kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "А счастье было так возможно..." (по повести И. С. Тургенева "Ася")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 8 классе по повести И.С.Тургенева «Ася»,

 учебник под ред. Москвина Г.В.

«А счастье было так возможно, так близко…»

Цель урока: показать своеобразие любовного конфликта,  раскрыть образы главных героев, выявить авторскую позицию в произведении; развивать устную монологическую речь учащихся, воспитать чувство ответственности за свои поступки, за тех, «кого приручили».

Эпиграф:

У счастья нет завтрашнего дня. У него есть настоящее – и то не день, а мгновенье.

                                                                                                                      И.С.Тургенев

Ход урока

Слово учителя.

Ребята, мы с вами уже знаем, что создание литературного произведения – это творческий процесс, в котором художник творит новое, не существовавшее раньше. В художественном произведении писатель изображает свой мир, дает ему оценку и формулирует идею. При этом литературный текст предполагает трех участников, каких?

                  - Писатель, герой, читатель – три субъекта литературного произведения.  Именно благодаря герою и осуществляется диалог, связь, понимание между писателем и читателем.

Сегодня нас ждет встреча с удивительными героями повести «Ася», которым дал жизнь тонкий лирик, мастер художественной прозы, великий классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев. Вы познакомились со статьей учебника. Скажите, какова главная проблема повестей и романов Тургенева?

                - Выбор человеком своей жизненной позиции в изменяющихся исторических условиях.

- Какую роль в творчестве писателя играет любовный конфликт?

              - Все герои проходят испытание любовью, ведь именно любовь и способность героя любить определяют его жизнь. В повести «Ася» любовь и жизненный выбор человека равнозначные понятия, любовь становится главным жизненным уроком человека.

Слайды 1,2. (Тема урока, портрет писателя)

Но смерти для твоих созданий нет,

Толпа твоих видений, о поэт,

Бессмертием навеки озарилась.

Слайд №3.

И.С.Тургенев был убежден, что любовь сопряжена с наивысшим подъемом чувств.

Изображение любви было для него важным творческим приемом: сразу обнаруживалось, есть ли у героя «натура», т.е. богатство духовной жизни, сила характера, или нет её и вместо неё «одна голова».

            Слайд №4,5.

Имя Тургенева тесно связано с чувством любви, а при словах «тургеневская девушка» сразу возникает ряд особенных ассоциаций, если не сказать – видений. Какие они, «тургеневские» девушки?

                   - "Тургеневские" девушки - героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту, сердечную искренность, это пленительные натуры без какой-либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям.

            Слайд №6,7. (После ответов учащихся зачитать)

-Когда написана «Ася»?

- Что легло в основу сюжета?

- Где происходит действие?

- Какую форму повествования выбирает автор?

- Что можно сказать о Н.Н.? Как он воспринимал окружающий мир?

- Вопросы Б на стр.136 учебника.

Слайд №8.

- Чем поразили господина Н. Гагин и его сестра при первом знакомстве?

                                - 2 глава, стр. 167, 168

- Каково состояние души г-на Н. после первого дня знакомства?

                                - стр. 169; «Я был счастлив…»

- Где встретили Асю Гагин и Н. на второй день знакомства? Какое чувство она вызывает у г-на Н.?

                                - Чувство досады, хотя он невольно любуется ею.(Стр.172)

- Как заканчивается второй день знакомства? Слайд №9.

                               - Начал думать об Асе. Герой не отдает себе отчета, что с ним происходит, он мучается от ревности (сцена у виноградника). Постепенно Ася овладевает его сердцем. (Зачитать)

- Какую историю поведал Гагин?

                               - 8 глава (зачитать выборочно)

Слайды 10,11,12,13,14.

- Как меняется душевное состояние героя после того, как он узнал историю Аси? Что он открыл в ней? Что ему нравилось?  Слайды 15,16.

                             - 9 глава; «Ее душа мне нравилась…»; отношения изменились, все озарено светом любви (гл.10, Слайд №17). Беспокойство и одновременно жажда счастья овладевают героем. Через пейзажную зарисовку автор помогает понять состояние героя. Он переполнен счастьем. После признания Аси  «Крылья у меня выросли…», спрашивает себя: «Неужели она меня любит?»

- Что герой чувствует сам? Передайте содержание беседы Н. и Гагина.

                          - Итог беседы: жениться на семнадцатилетней девочке – как можно?!

Сцена свидания (выборочно зачитать).

- Понравился ли вам Н.Н. в этой сцене? Почему?

- В чем он обвиняет Асю? В чем хочет оправдать себя?

- Как Ася ведет себя во время отповеди  Н.?

- Герой сам пришел к своему несчастью. Когда приходит понимание того, что он любит Асю?

                           -Когда ищет ее…

- Почему, узнав, что она нашлась, Н. не идет на разговор с ней?

- Что же произошло на следующий день? Понял ли Н. свою ошибку?

- Почему не состоялось счастье героев?

                         - Потому что душевная жизнь Аси и Н. протекала по-разному. Причина в разности их темперамента. Слайд №19.

Она: грациозная, непредсказуемая, решительная, загадочная, чистая.

Он: нерешителен, автор отказал ему даже в имени, наказывает за то, что сомневался в любви.

Ася – сильная личность, над которой не довлеют предрассудки общества. Любовь для нее превыше всего. Это очень чистый, не испорченный цивилизацией человек.

Господин Н. любил Асю, но не сразу понял это: в мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. К тому же Н.Н. принадлежит к тем людям, которые охотно предаются «горячим и восторженным размышлениям», но пасуют перед необходимостью поступка.

Она устремлена в будущее, а он боится идти вперед.

У нее есть смысл жизни – жизнь ради других. А он любит больше наблюдать за людьми, быть в толпе.

Она искренна, лишена фальши, кокетства, прямолинейна. Он часто уходит от ответа.

У нее сильный характер, она готова к самопожертвованию, он же боится этого.

Она активна и самостоятельна в решении своей судьбы. Он же пассивен, нерешителен, над ним довлеют предрассудки.

   Вывод: Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему свое чувство к Асе лишь тогда, когда все было уже потеряно из-за не сказанного вовремя слова. Он с горечью осознает, что «у счастья нет завтрашнего дня…» Но чувства не забылись. Герой помнит все до мелочей, свято хранит «священные реликвии». А ведь «счастье было так возможно, так близко»!

Слайд №20.

У любви гарантий нет,

Уходя, оставьте свет (это больше, чем остаться)

В тех, с кем вам пришлось расстаться.

Итоги урока.

Вопросы на стр. 139.

1тема любви, проблема нравственного выбора.

2- стр.138.

3 – стр.139

4 – любовный конфликт.

Домашнее задание.

Как сложилась судьба господина Н., мы знаем, а как, на ваш взгляд, могла сложиться судьба Аси? И почему автор ничего не говорит об этом? Напишите небольшое эссе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "А счастье было так возможно..." (по повести И. С. Тургенева "Ася") »


Урок в 8 классе по повести И.С.Тургенева «Ася»,

учебник под ред. Москвина Г.В.

«А счастье было так возможно, так близко…»


Цель урока: показать своеобразие любовного конфликта, раскрыть образы главных героев, выявить авторскую позицию в произведении; развивать устную монологическую речь учащихся, воспитать чувство ответственности за свои поступки, за тех, «кого приручили».

Эпиграф:

У счастья нет завтрашнего дня. У него есть настоящее – и то не день, а мгновенье.

И.С.Тургенев


Ход урока

Слово учителя.

Ребята, мы с вами уже знаем, что создание литературного произведения – это творческий процесс, в котором художник творит новое, не существовавшее раньше. В художественном произведении писатель изображает свой мир, дает ему оценку и формулирует идею. При этом литературный текст предполагает трех участников, каких?

- Писатель, герой, читатель – три субъекта литературного произведения. Именно благодаря герою и осуществляется диалог, связь, понимание между писателем и читателем.

Сегодня нас ждет встреча с удивительными героями повести «Ася», которым дал жизнь тонкий лирик, мастер художественной прозы, великий классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев. Вы познакомились со статьей учебника. Скажите, какова главная проблема повестей и романов Тургенева?

- Выбор человеком своей жизненной позиции в изменяющихся исторических условиях.

- Какую роль в творчестве писателя играет любовный конфликт?

- Все герои проходят испытание любовью, ведь именно любовь и способность героя любить определяют его жизнь. В повести «Ася» любовь и жизненный выбор человека равнозначные понятия, любовь становится главным жизненным уроком человека.

Слайды 1,2. (Тема урока, портрет писателя)

Но смерти для твоих созданий нет,

Толпа твоих видений, о поэт,

Бессмертием навеки озарилась.

Слайд №3.

И.С.Тургенев был убежден, что любовь сопряжена с наивысшим подъемом чувств.

Изображение любви было для него важным творческим приемом: сразу обнаруживалось, есть ли у героя «натура», т.е. богатство духовной жизни, сила характера, или нет её и вместо неё «одна голова».

Слайд №4,5.

Имя Тургенева тесно связано с чувством любви, а при словах «тургеневская девушка» сразу возникает ряд особенных ассоциаций, если не сказать – видений. Какие они, «тургеневские» девушки?

- "Тургеневские" девушки - героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту, сердечную искренность, это пленительные натуры без какой-либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям.

Слайд №6,7. (После ответов учащихся зачитать)

-Когда написана «Ася»?

- Что легло в основу сюжета?

- Где происходит действие?

- Какую форму повествования выбирает автор?

- Что можно сказать о Н.Н.? Как он воспринимал окружающий мир?

- Вопросы Б на стр.136 учебника.

Слайд №8.

- Чем поразили господина Н. Гагин и его сестра при первом знакомстве?

- 2 глава, стр. 167, 168

- Каково состояние души г-на Н. после первого дня знакомства?

- стр. 169; «Я был счастлив…»

- Где встретили Асю Гагин и Н. на второй день знакомства? Какое чувство она вызывает у г-на Н.?

- Чувство досады, хотя он невольно любуется ею.(Стр.172)

- Как заканчивается второй день знакомства? Слайд №9.

- Начал думать об Асе. Герой не отдает себе отчета, что с ним происходит, он мучается от ревности (сцена у виноградника). Постепенно Ася овладевает его сердцем. (Зачитать)

- Какую историю поведал Гагин?

- 8 глава (зачитать выборочно)

Слайды 10,11,12,13,14.

- Как меняется душевное состояние героя после того, как он узнал историю Аси? Что он открыл в ней? Что ему нравилось? Слайды 15,16.

- 9 глава; «Ее душа мне нравилась…»; отношения изменились, все озарено светом любви (гл.10, Слайд №17). Беспокойство и одновременно жажда счастья овладевают героем. Через пейзажную зарисовку автор помогает понять состояние героя. Он переполнен счастьем. После признания Аси «Крылья у меня выросли…», спрашивает себя: «Неужели она меня любит?»

- Что герой чувствует сам? Передайте содержание беседы Н. и Гагина.

- Итог беседы: жениться на семнадцатилетней девочке – как можно?!

Сцена свидания (выборочно зачитать).

- Понравился ли вам Н.Н. в этой сцене? Почему?

- В чем он обвиняет Асю? В чем хочет оправдать себя?

- Как Ася ведет себя во время отповеди Н.?

- Герой сам пришел к своему несчастью. Когда приходит понимание того, что он любит Асю?

-Когда ищет ее…

- Почему, узнав, что она нашлась, Н. не идет на разговор с ней?

- Что же произошло на следующий день? Понял ли Н. свою ошибку?

- Почему не состоялось счастье героев?

- Потому что душевная жизнь Аси и Н. протекала по-разному. Причина в разности их темперамента. Слайд №19.

Она: грациозная, непредсказуемая, решительная, загадочная, чистая.

Он: нерешителен, автор отказал ему даже в имени, наказывает за то, что сомневался в любви.

Ася – сильная личность, над которой не довлеют предрассудки общества. Любовь для нее превыше всего. Это очень чистый, не испорченный цивилизацией человек.

Господин Н. любил Асю, но не сразу понял это: в мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. К тому же Н.Н. принадлежит к тем людям, которые охотно предаются «горячим и восторженным размышлениям», но пасуют перед необходимостью поступка.

Она устремлена в будущее, а он боится идти вперед.

У нее есть смысл жизни – жизнь ради других. А он любит больше наблюдать за людьми, быть в толпе.

Она искренна, лишена фальши, кокетства, прямолинейна. Он часто уходит от ответа.

У нее сильный характер, она готова к самопожертвованию, он же боится этого.

Она активна и самостоятельна в решении своей судьбы. Он же пассивен, нерешителен, над ним довлеют предрассудки.

Вывод: Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему свое чувство к Асе лишь тогда, когда все было уже потеряно из-за не сказанного вовремя слова. Он с горечью осознает, что «у счастья нет завтрашнего дня…» Но чувства не забылись. Герой помнит все до мелочей, свято хранит «священные реликвии». А ведь «счастье было так возможно, так близко»!

Слайд №20.

У любви гарантий нет,

Уходя, оставьте свет (это больше, чем остаться)

В тех, с кем вам пришлось расстаться.

Итоги урока.

Вопросы на стр. 139.

1тема любви, проблема нравственного выбора.

2- стр.138.

3 – стр.139

4 – любовный конфликт.

Домашнее задание.

Как сложилась судьба господина Н., мы знаем, а как, на ваш взгляд, могла сложиться судьба Аси? И почему автор ничего не говорит об этом? Напишите небольшое эссе.








4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "А счастье было так возможно..." (по повести И. С. Тургенева "Ася")

Автор: Келехсаева Марина Сослановна

Дата: 22.03.2015

Номер свидетельства: 189628


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства