Подготовка учителя русского языка и литературы в национальной школе требует индивидуализации обучения. Проблемно – поисковая работа - основной метод постижения литературного произведения - развивает в большей мере диалогическую речь, монолог, степень участия учащегося определяется его личностными качествами.
Контролируя знания учащихся, повторяя пройденное, учитель обращается к тому материалу, который необходим, как отправной пункт для решения познавательных задач данного конкретного урока.
Ввести дополнительный учебный материал – тем самым повысить ценность ответа для класса ( вновь привлекаемый материал интересно слушать). Для самого отвечающего опрос не просто проверка знаний, а маленькая творческая работа; на основе ранее добытых знаний решить некоторую несложную задачу.
Поэтому, я думаю, пригодятся карточки для индивидуальных заданий на уроке литературы. Задания эти направлены на усвоение, анализ содержания и воспроизведение текста и стимулируют работу творческого воображения и речевую деятельность обучаемых.
Ученики знают, что карточка помогает при ответе, она дает ученику возможность последовательно и доказательно изложить свои мысли. Таким образом, создается та важная «ситуация успеха», о которой говорят дидакты.
Карточки не единственный метод активизации полученных знаний; существует и фронтальная работа с классом, и размышления всего класса над одним вопросом, и другое.
Карточки составляются с учетом уровня общей подготовленности, развития ученика, его интересов. Одному ученику в карточке будут даны нужные для ответа слова, другому – подробный план ответа, третьему, свободно владеющему русским языком, - большой информативный материал, который ему предлагается использовать в ответе ; четвертый сможет использовать свои знания по искусству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальные задания на уроке литературы »
Индивидуальные задания на уроке литературы
Подготовка учителя русского языка и литературы в национальной школе требует индивидуализации обучения. Проблемно – поисковая работа - основной метод постижения литературного произведения - развивает в большей мере диалогическую речь, монолог, степень участия учащегося определяется его личностными качествами.
Контролируя знания учащихся, повторяя пройденное, учитель обращается к тому материалу, который необходим, как отправной пункт для решения познавательных задач данного конкретного урока.
Ввести дополнительный учебный материал – тем самым повысить ценность ответа для класса ( вновь привлекаемый материал интересно слушать). Для самого отвечающего опрос не просто проверка знаний, а маленькая творческая работа; на основе ранее добытых знаний решить некоторую несложную задачу.
Поэтому, я думаю, пригодятся карточки для индивидуальных заданий на уроке литературы. Задания эти направлены на усвоение, анализ содержания и воспроизведение текста и стимулируют работу творческого воображения и речевую деятельность обучаемых.
Ученики знают, что карточка помогает при ответе, она дает ученику возможность последовательно и доказательно изложить свои мысли. Таким образом, создается та важная «ситуация успеха», о которой говорят дидакты.
Карточки не единственный метод активизации полученных знаний; существует и фронтальная работа с классом, и размышления всего класса над одним вопросом, и другое.
Карточки составляются с учетом уровня общей подготовленности, развития ученика, его интересов. Одному ученику в карточке будут даны нужные для ответа слова, другому – подробный план ответа, третьему, свободно владеющему русским языком, - большой информативный материал, который ему предлагается использовать в ответе ; четвертый сможет использовать свои знания по искусству.
При изучении лирики А. С. Пушкина можно использовать следующие карточки.
Прочитайте выразительно стихотворение «Няне». Скажите, каким настроением оно проникнуто? В каких строках говорится о любви поэта к няне? Найдите относящиеся к ней эпитеты, раскройте их смысл. Найдите в словаре перевод слов д р я х л а я, г о р е в а т ь, т о с к а.
Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву». Найдите в тексте строки, которые говорят о любви поэта к родине. В чем видит поэт смысл служения отчизне? Каково основное значение глагола г о р е т ь. В каком значении употреблено это слово в пушкинском тексте? ( « Пока свободою г о р и м». « Но в нас г о р и т еще желанье»)? Какой художественный прием здесь используется?
Прочитайте выразительно стихотворение А. С. Пушкина « Зимний вечер». Каким настроением проникнуто стихотворение? Чем это настроение вызвано? Вспомните, где и когда написано это стихотворение, к кому оно обращено, и найдите строки, содержащие обращение. Перечитайте строки, в которых описывается буря. Назовите использованные поэтом сравнения. Как описание бури помогает понять его настроение?
Прочитайте выразительно стихотворение « Узник». Как вы понимаете смысл названия. Найдите в словаре толкование слов т е м н и ц а, н е в о л я, в о л ь н ы й. Найдите строки, в которых выражен призыв к свободе. Почему узник называет орла « м о й г р у с т н ы й т о в а р и щ»? Что хотел сказать поэт, сравнивая узника с орлом? Как называется этот художественный прием?
Прочитайте наизусть стихотворение А. С. Пушкина « В Сибирь». Как вы понимаете смысл выражений « дум высокое стремленье» « желанная пора»? Найдите в стихотворении другие образные выражения. Какими словами характеризует поэт жизнь декабристов в Сибири? Выделите эпитеты, объясните их смысл. Что означает слово с к о р б н ы й? Какие сочетания вы могли бы с ним составить? В каких строках выражена вера Пушкина в торжество свободы?
После выразительного чтения стихотворения « Памятник» ответьте на вопросы:- Какова основная тема стихотворения? В каком значении употреблены в нем слова я з ы к и л и р а ? За что, по мнению Пушкина, будут вспоминать его потомки? Что имел в виду поэт, называя памятник нерукотворным? Найдите в словаре толкование слов в о з д в и г н у т ь, х в а л а, к л е в е т а. Подберите к ним синонимы, составьте с ними словосочетания и предложения.
При изучении повести « Капитанская дочка» можно использовать такие карточки для индивидуальной работы.
Карточка 1 Как вы понимаете смысл эпиграфа к главе « Вожатый»?
Сторонушка ль моя сторонушка,
Сторона незнакомая!
Что не сам ли я на тебя зашел,
Что не добрый ли да меня конь завез;
Завезла меня, доброго молодца,
Прытость, бодрость моло
В каком значении употреблено слово с т о р о н а?Какие еще определения можно к нему подобрать? Подберите к словам п р ы т о с т ь, х м е л и н у ш к а, к а б а ц к а я однокоренные.
Карточка 2 Побеседуйте с товарищем по таким вопросам: Куда и зачем ехал Петр Гринев со своим слугой
Савельичем? Как начался буран в степи? Чем помог дорожный Гриневу? Каким представляется вожатый из авторского описания? Какие выводы можно сделать о его характере, уме? Расскажите от 3 лица о прощании Гринева с вожатым на постоялом дворе. О каких чертах характера Гринева говорит эпизод с заячьим тулупчиком?
Карточка 3 Найдите в тексте описание бурана. Выпишите глаголы, сочетающиеся со словами в е т е р, с н е г. С помощью словаря переведите слова м е т е л ь, х л о п ь я, с у г р о б.
Выполнение индивидуальных заданий по карточкам готовит обучаемых к письменным работам творческого характера. Индивидуальные задания помогают не только обобщить и закрепить знания обучаемых, но и проверить, как они восприняли прочитанное, насколько осознанно усвоили материал. Для этого можно практиковать такие задания по тексту:
провести выборочное чтение по предложенному вопросу или плану;
найти в отрывке ключевые слова и выражения и сделать их толкование или перевод;
подобрать слова, которые можно употребить в рассказе в связи с прочитанным;
составить план отрывка, части, главы;
озаглавить части произведения;
пересказать отрывок с заменой лица;
придумать концовку, отличную от авторской.
Проблемно – поисковая беседа, как основной метод постижения литературного произведения, развивает в большей мере диалогическую речь, монологи здесь состоят из 3-4 предложений, да и степень участия ученика определяется его личностными качествами.
Одному учащемуся в карточке будут даны нужные для ответа слова, другому – подробный план ответа, третьему – большой информативный материал, который ему предлагается использовать в ответе; четвертый сможет использовать свои знания по искусству.
Примерные карточки
Карточки, содержащие словарь в помощь отвечающему
Карточки такого типа содержат в себе несложный вопрос. Труд ученика сводится к умелому пересказу и комментированию текста. Например, какое воспитание и образование получил Онегин? В ответе используй цитаты. Обрати внимание на обилие французских слов в тексте. Слова для ответа: следовать традициям, поверхностный, удовлетворять требованиям ( кого? чего?)
Карточки, содержащие в себе план ответа
Обычно такие карточки предлагаются в том случае, вопрос сложен. План ответа помогает , но не подсказывает, так как для ответа необходимо знание текста. Как ты думаешь, почему Татьяне понравился Онегин?
П Л А Н
Какие отношения сложились у Татьяны с окружающими ее людьми? Чем живет, чего ждет от жизни Татьяна? Чем Онегин привлек к себе внимание Татьяны? О чем размышляла Татьяна после отъезда Онегина?
Словарь: иллюзии, нарисовать в воображении, поразить воображение, жить ( в каком?) мире.
3) Прочти, что заполняло кабинет Онегина, и дай ответ по плану.
ОПИСАНИЕ КАБИНЕТА ОНЕГИНА: …Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И чувств изнеженных отрада,
Духи в граненном хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые,
И щетки тридцати родов
И для ногтей, и для зубов.
П Л А Н
Для чего предназначен обычно кабинет? Что мы ожидаем там найти? При ответе используй прилагаемую фотографию кабинета Пушкина. Что заполняло кабинет Онегина? С какой интонацией и почему произносит автор «…кабинет философа в осьмнадцать лет» ?
Словарь : предметы роскоши, безделушки.
Карточки, содержащие дополнительный текст, не включенный в хрестоматию
Очень скудно в учебнике представлены стихи Некрасова о Петербурге. Учащимся предлагается самостоятельно осмыслить стихотворения « Вор», « Еду ли ночью по улице темной».
Проанализируй стихотворение Н. А. Некрасова « Вор».
П Л А Н
Как относится поэт к человеку, совершившему кражу? Какие художественные детали изображают крайнюю нужду человека? Почему поэт так обстоятельно изобразил лицо вора? Как поэт относится к тем, кто вершит правосудие?
Карточки, содержащие в себе проблемный вопрос
Один из современных Пушкину критиков, Катенин, писал: « Переход от Татьяны – уездной барышни к Татьяне – знатной даме становится слишком неожиданным и необъяснимым»
Задание:
Докажи, что критик имел основание так сказать.
При ответе обрати внимание на взаимоотношения Татьяны с окружающими, с Онегиным.
Задание:
Докажи, что критик ошибся. При ответе обрати внимание на то, что Татьяна отличается от окружающих (мечты, стремления).
Ученик, готовящийся к ответу по карточке, выключается из урока, пока не дойдет его очередь. Но это с лихвой окупается тем результатом, который добывает он для себя и для класса. А ведь сколько выключенных из урока учеников имеется в каждом классе, когда мы повторяем изученное, не вводя в него ничего нового!
Подобные индивидуальные задания в сочетании с коллективной работой по тексту литературного произведения дают учащимся возможность глубже усвоить содержание прочитанного и передать его устно и письменно.
Нуртазина Гузаль Идрисовна, учитель русского языка и литературы. КГУ ООШ №115 им. Д. Бабаева. Г. Алматы