kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе. Нравственные проблемы рассказа А .Платонова "Юшка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.Платонов «Юшка». Нравственные проблемы рассказа.

Тема урока: А.Платонов «Юшка». Нравственные проблемы рассказа.

Цель:  Выявить совокупность нравственных проблем рассказа А. Платонова «Юшка»; обогатить и закрепить понятие «нравственная проблема». 

Задачи урока:

  • Формировать навык исследовательской работы с текстом, умение выделять главное, умение видеть выразительные средства языка и объяснять их значение для раскрытия образов героев. 
  • Развивать логическое мышление, речь учащихся, умения работать в группе.
  • Учить определять и формулировать нравственную проблему художественного произведения:
  • Формировать коммуникативные, языковые, культурологические компетенции  (понимание содержания текста, логика, аргументация, связность изложения);
  • Побуждать к проявлению толерантности, поддержки и сочувствия к окружающим.

  Оборудование:  компьютер, проектор, экран, распечатанные схемы – опоры, карточки со словами – терминами, карточки-рефлексии, индивидуальные задания.

Оргмомент. Целеполаганне. Ход урока.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

  • Люди вокруг нас…Какие они? (Разные.Взрослые, дети. Старые, молодые, большие, маленькие, добрые, злые и т.д.)
  • Как вы относитесь к людям? (по-разному)
  • Андрей Платонов: «Люди умирают потому, что они болеют одни и некому их любить»
  • Как вы понимаете эти слова?
  • Как относился к людям человек, сказавший эти слова?

2. Целеполагание. Постановка главной проблемы.

Портрет писателя Андрея Платоновича Платонова. Рассказ «Юшка»

- Какова же цель нашего урока?

 Подумать, о чем хотел поговорить писатель со своим читателем, выявить нравственные проблемы рассказа.    (слайд №1 А.Платонов «Юшка» Нравственные проблемы)

     3.Активизация знаний учащихся.

Вспомним некоторые моменты биографии писателя, необходимые для понимания сути произведения.

А)  биография А.Платонова  (рассказ подготовленного ученика, слайд №2  портрет   «Надо относиться к людям по -  отцовски" )

Б) обсуждение эпиграфа слайда.  

 Что значит "по – отцовски"?

В)  Беседа о прочитанном ранее.   

Вспомним, какие произведения А.Платонова мы читали раньше    «Цветок на земле», «Еще мама», «Никита», «Неизвестный цветок».     (слайд №3   название этих произведений)

Кто главные герои этих произведений?    (Дети)

Что в них общего?   (Доброта, внимание к людям и забота о них, наблюдательность, чуткость к окружающим)

Если бы мы смогли увидеть всех этих детей, как вы думаете, было бы в их лицах что – то общее?  (Да, выражение доброты, открытости, чистые, ясные глаза)  (слайд №4  ребенок)

Г) творческое задание.   Посмотрите на портрет этого ребенка.  Как вы думаете, он похож на героев А.Платонова?  (да)   Чем?  (У него добрые глаза, открытое лицо и т. д.)

Таким образом, можно сказать, что это собирательный образ ребенка, т.е. ребенка вообще, каким он нам представляется нам, читателям рассказов А.Платонова.

Давайте подберем подпись к этому портрету, используя одно из названий рассказов А.Платонова.  (Цветок на земле)

Скажите, а кто помогает ребенку «цветку на земле» расти?  (Взрослые)

1.      Работа над новым материалом

  •    Беседа по содержанию рассказа с элементами  пересказа

Главный герой рассказа не ребенок, а взрослый человек   «ЮШКА». Кто же он такой?  Рассказ ученика. (слайд №5 -  портреты двух старцев)

Как вы думаете, Юшка мог быть похож на кого-нибудь из этих старцев?

Есть ли еще взрослые в городе, где живет  Юшка? (Да.) Что можно рассказать о них?  (рассказ ученика)

А есть ли дети в этом городе? (Да)  Что вы знаете о них? ( рассказ ученика)

О ком мы ещё не рассказали? (О дочери Юшки)  Расскажите. (Ответ ученика).

  • Активизация внимания и постановка проблемы.

Ребята, как странно получается: девочка сирота – добрый человек, прощает тем, кто убил её отца, обижал его; а дети, живущие с родителями, обижают беззащитного человека. Почему так происходит?

Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Нет, надо подумать). Думая над ответом на вопрос, мы будем думать и над проблемами, которые ставит перед нами автор рассказа.

  • Словарная работа.

Давайте вспомним, что такое проблема?  Что такое нравственность? (Работа со словарем).

  • оставление схемы – опоры. Работа в парах

Чтобы  нам не запутаться и не растеряться, мы будем заносить свои идеи в схему. (см. приложение). Например: добро и зло. Есть такая проблема? (Есть)

Оцените друг друга по работе в поиске проблемы.

  • Комментированное чтение.

Коллективное обсуждение, коррекция групповых схем и заполнение индивидуальных схем.

Что же, ребята, хорошо? А что – плохо? ( Дети читают «половинки схем)

Хорошо     -   добро, любовь, счастье, прощение, внутренняя сила, красота, жизнь.

Плохо  - зло, жестокость, месть, горе, смерть.

  • Словарная работа

Как вы думаете, почему Ефима Дмитриевича прозвали Юшка. Как его называли в рассказы?  Юродивый, блажной, блаженный, кроткий. Учащиеся находят в словарях толкование этих слов и соотносят с героем рассказа.

  • Взаимооценка работы.

4. Подведение итогов

посмотрите на ваши схемы. На что они похожи? (на цветок). Я думаю, что это не случайно. Ведь каждый человек – цветок на земле. И жизнь его бесценна. Сначала

ребенку, маленькой душе, помогают расти другие люди и от них во многом зависит, каким вырастет цветок души человеческой, а потом, когда вырастет, он сам оберегает и растит другой цветок, который станет продолжением его жизни. Так считал А.Платонов, так считаем и мы с вами.(Слайд №6 старик с ребенком  «Надо относиться к людям по отечески»)

2.      Рефлексия.

Дополните предложения.

  • Я думаю,  что ---------- умею определять и формулировать нравственную проблему художественного произведения.
  • На уроке мне понравилось, что я -------------
  • Я -------читать другие произведения А.Платонова.

3.      Оценки.

4.       Домашнее задание (творческое)

написать сочинение – миниатюру на тему: «Из зерна добра   -  цветок доброты» ( о добром деле, поступке, которые совершили вы или по отношению к вам)  или   «Нужны ли чуткость и сострадание в современном мире?».

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе. Нравственные проблемы рассказа А .Платонова "Юшка" »

А.Платонов «Юшка». Нравственные проблемы рассказа.


Тема урока: А.Платонов «Юшка». Нравственные проблемы рассказа.

Цель: Выявить совокупность нравственных проблем рассказа А. Платонова «Юшка»; обогатить и закрепить понятие «нравственная проблема».

Задачи урока:

  • Формировать навык исследовательской работы с текстом, умение выделять главное, умение видеть выразительные средства языка и объяснять их значение для раскрытия образов героев.

  • Развивать логическое мышление, речь учащихся, умения работать в группе.

  • Учить определять и формулировать нравственную проблему художественного произведения:

  • Формировать коммуникативные, языковые, культурологические компетенции (понимание содержания текста, логика, аргументация, связность изложения);

  • Побуждать к проявлению толерантности, поддержки и сочувствия к окружающим.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, распечатанные схемы – опоры, карточки со словами – терминами, карточки-рефлексии, индивидуальные задания.

Оргмомент. Целеполаганне. Ход урока.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

  • Люди вокруг нас…Какие они? (Разные.Взрослые, дети. Старые, молодые, большие, маленькие, добрые, злые и т.д.)

  • Как вы относитесь к людям? (по-разному)

  • Андрей Платонов: «Люди умирают потому, что они болеют одни и некому их любить»

  • Как вы понимаете эти слова?

  • Как относился к людям человек, сказавший эти слова?

2. Целеполагание. Постановка главной проблемы.

Портрет писателя Андрея Платоновича Платонова. Рассказ «Юшка»

- Какова же цель нашего урока?

Подумать, о чем хотел поговорить писатель со своим читателем, выявить нравственные проблемы рассказа. (слайд №1 А.Платонов «Юшка» Нравственные проблемы)

3.Активизация знаний учащихся.

Вспомним некоторые моменты биографии писателя, необходимые для понимания сути произведения.

А) биография А.Платонова (рассказ подготовленного ученика слайд №2 портрет «Надо относиться к людям по - отцовски )

Б) обсуждение эпиграфа слайда.

Что значит по – отцовски?

В) Беседа о прочитанном ранее.

Вспомним, какие произведения А.Платонова мы читали раньше «Цветок на земле», «Еще мама», «Никита», «Неизвестный цветок». (слайд №3 название этих произведений)

Кто главные герои этих произведений? (Дети)

Что в них общего? (Доброта, внимание к людям и забота о них, наблюдательность , чуткость к окружающим)

Если бы мы смогли увидеть всех этих детей, как вы думаете, было бы в их лицах что – то общее? (Да, выражение доброты, открытости, чистые, ясные глаза) (слайд №4 ребенок)

Г) творческое задание. Посмотрите на портрет этого ребенка. Как вы думаете, он похож на героев А.Платонова? (да) Чем? (У него добрые глаза, открытое лицо и т. д.)

Таким образом, можно сказать, что это собирательный образ ребенка, т.е. ребенка вообще, каким он нам представляется нам, читателям рассказов А.Платонова.

Давайте подберем подпись к этому портрету, используя одно из названий рассказов А.Платонова. (Цветок на земле)

Скажите, а кто помогает ребенку «цветку на земле» расти? (Взрослые)

  1. Работа над новым материалом

    • Беседа по содержанию рассказа с элементами пересказа


И вот главный герой рассказа уже не ребенок , а взрослый человек «ЮШКА». Кто же он такой? Рассказ ученика. (слайд №5 портреты двух старцев)

Как вы думаете, Юшка мог быть похож на кого-нибудь из этих старцев?

Есть ли еще взрослые в городе, где живет Юшка? (Да.) Что можно рассказать о них (рассказ ученика)

А есть ли дети в этом городе? (Да) Что вы знаете о них? ( рассказ ученика)

О ком мы ещё не рассказали? (О дочери Юшки) Расскажите. (Ответ ученика).

  • Активизация внимания и постановка проблемы.

Ребята, как странно получается: девочка сирота – добрый человек, прощает тем кто убил её отца, обижал его; а дети , живущие с родителями, обижают беззащитного человека. Почему так происходит?

Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Нет, надо подумать). Думая над ответом на вопрос, мы будем думать и над проблемами, которые ставит перед нами автор рассказа.

  • Словарная работа.

Давайте вспомним, что такое проблема? Что такое нравственность? (Работа со словарем).

  • оставление схемы – опоры. Работа в парах

Чтобы нам не запутаться и не растеряться, мы будем заносить свои идеи в схему. (см. приложение) . Например: добро и зло . есть такая проблема? (Есть)

Оцените друг друга по работе в поиске проблемы.

  • Комментированное чтение.

Коллективное обсуждение, коррекция групповых схем и заполнение индивидуальных схем.

Что же, ребята, хорошо? А что – плохо? ( Дети читают «половинки схем)

Хорошо - добро, любовь, счастье, прощение, внутренняя сила, красота, жизнь.

Плохо - зло, жестокость, месть, горе, смерть.

  • Словарная работа

Как вы думаете, почему Ефима Дмитриевича прозвали Юшка. Как его называли в рассказы? Юродивый, блажной, блаженный, кроткий. Учащиеся находят в словарях толкование этих слов и соотносят с героем рассказа.

  • Взаимооценка работы.


4. Подведение итогов

посмотрите на ваши схемы. На что они похожи? (на цветок) . Я думаю, что это не случайно. Ведь каждый человек – цветок на земле. И жизнь его бесценна. Сначала

ребенку, маленькой душе, помогают расти другие люди и от них во многом зависит, каким вырастет цветок души человеческой, а потом, когда вырастет, он сам оберегает и растит другой цветок, который станет продолжением его жизни. Так считал А.Платонов, так считаем и мы с вами.(Слайд №6 старик с ребенком «Надо относиться к людям по отечески»)

  1. Рефлексия.

Дополните предложения.

  • Я думаю, что ---------------------------------------------------------- умею определять и формулировать нравственную проблему художественного произведения.

  • На уроке мне понравилось, что я --------------------------------------------------------------------------

  • Я -------------------------------------читать другие произведения А.Платонова.

  1. Оценки.

  2. Домашнее задание (творческое)

написать сочинение – миниатюру на тему: «Из зерна добра - цветок доброты» ( о добром деле, поступке, которые совершили вы или по отношению к вам) или «Нужны ли чуткость и сострадание в современном мире?».














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока по литературе. Нравственные проблемы рассказа А .Платонова "Юшка"

Автор: Новожилова Галина Владимировна

Дата: 14.03.2015

Номер свидетельства: 186269

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу А. Платонова "Юшка" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-litieratury-v-7-klassie-po-rasskazu-a-platonova-iushka"
    ["file_id"] => string(6) "223348"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437563150"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства