два чемодана. Один мы заполним перед дорогой, а другой, наоборот, в пути. Итак, счастливой дороги.

А для начала мы сделаем первую запись в путевых дневниках. (Число, классная работа). Основная задача нашей экспедиции - познакомиться с глаголами условного наклонения. (слайд 2).

Обратите внимание на наш маршрут (слайд 3). Как вы думаете, что мы будем делать в каждом городе?

- Если столица Глаголия, то мы должны вспомнить, что мы знаем о глаголе.

- В городе Повелителей вспомним о повелительном наклонении глагола.

- В городе Изъявительных фактов повторим изъявительное наклонение глагола.

- В городе условностей мы узнаем об условном наклонении.

Молодцы, ребята. Вот мы и сформулировали цели нашего урока (слайд 4). Закрепить и повторить знания о глаголах повелительного и изъявительного наклонения, познакомить с образованием условного наклонения, научиться отличать глаголы условного наклонения от других.



  1. Повторение пройденного материала. Эвристическая беседа.

( Слайды5-6)

- Скажите, пожалуйста, что такое глагол? Как правильно определить вид глагола? Как верно определить написание гласной в безударном личном окончании глагола? Какая особенность гласной в суффиксе глагола прошедшего времени? Какие глаголы относятся к переходным, а какие к непереходным? (Все ответы учащихся на табличках прикрепляются к первому чемодану) В дороге нам не обойтись без багажа. А возьмём мы с собой самые необходимые вещи – наши знания.

 

 I. Упражнения на повторение пройденного материала.

1. Индивидуальная работа у доски.

Карточка №1. Выпишите глаголы. Определите их вид и время. Запишите эти глаголы в форме других времён. Укажите наклонение.

Город уже совсем проснулся. Летят трамваи, спешат на работу люди. Грохочут грузовики. Дворники счищают снег, посыпают тротуары песком. Для чего? Чтобы пешеходы не скользили, не падали, не теряли времени даром.

 

Карточка № 2. Поставьте глаголы в прошедшем времени. Укажите суффиксы в записанных глаголах.

Увидеть, обидеть, растаять, посеять, затеять, заметить.

 

 2. Устный опрос «Закончи предложение»

1) Глагол – часть речи, которая обозначает … 2) Изменение глагола по лицам и числам называется … 3) Переходные глаголы сочетаются с именами существительными, местоимениями без предлога в … 4) Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по …

 

- Молодцы, ребята! Чемодан собран, и мы отправляемся в путь! А пока мы добираемся до первого населённого пункта, чтобы не было скучно, я включу вам весёлую песенку. А вы, прослушав её, должны записать в свои тетрадки все глаголы изъявительного наклонения, употреблённые в песне, и обозначить время, вид.

Звучит « Песенка весёлых друзей».

- А тем временем мы приближаемся к городу изъявительных фактов (слайд 7).

Жители здесь самые практичные, самые справедливые, их девиз: «Было, есть и будет!»

Как вы думаете, почему жители выбрали именно такой девиз? ( Глаголы изъявительного наклонения обозначают то, что происходило, происходит или будет происходить на самом деле). Девизом жизни всех горожан были слова: “Было! Есть! Будет!”

Однажды король-отец Глагол I решил проведать своих сыновей и посмотреть, как они правят своими городами.

И мы с вами тоже отправимся вместе с королем по улицам города Изъявительное наклонение.

4. Индивидуальное задание на карточках

Двое человек, самых любопытных, засмотревшись, заблудились.

Чтобы нас догнать, они должны выполнить задание на карточках.

Синтаксический разбор предложения.

Магазин завлекал прохожих красочными вывесками.

Морфологический разбор прилагательного красочными (вывесками).

- Через городские ворота пускают не каждого, а только самого эрудированного. Поэтому сейчас вы выполните творческую работу. Напишите небольшое прошение мэру, обосновывая, зачем вам нужно попасть в его город. Условие: в своём тексте вы должны употреблять как можно больше глаголов изъявительного наклонения.

(Слайд 8).

( Уважаемый мэр, я хочу побывать в вашем городе. Я буду соблюдать все ваши законы, я научусь безошибочно определять глаголы изъявительного наклонения, не допущу ни одной ошибки в их написании. А ещё я очень хочу знать, что было, есть и будет в вашем городе).

( Слайд 9)

- Ребята, мы с вами чуть не пропустили светофор! У этого светофора работают два цвета: зелёный и красный. Зелёный пропускает глаголы 1 спряжения, красный - глаголы 2 спряжения. Вот такие у них правила. Предлагаю вам исполнить роль светофора. Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется «е», а когда «и» в личных окончаниях глаголов изъявительного наклонения.

- На столе у вас сигнальные карточки. Если пишется «е» (1 спр.)- зелёная карточка, «и» (2 спр.) – красная. Записываем в тетрадки и поднимаем карточки.

5. Диктант с комментарием

Автобус отправляется. Ходим по городу. Останавливает нарушителей. Переходит улицу. Предупреждает об опасности. Ездим на автобусе. Пересекаем улицу. Держит курс.

- Проверяем нашу работу (слайды 9.1 – 9.8).

- Замечательно справились с заданием. Штрафовать некого. Мы отправляемся дальше (слайд 10).

Да и отставшие догнали нас. Пора сдавать карточки.

- Приближаемся к городу, где жители очень уверенные в себе и в своих силах, любящие приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию. Их девиз: « Так точно! Будет сделано!» Что это за город? Почему жители выбрали такой девиз? ( Город Повелителей. Здесь живут глаголы повелительного наклонения. Они выражают просьбу, приказ, побуждают к действию).

- Что ещё вы знаете о глаголах повелительного наклонения?

( Образуются с помощью суффиксов –и-, в ед. ч. – нулевое окончание, во мн. ч. окончание –те. Не изменяются по временам. Правописание гласной нельзя определить по спряжению).

- Поскольку всё в этом городе побуждает к действию, нам тоже пора действовать. Послушайте задание. Я вам диктую словосочетание с глаголами в изъявительном наклонении, а вы меняете наклонение на повелительное. Обратите внимание, что нужно сохранить вид глагола.

6. Диктант

Слайд 11.1. Рисую солнце, люблю свой посёлок, уважаю взрослых, горжусь своей страной, получу хорошее образование, выучил английский язык, прочитал стихи Пушкина, дорожу дружбой.

( Проверка, слайд 11.2)

- Я думаю, жители этого города остались довольны вами. И мне понравились ваши ответы. Наша экспедиция продолжается. Мы приближаемся к городу Романтиков и Мечтателей, там нас ждут удивительные открытия.

7. Объяснение новой темы

Слайд 12.

- Девиз жителей этого города: « Если бы да кабы».

Посмотрите на них внимательно. Они всегда ходят парами. Рядом с каждым глаголом – частица «бы». Она либо бежит за глаголом, либо отстаёт, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди. Хотите узнать историю их дружбы? Для этого нужно попробовать самостоятельно разгадать небольшой ребус (слайд 13).

- Что же у нас получается? ( Слайд 14).

- С помощью чего образовались эти глаголы? ( К основе НФГ прибавили суффикс –л- и частицу «бы»)

- Составьте предложения с данными глаголами ( слайд 15).

- А теперь поставьте частицу бы перед глаголом ( слайд 16).

- Давайте попробуем изменить число и род в этих глаголах ( слайд 17).

- А сейчас давайте ответим на вопросы:

* Как образуются глаголы в условном наклонении?

* Где может располагаться частица бы?

* Как изменяются глаголы в условном наклонении?

- Откроем учебники и прочитаем правило на стр.

8. Закрепление пройденного материала

- Продолжим нашу экспедицию и вглядимся в улицы этого города ( слайд 18).

- Что мы видим? Здания недостроены, одежда недошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках недосажены, картины художников недописаны, больные недолечены, дети недоучены…

- Давайте спросим у жителей, когда же они доделают свою работу?

( Учащиеся продолжают предложения)

Архитектор ( слайд 19).

Садовник ( слайд 20).

Швея (слайд 21).

И хотя все в городе было недоделано, глаголы были очень довольны своей жизнью. Они пели весёлые песни и читали стихи.

- Послушайте, какое стихотворение, прославляющее Сослагательное наклонение (это старинное название города) написал известный поэт Дж. Родари.
Я решил бы… Я сказал… Поспешил бы… Написал бы…

До чего же замечательное

 Наклонение сослагательное.

Никогда не чертыхается,

Не скандалит, не кричит,

В кресло мягкое забьётся

И мечтательно журчит:

 Я б турецкий изучил..

 Я бы радио включил…

Нет, постойте-ка,

Вначале Я сыграл бы на рояле…

 Я сыграл бы,

 Коль умел бы,

Если мог бы,

Полетел бы,

Я бы съел вагон пирожных,

Если только их имел бы.




9. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся

-А теперь внимание! Чемодан, с которым мы вернёмся из экспедиции, ещё пустой. Чем же мы его заполним? ( Новыми знаниями).

- А что нового мы узнали сегодня на уроке? ( Слайд 22).

- Как образуются глаголы условного наклонения?

- Как изменяются глаголы условного наклонения?

- Где может находиться частица «бы» у глаголов условного наклонения?

- Можем ли мы привести примеры глаголов условного наклонения?

- А сейчас послушайте стихотворение и выпишите из него все глаголы условного наклонения ( слайд 23 ).

10. Выставление оценок. Домашнее задание.

- Вы хорошо поработали на уроке. Наша экспедиция оказалась очень плодотворной. И вашу работу я хотела бы оценить.( Выставление оценок).

Домашнее задание будет творческим. Я предлагаю вам написать небольшое сочинение на тему « Если бы я был волшебником ».

Дополнительно. Чтение наизусть стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой».

- Объясните смысл этого стихотворения.

Выборочный самодиктант.

- Выпишите из стихотворения глаголы условного наклонения (был бы, не терял бы, не прыгал б, постирал б, вымыл бы, подмёл бы, перемыл бы, начистил бы, расставил б, помог бы, сказала бы – 11 глаголов)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Дорошева Вера Петровна

Дата: 05.02.2020

Номер свидетельства: 538559


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства