kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А. П. Платонов "Юшка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по литературе в 7 классе.

 

Тема урока: А.П.Платонов. Рассказ «Юшка». Человек, как звезда, рождается.

Цели урока:

  1. Выявить истинный и смысл понятий «добро», «зло», «милосердие», «сострадание».
  2. Продолжить учиться работать с текстом художественного произведения.
  3. Учиться определять авторскую позицию в рассказе.

Оборудование: портрет писателя, рисунки детей, доска, как меловая наглядность.

Человек, как звезда, рождается

Средь неясной, тревожной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности.

Поколеньями созидается

Век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала вселенная.

Д.Голубков

 

Ход урока

 

I. Слово учителя.

 

Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами продолжим работу с произведениями А.П.Платонова. Это был удивительный и замечательный человек. Мы знаем, что многое пришлось пережить ему: и смерть сына, и непризнание его как писателя при жизни. Но это не охладило его творческий пыл. А.Платонов имел удивительный талант увидеть в нашем мире и в жизни человека нечто такое, что понятно каждому и одновременно сокрыто тайной, загадкой. Он уже открыл для нас, читателей, что на земле «все делается, а не само рождается», он уже сказал нам, что человечество – одно дыхание, одно единое существо. Но Платонов хочет сказать нам еще очень многое, очень важное и сокровенное.

И сегодня мы с вами будем работать с рассказом «Юшка». На уроке мы должны будем:

  1. выявить истинный смысл понятий «добро», «зло», «милосердие», «сострадание»;
  2. продолжить учиться работать с рассказом;
  3. учиться определять авторскую позицию в рассказе.

II. Чтение и анализ мини-сочинений.

Ребята, дома вы читали рассказ «Юшка» и готовили размышления на тему «Что значит любить человека». Вы все написали очень много хорошего на эту тему. Давайте некоторые из них зачитаем. (Зачитываются 3-4 сочинения).

Посмотрите, как часто в своих сочинениях вы употребляете такие слова, как «добро», «зло», «любовь». Я очень рада, что дома вы думали над этой темой, пытались осмыслить эти понятия. А сейчас мы с вами обратимся к тексту и посмотрим, как сам автор и герои рассказа отвечают на этот вопрос.

 

III. Работа с текстом.

  • Опираясь на текст, вспомните, кто такой Юшка.
  • Как автор изображает его в начале рассказа?
  • «Глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы». Почему писатель такими показал глаза Юшки?
  • О чем говорят нам эти строки?
  • Каким автор рисует характер Юшки?
  • Почему дети удивлялись ему? Найдите ответ в тексте.
  • Как отвечал Юшка, когда ему делали слишком больно?
  • Дети радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. И Юшка тоже радовался. Чему?
  • Как вы понимаете слова Юшки: «…а по надобности мы все равны»?

 

IV. Пересказ текста.

Перескажите эпизод из текста, когда Юшка впервые осерчал. Что с ним произошло?

V. Анализ текста.

  • Не стало Юшки, который был не похож на других, который выделялся среди людей. Что же стало после его смерти?
  • Как стали люди жить после смерти Юшки? Почему?
  • Ребята, а от кого мы впервые узнаем имя и отчество Юшки?
  • А что мы о ней знаем из рассказа?
  • Почему только теперь, спустя много лет после смерти Юшки, называем его добрым?

Вот и подошли мы с вами к главному вопросу нашего урока: кто же духовно богаче: люди со зрячими глазами, но слепым сердцем или Юшка, с глазами как у слепца, но со зрячим сердцем?

VI. Творческое задание.

Сейчас мы с вами выполним одно задание. Я хочу посмотреть, кем для вас стал Юшка. На доске записаны отдельные словосочетания, которые вы можете использовать в своем задании. Дано начало фразы: «Для меня Юшка …». Продолжите эту фразу, используя данные словосочетания:

  1. духовно богатый
  2. нравственный
  3. милосердный человек
  4. «Побеждай зло добром»

                                                  (Библия).

VII. Заключение.

Итак, сегодня мы с вами еще раз прикоснулись к миру героев А.П.Платонова. Давайте обратимся к теме урока. Как вы ее понимаете?

Человек живет на земле, с самого рождения учится различать добро и зло, правду и ложь, истинное и фальшивое, показное. И нелегко ему разобраться в этом сложном сплетении нравственных категорий, да и в себе самом порой не легко разобраться: часто человек совершает поступок, добрый или неблаговидный, а только потом оценивает его и не редко раскаивается в дурных деяниях. Вот и получается, что любой из нас, как звезда рождается, т.е. становится человеком в течение всей жизни. Кто-то ярче светит, кто-то ждет своего часа, чтоб засиять, а кто-то, к сожалению, никогда не горит, а только тлеет на этой земле. И чем ярче светит человек, тем радостнее и приятнее от него другим людям. Такой доброй звездой и жил на земле Юшка – Ефим Дмитриевич.

VIII. Домашнее задание.

Прочитать и подготовить подробный  пересказ А.Платонова «Неизвестный цветок».

 

IX. Работа с рисунками учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор – составитель: Кудрина И.В.

 

 

 

        

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А. П. Платонов "Юшка" »

Разработка открытого урока по литературе в 7 классе.


Тема урока: А.П.Платонов. Рассказ «Юшка». Человек, как звезда, рождается.

Цели урока:

  1. Выявить истинный и смысл понятий «добро», «зло», «милосердие», «сострадание».

  2. Продолжить учиться работать с текстом художественного произведения.

  3. Учиться определять авторскую позицию в рассказе.

Оборудование: портрет писателя, рисунки детей, доска, как меловая наглядность.




Человек, как звезда, рождается

Средь неясной, тревожной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности.

Поколеньями созидается

Век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала вселенная.

Д.Голубков



Ход урока



I. Слово учителя.

Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами продолжим работу с произведениями А.П.Платонова. Это был удивительный и замечательный человек. Мы знаем, что многое пришлось пережить ему: и смерть сына, и непризнание его как писателя при жизни. Но это не охладило его творческий пыл. А.Платонов имел удивительный талант увидеть в нашем мире и в жизни человека нечто такое, что понятно каждому и одновременно сокрыто тайной, загадкой. Он уже открыл для нас, читателей, что на земле «все делается, а не само рождается», он уже сказал нам, что человечество – одно дыхание, одно единое существо. Но Платонов хочет сказать нам еще очень многое, очень важное и сокровенное.

И сегодня мы с вами будем работать с рассказом «Юшка». На уроке мы должны будем:

  1. выявить истинный смысл понятий «добро», «зло», «милосердие», «сострадание»;

  2. продолжить учиться работать с рассказом;

  3. учиться определять авторскую позицию в рассказе.


II. Чтение и анализ мини-сочинений.


Ребята, дома вы читали рассказ «Юшка» и готовили размышления на тему «Что значит любить человека». Вы все написали очень много хорошего на эту тему. Давайте некоторые из них зачитаем. (Зачитываются 3-4 сочинения).

Посмотрите, как часто в своих сочинениях вы употребляете такие слова, как «добро», «зло», «любовь». Я очень рада, что дома вы думали над этой темой, пытались осмыслить эти понятия. А сейчас мы с вами обратимся к тексту и посмотрим, как сам автор и герои рассказа отвечают на этот вопрос.


III. Работа с текстом.


  1. Опираясь на текст, вспомните, кто такой Юшка.

  2. Как автор изображает его в начале рассказа?

  3. «Глаза у него были белые, как у слепца, в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы». Почему писатель такими показал глаза Юшки?

  4. О чем говорят нам эти строки?

  5. Каким автор рисует характер Юшки?

  6. Почему дети удивлялись ему? Найдите ответ в тексте.

  7. Как отвечал Юшка, когда ему делали слишком больно?

  8. Дети радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. И Юшка тоже радовался. Чему?

  9. Как вы понимаете слова Юшки: «…а по надобности мы все равны»?


IV. Пересказ текста.


Перескажите эпизод из текста, когда Юшка впервые осерчал. Что с ним произошло?


V. Анализ текста.


  1. Не стало Юшки, который был не похож на других, который выделялся среди людей. Что же стало после его смерти?

  2. Как стали люди жить после смерти Юшки? Почему?

  3. Ребята, а от кого мы впервые узнаем имя и отчество Юшки?

  4. А что мы о ней знаем из рассказа?

  5. Почему только теперь, спустя много лет после смерти Юшки, называем его добрым?


Вот и подошли мы с вами к главному вопросу нашего урока: кто же духовно богаче: люди со зрячими глазами, но слепым сердцем или Юшка, с глазами как у слепца, но со зрячим сердцем?


VI. Творческое задание.


Сейчас мы с вами выполним одно задание. Я хочу посмотреть, кем для вас стал Юшка. На доске записаны отдельные словосочетания, которые вы можете использовать в своем задании. Дано начало фразы: «Для меня Юшка …». Продолжите эту фразу, используя данные словосочетания:

  1. духовно богатый

  2. нравственный

  3. милосердный человек

  4. «Побеждай зло добром»

(Библия).


VII. Заключение.


Итак, сегодня мы с вами еще раз прикоснулись к миру героев А.П.Платонова. Давайте обратимся к теме урока. Как вы ее понимаете?

Человек живет на земле, с самого рождения учится различать добро и зло, правду и ложь, истинное и фальшивое, показное. И нелегко ему разобраться в этом сложном сплетении нравственных категорий, да и в себе самом порой не легко разобраться: часто человек совершает поступок, добрый или неблаговидный, а только потом оценивает его и не редко раскаивается в дурных деяниях. Вот и получается, что любой из нас, как звезда рождается, т.е. становится человеком в течение всей жизни. Кто-то ярче светит, кто-то ждет своего часа, чтоб засиять, а кто-то, к сожалению, никогда не горит, а только тлеет на этой земле. И чем ярче светит человек, тем радостнее и приятнее от него другим людям. Такой доброй звездой и жил на земле Юшка – Ефим Дмитриевич.


VIII. Домашнее задание.


Прочитать и подготовить подробный пересказ А.Платонова «Неизвестный цветок».


IX. Работа с рисунками учащихся























Автор – составитель: Кудрина И.В.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
А. П. Платонов "Юшка"

Автор: Кудрина Ирина Викторовна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 158150

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Боль за все живое (А. Платонов «Юшка») "
    ["seo_title"] => string(37) "bol-za-vsie-zhivoie-a-platonov-iushka"
    ["file_id"] => string(6) "236922"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444201276"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "А.Платонов Юшка"
    ["seo_title"] => string(17) "a_platonov_iushka"
    ["file_id"] => string(6) "545456"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1586084422"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по литературе. Нравственные проблемы рассказа А .Платонова  "Юшка" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-nravstviennyie-probliemy-rasskaza-a-platonova-iushka"
    ["file_id"] => string(6) "186269"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426318751"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Главный герой, его душевная щедрость ( по произведению Платонова "Юшка""
    ["seo_title"] => string(80) "glavnyi_ghieroi_iegho_dushievnaia_shchiedrost_po_proizviedieniiu_platonova_iushk"
    ["file_id"] => string(6) "396614"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488291924"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "урок литературы по теме А.Платонов "Путешествие Воробья". "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-litieratury-po-tiemie-a-platonov-putieshiestviie-vorob-ia"
    ["file_id"] => string(6) "124991"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414861696"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства