Исследования показывают, что в XXI веке мир стремительно изменяется. При этом наиболее радикальные и крупномасштабные перемены происходят в информационной сфере общества. Эти перемены представляют собой не просто очередной этап развития научно-технической революции, а имеют глобальный цивилизационный характер. Прогнозируется, что уже к середине XXI века на нашей планете будет сформирован принципиально новый вид цивилизации – информационная цивилизация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Философия информации"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов №30 г. Пятигорска
Статья
На тему: Философия информации.
Преподаватель:
преподаватель русского языка и литературы Балаян Людмила Петровна
Пятигорск
2016 год
Я не боюсь компьютеров.
Я боюсь их отсутствия.
Айзек Азимов
Исследования показывают, что в XXI веке мир стремительно изменяется. При этом наиболее радикальные и крупномасштабные перемены происходят в информационной сфере общества. Эти перемены представляют собой не просто очередной этап развития научно-технической революции, а имеют глобальный цивилизационный характер. Прогнозируется, что уже к середине XXI века на нашей планете будет сформирован принципиально новый вид цивилизации – информационная цивилизация.
Отношение к процессу познания меняется по ходу развития человеческого общества, повышения его технологического уровня. Информация, будучи объектом познания, меняется вместе с представлениями о реальности, будучи объектом практической деятельности человека. Каждое следующее поколение людей, изучая историю своего общества, обнаруживает, что оно живет в другой информационной реальности по сравнению с той, в которой жили их предшественники. Поскольку проводить исследования и познавать мир, не договорившись, не раскрыв сущности одного из ключевых терминов этого процесса - информации - затруднительно, необходимо решить проблему наиболее полного определения информации.
Договорившись о значении этого понятия, можно избежать неверных, и от этого бесполезных, а иногда и опасных, выводов в различных областях наук, хотя понимание сущности информации в широком смысле может пойти вразрез или существенно отличаться от частных его значений, принятых в конкретных областях деятельности человека.
В последние годы это направление широко обсуждается в научном сообществе, а лидируют здесь российские и китайские ученые.
Первые исследования были начаты в России ещё в середине 60-х годов прошлого века, а их результатом стало формирование российской научной школы философии информации.
Информация (лат. informatio - ознакомление, разъяснение) - понятие, имеющее большую историю использования.
Понятие информации является общим для всех частных наук, а информационный подход, включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств, - общенаучным средством исследования.
Истоки представлений об информации уходят в глубь веков. Издавна слово «информация» связывалось с процессами человеческого общения, передачи сведений, сообщений. Такое положение сохранялось вплоть до 20-х годов ХХ века, когда появились публикации, которые можно считать первыми шагами создании общей теории информации.
Возникновение и дальнейшее бурное развитие теории информации было вызвано в первую очередь практическими потребностями передачи сообщений, ростом ведущих отраслей промышленности связи. Изучение закономерностей передачи сообщений по техническим каналам связи и главным образом сообщений, обслуживающих массовые коммуникации (радио, телефон и др.), привело к появлению статистико-вероятностных методов определения количества передаваемой информации.
В 1948 году Э. Шеннон, Р.А. Фишер и Н. Винер независимо друг от друга предложили статистическое определение количества информации, основанное на теории вероятностей. В основополагающей статье К.Э. Шеннона «Математическая теория связи» содержались важнейшие идеи, принципы и теоремы этой теории.
В это же время вышла в свет книга Н. Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине», центральное место которой также составляют идеи теории информации. В этих и последующих работах основное внимание уделялось изучению количественного аспекта информации, т.е. прежде всего математической теории информации, что сыграло существенную роль в выяснении природы информации. Результаты этих и многих других исследований предопределили успехи в развитии различных мировоззренческих и философских интерпретаций понятия информации.
Информация является одним из ключевых терминов общественной и научной коммуникации.
Применение термина «информация» требует четкого определения в рамках области, в которой оно используется. Исследование сущности информации на философском уровне позволяет устранить недостатки и противоречия, вводимые частными науками, которые сужают смысловой спектр и рассматривают это понятие лишь с одного или нескольких ракурсов.
Какие же факторы содействуют сегодня повышению интереса ученых к философии информации, к этому, казалось бы, далекому от практических приложений научному направлению? Отвечая на этот вопрос, укажем лишь на некоторые из них, которые представляются наиболее важными.
В первую очередь здесь нужно отметить актуальную проблему формирования современного научного мировоззрения, в котором информационные аспекты становятся все более важными благодаря стремительному развитию информационной среды обитания и деятельности человека.
Вторым фактором является междисциплинарное значение информационной науки, концепции и методы которой всё более широко используются в самых разных направлениях научных исследований природы, общества, самого человека.
Исследования ученых показали, что информационный подход является фундаментальным методом научного познания. Поэтому в последние годы он занимает все более важное место в методологии науки и активно используется как для изучения физических систем неживой природы, так и для познания деятельности головного мозга человека, сознания и мышления.
Можно утверждать, что в ближайшем будущем влияние перечисленных выше факторов на развитие методологии научных исследований будет нарастать. Это и делает развитие философии информации и основанного на её достижениях научного мировоззрения исключительно актуальной и стратегически важной проблемой дальнейшего развития современной науки.
В заключение следует сказать, что количество нерешенных задач в области информационной проблематики гораздо больше, чем полученных ответов. И даже насчет последних порой ведутся ожесточенные споры среди приверженцев тех или иных теорий, методологий и подходов.
Таким образом, исследования в области философии информации расширяют наши представления о структуре реальности окружающего нас мира и поэтому являются необходимыми для формирования современного научного мировоззрения, а также для развития самой философской науки.
2.Столяров, Ю.Н. Онтологический и метонимический смыслы понятия информация [Электронный ресурс]. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2001/tom/sec4/ Doc3.html (дата обращения 04.04.2011).
3.Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. / А.В. Соколов - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. - 461 с.
4.Информатика - новое название теории научной информации / Научно-техническая информация. - № 12. - 1966. - С. 35-39.
5.Колин К.К. Теоретические проблемы информатики. - Том 1. Актуальные философские проблемы информатики: Учебное пособие / Под общей редакцией К.И. Курбакова. - М.: ИНФ, 2009. - 222 с.