kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

11 класс литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Организационный момент

Слово учителя о жизни писателя  и доклады подготовленных  учащихся  об истории создания ранних произведений  Булгакова.

  1. Биография. Для писателя отчий дом был добрым островом,  к нему память обращалась постоянно. Булгаков родился 15 мая 1891г. В Киеве  в семье  профессора, преподавателя  Духовной Академии, в семье было 7 детей. Отец – Афанасий Ивановича, мать – Варвара Михайловна. В семье царили мир, лад, чувство доверия, высокая культура бытовых взаимоотношений.
  2. Учеба. 1901г. – учеба в Первой (Александровской) гимназии; 1909г. – учеба в Киевском университете на медицинском факультете, который окончил с отличием в 1916 году. Годы учебы – это важные и ответственные шаги в большую жизнь, постижение профессии.
  3. Взрослая жизнь. Женился в 1913 году на Татьяне Николаевне Лаппа. Второй женой стала  Л.Е. Белозерской (ей Булгаков посвятил роман «Белая гвардия») Третьей женой стала Елена Сергеевна Шиловская (свадьба в  1932г) Именно  она стала прототипом его героини Маргариты. Ей посвящен рома «Мастер и Маргарита».
  4. Слово учителя
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«11 класс литература»


11 класс литература

Тема « М.А.Булгаков. История создания романа «Мастер и Маргарита»



ЦЕЛИ

1.Познакомить учащихся с биографией М.А.Булгакова;

2. Творческий путь писателя;

3. История создания  романа  «Мастер и Маргарита»

    (определить особенности композиции и жанра произведения)

4. Формировать умение самостоятельно анализировать произведение.

 5. Воспитывать интерес к творчеству М.Булгакова.


ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, текст романа, сообщения учащихся, тесты.

«Ничем иным я быть не могу, я могу быть только одним – писателем»

М.А.Булгаков

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Слово учителя о жизни писателя и доклады подготовленных учащихся об истории создания ранних произведений Булгакова.

  1. Биография. Для писателя отчий дом был добрым островом, к нему память обращалась постоянно. Булгаков родился 15 мая 1891г. В Киеве в семье профессора, преподавателя Духовной Академии, в семье было 7 детей. Отец – Афанасий Ивановича, мать – Варвара Михайловна. В семье царили мир, лад, чувство доверия, высокая культура бытовых взаимоотношений.

  2. Учеба. 1901г. – учеба в Первой (Александровской) гимназии; 1909г. – учеба в Киевском университете на медицинском факультете, который окончил с отличием в 1916 году. Годы учебы – это важные и ответственные шаги в большую жизнь, постижение профессии.

  3. Взрослая жизнь. Женился в 1913 году на Татьяне Николаевне Лаппа. Второй женой стала Л.Е. Белозерской (ей Булгаков посвятил роман «Белая гвардия») Третьей женой стала Елена Сергеевна Шиловская (свадьба в 1932г) Именно она стала прототипом его героини Маргариты. Ей посвящен рома «Мастер и Маргарита».

  4. Слово учителя

Сегодня мы с вами начнем разговор о  произведении Булгакова, которое было издано  спустя много лет после смерти писателя и произвело ошеломляющее действие на читателей, поставило в тупик критиков, потому что  до этих пор  советская литература не знала ни одного подобного произведения. Споры о нем не утихают  и по сей день. Я думаю, что вы догадались.






Обратимся к роману «Мастер и Маргарита» и рассмотрим философско-этические проблемы .


Сюжет 1: Понтий Пилат и Иешуа-Ганоцри.

(Чтение и комментарий) «Все люди добры»


1.Роль библейских глав.

2. Тема совести.

Работаем по главе. Ответьте на вопросы.

  1. Каким предстает перед нами Понтий Пилат? («В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду…)

  2. Что можно сказать из прочитанного? (Торжественная интонация создает соответствующее настроение. Каждое его слово весомо и значительно)

  3. Что еще можно сказать? (Создается образ человека, наделенного большой властью, не лишенного государственной мудрости, вызывающего трепет и уважение)

  4. Какая фраза снимает этот ореол значительности, несколько его приземляя? (Более всего прокуратор ненавидел запах розового масла…) Продолжите фразу..

  5. Какой же вывод можно сделать из всего сказанного? (Говорят учащиеся)

Слово учителя. Так на протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости, из которых самым ярким будет неявная, скрываемая от всех, и даже от себя, ТРУСОСТЬ перед более высокой властью

Читая фрагмент 2 главы, подумайте, какие философские, этические проблемы в них поставлены, какие из них можно обнаружить в московских главах?

Сообщение учащегося. Прослушаем рассказ о евангельской истории Иисуса Христа и о его распятии (Евангелие от Матфея главы 27, 28)

Между Христом и Иешуа есть различия:

-33 года - 27 лет

-ученики Христа -12 апостолов

Въехал на осле Происхождение Иешуа- мать, женщина

сомнительного поведения. отец-сириец.

Иешуа – не Бог, не царь, не сын Божий, а нищий, бродячий философ самого низкого происхождения. У него один ученик - Левий Матвей, неточно и невнятно записывающий некоторые слова и мысли учителя. Иешуа вошел в город, где никто его не знал.

ВЫВОД.

Изменен характер проповеди, оставлено лишь одно нравственное положение: «Все люди добрые» - краткое обобщение всех призывов к добру в Нагорной проповеди.

Ответьте на вопросы.

- Кто предает земле тело Иешуа? (похищает и хоронит его Левий Матвей. Который не смог выполнить своего главного намерения, сократить страдания Иешуа на кресте)

- Что стало с Иудой? (Он не повесился, а убит по приказанию Понтия Пилата (почему?), который хочет чотя бы этим успокоить свою совесть.

В заключение урока, какой вывод можно сделать.(Слушаем учащихся)

Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой доказывает переосмысление писателем библейских текстов, полемику с ними. И еще одно различие. Если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса, то у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы становится прокуратор, Понтий Пилат, всадник Золотое Копье.

Домашнее задание.

Прочитайте главы и проследите за поведением Пилата Понтийского в сцене допроса Иешуа.

Ответьте на вопросы по содержанию глав.

  1. Каково состояние Понтия Пилата в начале разговора?

  2. Что заставляет Пилата задавать вопросы?

  3. Среди них возникает главный вопрос, какой? (об истине)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
11 класс литература

Автор: Матвеева О.В

Дата: 07.01.2023

Номер свидетельства: 622442

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве»" "
    ["seo_title"] => string(129) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-v-9-klassie-litieratura-xviii-vieka-obshchii-obzor-klassitsizm-v-russkom-i-mirovom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "116392"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412445547"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Календарно-тематическое планирование 7 класс. Литература."
    ["seo_title"] => string(62) "kaliendarno_tiematichieskoie_planirovaniie_7_klass_litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "427124"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1504429969"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе для 9 класса общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-9-klassa-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "163946"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422552045"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект вводного урока по литературе"
    ["seo_title"] => string(37) "konspekt_vvodnogo_uroka_po_literature"
    ["file_id"] => string(6) "541513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582982277"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Урок литературы в 7 классе по теме  «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …». "
    ["seo_title"] => string(127) "urok-litieratury-v-7-klassie-po-tiemie-doliushka-zhienskaia-v-stikhakh-n-a-niekrasova-v-polnom-razgharie-strada-dierievienskaia"
    ["file_id"] => string(6) "146730"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419250688"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства