kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: "Философия информации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследования показывают, что в XXI веке мир стремительно изменяется. При этом наиболее радикальные и крупномасштабные перемены происходят в информационной сфере общества. Эти перемены представляют собой не просто очередной этап развития научно-технической революции, а имеют глобальный цивилизационный характер. Прогнозируется, что уже к середине XXI века на нашей планете будет сформирован принципиально новый вид цивилизации – информационная цивилизация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Философия информации"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов №30 г. Пятигорска








Статья

На тему: Философия информации.






Преподаватель:

преподаватель русского языка и литературы Балаян Людмила Петровна








Пятигорск

2016 год



Я не боюсь компьютеров.

Я боюсь их отсутствия.

Айзек Азимов


Исследования показывают, что в XXI веке мир стремительно изменяется. При этом наиболее радикальные и крупномасштабные перемены происходят в информационной сфере общества. Эти перемены представляют собой не просто очередной этап развития научно-технической революции, а имеют глобальный цивилизационный характер. Прогнозируется, что уже к середине XXI века на нашей планете будет сформирован принципиально новый вид цивилизации – информационная цивилизация.

Отношение к процессу познания меняется по ходу развития человеческого общества, повышения его технологического уровня. Информация, будучи объектом познания, меняется вместе с представлениями о реальности, будучи объектом практической деятельности человека. Каждое следующее поколение людей, изучая историю своего общества, обнаруживает, что оно живет в другой информационной реальности по сравнению с той, в которой жили их предшественники. Поскольку проводить исследования и познавать мир, не договорившись, не раскрыв сущности одного из ключевых терминов этого процесса - информации - затруднительно, необходимо решить проблему наиболее полного определения информации.

Договорившись о значении этого понятия, можно избежать неверных, и от этого бесполезных, а иногда и опасных, выводов в различных областях наук, хотя понимание сущности информации в широком смысле может пойти вразрез или существенно отличаться от частных его значений, принятых в конкретных областях деятельности человека.

В последние годы это направление широко обсуждается в научном сообществе, а лидируют здесь российские и китайские ученые.

Первые исследования были начаты в России ещё в середине 60-х годов прошлого века, а их результатом стало формирование российской научной школы философии информации.

Информация (лат. informatio - ознакомление, разъяснение) - понятие, имеющее большую историю использования.

Понятие информации является общим для всех частных наук, а информационный подход, включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств, - общенаучным средством исследования.

Истоки представлений об информации уходят в глубь веков. Издавна слово «информация» связывалось с процессами человеческого общения, передачи сведений, сообщений. Такое положение сохранялось вплоть до 20-х годов ХХ века, когда появились публикации, которые можно считать первыми шагами создании общей теории информации.

Возникновение и дальнейшее бурное развитие теории информации было вызвано в первую очередь практическими потребностями передачи сообщений, ростом ведущих отраслей промышленности связи. Изучение закономерностей передачи сообщений по техническим каналам связи и главным образом сообщений, обслуживающих массовые коммуникации (радио, телефон и др.), привело к появлению статистико-вероятностных методов определения количества передаваемой информации.

В 1948 году Э. Шеннон, Р.А. Фишер и Н. Винер независимо друг от друга предложили статистическое определение количества информации, основанное на теории вероятностей. В основополагающей статье К.Э. Шеннона «Математическая теория связи» содержались важнейшие идеи, принципы и теоремы этой теории.

В это же время вышла в свет книга Н. Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине», центральное место которой также составляют идеи теории информации. В этих и последующих работах основное внимание уделялось изучению количественного аспекта информации, т.е. прежде всего математической теории информации, что сыграло существенную роль в выяснении природы информации. Результаты этих и многих других исследований предопределили успехи в развитии различных мировоззренческих и философских интерпретаций понятия информации.

Информация является одним из ключевых терминов общественной и научной коммуникации.

Применение термина «информация» требует четкого определения в рамках области, в которой оно используется. Исследование сущности информации на философском уровне позволяет устранить недостатки и противоречия, вводимые частными науками, которые сужают смысловой спектр и рассматривают это понятие лишь с одного или нескольких ракурсов.

Какие же факторы содействуют сегодня повышению интереса ученых к философии информации, к этому, казалось бы, далекому от практических приложений научному направлению? Отвечая на этот вопрос, укажем лишь на некоторые из них, которые представляются наиболее важными.

В первую очередь здесь нужно отметить актуальную проблему формирования современного научного мировоззрения, в котором информационные аспекты становятся все более важными благодаря стремительному развитию информационной среды обитания и деятельности человека.

Вторым фактором является междисциплинарное значение информационной науки, концепции и методы которой всё более широко используются в самых разных направлениях научных исследований природы, общества, самого человека.

Исследования ученых показали, что информационный подход является фундаментальным методом научного познания. Поэтому в последние годы он занимает все более важное место в методологии науки и активно используется как для изучения физических систем неживой природы, так и для познания деятельности головного мозга человека, сознания и мышления.

Можно утверждать, что в ближайшем будущем влияние перечисленных выше факторов на развитие методологии научных исследований будет нарастать. Это и делает развитие философии информации и основанного на её достижениях научного мировоззрения исключительно актуальной и стратегически важной проблемой дальнейшего развития современной науки.

В заключение следует сказать, что количество нерешенных задач в области информационной проблематики гораздо больше, чем полученных ответов. И даже насчет последних порой ведутся ожесточенные споры среди приверженцев тех или иных теорий, методологий и подходов.

Таким образом, исследования в области философии информации расширяют наши представления о структуре реальности окружающего нас мира и поэтому являются необходимыми для формирования современного научного мировоззрения, а также для развития самой философской науки.

















Список использованной литературы


1.Колмаков В.Ю. Информация, информационность, виртуальность. / В.Ю. Колмаков. - Изд-во СибГТУ, Красноярск, 2004. - 223 с.

2.Столяров, Ю.Н. Онтологический и метонимический смыслы понятия информация [Электронный ресурс]. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2001/tom/sec4/ Doc3.html (дата обращения 04.04.2011).

3.Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. / А.В. Соколов - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. - 461 с.

4.Информатика - новое название теории научной информации / Научно-техническая информация. - № 12. - 1966. - С. 35-39.

5.Колин К.К. Теоретические проблемы информатики. - Том 1. Актуальные философские проблемы информатики: Учебное пособие / Под общей редакцией К.И. Курбакова. - М.: ИНФ, 2009. - 222 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Статья на тему: "Философия информации"

Автор: Балаян Людмила Петровна

Дата: 14.11.2015

Номер свидетельства: 252835

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Статья по теме:Формирование самостоятельной деятельности учащихся в рамках технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-po-tiemie-formirovaniie-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-v-ramkakh-tiekhnologhii-chtieniie-i-pis-mo-dlia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "149833"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420321347"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Статья "Технология личностно-ориентированного образовательного процесса" "
    ["seo_title"] => string(82) "stat-ia-tiekhnologhiia-lichnostno-oriientirovannogho-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "124496"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414698617"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Классный час по теме " Здоровье- привилегия мудрых" "
    ["seo_title"] => string(55) "klassnyi-chas-po-tiemie-zdorov-ie-privilieghiia-mudrykh"
    ["file_id"] => string(6) "142260"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418239646"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок по теме: Об уравнениях, счастье, треугольнике и математическом городе"
    ["seo_title"] => string(73) "urok_po_teme_ob_uravneniiakh_schaste_treugolnike_i_matematicheskom_gorode"
    ["file_id"] => string(6) "597193"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641804338"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "презентация на тему: "Системы счисления" "
    ["seo_title"] => string(46) "priezientatsiia-na-tiemu-sistiemy-schislieniia"
    ["file_id"] => string(6) "112486"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408691928"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства