kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве»".

Цель урока:

•общий обзор «Развитие русской литературы в XVIII веке»;

•введение понятия «классицизм».

Словарная работа:

•государственность;

•«светская» культура;

•классицизм;

•гражданственность.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве»" »

Литература XVIII века (общий обзор)  Классицизм в русском и мировом искусстве Урок литературы в 9 классе Субботина И.К., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 448 г. Санкт-Петербурга

Литература XVIII века

(общий обзор)

Классицизм

в русском и мировом искусстве

Урок литературы в 9 классе

Субботина И.К., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 448 г. Санкт-Петербурга

Цель урока: общий обзор «Развитие русской литературы в XVIII веке»; введение понятия «классицизм». государственность; «светская» культура; классицизм; гражданственность. Словарная работа:

Цель урока:

  • общий обзор «Развитие русской литературы в XVIII веке»;
  • введение понятия «классицизм».
  • государственность;
  • «светская» культура;
  • классицизм;
  • гражданственность.

Словарная работа:

Русская литература XVIII века

Русская литература XVIII века

  • Русская литература XVIII века восприняла опыт европейской литературы (влияние классицизма), но сохранила и лучшие традиции литературы Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.
Русская литература XVIII века Период Характерные черты I. Литература Петровского времени Имена Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы Становление новой литературы Феофан Прокопович II. 1730-1750 гг. Формирование классицизма. Расцвет жанра оды III. 1760 – пер. пол. 1770-х годов Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма А.Д. Кантемир IV. Последняя четверть века В.К. Тредиаковский Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций В.И. Майков М.В. Ломоносов Н.И. Новиков Д.И. Фонвизин Г.Р. Державин А.П. Сумароков В.В. Тузов М.М. Херасков А.Н. Радищев И.А. Крылов Н.М. Карамзин

Русская литература XVIII века

Период

Характерные черты

I. Литература Петровского времени

Имена

Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы

Становление новой литературы

Феофан Прокопович

II. 1730-1750 гг.

Формирование классицизма. Расцвет жанра оды

III. 1760 – пер. пол. 1770-х годов

Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма

А.Д. Кантемир

IV. Последняя четверть века

В.К. Тредиаковский

Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций

В.И. Майков

М.В. Ломоносов

Н.И. Новиков

Д.И. Фонвизин

Г.Р. Державин

А.П. Сумароков

В.В. Тузов

М.М. Херасков

А.Н. Радищев

И.А. Крылов

Н.М. Карамзин

Определение понятия «классицизм»  Классицизм в России Классицизм (от лат. сlassicus - образцовый) – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII – начала XVIII века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам античной литературы и искусства как к эстетическому эталону. А.Д. Кантемир В.К. Тредиаковский

Определение понятия «классицизм» Классицизм в России

  • Классицизм (от лат. сlassicus - образцовый) – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII – начала XVIII века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам античной литературы и искусства как к эстетическому эталону.

А.Д. Кантемир

В.К. Тредиаковский

Истоки мирового классицизма – во Франции XVII в., в воззрениях выдающихся французских драматургов П. Корнеля, Ж.-Б. Мольера и теоретика литературы Н. Буало.
  • Истоки мирового классицизма – во Франции XVII в., в воззрениях выдающихся французских драматургов П. Корнеля, Ж.-Б. Мольера и теоретика литературы Н. Буало.

Пьер Корнель

Жан-Батист Мольер

Вот фрагмент из трактата Н. Буало «Поэтическое искусство»:   Какой ни взять сюжет, высокий или забавный, Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной. Напрасно кажется, что с ним в войне она: Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна. Коль тщательно искать, то вскоре острый разум Привыкнет находить её легко и разом; Рассудка здравого покорствуя ярму, Оправу ценную даёт она ему. Никола Буало

Вот фрагмент из трактата Н. Буало «Поэтическое искусство»:

Какой ни взять сюжет, высокий или забавный,

Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.

Напрасно кажется, что с ним в войне она:

Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.

Коль тщательно искать, то вскоре острый разум

Привыкнет находить её легко и разом;

Рассудка здравого покорствуя ярму,

Оправу ценную даёт она ему.

Никола Буало

В основе эстетики классицизма Основное свойство классицизма обращённость к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика принцип рационализма;  «подражание природе», где всё, по мнению классицистов, ясно, чётко, подчинено правилам

В основе эстетики классицизма

Основное свойство классицизма

обращённость к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика

принцип рационализма;

«подражание природе», где всё, по мнению классицистов, ясно, чётко, подчинено правилам

Характерные черты классицизма Культ разума Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм Жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно Положительные и отрицательные герои противопоставляются Идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей Подчёркивается объективность повествования Активное обращение к общественной, гражданской проблематике

Характерные черты классицизма

Культ разума

Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое

Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм

Жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства

Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно

Положительные и отрицательные герои противопоставляются

Идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей

Подчёркивается объективность повествования

Активное обращение к общественной, гражданской проблематике

Герои классицистических произведений , как правило, обладали доминирующей чертой характера, делились исключительно на положительных и отрицательных , особенно в произведениях драматических жанров.
  • Герои классицистических произведений , как правило, обладали доминирующей чертой характера, делились исключительно на положительных и отрицательных , особенно в произведениях драматических жанров.
Вот ещё одно высказывание Н. Буало:   Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. Но строгой логики от вас в театре ждут; В нём властвует закон, взыскательный и жёсткий. Вы новое лицо ведёте на подмостки? Пусть будет тщательно продуман ваш герой, Пусть остаётся он всегда самим собой.

Вот ещё одно высказывание Н. Буало:

Герою своему искусно сохраните

Черты характера среди любых событий.

Но строгой логики от вас в театре ждут;

В нём властвует закон, взыскательный и жёсткий.

Вы новое лицо ведёте на подмостки?

Пусть будет тщательно продуман ваш герой,

Пусть остаётся он всегда самим собой.

Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в говорящих фамилиях (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Д.И. Фонвизина).
  • Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в говорящих фамилиях (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Д.И. Фонвизина).
Для классицистических пьес характерна «система амплуа». Амплуа – тип характера, который переходит из пьесы в пьесу.
  • Для классицистических пьес характерна «система амплуа».
  • Амплуа – тип характера, который переходит из пьесы в пьесу.
Амплуа классицистической комедии Идеальная героиня Герой-любовник Второй любовник (неудачник) Резонер – герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего Субретка – весёлая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге

Амплуа классицистической комедии

Идеальная героиня

Герой-любовник

Второй любовник (неудачник)

Резонер – герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего

Субретка – весёлая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге

В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует

В конце классицистической комедии порок всегда наказан,

а добродетель торжествует

Принцип трёх единств  обусловлен подражанием природе: Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечёт; Лишь в этом случае оно нас увлечёт. Буало Н. «Поэтическое искусство»

Принцип трёх единств обусловлен подражанием природе:

Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:

Одно событие, вместившееся в сутки,

В едином месте пусть на сцене протечёт;

Лишь в этом случае оно нас увлечёт.

Буало Н. «Поэтическое искусство»

Единство времени  Действие развивается не более суток.  Действие развивается не более суток. Единство места Автор не должен переносить действие из одного места в другое. Автор не должен переносить действие из одного места в другое. Единство действия Одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10), все действующие лица обязательно связаны сюжетом. Одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10), все действующие лица обязательно связаны сюжетом. Принцип трёх единств

Единство времени

  • Действие развивается не более суток.
  • Действие развивается не более суток.

Единство места

  • Автор не должен переносить действие из одного места в другое.
  • Автор не должен переносить действие из одного места в другое.

Единство действия

  • Одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10), все действующие лица обязательно связаны сюжетом.
  • Одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10), все действующие лица обязательно связаны сюжетом.

Принцип трёх единств

Требования  к классицистической композиции В пьесе, как правило, 4 акта: в третьем- кульминация, в четвёртом – развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей .

Требования к классицистической композиции

В пьесе, как правило, 4 акта: в третьем- кульминация, в четвёртом – развязка.

Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию.

Действие замедляется длинными монологами основных персонажей .

Строгая иерархия жанров ВЫСОКИЕ НИЗКИЕ (в них отражались общественная жизнь, история) (в них описывалась повседневная жизнь обычных людей) Трагедия Комедия Эпопея Сатира Ода Басня

Строгая иерархия жанров

ВЫСОКИЕ

НИЗКИЕ

(в них отражались общественная жизнь, история)

(в них описывалась повседневная жизнь обычных людей)

Трагедия

Комедия

Эпопея

Сатира

Ода

Басня

Рефлексия  НА УРОКЕ я узнал… я научился… мне понравилось… я затруднялся… моё настроение…

Рефлексия

НА УРОКЕ

я узнал…

я научился…

мне понравилось…

я затруднялся…

моё настроение…

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Список использованной литературы

Список использованной литературы

  • Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2014.
  • Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: 9 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Интернет-ресурсы Писатели XVIII века: http://pwpt.ru/uploads/presentation_screenshots/ecbe4ededec62100f6961f9e8c9f399d.JPG А.Д. Кантемир: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/30/Poet_Prince_Antiokh_Kantemir.jpg В.К. Тредиаковский: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/96/Trediak2.jpg/250px-Trediak2.jpg П. Корнель: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/78/638/78638372_Portrait_1.jpg Ж.-Б. Мольер: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/00/Moliere2.jpg Н. Буало: http://www.louisxiv.ru/images/bualo.jpg Д.И. Фонвизин «Недоросль» (слайд 7): http://stat20.privet.ru/lr/0c089a870adebc63cedce8ff6f65d6fb Д.И. Фонвизин «Недоросль» (слайд 7): http://fb.ru/misc/i/gallery/15074/329950.jpg Н. Буало: http://bukvanews.ru/uploads/posts/2012-11/1351774080_bualo.jpg Д.И. Фонвизин «Недоросль»: http://www.artlib.ru/objects/gallery_505/artlib_gallery-252619-b.jpg Маска: steffanovich.blogspot.com Смайлик: karpatskijobjektiv.com Рамка: fotoramky.narod.ru  Источник шаблона

Интернет-ресурсы

  • Писатели XVIII века: http://pwpt.ru/uploads/presentation_screenshots/ecbe4ededec62100f6961f9e8c9f399d.JPG
  • А.Д. Кантемир: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/30/Poet_Prince_Antiokh_Kantemir.jpg
  • В.К. Тредиаковский: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/96/Trediak2.jpg/250px-Trediak2.jpg
  • П. Корнель: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/78/638/78638372_Portrait_1.jpg
  • Ж.-Б. Мольер: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/00/Moliere2.jpg
  • Н. Буало: http://www.louisxiv.ru/images/bualo.jpg
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль» (слайд 7): http://stat20.privet.ru/lr/0c089a870adebc63cedce8ff6f65d6fb
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль» (слайд 7): http://fb.ru/misc/i/gallery/15074/329950.jpg
  • Н. Буало: http://bukvanews.ru/uploads/posts/2012-11/1351774080_bualo.jpg
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»: http://www.artlib.ru/objects/gallery_505/artlib_gallery-252619-b.jpg
  • Маска: steffanovich.blogspot.com
  • Смайлик: karpatskijobjektiv.com
  • Рамка: fotoramky.narod.ru

Источник шаблона

  • Ранько Е.А., учитель начальных классов МАОУ лицей № 21 г. Иваново. - http://elenaranko.ucoz.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Субботина Инга Кеворковна

Дата: 04.10.2014

Номер свидетельства: 116392

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства