№ п/п | Тема, тип урока | Календарные сроки | Планируемые результаты | Виды деятельности, формы работы | Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся | Формы контроля |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия (УУД) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Введение. Знакомство со статьей учебника «Читайте не торопясь…» (постановочный) | | Познакомятся с метафорической природой художественного образа, его обобщающим и оценочным значениями, с разными видами художественных образов | Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике. Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Личностные: проявлять любознательность и интерес к изучению литературных произведений | Фронтальная – вступительное слово учителя с элементами беседы. Индивидуальная – чтение статьи учебника (I ч., с. 3–5). Фронтальная – беседа по вопросам. Индивидуальная – выполнение задания 2 (с. 5). Фронтальная – экскурсия по учебнику (I и II ч.) | | Беседа, фронтальный опрос |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (8 ч) |
2 | Предания (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с понятием «предание», с практикой использования этого жанра фольклора в произведениях писателей, с героями преданий – государственными деятелями | Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы; находить, анализировать, использовать информацию, полученную из разных источников. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения; самостоятельно организовывать собственную деятельность. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности | Фронтальная/индивиду-альная – выполнение заданий. Фронтальная – беседа. Индивидуальная – работа с учебником (чтение статьи, с. 7–8) | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
3 | Былины и их исполнители (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся со статьей учебника, с главными героями былин, с композицией, художественными особенностями, собиранием и исполнением былины, с темами былин, их циклами | Познавательные: отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, ресурсах Интернета и других источниках; воспринимать смысл познавательных текстов. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: формировать готовность участвовать в коллективном выступлении. Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; осознавать эстетическую ценность русской литературы | Фронтальная/индивиду-альная – выполнение заданий. Индивидуальная – работа с учебником (чтение статьи, с. 11–15) | | Беседа, фронтальный опрос |
4 | Былина «Вольга и Микула Селянинович» (решение частных задач) | | Познакомятся с главными героями былины, с композицией, художественными особенностями, исполнением былины | Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; отвечать на вопросы; обобщать, делать выводы. Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения. Коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; осознавать значение учебной деятельности и личностный смысл учения | Фронтальная – беседа. Фронтальная/индивиду-альная/групповая – работа с учебником (чтение, словарная работа, изучение иллюстраций, ответы на вопросы и выполнение заданий) | Рисунок «Памятник былин-ному герою» | Индивидуальная и фронтальная проверка, практикум |
5 | Былина «Садко» (решение частных задач) | | Познакомятся с главными героями былины, с композицией, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; отвечать на вопросы; обобщать, делать выводы. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; осознавать значение учебной деятельности и личностный смысл учения | Фронтальная – беседа. Индивидуальная – выполнение заданий | Диалог по теме, рассказ-сообщение на основе музыкальных фрагментов на былинные сюжеты | Беседа, фронтальный опрос |
(*) | Внеклас сное чтение. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (рефлексия) | | Познакомятся с главными героями былины, с композицией, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике. Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: осознавать важность и необходимость изучения литературы | Фронтальная/индивиду-альная – выполнение заданий, работа с текстом по вопросам | Подбор материалов о Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче | Беседа, фронтальный опрос |
6 | Сочинение по репродукции картины В. Васнецова «Три богатыря» (контроль и коррекция знаний) | | Научатся отбирать языковой материал к сочинению, точно и выразительно излагать свои мысли | Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию | Фронтальная – слово учителя с элементами беседы, работа по картине (беседа по вопросам, составление плана сочинения). Индивидуальная – написание сочинения, редактирование работ | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
7 | «Калевала» – карело-финский мифологический эпос (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с произведением карело-финского эпоса, с его главными героями и художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; самостоятельно организовывать собственную деятельность. Коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию | Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам, словарно-лексическая работа (народный эпос). Индивидуальная – работа со статьей учебника (чтение статьи, с. 38– 45, аналитическая беседа) | Пересказ-диалог статьи в учебнике, с. 62– 63; подбор пословиц на различные темы | Беседа, фронтальный опрос |
8 | Поэма «Песнь о Роланде» – вершина французского эпоса (решение частных задач) | | Познакомятся с произведением средневекового французского военного эпоса | Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения. Коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: проявлять духовно-нравственные качества, уважительное отношение к культуре другого народа | Фронтальная – вступительное слово учителя, беседа. Индивидуальная – чтение статьи (с. 46–48), выполнение задания, выразительное чтение. Групповая – инсценировка фрагмента | | Беседа, фронтальный опрос |
9 | Пословицы и поговорки (решение частных задач) | | Познакомятся с произведениями устного народного творчества – пословицами и поговорками | Познавательные: ориентироваться в учебном материале; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в различных источниках, включая интернет-ресурсы. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы | Фронтальная – слово учителя, словарная работа, беседа. Индивидуальная – чтение материала учебника (с. 60). Фронтальная/индивиду-альная – выполнение заданий | Сочинение-миниатюра по одной из пословиц | Индивидуальная и фронтальная проверка |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч) |
10 | «Повесть временных лет» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с понятиями «летопись», «житие» | Познавательные: ориентироваться в учебном материале; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в различных источниках, включая интернет-ресурсы. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками. Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Индивидуальная – самостоятельная работа по карточкам, чтение статьи (с. 70–71), выразительное чтение (с. 71). Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам | Творческое задание: составление поучения | Беседа, фронтальный опрос |
11 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с главными героями произведения, с композицией, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета; сравнивать и делать выводы. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики | Фронтальная – аналитическая беседа, словарная работа | Выразительное чтение по ролям | Беседа, фронтальный опрос |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч) |
12 | Знаком-ство с жизнью и деятельностью М. В. Ломоносова, с его стихами, с реформой в языке (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с понятием «ода», с композицией произведения, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы; анализировать изучаемые объекты. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы; проявлять познавательный интерес к изучению литературы, уважительное отношение к русской литературе | Фронтальная – беседа с использованием материала учебника, работа с репродукцией мозаичной картины М. Ломоносова «Полтавская баталия» | | Беседа, фронтальный опрос |
13 | Знаком-ство с жизнью и деятельностью Г. Р. Державина, его сатирическими произведениями (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с жизнью и деятельностью Г. Р. Державина, его сатирическими произведениями | Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы; осуществлять логические действия. Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению литературы | Фронтальная – рассказ учителя, беседа. Фронтальная/индивиду-альная – выполнение заданий | Сообщение о Г. Р. Державине; рассказ о Пушкине-лицеисте | Беседа, фронтальный опрос |
Из русской литературы XIX века (26 ч) |
14 | А. С. Пушкин. Поэма «Полтава». Образы поэмы (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с поэмой А. С. Пушкина «Полтава» | Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии качеств личности | Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам. Индивидуальная – чтение отрывка | | Беседа, фронтальный опрос |
15 | Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с отрывком из поэмы А. С. Пушкина, образами Петербурга и Петра I | Познавательные: ориентироваться в поэтическом тексте; отвечать на вопросы учителя; находить известные средства художественной выразительности в поэтическом тексте и объяснять их назначение; обобщать, делать выводы. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, анализировать, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в групповой работе. Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики | Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам. Индивидуальная – чтение отрывка | Словесное рисование одного из описываемых в поэме событий | Индивидуальная и фронтальная проверка |
16 | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с понятием «баллада», с главными героями произведения, с композицией, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы. Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы | Индивидуальная – работа по карточкам, чтение. Фронтальная – вступительное слово учителя, беседа по вопросам, словарная работа | Сценарий диафильма на основе текста с помощью иллюстраций | Беседа, фронтальный опрос |
17 | А. С. Пушкин «Борис Годунов» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с произведением А. С. Пушкина, главными героями, композицией, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте изученного произведения; находить нужную информацию в различных источниках, включая сеть Интернет. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать собственные возможности для выполнения учебной задачи; иметь мотивы познавательной деятельности; находить общее решение и реализовывать поставленные задачи. Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей; владеть устной и письменной речью, навыками работы индивидуально и в группе, сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками. Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом | Фронтальная – вступительное слово учителя, беседа по вопросам. Индивидуальная – чтение отрывка, выполнение заданий | Инсценированное чтение отрывка, словарик слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена | Беседа, фронтальный опрос |
18 | А. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с произведением А. С. Пушкина, главными героями, композицией, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте повести. Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению литературы | Фронтальная – вступительное слово учителя, беседа по содержанию прочитанного. Индивидуальная – выполнение заданий | Индивидуальное задание по творчеству Лермонтова (выразительное чтение стихотворений) | Беседа, фронтальный опрос |
19 | Знаком-ство с «Песней про... купца Калашни-кова» М. Ю. Лермонтова, с ее героями (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с произведением М. Ю. Лермонтова, главными героями, композицией, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте. Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять познавательный интерес к изучению литературы | Фронтальная – вступительное слово учителя, работа по анализу литературного произведения. Индивидуальная – чтение стихотворений, выполнение заданий по теории литературы | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
20 | «Песня про... купца Калашникова». Анализ II и III частей (решение частных задач) | | Познакомятся с героями произведения, их речью, поступками, отношением к людям | Познавательные: ориентироваться в справочной и критической литературе; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умением произносить монолог; проявлять готовность вести диалог; работать самостоятельно, в группе; участвовать в коллективном обсуждении; использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей. Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы | Фронтальная – беседа, выполнение заданий, сравнительная характеристика главных героев. Индивидуальная – пересказ | Подготовка к сочинению по иллюстрации В. Васнецова | Беседа, фронтальный опрос |
21 | Сочинение по ил-люстрации В. Васнецова к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... купца Калашникова» (контроль и коррекция знаний) | | Научатся отбирать языковой материал к сочинению, точно и выразительно излагать свои мысли | Познавательные: ориентироваться в учебнике, в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию, пользуясь ресурсами Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; владеть монологической речью. Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом | Фронтальная – слово учителя о художнике, аналитическая беседа с использованием текста, составление плана, подбор цитат. Индивидуальная – написание сочинения по иллюстрации В. Васнецова | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
22 | Лирика М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с лирикой поэта М. Ю. Лермонтова, ролью художественных средств | Познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы; осуществлять структурирование материала. Регулятивные: организовывать место выступления, собственную деятельность; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам, анализ стихотворений (чтение, устное рисование). Индивидуальная – чтение учебной статьи (с. 160–162), выполнение задания | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
23 | Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с повестью Н. В. Гоголя, главными героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь | Познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения, учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в тексте произведения, учебнике; осуществлять структурирование материала. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; владеть умением самостоятельно организовывать собственную деятельность. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять уважительное отношение к русской литературе, духовно-нравственные качества личности, познавательный интерес к изучению предмета | Фронтальная – вступительное слово учителя, анализ художественного произведения (формулирование ответов на вопросы учителя, выполнение заданий, выборочное чтение) | Устный рассказ о Тарасе Бульбе | Беседа, фронтальный опрос |
24 | Запорожская Сечь. Жизнь в Сечи (решение частных задач) | | Получат возможность научиться проводить аналитическую работу с репродукцией картины (И. Е. Репина); научатся находить в художественном тексте материал для характеристики героев | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции. Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы; проявлять познавательный интерес к изучению предмета | Индивидуальная – работа с текстом (выполнение задания). Фронтальная – беседа по вопросам, комментированное чтение, выполнение заданий по тексту произведения. Фронтальная/индивиду-альная – рассматривание репродукции картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
25– 26 | Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Анализ 7– 12 глав (решение частных задач) | | Познакомятся с психологическим обликом героев на основе анализа текста, ролью товарищества и братства запорожцев | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции. Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом | Фронтальная – аналитическая беседа по вопросам, комментированное чтение, слово учителя, работа с текстом. Коллективная – викторина | Подбор материала к сочинению «Сравнительная характеристика братьев» | Индивидуальная и фронтальная проверка |
27 | Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, Тараса Бульбы (решение частных задач) | | Познакомятся с героями повести Н. В. Гоголя | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции. Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Индивидуальная – самостоятельная работа с текстом по заданиям, по иллюстрациям к повести Е. Кибрика. Коллективная – обсуждение вопросов. Фронтальная – слово учителя | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
28 | Подготовка к сочинению о Тарасе Бульбе (рефлексия) | | Научатся отбирать языковой материал к сочинению, точно и выразительно излагать свои мысли | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции. Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом | Фронтальная – слово учителя, составление плана характеристики Тараса Бульбы, обсуждение плана, предложенного учителем. Коллективная – обсуждение вопросов, характеризующих Тараса Бульбу. Индивидуальная – чтение наизусть (близко к тексту) речи Тараса | Написание сочинения по составленному плану | Беседа, фронтальный опрос |
29 | И. С. Тургенев. Рассказ «Бирюк» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с рассказом И. С. Тургенева, мастерством писателя в описании природы, портретной характеристики | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению. Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики | Фронтальная – вступительное слово учителя, чтение и обсуждение статьи учебника (с. 238– 239), анализ рассказа (словарная работа, беседа по вопросам). Групповая – выполнение заданий по анализу текста | | Беседа, фронтальный опрос |
30 | Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с особенностями стихотворений в прозе, их темами и ролью в нравственном воспитании | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения. Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы | Фронтальная – вступительное слово учителя, анализ стихотворений. Индивидуальная – чтение стихотворений, составление простого плана стихотворения, краткое сообщение | Сочинение стихотворения в прозе | Индивидуальная и фронтальная проверка |
31–32 | Н. А. Некрасов «Рус-ские женщины» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с поэмой Н. А. Некрасова, историческими событиями, описанными в литературном тексте | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета; систематизировать материал. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке, самостоятельно организовывать собственную деятельность. Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе | Фронтальная – вступительное слово учителя, беседа по вопросам, анализ произведения, комментированное чтение | Инсценированное чтение отрывка; ознакомление с материалами о восстании декабристов; составление рас сказа о главной героине | Индивидуальная и фронтальная проверка |
33 | Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с произведением Н. А. Некрасова, его социальной направленностью | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению. Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Фронтальная – слово учителя, словарная работа, беседа по вопросам, анализ стихотворения. Индивидуальная – чтение отрывка в учебнике (с. 277), выразительное чтение стихотворения | | Беседа, фронтальный опрос |
34 | А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с историческими балладами А. К. Толстого, главными героями, композицией, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение. Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики | Индивидуальная – выразительное чтение отрывка из стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда», чтение вступительной статьи (с. 279–280). Фронтальная – слово учителя, словарная работа, аналитическая беседа по вопросам | | Беседа, фронтальный опрос |
35 | М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с сатирическими сказками М. Е. Салтыкова-Щедрина, главными героями, композицией, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике; структурировать материал. Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке, самостоятельно строить собственную деятельность. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении; владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками; высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы; проявлять уважительное отношение к русской литературе | Фронтальная – слово учителя, работа со статьей учебника (с. 289– 290), словарная работа, комментированное чтение, аналитическая беседа по вопросам, выборочное чтение | Подготовка к внеклас сному чтению (чтение сказки «Дикий помещик»; ответы на вопросы, выполнение заданий) | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
(*) | Внеклас- сное чтение. Сказка «Дикий помещик» (рефлексия) | | Познакомятся с сатирической сказкой М. Е. Салтыкова-Щедрина, главными героями, композицией, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: формировать умение произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе | Фронтальная – рассматривание и описание содержания иллюстраций к сказке, слово учителя, комментированное чтение. Индивидуальная – пересказ сказки | Построение диалога для школьного радио; написание сатирической сказки на сюжет из школьной жизни | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
36 | Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с трилогией, главными героями повести «Детство», композицией, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике. Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Индивидуальная – чтение материала учебника (с. 305–306). Фронтальная – беседа по вопросам, слово учителя | | Беседа, фронтальный опрос |
37 | Главы «Классы», «Детство» из повести Л. Н. Толстого (решение частных задач) | | Познакомятся с главой повести «Детство» с целью выявления мотивов и причин поступков героев | Познавательные: формулировать ответы на вопросы теста на основе полученных знаний и наблюдений. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, письменно отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы. Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики | Фронтальная – беседа по вопросам, выборочное чтение, комментированное чтение, выполнение заданий | | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
38 | А. П. Чехов. Рас- сказ «Хамелеон» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с рассказами А. П. Чехова, главными героями, художественными особенностями (краткость, простота, точность авторского языка) | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению. Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы | Фронтальная – слово учителя, словарная работа, аналитическая беседа по вопросам, выполнение заданий. Групповая – инсценировка рассказа, чтение статьи в учебнике | | Беседа, фронтальный опрос |
39 | А. П. Чехов. Рас- сказ «Злоумышленник» (решение частных задач) | | Познакомятся с творческой манерой писателя, психологизмом его рассказов, со средствами раскрытия характеров персонажей | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом | Индивидуальная – тест, чтение статьи (с. 338– 339). Групповая – чтение рас-сказа по ролям. Фронтальная – беседа по вопросам, выполнение заданий | Подготовка статьи для сатирического альманаха | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
(*) | Внеклас- сное чтение. А. П. Чехов. Рас- сказ «Тоска» (рефлексия) | | Познакомятся с произведением А. П. Чехова, главными героями, композицией, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению. Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Фронтальная – беседа по вопросам, рассматривание и описание содержания выставки | Описание дома своего раннего детства, своих отношений со взрослыми | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ…» (1 ч) |
40 | Стихотворения о природе (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся со стихотворениями поэтов, поэтичностью языка, эпитетами, метафорами, сравнениями | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики | Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам, аналитический анализ стихотворений, выполнений заданий. Индивидуальная – чтение статьи учебника (с. 341–342), сообщение о В. А. Жуковском, чтение стихотворений | Написание сочинения по одному из стихотворений; выполнение рисунка к стихотворениям | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА (19 ч) |
41 | И. А. Бунин «Цифры» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с детством писателя, влиянием природы и общения с крестьянами на становление личности писателя | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и самостоятельно; использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции. Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы | Фронтальная – слово учителя, выполнение заданий, аналитическая беседа. Индивидуальная – чтение статьи в учебнике (II ч., с. 3–5) | Написание от-зыва о рассказе И. А. Бунина (по выбору) | Беседа, фронтальный опрос |
42– 43 | А. М. Горький. Повесть «Детство» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с повестью А. М. Горького, главными героями, композицией, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения, самостоятельно организовывать собственную деятельность. Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и аргументировать свое мнение относительно обсуждаемой проблемы. Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом | Фронтальная – беседа по вопросам, слово учителя. Фронтальная/индивиду-альная – выполнение заданий. Индивидуальная – работа по карточкам. Групповая – чтение по ролям | | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
44–45 | А. М. Горький. Главы из повести «Детство». Развитие речи. Характеристика героев повести. Сочинение (рефлексия, контроль и коррекция знаний) | | Познакомятся с мастерством писателя в создании портретных характеристик, научатся определять роль деталей в них | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке; самостоятельно организовывать собственную деятельность. Коммуникативные: владеть умениями вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы и класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять уважительное отношение к русской литературе | Фронтальная – беседа по вопросам, выполнение заданий, составление плана к сочинению по выбранной теме. Индивидуальная – пере- сказ, тест, написание сочинения | Инсценирование сцены (по выбору); подбор материала к сочинению | Беседа, фронтальный опрос |
46 | Легенда о Данко из рассказа «Старуха Изергиль» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с содержанием легенды, главными героями, композицией, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета; понимать проблему; структурировать материал. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения. Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики | Фронтальная – слово учителя, анализ художественного произведения. Индивидуальная – выполнение заданий, выразительное чтение отрывка | | Индивидуальная и фронтальная проверка |
(*) | Внеклас- сное чтение. Рас- сказ «Мать изменника» из «Сказок об Италии» М. Горького (рефлексия) | | Познакомятся с произведением М. Горького, характеристикой главных героев | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения. Коммуникативные: владеть умениями вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции. Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы | Индивидуальная – работа по карточкам, пересказ рассказа. Фронтальная – беседа по вопросам | | Беседа, фронтальный опрос |
47 | Л. Н. Ан-дреев «Кусака» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с биографией Л. Н. Андреева, главными героями, композицией, художественными особенностями рассказа «Кусака» | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность. Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владеть навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе | Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам. Индивидуальная – чтение статьи (с. 91–92), выборочное чтение | Групповая работа: составление выборочного пере-сказа; подготовка диалога; написание отзыва о рассказе; выполнение иллюстраций к рассказу | Беседа, фронтальный опрос |
48 | В. В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение...» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с особенностями творчества поэта, главными героями, композицией, художественными особенностями стихотворения «Необычайное приключение...» | Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе | Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам, словарная работа, анализ стихотворения. Индивидуальная – чтение биографии поэта (с. 102–103), статьи (с. 103–107), тест | | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
49 | Стихо- творение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (решение частных задач) | | Познакомятся с темой, основной идеей произведения, точностью и образностью языка, емкостью эпитетов и сравнений | Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника. Регулятивные: организовывать свое рабочее место; принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики | Фронтальная – беседа по вопросам, устное рисование | Написание мини-сочинения | Беседа, фронтальный опрос |
50 | А. П. Пла-тонов «Юшка» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с героями произведения А. П. Платонова, композицией, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в различных источниках. Регулятивные: организовывать свое рабочее место, собственную деятельность; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: осознают эстетическую ценность русской литературы | Фронтальная – слово учителя, анализ текста, беседа. Индивидуальная – чтение материала учебника (с. 116–117), тест | | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
51 | А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Автобиографичность рассказа (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с автобиографическими фактами, отраженными в рассказе | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, уважительное отношение мнению другого человека. Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом | Фронтальная – слово учителя, словарная работа, беседа по вопросам | | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
52 | «В прек- расном и яростном мире». Талант мастера и человека в рассказе А. П. Платонова (рефлексия) | | Познакомятся с произведением А. П. Платонова, главными героями, композицией, художественными особенностями | Познавательные: обобщать, делать выводы; ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике. Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Фронтальная – аналитическая беседа | | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
53 | Б. Л. Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме...» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с произведениями Б. Л. Пастернака, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики | Фронтальная – слово учителя, аналитическая беседа. Индивидуальная – чтение статьи (с. 143–144) | | Беседа, фронтальный опрос |
54 | А. Т. Твардовский. Стихотворения поэта. Анализ (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся со стихо- творениями А. Т. Твардовского, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: выразительно читать стихотворения; вести диалог; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы | Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам, анализ стихотворений. Индивидуальная – чтение статей (с. 150–151), стихотворений | Подготовка и написание уст-ного сочинения по стихотво- рению А. Т. Твардовского (по выбору) | Беседа, фронтальный опрос |
(*) | Внеклас- сное чтение. Час мужества (интервью с участником Великой Отечественной войны) (рефлексия) | | Познакомятся с важной ролью литературы в годы Великой Отечественной войны | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения. Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека. Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом | Индивидуальная – выразительное чтение стихотворений о войне | Подготовка интервью с участником Великой Отечественной войны; подготовка к конкурсу «Стихи о войне» | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
(*) | Внеклас- сное чтение. Поэзия А. Т. Твардовского (рефлексия) | | Познакомятся с поэзией А. Т. Твардовского о Великой Отечественной войне | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека. Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Индивидуальная – выразительное чтение стихотворений о войне, чтение интервью с участником Великой Отечественной войны | | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
55 | Ф. А. Абрамов «О чем плачут лошади» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с произведением Ф. А. Абрамова, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умением работать индивидуально. Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики | Фронтальная – вступительное слово учителя, работа по тексту рассказа | | Беседа, фронтальный опрос |
56 | Е. И. Носов «Кукла», «Живое пламя» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с рассказами Е. И. Носова, которые напоминают людям о заботливом отношении к природе, о губительности пошлости в жизни, об истинных и мнимых ценностях | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать и использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета. Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владеть навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе | Индивидуальная – чтение учебной статьи (с. 174–176), выполнение заданий, тест, чтение рассказа. Фронтальная – аналитическая беседа | Составление краткого рассказа-справки о Казакове для энциклопедии, используя материал учебника (с. 180– 181) | Беседа, фронтальный опрос |
57 | Ю. П. Казаков. Рас-сказ «Тихое утро» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с биографией писателя, с мастерством писателя в изображении природы, в раскрытии психологических персонажей | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека. Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом | Индивидуальная – тест, чтение рассказа, выполнение заданий. Фронтальная – беседа по вопросам. Групповая – чтение по ролям | Написание со-чинения по рас- сказу Ю. П. Казакова «Тихое утро» (характеристика мальчиков) | Беседа, фронтальный опрос |
58 | Развитие речи. Сочинение «Яшка – верный товарищ» (контроль и коррекция знаний) | | Научатся отбирать языковой материал к сочинению, точно и выразительно излагать свои мысли | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, уважительное отношение к мнению другого человека. Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Фронтальная – аналитическая беседа по вопросам, составление плана сочинения. Индивидуальная – написание сочинения | Подготовка ответа на вопрос (ис-пользуя посло-вицы, с. 201): как вы вели себя в трудных ситуациях? | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
59 | Д. С. Лихачев «Земля родная» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с произведением Д. С. Лихачева, главными героями, композицией, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе | Фронтальная – беседа, слово учителя, комментированное чтение | Групповая работа: подготовка сообщения с использованием советов Д. С. Лихачева; формулировка манифеста | Беседа, фронтальный опрос |
Писатели улыбаются (1 ч) |
60 | М. М. Зощенко. Рас- сказ «Беда» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с творчеством писателя, сатирической направленностью рассказа, главными героями, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения. Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека. Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы | Фронтальная – слово учителя, беседа, словарная работа. Индивидуальная – чтение статьи (с. 211–213) | Чтение по ролям эпизода (по выбору) | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
«Тихая моя Родина…» (2 ч) |
61 | Стихотворения русских поэтов ХХ века о природе. В. Брюсов, Ф. Сологуб (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с поэтическими творениями русских поэтов-пейзажистов, литературными приемами и художественными средствами | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета. Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека. Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к предмету | Фронтальная – слово учителя, анализ стихотворения. Индивидуальная – выразительное чтение стихотворения | По рядам: выучить наизусть стихотворения С. Есенина, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова; выполнить иллюстрации о природе | Беседа, фронтальный опрос |
62 | Стихотворения о природе. С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий (решение частных задач) | | Познакомятся с поэтическими творениями русских поэтов-пейзажистов, литературными приемами и художественными средствами | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге; работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Фронтальная – слово учителя, анализ стихотворений. Индивидуальная – выразительное чтение стихотворений | Составление письменного рассказа по одной из картин с включением строк стихотворений о природе | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
Песни на стихи русских поэтов ХХ века (1 ч) |
63 | И. Гофф, Б. Окуджава, А. Вер-тинский (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с творчеством А. Вертинского, И. Гоффа, Б. Окуджавы, художественными особенностями произведений | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики | Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам. Индивидуальная – сообщения о жизни и творчестве писателей, выразительное чтение стихотворений | | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
Из литературы народов России (1 ч) |
64 | Р. Гамзатов «Земля как будто стала шире...», «Опять за спиною родная земля...» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с лирикой дагестанского поэта Р. Гамзатова, особенностями творчества поэта | Познавательные: осуществлять логические операции; структурировать материал. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; владеть умением самостоятельно организовывать собственную деятельность. Коммуникативные: работать индивидуально и участвовать в работе группы; владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками; высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: осознавать эстетическую ценность литературы народов России; проявлять чувство любви к многонациональному Отечеству, познавательный интерес к изучению литературы | Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам. Индивидуальная – чтение вступительной статьи (с. 238–239), чтение стихотворений | | Беседа, фронтальный опрос |
(*) | Внеклас- сное чтение. Стихи о защитниках нашей Родины, о Великой Отечественной войне. Поэзия участников войны (рефлексия) | | Познакомятся с произведениями о защитниках нашей Родины | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение. Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом | Фронтальная – слово учителя, беседа. Индивидуальная – сообщения учащихся о песнях военных лет, о памятниках архитектуры и искусства, посвященных военной тематике, обзор выставки книг библиотекарем | | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
Зарубежная литература (6 ч) |
65 | Роберт Бернс «Честная бедность» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с творчеством одного из лучших шотландских поэтов, основными темами его творений | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека. Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Фронтальная – слово учителя, аналитическая беседа. Индивидуальная – составление плана учебной статьи (с. 241–242), чтение стихотворений | | Беседа, фронтальный опрос |
66 | Дж. Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с творчеством английского поэта, посвятившим свою жизнь, свой поэтический дар защите угнетенных, обездоленных и униженных | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики | Фронтальная – слово учителя, анализ стихотворения, выполнение заданий. Индивидуальная – чтение статьи (с. 246), чтение стихотворения | | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
67 | Японские трехстишия (хокку). Мацуо Басе, Кобаяси Исса (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с народным творчеством Японии, с использованием трехстиший в речи, их особенностями | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики | Индивидуальная – формулирование ответов на контрольные вопросы, рассматривание иллюстраций, чтение хокку, составление плана ответа о биографии Мацуо Басе. Фронтальная – работа по статье Д. С. Лихачева | Написание хокку о родной природе или своих отношениях с друзьями | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
68 | О. Генри. Рассказ «Дары волхвов» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с биографией писателя, его произведениями, художественными особенностями | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом | Фронтальная – вступительное слово учителя, аналитическая беседа. Индивидуальная – чтение статьи (с. 255), выполнение заданий, пересказ от лица одного из героев. Групповая – инсценированное чтение | | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
69 | Р. Д. Брэдбери. Рас- сказ «Каникулы» (постановка и решение учебных задач) | | Познакомятся с произведениями научно-фантастической литературы, основной идеей рассказа Р. Брэдбери | Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике. Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности | Фронтальная – слово учителя, аналитическая беседа. Индивидуальная – чтение статьи (с. 264–265) | | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
(*) | Внеклас- сное чтение. Л. Пиранделло. Рассказ «Черепаха» (рефлексия) | | Познакомятся с творчеством Л. Пиранделло, композицией, художественными особенностями его рассказа | Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике. Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения. Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении. Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять познавательный интерес к изучению предмета | Фронтальная – анализ текста, комментированное чтение | Составление отзыва на самостоятельно прочитанный рассказ (по выбору) | Беседа, фронтальный опрос |
70 | В гостях у книги (библиотечный урок) (рефлексия) | | Получат возможность научиться внимательно и вдумчиво читать, владеть особой, эмоциональной лексикой воспоминания и соответствующими речевыми конструкциями | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках. Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке. Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека. Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом | Фронтальная – вступительное слово учителя, беседа. Индивидуальная – чтение отрывков из изученных произведений, написание сочинения-миниатюры по плану | Рекомендация книг для самостоятельного чтения летом | Индивидуальная и фронтальная про-верка |
(*) | Внеклас- сное чтение. Путешествие по страницам изученных произведений (рефлексия) | | Получат возможность научиться применять полученные на уроках знания в нестандартных ситуациях, работать со справочной литературой; научатся работать в команде | Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения. Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению предмета | Коллективная – разгадывание кроссворда. Фронтальная – определение жанра изученного произведения, писателя, написавшего его, героя, работа со справочной литературой | | Беседа, фронтальный опрос |