kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индивидуальные задания на уроке литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка учителя русского языка и литературы в национальной школе требует индивидуализации обучения. Проблемно – поисковая работа - основной метод постижения литературного произведения - развивает в большей мере диалогическую речь, монолог, степень участия учащегося определяется его личностными качествами.

                 Контролируя знания учащихся, повторяя пройденное, учитель обращается к тому материалу, который необходим, как отправной пункт для решения познавательных задач данного конкретного урока.

                  Ввести дополнительный учебный материал – тем самым повысить ценность ответа для класса ( вновь привлекаемый материал интересно слушать). Для самого отвечающего опрос не просто проверка знаний, а маленькая творческая работа; на основе ранее добытых знаний решить некоторую несложную задачу.

                   Поэтому, я думаю, пригодятся карточки для индивидуальных заданий на уроке литературы. Задания эти направлены на усвоение, анализ содержания и воспроизведение текста и стимулируют работу творческого воображения и речевую деятельность  обучаемых.

                    Ученики знают, что карточка помогает при ответе, она дает ученику возможность последовательно и доказательно изложить свои мысли. Таким образом, создается та важная  «ситуация успеха», о которой говорят дидакты.

                       Карточки не единственный метод активизации полученных знаний; существует и фронтальная работа с классом, и размышления всего класса над одним вопросом, и другое.

                          Карточки составляются с учетом уровня общей подготовленности, развития ученика, его интересов. Одному ученику в карточке будут даны нужные для ответа слова, другому – подробный план ответа, третьему, свободно владеющему русским языком, - большой информативный материал, который ему предлагается использовать в ответе ; четвертый сможет использовать свои знания по искусству.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальные задания на уроке литературы »

Индивидуальные задания на уроке литературы

Подготовка учителя русского языка и литературы в национальной школе требует индивидуализации обучения. Проблемно – поисковая работа - основной метод постижения литературного произведения - развивает в большей мере диалогическую речь, монолог, степень участия учащегося определяется его личностными качествами.

Контролируя знания учащихся, повторяя пройденное, учитель обращается к тому материалу, который необходим, как отправной пункт для решения познавательных задач данного конкретного урока.

Ввести дополнительный учебный материал – тем самым повысить ценность ответа для класса ( вновь привлекаемый материал интересно слушать). Для самого отвечающего опрос не просто проверка знаний, а маленькая творческая работа; на основе ранее добытых знаний решить некоторую несложную задачу.

Поэтому, я думаю, пригодятся карточки для индивидуальных заданий на уроке литературы. Задания эти направлены на усвоение, анализ содержания и воспроизведение текста и стимулируют работу творческого воображения и речевую деятельность обучаемых.

Ученики знают, что карточка помогает при ответе, она дает ученику возможность последовательно и доказательно изложить свои мысли. Таким образом, создается та важная «ситуация успеха», о которой говорят дидакты.

Карточки не единственный метод активизации полученных знаний; существует и фронтальная работа с классом, и размышления всего класса над одним вопросом, и другое.

Карточки составляются с учетом уровня общей подготовленности, развития ученика, его интересов. Одному ученику в карточке будут даны нужные для ответа слова, другому – подробный план ответа, третьему, свободно владеющему русским языком, - большой информативный материал, который ему предлагается использовать в ответе ; четвертый сможет использовать свои знания по искусству.

При изучении лирики А. С. Пушкина можно использовать следующие карточки.

  1. Прочитайте выразительно стихотворение «Няне». Скажите, каким настроением оно проникнуто? В каких строках говорится о любви поэта к няне? Найдите относящиеся к ней эпитеты, раскройте их смысл. Найдите в словаре перевод слов д р я х л а я, г о р е в а т ь, т о с к а.



  1. Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву». Найдите в тексте строки, которые говорят о любви поэта к родине. В чем видит поэт смысл служения отчизне? Каково основное значение глагола г о р е т ь. В каком значении употреблено это слово в пушкинском тексте? ( « Пока свободою г о р и м». « Но в нас г о р и т еще желанье»)? Какой художественный прием здесь используется?



  1. Прочитайте выразительно стихотворение А. С. Пушкина « Зимний вечер». Каким настроением проникнуто стихотворение? Чем это настроение вызвано? Вспомните, где и когда написано это стихотворение, к кому оно обращено, и найдите строки, содержащие обращение. Перечитайте строки, в которых описывается буря. Назовите использованные поэтом сравнения. Как описание бури помогает понять его настроение?



  1. Прочитайте выразительно стихотворение « Узник». Как вы понимаете смысл названия. Найдите в словаре толкование слов т е м н и ц а, н е в о л я, в о л ь н ы й. Найдите строки, в которых выражен призыв к свободе. Почему узник называет орла « м о й г р у с т н ы й т о в а р и щ»? Что хотел сказать поэт, сравнивая узника с орлом? Как называется этот художественный прием?



  1. Прочитайте наизусть стихотворение А. С. Пушкина « В Сибирь». Как вы понимаете смысл выражений « дум высокое стремленье» « желанная пора»? Найдите в стихотворении другие образные выражения. Какими словами характеризует поэт жизнь декабристов в Сибири? Выделите эпитеты, объясните их смысл. Что означает слово с к о р б н ы й? Какие сочетания вы могли бы с ним составить? В каких строках выражена вера Пушкина в торжество свободы?



  1. После выразительного чтения стихотворения « Памятник» ответьте на вопросы:- Какова основная тема стихотворения? В каком значении употреблены в нем слова я з ы к и л и р а ? За что, по мнению Пушкина, будут вспоминать его потомки? Что имел в виду поэт, называя памятник нерукотворным? Найдите в словаре толкование слов в о з д в и г н у т ь, х в а л а, к л е в е т а. Подберите к ним синонимы, составьте с ними словосочетания и предложения.



При изучении повести « Капитанская дочка» можно использовать такие карточки для индивидуальной работы.

Карточка 1 Как вы понимаете смысл эпиграфа к главе « Вожатый»?

Сторонушка ль моя сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебя зашел,

Что не добрый ли да меня конь завез;

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость моло

В каком значении употреблено слово с т о р о н а?Какие еще определения можно к нему подобрать? Подберите к словам п р ы т о с т ь, х м е л и н у ш к а, к а б а ц к а я однокоренные.

Карточка 2 Побеседуйте с товарищем по таким вопросам: Куда и зачем ехал Петр Гринев со своим слугой

Савельичем? Как начался буран в степи? Чем помог дорожный Гриневу? Каким представляется вожатый из авторского описания? Какие выводы можно сделать о его характере, уме? Расскажите от 3 лица о прощании Гринева с вожатым на постоялом дворе. О каких чертах характера Гринева говорит эпизод с заячьим тулупчиком?



Карточка 3 Найдите в тексте описание бурана. Выпишите глаголы, сочетающиеся со словами в е т е р, с н е г. С помощью словаря переведите слова м е т е л ь, х л о п ь я, с у г р о б.

Выполнение индивидуальных заданий по карточкам готовит обучаемых к письменным работам творческого характера. Индивидуальные задания помогают не только обобщить и закрепить знания обучаемых, но и проверить, как они восприняли прочитанное, насколько осознанно усвоили материал. Для этого можно практиковать такие задания по тексту:

провести выборочное чтение по предложенному вопросу или плану;

найти в отрывке ключевые слова и выражения и сделать их толкование или перевод;

подобрать слова, которые можно употребить в рассказе в связи с прочитанным;

составить план отрывка, части, главы;

озаглавить части произведения;

пересказать отрывок с заменой лица;

придумать концовку, отличную от авторской.

Проблемно – поисковая беседа, как основной метод постижения литературного произведения, развивает в большей мере диалогическую речь, монологи здесь состоят из 3-4 предложений, да и степень участия ученика определяется его личностными качествами.

Одному учащемуся в карточке будут даны нужные для ответа слова, другому – подробный план ответа, третьему – большой информативный материал, который ему предлагается использовать в ответе; четвертый сможет использовать свои знания по искусству.

Примерные карточки

  1. Карточки, содержащие словарь в помощь отвечающему

Карточки такого типа содержат в себе несложный вопрос. Труд ученика сводится к умелому пересказу и комментированию текста. Например, какое воспитание и образование получил Онегин? В ответе используй цитаты. Обрати внимание на обилие французских слов в тексте. Слова для ответа: следовать традициям, поверхностный, удовлетворять требованиям ( кого? чего?)



  1. Карточки, содержащие в себе план ответа

Обычно такие карточки предлагаются в том случае, вопрос сложен. План ответа помогает , но не подсказывает, так как для ответа необходимо знание текста. Как ты думаешь, почему Татьяне понравился Онегин?

П Л А Н

Какие отношения сложились у Татьяны с окружающими ее людьми? Чем живет, чего ждет от жизни Татьяна? Чем Онегин привлек к себе внимание Татьяны? О чем размышляла Татьяна после отъезда Онегина?

Словарь: иллюзии, нарисовать в воображении, поразить воображение, жить ( в каком?) мире.

3) Прочти, что заполняло кабинет Онегина, и дай ответ по плану.

ОПИСАНИЕ КАБИНЕТА ОНЕГИНА: …Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И чувств изнеженных отрада,

Духи в граненном хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые,

И щетки тридцати родов

И для ногтей, и для зубов.

П Л А Н

Для чего предназначен обычно кабинет? Что мы ожидаем там найти? При ответе используй прилагаемую фотографию кабинета Пушкина. Что заполняло кабинет Онегина? С какой интонацией и почему произносит автор «…кабинет философа в осьмнадцать лет» ?

Словарь : предметы роскоши, безделушки.

  1. Карточки, содержащие дополнительный текст, не включенный в хрестоматию

Очень скудно в учебнике представлены стихи Некрасова о Петербурге. Учащимся предлагается самостоятельно осмыслить стихотворения « Вор», « Еду ли ночью по улице темной».

Проанализируй стихотворение Н. А. Некрасова « Вор».

П Л А Н

Как относится поэт к человеку, совершившему кражу? Какие художественные детали изображают крайнюю нужду человека? Почему поэт так обстоятельно изобразил лицо вора? Как поэт относится к тем, кто вершит правосудие?



  1. Карточки, содержащие в себе проблемный вопрос

Один из современных Пушкину критиков, Катенин, писал: « Переход от Татьяны – уездной барышни к Татьяне – знатной даме становится слишком неожиданным и необъяснимым»

Задание:

Докажи, что критик имел основание так сказать.

При ответе обрати внимание на взаимоотношения Татьяны с окружающими, с Онегиным.

Задание:

Докажи, что критик ошибся. При ответе обрати внимание на то, что Татьяна отличается от окружающих (мечты, стремления).

Ученик, готовящийся к ответу по карточке, выключается из урока, пока не дойдет его очередь. Но это с лихвой окупается тем результатом, который добывает он для себя и для класса. А ведь сколько выключенных из урока учеников имеется в каждом классе, когда мы повторяем изученное, не вводя в него ничего нового!

Подобные индивидуальные задания в сочетании с коллективной работой по тексту литературного произведения дают учащимся возможность глубже усвоить содержание прочитанного и передать его устно и письменно.

Нуртазина Гузаль Идрисовна, учитель русского языка и литературы. КГУ ООШ №115 им. Д. Бабаева. Г. Алматы








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Индивидуальные задания на уроке литературы

Автор: Нуртазина Гузаль Идрисовна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165535

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Технологическая карта урока литературы /7 класс/ "
    ["seo_title"] => string(53) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-litieratury-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "232118"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442755178"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Развитие творческих способностей на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(60) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "252869"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447481239"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Технологическая карта урока литературы в  5 классе. Тема урока: И. А. Крылов. «Свинья под Дубом». Повествование и мораль в басне."
    ["seo_title"] => string(111) "tiekhnologhichieskaiakartaurokalitieraturyv5klassietiemaurokaiakrylovsviniapoddubompoviestvovaniieimoralvbasnie"
    ["file_id"] => string(6) "257295"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448297645"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Разработка урока литературы для 5 класса «Случились два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме"
    ["seo_title"] => string(113) "razrabotka-uroka-litieratury-dlia-5-klassa-sluchilis-dva-astronoma-v-piru-nauchnyie-istiny-v-poetichieskoi-formie"
    ["file_id"] => string(6) "280917"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453449822"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Разработка урока литературы для 5 класса «Случились два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме"
    ["seo_title"] => string(115) "razrabotka-uroka-litieratury-dlia-5-klassa-sluchilis-dva-astronoma-v-piru-nauchnyie-istiny-v-poetichieskoi-formie-1"
    ["file_id"] => string(6) "280918"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453449828"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства