Учитель: Котова Татьяна Васильевна (МАОУ№5 «Гимназия», г. Мегион)
Предмет: литература
Класс: 7
Тип урока: изучение новой темы
Технологическая карта урока литературы: "Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова"(7-й класс)
Тема
«Люблю отчизну я…». Тема родины в творчестве М. Ю. Лермонтова (стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина»)
Цели
Образовательные: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и парной работе.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: научить правильно, выразительно читать лирическое произведение
- Регулятивные УУД: уметь объективно оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, сравнивать и обобщать, делать выводы, высказывать и отстаивать свою точку зрения
- Коммуникативные УУД: уметь работать в парах, в группе, самостоятельно планировать свою работу
- Познавательные УУД: развивать умения анализировать лирическое произведение, соотносить изучаемое произведение с творчеством писателя.
Планируемый результат
Предметные:
Знать литературоведческие термины(лирический герой, метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, пафос и др.), примерный план анализа стихотворения
Уметь анализировать лирическое произведение
Личностные: красиво, выразительно читать лирическое произведение
Метапредметные: словесное рисование «Моямалая родина»
Основные понятия
Родина, отчизна, отрада, эпитет, олицетворение, метафора, образ лирического героя, тема, идея, пафос
Межпредметные связи
Изобразительное искусство, русский язык
Ресурсы
Основные: Меркин Г.С. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-хчастях. - М.: «Русское слово», 2013.
Дополнительные: Репродукция картины И.И.Шишкина «Рожь» и И.И.Левитана «Золотая осень»
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная, парная, групповая
Технологическая карта изучения темы:«Люблю отчизну я…». Тема родины в творчестве М. Ю. Лермонтова (стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина»)
Ф – фронтальная.
И – индивидуальная.
П – парная.
Г– групповая.
К – коллективная.
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
познавательные
коммуникативные
регулятивные
Учебные действия
Планируемые результаты
Учебные действия
Планируемые результаты
Учебные действия
Планируемые результаты
Организационный этап
1мин
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Создает эмоциональный настрой на урок.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебнойдеятельности обучающихся.
3 мин
Выдвигает проблему. Предлагает ученикам высказать свое мнение по поводу названия урокаПодводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока через задание-разминку.
Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации.
Знать, что значит родина для каждого человека, для поэта
Обучающиеся комментируют смысл слов “Родина”, «любовь», объясняют причины такого названия. Высказывают предположения, о чем может на уроке пойти речь.
Целеполагание, планирование учебной деятельности.
Высказывают свое мнение по поводу названия урока
Умение оформлять свои мысли в устной форме.
Актуализация знаний.
2мин
Учитель предлагает вспомнить все изученные литературоведческие термины
Организует фронтальный опрос по угаданным в процессе разминки словам.
Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.
Знать литературоведческие термины(тема, идея, худ. изобразительные средства)
Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках
Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Обобщение и систематизация знаний.
5мин
Проводит по рядам устную пятиминутку, предлагая определить вопросы, которые нужно решить на данном уроке
Целеполагание: составляют план работы на уроке
.
Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение.
Применение знаний и умений в новой ситуации.
22мин
Организует работу по анализу композиции стих., выявлению изобразительных средств, сравнению и обобщению
(П)Выявление изобразительных средств, определить их роль в стих
Знать литературоведческие термины(тема, идея, худ. изобразительные средства)
Выразительно читают стих., соблюдая интонацию; сравнивают словосочетания по структуре; называют ключевые слова, аргументируют.
Умения выразительно читать лирические произведения
Анализируют и оценивают свою работу.
Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; внимательное чтение.
Организует индивидуальную работу ученикову доски.
(И)Составляет план анализа стих., записывает его на доске
Анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассника у доски.
Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; внимательное чтение.
Организует работу художников
(Г)На выданном листе бумаги рисуют образ Родины, изображённый Лермонтовым в стих
Умение структурировать знания, работать в команде.
Организует работу лингвистов
(П)Определяют типы предложений в стих, роль противительного союза «Но» В тетрадяхзаписывают выводы
Умение структурировать знания, работать в паре.
Определяют композицию стихотворения, формулируют вопросы, выявляют непонятные слова.
Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.
Анализируют и оценивают работу одноклассников.
Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; внимательное чтение.
Вызывает 2-х учащихся к доске с целью определитьстихотворный размер, рифму.
(И)Определяют стих.р-р, рифму стих.
Умение определить стих.р-р, рифму, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.
Анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассника у доски.
Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; внимательное чтение.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
3 мин
Организует работу по исправлению ошибок, если они были.
Комментируют ошибки.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование.
Смысловое выразительное чтение; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
Умение оценивать действия одноклассников.
Анализируют и оценивают свою работу, делают выводы.
Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; внимательное чтение.
Рефлексия учебной деятельности.
3 мин
Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Оценивает работу на уроке.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили, узнали на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Поднимают руку.
Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование.
Умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности.
Умение выражать свои мысли.
Домашнее задание (записано на доске).
1 мин
Комментирует ДЗ.
Записывают ДЗ в дневниках.
Возможные риски:
а) нехватка времени на выполнение всех заданий;б) однотипность ответов или вариантов выполнения заданий.
Способы решения проблем:
а) решение проблемных вопросов на последующих уроках; б) совместное решение нестандартных ситуаций и аргументированность путей решения.