Разработка открытого урока по литературе в 7 классе.
Тема урока: А.П.Платонов. Рассказ «Юшка». Человек, как звезда, рождается.
Цели урока:
- Выявить истинный и смысл понятий «добро», «зло», «милосердие», «сострадание».
- Продолжить учиться работать с текстом художественного произведения.
- Учиться определять авторскую позицию в рассказе.
Оборудование: портрет писателя, рисунки детей, доска, как меловая наглядность.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности.
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.
Д.Голубков
Ход урока
I. Слово учителя.
Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами продолжим работу с произведениями А.П.Платонова. Это был удивительный и замечательный человек. Мы знаем, что многое пришлось пережить ему: и смерть сына, и непризнание его как писателя при жизни. Но это не охладило его творческий пыл. А.Платонов имел удивительный талант увидеть в нашем мире и в жизни человека нечто такое, что понятно каждому и одновременно сокрыто тайной, загадкой. Он уже открыл для нас, читателей, что на земле «все делается, а не само рождается», он уже сказал нам, что человечество – одно дыхание, одно единое существо. Но Платонов хочет сказать нам еще очень многое, очень важное и сокровенное.
И сегодня мы с вами будем работать с рассказом «Юшка». На уроке мы должны будем:
- выявить истинный смысл понятий «добро», «зло», «милосердие», «сострадание»;
- продолжить учиться работать с рассказом;
- учиться определять авторскую позицию в рассказе.
II. Чтение и анализ мини-сочинений.
Ребята, дома вы читали рассказ «Юшка» и готовили размышления на тему «Что значит любить человека». Вы все написали очень много хорошего на эту тему. Давайте некоторые из них зачитаем. (Зачитываются 3-4 сочинения).
Посмотрите, как часто в своих сочинениях вы употребляете такие слова, как «добро», «зло», «любовь». Я очень рада, что дома вы думали над этой темой, пытались осмыслить эти понятия. А сейчас мы с вами обратимся к тексту и посмотрим, как сам автор и герои рассказа отвечают на этот вопрос.
III. Работа с текстом.
- Опираясь на текст, вспомните, кто такой Юшка.
- Как автор изображает его в начале рассказа?
- «Глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы». Почему писатель такими показал глаза Юшки?
- О чем говорят нам эти строки?
- Каким автор рисует характер Юшки?
- Почему дети удивлялись ему? Найдите ответ в тексте.
- Как отвечал Юшка, когда ему делали слишком больно?
- Дети радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. И Юшка тоже радовался. Чему?
- Как вы понимаете слова Юшки: «…а по надобности мы все равны»?
IV. Пересказ текста.
Перескажите эпизод из текста, когда Юшка впервые осерчал. Что с ним произошло?
V. Анализ текста.
- Не стало Юшки, который был не похож на других, который выделялся среди людей. Что же стало после его смерти?
- Как стали люди жить после смерти Юшки? Почему?
- Ребята, а от кого мы впервые узнаем имя и отчество Юшки?
- А что мы о ней знаем из рассказа?
- Почему только теперь, спустя много лет после смерти Юшки, называем его добрым?
Вот и подошли мы с вами к главному вопросу нашего урока: кто же духовно богаче: люди со зрячими глазами, но слепым сердцем или Юшка, с глазами как у слепца, но со зрячим сердцем?
VI. Творческое задание.
Сейчас мы с вами выполним одно задание. Я хочу посмотреть, кем для вас стал Юшка. На доске записаны отдельные словосочетания, которые вы можете использовать в своем задании. Дано начало фразы: «Для меня Юшка …». Продолжите эту фразу, используя данные словосочетания:
- духовно богатый
- нравственный
- милосердный человек
- «Побеждай зло добром»
(Библия).
VII. Заключение.
Итак, сегодня мы с вами еще раз прикоснулись к миру героев А.П.Платонова. Давайте обратимся к теме урока. Как вы ее понимаете?
Человек живет на земле, с самого рождения учится различать добро и зло, правду и ложь, истинное и фальшивое, показное. И нелегко ему разобраться в этом сложном сплетении нравственных категорий, да и в себе самом порой не легко разобраться: часто человек совершает поступок, добрый или неблаговидный, а только потом оценивает его и не редко раскаивается в дурных деяниях. Вот и получается, что любой из нас, как звезда рождается, т.е. становится человеком в течение всей жизни. Кто-то ярче светит, кто-то ждет своего часа, чтоб засиять, а кто-то, к сожалению, никогда не горит, а только тлеет на этой земле. И чем ярче светит человек, тем радостнее и приятнее от него другим людям. Такой доброй звездой и жил на земле Юшка – Ефим Дмитриевич.
VIII. Домашнее задание.
Прочитать и подготовить подробный пересказ А.Платонова «Неизвестный цветок».
IX. Работа с рисунками учащихся
Автор – составитель: Кудрина И.В.