1. Знакомство с биографией А. Платонова. - Итак, прежде, чем мы будем говорить о произведении, нужно познакомиться с биографией самого писателя. На доске- портрет Андрея Платонова, у каждого учащегося – таблица – Ребята, что вы знаете об этом писателе? (Ответы вписываются в первую колонку таблицы.) –.Что вы хотите о нем узнать? (Ответы вписываются во вторую колонку таблицы.) Учитель предлагает информацию об авторе (учебный фильм). Познакомившись с данным материалом, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение. 2. Анализ произведения - О ком идёт речь в рассказе? Кто главный герой? - Каков Юшка в начале рассказа? (чтение описания внешности героя) - Как вы считаете, что является главным в этой подробной характеристике? Почему автор особо выделяет глаза Юшки? - Ответы учащихся. - Что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его одним словом. - Ответы учащихся. (На доске записываются слова- характеристики, предлагаемые учащимися. - Принято считать, что такие люди, как Юшка, не вызывают сочувствия у тех, кто находится рядом. А как себя ощущает Юшка в окружающем его мире? Учащиеся под руководством учителя заполняют концептуальную таблицу.
Люди - он | | Он - люди | Дети | Ю Ш К А | | Взрослые | | Даша и ее отец | | | |
Для заполнения таблицы используется материал, который учащиеся приготовили дома. (дано опережающее задание по группам). Каждая группа выступает, параллельно учащиеся заполняют таблицы в тетрадях. - Заполнив таблицу, учащиеся отвечают на вопрос: - Какими словами сейчас мы можем охарактеризовать главного героя? - Сравниваем, ту характеристику, которую мы дали герою в начале разговора, и ту, которую дали сейчас. Что в них общего и чем они отличаются? (мы видим , что в характеристике героя появляются слова, описывающие не физическое состояние, а душевное состояние героя )
- Юшке живётся тяжело. Но всё же есть место, где он вольнее начинает дышать. Где это происходит? (на природе) - Каков он по отношению к природе? (это счастливые мгновения в его жизни) Изменяется ли стиль, язык рассказа здесь? Что появляется? (среди природы родилась мелодия – появились в тексте ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ЭПИТЕТЫ) - Обратите внимание на таблицу, осталась еще одна не заполненная нами часть. Чего не хватает?(Отношения к Юшке прохожего, который его убил. ) - Пересказ эпизода встречи Юшки с прохожим, заполнение таблицы. - Произошло то, чего хотели люди – Юшка осерчал и ушёл из жизни. Вот теперь признали его люди своим, похожим? (чтение отрывка о похоронах) - Раскаялись ли люди? Что стало с людьми после смерти Юшки? Что изменилось в их жизни? (им стало грустно) - Выходит, что смысл жизни Юшки в том, что всю злобу и глумление он принимал на себя? - Кто и когда (почему) вспоминает о Юшке? (рассказать о девушке, ищущей Юшку) - Найдите в тексте описание девушки. Вспомните, внешность Юшки, какой можно сделать вывод? Как она его называет? - Энергия добра Юшки переходит к девочке. Юшки не стало, но осталась новая жизнь. В чём видит своё предназначение эта девушка? (она врач) - Так выполнил ли Юшка своё предназначение? («я тоже всему свету нужен», его душа перенеслась в девушку) |