А.Платонов «Юшка». Нравственные проблемы рассказа.
Тема урока: А.Платонов «Юшка». Нравственные проблемы рассказа.
Цель: Выявить совокупность нравственных проблем рассказа А. Платонова «Юшка»; обогатить и закрепить понятие «нравственная проблема».
Задачи урока:
- Формировать навык исследовательской работы с текстом, умение выделять главное, умение видеть выразительные средства языка и объяснять их значение для раскрытия образов героев.
- Развивать логическое мышление, речь учащихся, умения работать в группе.
- Учить определять и формулировать нравственную проблему художественного произведения:
- Формировать коммуникативные, языковые, культурологические компетенции (понимание содержания текста, логика, аргументация, связность изложения);
- Побуждать к проявлению толерантности, поддержки и сочувствия к окружающим.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, распечатанные схемы – опоры, карточки со словами – терминами, карточки-рефлексии, индивидуальные задания.
Оргмомент. Целеполаганне. Ход урока.
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Люди вокруг нас…Какие они? (Разные.Взрослые, дети. Старые, молодые, большие, маленькие, добрые, злые и т.д.)
- Как вы относитесь к людям? (по-разному)
- Андрей Платонов: «Люди умирают потому, что они болеют одни и некому их любить»
- Как вы понимаете эти слова?
- Как относился к людям человек, сказавший эти слова?
2. Целеполагание. Постановка главной проблемы.
Портрет писателя Андрея Платоновича Платонова. Рассказ «Юшка»
- Какова же цель нашего урока?
Подумать, о чем хотел поговорить писатель со своим читателем, выявить нравственные проблемы рассказа. (слайд №1 А.Платонов «Юшка» Нравственные проблемы)
3.Активизация знаний учащихся.
Вспомним некоторые моменты биографии писателя, необходимые для понимания сути произведения.
А) биография А.Платонова (рассказ подготовленного ученика, слайд №2 портрет «Надо относиться к людям по - отцовски" )
Б) обсуждение эпиграфа слайда.
Что значит "по – отцовски"?
В) Беседа о прочитанном ранее.
Вспомним, какие произведения А.Платонова мы читали раньше «Цветок на земле», «Еще мама», «Никита», «Неизвестный цветок». (слайд №3 название этих произведений)
Кто главные герои этих произведений? (Дети)
Что в них общего? (Доброта, внимание к людям и забота о них, наблюдательность, чуткость к окружающим)
Если бы мы смогли увидеть всех этих детей, как вы думаете, было бы в их лицах что – то общее? (Да, выражение доброты, открытости, чистые, ясные глаза) (слайд №4 ребенок)
Г) творческое задание. Посмотрите на портрет этого ребенка. Как вы думаете, он похож на героев А.Платонова? (да) Чем? (У него добрые глаза, открытое лицо и т. д.)
Таким образом, можно сказать, что это собирательный образ ребенка, т.е. ребенка вообще, каким он нам представляется нам, читателям рассказов А.Платонова.
Давайте подберем подпись к этому портрету, используя одно из названий рассказов А.Платонова. (Цветок на земле)
Скажите, а кто помогает ребенку «цветку на земле» расти? (Взрослые)
1. Работа над новым материалом
- Беседа по содержанию рассказа с элементами пересказа
Главный герой рассказа не ребенок, а взрослый человек «ЮШКА». Кто же он такой? Рассказ ученика. (слайд №5 - портреты двух старцев)
Как вы думаете, Юшка мог быть похож на кого-нибудь из этих старцев?
Есть ли еще взрослые в городе, где живет Юшка? (Да.) Что можно рассказать о них? (рассказ ученика)
А есть ли дети в этом городе? (Да) Что вы знаете о них? ( рассказ ученика)
О ком мы ещё не рассказали? (О дочери Юшки) Расскажите. (Ответ ученика).
- Активизация внимания и постановка проблемы.
Ребята, как странно получается: девочка сирота – добрый человек, прощает тем, кто убил её отца, обижал его; а дети, живущие с родителями, обижают беззащитного человека. Почему так происходит?
Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Нет, надо подумать). Думая над ответом на вопрос, мы будем думать и над проблемами, которые ставит перед нами автор рассказа.
- Словарная работа.
Давайте вспомним, что такое проблема? Что такое нравственность? (Работа со словарем).
- оставление схемы – опоры. Работа в парах
Чтобы нам не запутаться и не растеряться, мы будем заносить свои идеи в схему. (см. приложение). Например: добро и зло. Есть такая проблема? (Есть)
Оцените друг друга по работе в поиске проблемы.
- Комментированное чтение.
Коллективное обсуждение, коррекция групповых схем и заполнение индивидуальных схем.
Что же, ребята, хорошо? А что – плохо? ( Дети читают «половинки схем)
Хорошо - добро, любовь, счастье, прощение, внутренняя сила, красота, жизнь.
Плохо - зло, жестокость, месть, горе, смерть.
- Словарная работа
Как вы думаете, почему Ефима Дмитриевича прозвали Юшка. Как его называли в рассказы? Юродивый, блажной, блаженный, кроткий. Учащиеся находят в словарях толкование этих слов и соотносят с героем рассказа.
- Взаимооценка работы.
4. Подведение итогов
посмотрите на ваши схемы. На что они похожи? (на цветок). Я думаю, что это не случайно. Ведь каждый человек – цветок на земле. И жизнь его бесценна. Сначала
ребенку, маленькой душе, помогают расти другие люди и от них во многом зависит, каким вырастет цветок души человеческой, а потом, когда вырастет, он сам оберегает и растит другой цветок, который станет продолжением его жизни. Так считал А.Платонов, так считаем и мы с вами.(Слайд №6 старик с ребенком «Надо относиться к людям по отечески»)
2. Рефлексия.
Дополните предложения.
- Я думаю, что ---------- умею определять и формулировать нравственную проблему художественного произведения.
- На уроке мне понравилось, что я -------------
- Я -------читать другие произведения А.Платонова.
3. Оценки.
4. Домашнее задание (творческое)
написать сочинение – миниатюру на тему: «Из зерна добра - цветок доброты» ( о добром деле, поступке, которые совершили вы или по отношению к вам) или «Нужны ли чуткость и сострадание в современном мире?».