kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

8 класс Тургенев "Ася"

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщенное сведенье о героях, проблематике и художественных средствах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Тургенев "Ася"»

Урок по повести И.С. Тургенева «Ася»

Тема: «А счастье было так возможно…» по повести И.С. Тургенева «Ася»

Тип: обобщение и систематизация изученного материала

Оборудование: компьютерная презентация, доска, оформленная в виде окна, карточки с заданиями, цветок герани. Засушенная ветка герани, музыкальное сопровождение (Л. Бетховен «Лунная соната», романс «Утро туманное»).

Цели:

- обобщение сведений о героях, проблематике и художественных средствах, используемых автором в повести «Ася»;

- совершенствование навыков выразительного чтения;

- развитие умения давать аргументированный ответ на поставленный вопрос;

- развитие умения анализировать эпизод, лексические средства, сравнивать, обобщать, составлять таблицу.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

- Вы прочитали замечательную повесть И.С. Тургенева «Ася», почувствовали её необыкновенную красоту и тонкий лиризм, говорили о героях, их характеров и судьбах, о сложности человеческих взаимоотношений.

Сегодня мне бы хотелось, чтобы мы с вами ещё раз взглянули вместе с И.С. Тургеневым и его героями на мир, попытались разобраться, а может быть, только прикоснуться, к очень сложным и одновременно важным вопросам – вопросам любви и счастья.

Представьте себе. Что, может быть, это именно то окно (доска), из которого, смеясь, выглядывала Ася. Дразня господина Н. Кстати, как вы думаете, почему на подоконнике стоит герань?

- ответ

- Именно ветку герани бросила озорная ладошка Аси господину Н. в начале их знакомства. Если бы герой сумел подхватить её, возможно. Она стала бы для него своеобразным пропуском в счастливую жизнь.

- Но здесь же мы видим и засохшую ветку герани и несколько пожелтевших записок. Почему?

- ответ

- Между цветущей геранью и засохшей веткой – история одной любви. И мы сегодня с вами поговорим о том, как зарождалась эта любовь, как она развивалась, почему не принесла героям счастья? Кто в этом виноват?

Слайд:

  1. Почему взаимная любовь Аси и господина Н. не принесла героям счастья?

  2. Почему герой обречён на одиночество?

- Итак, тема нашего урока - «А счастье было так возможно…» (слайд)

- Эпиграф: «У счастья нет завтрашнего дня;.. у него есть настоящее – и то не день, а мгновение» (И.С. Тургенев) (слайд)

- Как жил господин Н. до встречи с Асей? (гл.1)

Он был молод, счастлив, деньги у него не переводились, путешествует, чтобы посмотреть мир.

- Что значит «жил без оглядки»?

Не задумывался о последствиях своих поступков, не возлагал на себя ответственности за судьбы ближних.

- Испытывал ли он настоящие чувства?

Даже чувства он себе придумывал (история с «жестокосердной» вдовой).

- Какое впечатление произвела Ася на господина Н. во время первой встречи? (ключевое слово «что-то особенное»)

- Первая встреча подходит к концу, Ася оставляет неизгладимый след в душе героя. Господин Н. переправляется на лодке через Рейн к себе домой прекрасной летней ночью. Это один из самых поэтических эпизодов повести (гл.2). Я попросила подготовить выразительное чтение этого отрывка. Послушайте и постарайтесь ответить на вопрос: «Какие темы одновременно звучат и переплетаются в этом эпизоде? Почему?»

Итак, давайте окунёмся с вами в атмосферу этой волшебной ночи. А поможет нам прекрасная музыка – «Лунная соната» Л. Бетховена. Звуки этого произведения передают и плеск рейнской волны, и переливы лунного света, и какую-то печаль…

Слайд – картинка лунной ночи, музыка, выразительное чтение.

- Вернёмся к нашему вопросу – какие же 3 темы очень мощно звучат в данном эпизоде?

Музыка, природа и любовь, пока ещё не названная.

- Каким чувством эта лунная ночь наполняет душу героя?

- Счастье.

- Это не случайно. Ведь именно искусство природа и любовь и есть составляющие красоты и счастья, по мнению И.С. Тургенева.

Слайд: Искусство – природа – любовь.

- Но уже в этой прекрасной картине есть элемент тревоги. Кто заметил тревожный мотив?

Река – символ жизни, лунная дорожка – судьба. Когда Ася кричит, что герой разбил лунный столб, то можно сказать, что мы слышим голос судьбы. Но услышал ли его герой? Понял ли?

- Взаимоотношения героев складываются не просто. Ася оказалась девушкой необычной. В чём же странности её характера?

Она постоянно меняется: то безудержно весёлая, то грустная, то отчаянная и озорная, то чопорная барышня…

- В чём причина этой странности?

История Аси, рассказанная Гагиным.

- У образа есть несколько прототипов, женщин, очень близких Тургеневу. Одна – незаконная дочь писателя и крепостной его матери. Впоследствии И.С. отдал свою дочь на воспитание П. Виардо. Второй прототип – сестра Тургенева, В.П. Житова, незаконная дочь его матери и Берса. Семейного врача. Вторая женщина нам особенно интересна, так как её жизнь тесно связана с историей нашего города.

Краткое сообщение о Житовой. Слайд – фото.

Варвара Николаевна Житова.

В 1830 году в доме Тургеневых в связи с болезнью главы семьи Сергея Николаевича (отца Ивана Сергеевича) появился новый человек – домашний врач Андрей Евстафьевич Берс.

Отношения между родителями писателя были далеки от совершенства. Варвара Петровна (мать Ивана Сергеевича) увлеклась молодым врачом. Начался роман. И в результате на свет появилась маленькая Варенька. Поскольку она была незаконным ребёнком, ей дали фамилию не родного, а крёстного отца соседского помещика Николая Богдановича. Варвара числилась в доме родной матери как воспитанница. Иван Сергеевич был очень дружен со своей младшей сестрой. Впоследствии Варвара Николаевна вспоминала: «С Иваном Сергеевичем мы были в величайшей дружбе. Он очень любил меня, играл со мною, бегал по огромной зале, носил меня на руках и сам был ещё так юн, что не прочь был не ради одной моей забавы, но и для собственного своего удовольствия бегать и смеяться».

Родной отец Вареньки впоследствии женился и в браке имел дочь Софью, которая потом станет женой Л.Н. Толстого. Таким образом, по матери Варвара Николаевна была сестрой Тургенева. А по отцу – сестрой С.А. Берс, жены Л. Толстого.

В 17 лет Варвара Николаевна вышла замуж за егорьевского помещика Д.П. Житова и поселилась в Егорьевске. Жили они очень скромно. Варвара Николаевна зарабатывала на жизнь частными уроками, в последние годы преподавала в женской гимназии, считалась одной из самых образованных женщин нашего города.

Живя в Егорьевске, В.Н. вела переписку с И.С. Тургеневым. Вот отрывок из письма Тургенева, пришедшего в Егорьевск в 1882 году из Парижа за год до смерти писателя: «Милая Варвара Николаевна, я в долгу перед Вами за два письма (в одном Вы поздравляете меня с днём моего рождения)… Мне было бы больно, если бы вы приписали моё молчание недостатку дружеских чувств и воспоминаний…Верьте, я искренне к Вам привязан и благодарен Вам за память обо мне».

После смерти И.С. Тургенева Варвара Николаевна написала «Воспоминания о семье И.С. Тургенева», которые были напечатаны в 1884 году в журнале «Вестник Европы»

- А какова вторая причина странностей героини?

Чувство, которое пугает Асю своей новизной

- В душе господина Н. происходит очень сложный процесс. Он испытывает целую гамму самых противоречивых переживаний. Чтобы понять это, выполним небольшую практическую работу.

Практическая работа. Карточки с отрывком из повести. Подчеркнуть в тексте слова со значением чувства.

Карточка.

Подчеркните слова со значением «чувства».

1.Её движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на неё, хотя я невольно любовался её лёгкостью и ловкостью. На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала… Мне стало досаднее.

2. Помнится, я шёл домой, ни о чём не размышляя. Но с странной тяжестью на сердце…

  1. Я пришёл домой совсем в другом настроении духа, чем накануне. Я чувствовал себя почти рассерженным и долго не мог успокоиться. Непонятная мне самому досада меня разбирала.

  2. Я улыбался, потирал руки, удивлялся случаю, внезапно подтвердившему мои догадки, а между тем на сердце у меня было очень горько.

  3. Увидев знакомый виноградник и белый домик на верху горы, я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце, точно мне мёду туда налили. Мне стало очень легко после гагинского рассказа.



-Что привлекло господина Н. в Асе?

В мире искусственных чувств и страстей он впервые столкнулся с чем-то настоящим.

- Первое свидание. Как раскрываются герои, как ведут себя, о чём говорят, что чувствуют?

Заполнение 1 колонки таблицы (см. ниже). Слайд.

- Кто первый делает шаг навстречу? Как вы оцените поступок Аси?

- Почему господин Н. рассказал Гагину о записке Аси? Прав ли он?

Предательство, чужая тайна.

- Проанализируем эпизод 2-го свидания. Тургенев – тайный психолог. Какие детали помогают представить внутреннее состояние героя?

- Как ведёт себя Н.? Ваша оценка.

Заполнение 2 колонки таблицы.


Первое свидание

Второе свидание

Цвет и свет

Светлые глаза, синева неба, воздух был насыщен блеском

Довольно темно

Интонация речи героев

Ласка в голосе, засмеялась тихим смехом

Испуганный шёпот, прерывистые звуки, резкие слова

Место свидания

В винограднике у подножия горы

Небольшая комната

Музыка

Вальс

-------------------------

Ключевой образ

Летящая птица, крылья

Испуганная птичка, рука, как мёртвая



-Анализ таблицы. В первом случае есть все составляющие красоты и счастья: природа, искусство, любовь; во втором – нет. Герой упустил свою птицу счастья.

- Когда же просыпается настоящая любовь в душе господина Н.? (гл. 18)

- Была ли у героя возможность вернуть счастье? Обращение к эпиграфу к уроку.

- «Я нашёл, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей…» Прав ли герой? Как сложилась его жизнь?

- В заключение нашего сегодняшнего урока прозвучит известный романс «Утро туманное» на стихотворение И.С. Тургенева «В дороге». Оно написано в 1843 году, когда И.С. был ещё очень молодым человеком, но между этим романсом и повестью «Ася» есть много общего. Попробуйте определить, какие мысли, чувства и настроения роднят романс с повестью. Кто из героев повети испытывает те же чувства, что и лирический герой стихотворения «В дороге»?



- Возвращение к главным вопросам урока, озвученным в начале беседы. Слайд

- Вывод о недостижимости людьми счастья, потому что они часто, особенно в молодости, не ценят того, что получают. А счастье и настоящая любовь – это великий дар, который даётся человеку один раз в жизни. Если человек не сумеет этого понять, он обречён на одиночество.



Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос. Как драму рассказчика помогают понять слова И.С. Тургенева: «Молодость ест пряники золочёные, да и думает, что этот есть хлеб насущный. А придёт время – и хлебца напросишься…»?














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
8 класс Тургенев "Ася"

Автор: Гречишкина Галина Анатольевна

Дата: 25.02.2019

Номер свидетельства: 501307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Анализ повести И.С. Тургенева "Ася" "
    ["seo_title"] => string(37) "analiz-poviesti-i-s-turghienieva-asia"
    ["file_id"] => string(6) "120444"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413721407"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока "А счастье было так возможно..." (по повести И. С. Тургенева "Ася") "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-a-schast-ie-bylo-tak-vozmozhno-po-poviesti-i-s-turghienieva-asia"
    ["file_id"] => string(6) "189628"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426976328"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Урок внеклассного чтения по литературе (9 класс) «У счастья нет завтрашнего дня» (По повести И.С. Тургенева «Ася»)"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_vneklassnogo_chteniia_po_literature_9_klass_u_schastia_net_zavtrashnego_dni"
    ["file_id"] => string(6) "507057"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1555247086"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Урок русского языка с элементами исследования по теме:"однородные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-russkogho-iazyka-s-eliemientami-issliedovaniia-po-tiemie-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "167095"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423048493"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Песня как художественный приём раскрытия характеров героев в рассказе И.С. Тургенева  "Певцы" "
    ["seo_title"] => string(108) "piesnia-kak-khudozhiestviennyi-priiom-raskrytiia-kharaktierov-ghieroiev-v-rasskazie-i-s-turghienieva-pievtsy"
    ["file_id"] => string(6) "128547"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415534525"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства