Просмотр содержимого документа
«А.П.Платонов рассказ "Юшка"»
«Добро побеждай зло…»
По рассказу А.Платонова «Юшка» (7 класс)
Гречишкина ГА, учитель русского языка и литературы
Цель урока:
1. Знакомство с творчеством писателя
2. Комментированное чтение и анализ произведения
3. Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса
4. Воспитание чувства милосердия, гуманизма
Эпиграф урока:
«Спешите делать добро, пока не стало поздно»
(Ф. П. Гааз)
"Жизнь сразу превратила меня из ребёнка во взрослого человека, лишая юности",- признавался
А. Платонов.
Начало пути
Родился в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских 20 августа 1899 года в Воронеже.
Учился в церковно-приходской школе, затем в городской.
С 14 лет начинает овладение рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза) — нужно было поддерживать семью.
Первая проба пера — юношеские стихи, вошедшие в его поэтический сборник «Голубая глубина» (1922).
В 1918-1921 годах совмещает работу на железной дороге и учебу в Воронежском политехническом институте
Рабочий-интеллигент
В 1922-1926 годах Платонов работает мелиоратором в Воронежской губернии и на строительстве электростанции.
В 1927 году Платонов оставляет службу и перебирается с семьей в Москву: писатель в Платонове победил инженера.
Тридцатые годы
А. Платонов.
Художник Н. Ромадин
В тридцатые годы с наибольшей силой проявляется талант Платонова. В 1930 г. он создает один из своих главных шедевров — повесть «Котлован» (впервые опубликована в СССР в 1987)
В середине 1930-х Платонов — писатель, пишущий главным образом в стол.
Война и послевоенное творчество
В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда».
В последние годы жизни на писателя обрушивается новая волна нападок, он вынужден искать обходных путей — пишет вариации русских и башкирских народных сказок, работает над сатирической пьесой «Ноев ковчег» (не закончена).
Однако приспособиться к послевоенному террору Платонову было не дано: он вскоре умер (5 января 1951 года) от туберкулеза, которым заразился от сына, выпущенного из лагеря.
Платонов о себе
«И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир для меня и для всех людей; и из всех людей я знаю каждого, и с каждым спаяно моё сердце».
«Я - человек, я живу на прекрасной живой земле».
«Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня – это редкость и праздник».
Чтение и анализ рассказа «Юшка»
Словарная работа
Сострадание
Сочувствие
Милосердие
Гуманизм
Блаженный
Сокровенный
Кроткий
Смирный
Объясните
значение слов.
Есть ли
среди них
синонимы?
Прочитайте начало рассказа (от слов: «Давно, в старинное время…» до слов: «…вон и Юшка уж спать пошёл»).
Каким человеком предстаёт перед нами Юшка в начале произведения?
Где жил и работал Юшка?
Прочитайте эпизод «Юшка и дети»
1. Как дети относились к Юшке?
2. Как Юшка реагировал на жестокость детей?
3. Почему Юшка верит, что дети его любят?
1. Как взрослые относились к герою рассказа?
2. Как автор объясняет, почему взрослые обижали его?
3. Почему Юшка безропотно переносит издевательства сельчан?
4. Почему он их жалеет?
Прочитайте эпизод
«Юшка и односельчане»
1. Как вы понимаете слова героя: «Они меня без понятия любят… Сердце в людях бывает слепое»?
2. Как герою удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру?
3. Что помогало Юшке жить?
Прочитайте отрывок от слов: «Уйдя далеко…» до слов: «…шёл весело дальше, как здоровый человек»
Как вы может прокомментировать эти слова?
Анализ эпизода «Весёлый прохожий»
1. Хотел ли весёлый прохожий смерти Юшки?
2. Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная чёрствость может стоить человеку жизни?
3. Почему людям без Юшки стало грустно жить?
4. Кто из героев рассказа умел по-настоящему любить людей? В чём проявлялась его любовь?
5. Случайно ли приехавшую девушку называют «дочерью доброго Юшки»?
6. Почему к Юшке приложимы слова блаженный, сострадание, милосердие?
Тест
1. Назовите имя главного героя (не прозвище)
3. Где работал Юшка?
Узнай героя:
1. «…глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы».
2. «…большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами…»
Продолжи фразу:
1.«…Сердце в людях бывает ___.»
2.«…Я жить родителями поставлен…я тоже всему…___»
3.«К телу умершего пришли проститься с ним…___»
Работа с эпиграфом урока
1. Как вы думаете, подходят ли слова доктора Гааза для эпиграфа к нашему уроку? Почему?
2. Какие произведения отечественной литературы также проникнуты идеями милосердия?
Выразительное чтение стихотворения А. Яшина «Спешите делать добрые дела…»
Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил —
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слег и тихо умирал, —
Рассказывает мать, —
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошел я тысячи дорог —
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!
1958
1. Перекликается ли это стихотворение с рассказом Платонова?
2. Какие чувства вызвал у вас рассказ А. Платонова «Юшка»?
3. Над чем писатель заставил задуматься?
4. Кому из вас хочется в конце урока сказать герою произведения: «Прости нас, Юшка»?
Домашнее задание:
Письменный ответ на вопрос: «Нужно ли нам сочувствие и сострадание?»