kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 7 классе «А. Платонов. Слово о писателе. Образ человека в рассказе А.Платонова «Юшка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен биографии, творчеству А. Платонова и анализу рассказа "Юшка"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе «А. Платонов. Слово о писателе. Образ человека в рассказе А.Платонова «Юшка».»

Открытый урок по рассказу Платонова Юшка 7 класс


Организационная информация

Тема урока

«А. Платонов. Слово о писателе. Образ человека в рассказе А.Платонова «Юшка».

Предмет

Литература

Класс

7

Методическая информация

Тип урока

 

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока

 

Продолжить изучение творчества писателя А.Платонова; провести глубокий анализ рассказа «Юшка»;

Задачи урока

 

учиться читать платоновские рассказы, воспринимать чувства, передаваемые автором. 

совершенствовать умение анализировать литературный текст;

выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют (приобретут, закрепят) ученики в ходе урока

Развивать навыки выразительного чтения, умения подбирать материал, пользуясь текстом;

Необходимое оборудование и материалы

Портрет писателя

Презентация, видеозапись , раздаточный материал

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Формулировка темы и цели урока обучающимися.

 

- Добрый день, дорогие друзья, гости. Скажите, что вы считаете самой большой ценностью на земле?

- Ответы учащихся. (каждый объясняет свое мнение)

- Я согласна с некоторыми из вас. Самое ценное на земле – это человек. Еще в 19 веке известный английский писатель Карлейль сказал, что всякий человек есть историческая ценность, не похожая ни на какую другую.

- Можете ли вы сейчас определить, о ком или о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Ответы учащихся.

- Правильно, человек - вот о ком мы сегодня будем размышлять.

- Совместно с учителем обучающиеся создают кластер ЧЕЛОВЕК, размещая слева от слова - характеристики человека, а справа- то, в чем каждый человек нуждается.

- Учитывая то, что дома вы читали рассказ А. Платоноваа «Юшка» и наш небольшой разговор, попробуйте сформулировать тему нашего урока и его цель.

-Ответы учащихся.

- Учитель подводит итог. Тема нашего урока звучит так:: «А. Платонов. Слово о писателе. Образ человека в рассказе А.Платонова «Юшка».

- Ребята, а что мы должны сделать, чтобы достичь поставленных целей?

- Ответы учащихся

Учитель резюмирует все сказанное, определяя задачи на урок.

задачи:

- познакомиться с биографией А. Платонова;

- проанализировать образ главного героя рассказа «Юшка » Ефима Дмитриевича.

- «Найти» образ человека в рассказе.

Ход и содержание урока

 

1. Знакомство с биографией А. Платонова.

- Итак, прежде, чем мы будем говорить о произведении, нужно познакомиться с биографией самого писателя.

На доске- портрет Андрея Платонова, у каждого учащегося – таблица

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

 

 

 

 

 

 

– Ребята, что вы знаете об этом писателе? (Ответы вписываются в первую колонку таблицы.)

–.Что вы хотите о нем узнать? (Ответы вписываются во вторую колонку таблицы.)

Учитель предлагает информацию об авторе (учебный фильм). Познакомившись с данным материалом, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение.

2. Анализ произведения

- О ком идёт речь в рассказе? Кто главный герой?

- Каков Юшка в начале рассказа? (чтение описания внешности героя)

- Как вы считаете, что является главным в этой подробной характеристике? Почему автор особо выделяет глаза Юшки?

- Ответы учащихся.

- Что за человек Юшка?   Попробуйте охарактеризовать его одним словом.

- Ответы учащихся. (На доске записываются слова- характеристики, предлагаемые учащимися.

- Принято считать, что такие люди, как Юшка, не вызывают сочувствия у тех, кто находится рядом. А как себя ощущает Юшка в окружающем его мире? Учащиеся под руководством учителя заполняют концептуальную таблицу.



Люди - он


Он - люди

Дети




Ю

Ш

К

А


Взрослые




Даша и ее отец











Для заполнения таблицы используется материал, который учащиеся приготовили дома. (дано опережающее задание по группам). Каждая группа выступает, параллельно учащиеся заполняют таблицы в тетрадях.

- Заполнив таблицу, учащиеся отвечают на вопрос:

- Какими словами сейчас мы можем охарактеризовать главного героя?

- Сравниваем, ту характеристику, которую мы дали герою в начале разговора, и ту, которую дали сейчас. Что в них общего и чем они отличаются? (мы видим , что в характеристике героя появляются слова, описывающие не физическое состояние, а душевное состояние героя )



- Юшке живётся тяжело. Но всё же есть место, где он вольнее начинает дышать. Где это происходит? (на природе)

- Каков он по отношению к природе? (это счастливые мгновения в его жизни) Изменяется ли стиль, язык рассказа здесь? Что появляется? (среди природы родилась мелодия – появились в тексте ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ЭПИТЕТЫ)

- Обратите внимание на таблицу, осталась еще одна не заполненная нами часть. Чего не хватает?(Отношения к Юшке прохожего, который его убил. )

- Пересказ эпизода встречи Юшки с прохожим, заполнение таблицы.

- Произошло то, чего хотели люди – Юшка осерчал и ушёл из жизни. Вот теперь признали его люди своим, похожим? (чтение отрывка о похоронах)

- Раскаялись ли люди? Что стало с людьми после смерти Юшки? Что изменилось в их жизни? (им стало грустно)

- Выходит, что смысл жизни Юшки в том, что всю злобу и глумление он принимал на себя?

- Кто и когда (почему) вспоминает о Юшке? (рассказать о девушке, ищущей Юшку)

- Найдите в тексте описание девушки. Вспомните, внешность Юшки, какой можно сделать вывод? Как она его называет?

- Энергия добра Юшки переходит к девочке. Юшки не стало, но осталась новая жизнь. В чём видит своё предназначение эта девушка? (она врач)

- Так выполнил ли Юшка своё предназначение? («я тоже всему свету нужен», его душа перенеслась в девушку)

Обобщение

 

- Давайте вспомним, какова была цель нашего урока, достигли ли мы ее?

- Ответы учащихся.

- В ходе анализа рассказа мы с вами должны были «отыскать», образ человека в рассказе Платонова. Как вам кажется, кого можно назвать человеком в этом рассказе? Почему? - Ответы учащихся.



Домашнее задание 

- Домашнее задание : написать мини-сочинение по теме «Настоящий человек – это….». В текст сочинения включить аргументы из художественных произведений русских писателей.

Рефлексия

- Подводя итог нашему разговору, я предлагаю вам посвятить Юшке, настоящему человеку, небольшое стихотворение- синквейн.

- Изменилось ли ваше представление о человеке? Почему?

- Полезен ли был наш разговор для вас?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Кузнецова Ольга Леонтьевна

Дата: 16.01.2017

Номер свидетельства: 380093


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства