Урок в 8 классе по повести И.С.Тургенева «Ася»,
учебник под ред. Москвина Г.В.
«А счастье было так возможно, так близко…»
Цель урока: показать своеобразие любовного конфликта, раскрыть образы главных героев, выявить авторскую позицию в произведении; развивать устную монологическую речь учащихся, воспитать чувство ответственности за свои поступки, за тех, «кого приручили».
Эпиграф:
У счастья нет завтрашнего дня. У него есть настоящее – и то не день, а мгновенье.
И.С.Тургенев
Ход урока
Слово учителя.
Ребята, мы с вами уже знаем, что создание литературного произведения – это творческий процесс, в котором художник творит новое, не существовавшее раньше. В художественном произведении писатель изображает свой мир, дает ему оценку и формулирует идею. При этом литературный текст предполагает трех участников, каких?
- Писатель, герой, читатель – три субъекта литературного произведения. Именно благодаря герою и осуществляется диалог, связь, понимание между писателем и читателем.
Сегодня нас ждет встреча с удивительными героями повести «Ася», которым дал жизнь тонкий лирик, мастер художественной прозы, великий классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев. Вы познакомились со статьей учебника. Скажите, какова главная проблема повестей и романов Тургенева?
- Выбор человеком своей жизненной позиции в изменяющихся исторических условиях.
- Какую роль в творчестве писателя играет любовный конфликт?
- Все герои проходят испытание любовью, ведь именно любовь и способность героя любить определяют его жизнь. В повести «Ася» любовь и жизненный выбор человека равнозначные понятия, любовь становится главным жизненным уроком человека.
Слайды 1,2. (Тема урока, портрет писателя)
Но смерти для твоих созданий нет,
Толпа твоих видений, о поэт,
Бессмертием навеки озарилась.
Слайд №3.
И.С.Тургенев был убежден, что любовь сопряжена с наивысшим подъемом чувств.
Изображение любви было для него важным творческим приемом: сразу обнаруживалось, есть ли у героя «натура», т.е. богатство духовной жизни, сила характера, или нет её и вместо неё «одна голова».
Слайд №4,5.
Имя Тургенева тесно связано с чувством любви, а при словах «тургеневская девушка» сразу возникает ряд особенных ассоциаций, если не сказать – видений. Какие они, «тургеневские» девушки?
- "Тургеневские" девушки - героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту, сердечную искренность, это пленительные натуры без какой-либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям.
Слайд №6,7. (После ответов учащихся зачитать)
-Когда написана «Ася»?
- Что легло в основу сюжета?
- Где происходит действие?
- Какую форму повествования выбирает автор?
- Что можно сказать о Н.Н.? Как он воспринимал окружающий мир?
- Вопросы Б на стр.136 учебника.
Слайд №8.
- Чем поразили господина Н. Гагин и его сестра при первом знакомстве?
- 2 глава, стр. 167, 168
- Каково состояние души г-на Н. после первого дня знакомства?
- стр. 169; «Я был счастлив…»
- Где встретили Асю Гагин и Н. на второй день знакомства? Какое чувство она вызывает у г-на Н.?
- Чувство досады, хотя он невольно любуется ею.(Стр.172)
- Как заканчивается второй день знакомства? Слайд №9.
- Начал думать об Асе. Герой не отдает себе отчета, что с ним происходит, он мучается от ревности (сцена у виноградника). Постепенно Ася овладевает его сердцем. (Зачитать)
- Какую историю поведал Гагин?
- 8 глава (зачитать выборочно)
Слайды 10,11,12,13,14.
- Как меняется душевное состояние героя после того, как он узнал историю Аси? Что он открыл в ней? Что ему нравилось? Слайды 15,16.
- 9 глава; «Ее душа мне нравилась…»; отношения изменились, все озарено светом любви (гл.10, Слайд №17). Беспокойство и одновременно жажда счастья овладевают героем. Через пейзажную зарисовку автор помогает понять состояние героя. Он переполнен счастьем. После признания Аси «Крылья у меня выросли…», спрашивает себя: «Неужели она меня любит?»
- Что герой чувствует сам? Передайте содержание беседы Н. и Гагина.
- Итог беседы: жениться на семнадцатилетней девочке – как можно?!
Сцена свидания (выборочно зачитать).
- Понравился ли вам Н.Н. в этой сцене? Почему?
- В чем он обвиняет Асю? В чем хочет оправдать себя?
- Как Ася ведет себя во время отповеди Н.?
- Герой сам пришел к своему несчастью. Когда приходит понимание того, что он любит Асю?
-Когда ищет ее…
- Почему, узнав, что она нашлась, Н. не идет на разговор с ней?
- Что же произошло на следующий день? Понял ли Н. свою ошибку?
- Почему не состоялось счастье героев?
- Потому что душевная жизнь Аси и Н. протекала по-разному. Причина в разности их темперамента. Слайд №19.
Она: грациозная, непредсказуемая, решительная, загадочная, чистая.
Он: нерешителен, автор отказал ему даже в имени, наказывает за то, что сомневался в любви.
Ася – сильная личность, над которой не довлеют предрассудки общества. Любовь для нее превыше всего. Это очень чистый, не испорченный цивилизацией человек.
Господин Н. любил Асю, но не сразу понял это: в мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. К тому же Н.Н. принадлежит к тем людям, которые охотно предаются «горячим и восторженным размышлениям», но пасуют перед необходимостью поступка.
Она устремлена в будущее, а он боится идти вперед.
У нее есть смысл жизни – жизнь ради других. А он любит больше наблюдать за людьми, быть в толпе.
Она искренна, лишена фальши, кокетства, прямолинейна. Он часто уходит от ответа.
У нее сильный характер, она готова к самопожертвованию, он же боится этого.
Она активна и самостоятельна в решении своей судьбы. Он же пассивен, нерешителен, над ним довлеют предрассудки.
Вывод: Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему свое чувство к Асе лишь тогда, когда все было уже потеряно из-за не сказанного вовремя слова. Он с горечью осознает, что «у счастья нет завтрашнего дня…» Но чувства не забылись. Герой помнит все до мелочей, свято хранит «священные реликвии». А ведь «счастье было так возможно, так близко»!
Слайд №20.
У любви гарантий нет,
Уходя, оставьте свет (это больше, чем остаться)
В тех, с кем вам пришлось расстаться.
Итоги урока.
Вопросы на стр. 139.
1 – тема любви, проблема нравственного выбора.
2- стр.138.
3 – стр.139
4 – любовный конфликт.
Домашнее задание.
Как сложилась судьба господина Н., мы знаем, а как, на ваш взгляд, могла сложиться судьба Аси? И почему автор ничего не говорит об этом? Напишите небольшое эссе.