Классный час ,посвященный здоровому образу жизни. Медики утверждают , что состояние здоровья современных подростков неуклонно ухудшается. И в то же время результаты социологических исследований показывают, что большинство подростков ставят здоровье в число важнейших жизненных ценностей. В предполагаемом сценарии проблема ЗОЖ рассматривается сквозь призму философии.
Цели:
Расширить представление детей о здоровом образе жизни; формировать позитивную оценку активного , здорового образа жизни, критическое отношение к вредным привычкам; побуждать к самопознанию , саморазвитию, к искоренению вредных привычек.
Форма проведения : час общения.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация , ксерокопии материалов для дискуссии.
План :
-
Вступительная беседа.
-
Работа с понятиями.
А) Ум и мудрость.
Б) Что значит быть здоровым?
В) Здоровый образ жизни.
3. Информационный блок « Хирург из Книги рекордов Гиннеса».
4. Интерактивная беседа.
5. Работа с « Памяткой российскому долгожителю».
6. Дискуссия по теме « Культурная» пьянка или полная трезвость?»
7. Заключительная беседа.
8. Подведение итогов ( рефлексия)
Ход классного часа
-
Вступительное слово
Классный руководитель. Прочитайте тему классного часа . Здоровье и мудрость- можно ли связать эти понятия? Виноват ли человек в своих болезных? И если да , то в каких?
Примерные ответы:
-нельзя винить человека во врожденных болезнях;
-можно винить в простудных заболеваниях , в кишечных инфекциях, в травмах по неосторожности
Классный руководитель. Считаете ли вы себя мудрыми?
-
Работа с понятиями
А) ум и мудрость
Классный руководитель. Прежде чем о чем-то говорить, нужно определиться с понятиями. Ключевые понятия сегодня : « мудрость», « здоровье», « здоровый образ жизни».Что же такое мудрость?
(учитель задает вопросы, дети высказываются)
Какая общая противоположность есть у мудрости и ума? ( глупость)
Что такое глупость?
Может ли умный не быть мудрым , а мудрый не быть умным?
Как можно понять выражение : « Мудрость –это поиск лучших мнений в отсутствии точных знаний»?
В словаре С.И. Ожигова « мудрость» определяется как « глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» Можно сказать, что это достаточно полное определение?
Б) Что значит быть здоровым?
Классный руководитель. Напоминаю , что , по определению Всемирной организации здравоохранения, « здоровье-это состояние физического , духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Итак, существует физическое, психическое и нравственное здоровье . Предлагаю раскрыть смысл каждого их этих понятий ( по группам) и объяснить , в чем этот вид здоровья проявляется.
( в течение 3 мин дети обдумываю ответы )
Слушаем ваши объяснения.
Примерные ответы:
Первая группа : физическое здоровье –это естественное состояние организма , стабильная работа всех органов , хороший иммунитет; проявляется в отсутствии болезней , травм.
Вторая группа: психическое здоровье – зависит от состояния головного мозга, от развития мышления, памяти, внимания, от степени развития волевых качеств; проявляется в эмоциональной устойчивости, умении владеть собой.
Третья группа : нравственное здоровье- зависит от нравственных принципов человека, от их соответствия норма морали ; проявляется в сознательном отношении к труду, в культурном поведении, в активном неприятии пороков.
Классный руководитель. Может ли физически и психически здоровый человек быть нравственным , моральным уродом? В каких случаях это бывает? ( Если он пренебрегает нормами морали)
В) Здоровый образ жизни
Классный руководитель. А вот еще одно определение здорового образа жизни. Здоровый образ жизни- это образ жизни, который позволяет до глубокой старости сохранять физическое , психическое и нравственное здоровье. Я буду читать вам составляющие ЗОЖ , попробуйте определить, к какому виду здоровья они относятся.
- оптимальный режим труда и отдыха ( ф,п);
- правильное питание (ф);
- достаточная двигательная активность (ф,п);
-личная гигиена, закаливание (ф.п);
-искоренение вредных привычек (ф,п,н);
-любовь к людям, позитивное восприятие жизни (п,н)
-
Информационный блок « Хирург из книги рекордов Гиннеса»
Классный руководитель. Есть болезни , которыми модно заразиться. Но , оказывается , заразить может и положительный пример. Человек, сохранивший здоровье и долголетие , может стать образцом для подражания, примером мудрого отношения к своему здоровью. Рассказ о таком человеке подготовили ( ФИ учеников).
Ведущий 1.Наш герой –доказательство истины , что здоровье –привилегия мудрых. Представление о долгожителях у нас связано с Кавказом или Тибетом –там можно встретить столетних богатырей. А у нас , в России мужчины в среднем живут до 60 ,женщины до 77 лет. Поэтому герой нашего рассказа –человек уникальный . Можно сказать, единственный в мире. Его имя было занесено в Книгу рекордов Гиннеса Это легенда отечественной хирургии академик Федор Григорьевич Углов. В начале 21 века он был самым пожилым оперирующим хирургом мира.
Скончался он в июне 2008г, в возрасте 1-3 лет. Но до последнего он продолжал работать, поражая всех ясностью ума и прекрасной физической формой. Углов- профессор медицинских наук, председатель Союза борьбы за народную трезвость, член Союза писателей России,автор многих книг.
Ведущий 2 Стать хирургом он решил еще в юности. Большое влияние на него оказала мать, простая русская женщина. Она научила его терпению и доброму отношению к людям. Эти заповеди помогли Федору в его врачебной практике. Он выезжал на самые разные операции и днем и ночью, и в выходные. Тогда он взял себе за правило – ни капли спиртного , ведь непростительная слабость хирурга может стоить жизни больному.
Ведущий 1 Постепенно приходил опыт и знания , росло мастерство молодого хирурга. Это человек первым начал делать такие операции , на которые не решались другие . Это универсальный хирург. Он оперировал раненых в годы ВОВ , спасал жизни в блокадном Ленинграде.
Ведущий 2 Но в Книгу рекордов Гиннеса Углов попал по другой причине. Он был единственным в мире практикующим хирургом старше 90 лет. До 97 лет он проводил сложные операции! Вот что он говорил о секретах своего долголетия. « Я поставил себе цель и всю жизнь к ней стремился, это мне и помогло. Я и сейчас постоянно работаю, ложусь спать в половине двенадцатого ночи, встаю в половине восьмого. Днем никогда не сплю. От обеденного стола сразу же перехожу к рабочему. И, конечно же, веду здоровый образ жизни. Не пью, не курю. Обливаюсь холодной водой прями на снегу. Двадцать лет таких процедур , и я напрочь забыл дорогу в аптеку. Чтоб сохранить бодрость, не обойтись и без спорта . сейчас , когда есть свободное время , люблю гулять пешком по лесу – общение с природой помогает восстановить силы. Я и сейчас с удовольствием делаю домашнюю работу- колю дрова, убираю снег. Но главное –делать людям добро. Этому меня учила мама»
-
Интерактивная беседа
Классный руководитель. Биография этого человека поучительна. Это и правильный выбор своего пути, и целеустремленность, и любовь к своему делу. Легко ли ему подражать?
Примерные ответы:
-он жил во времена , когда государство предоставляло все возможности для самореализации;
- подражать ему трудно, потому что нужно много работать над собой, не прощать своих слабостей;
-для этого нужно лучшие годы жизни посвятить учебе, работе – а ради чего ? Чтобы попасть в книгу рекордов Гиннеса?
- и т.д.
-
Работа с « Памяткой российскому долгожителю»
Классный руководитель . Из всех своих рекомендаций Федор Углов составил « Памятку» . некоторые правила , казалось бы , не имеют отношения к здоровью и нуждаются в разъяснении. Однако этих разъяснений академик не дал, предоставляя нам самим делать выводы. Постараемся объяснить , как выполнение каждого их этих правил скажется на улучшении нашего здоровья и о каком именно здоровье идет речь?
( Учитель читает правило, желающие высказываются)
-
Люби Родину. И защищай ее. Безродные долго не живут.
-
Люби работу . И физическое тоже.
-
Умей владеть собой. Не падай духом ни при каких обстоятельствах.
-
Никогда не пей и не кури, иначе бесполезны будут все остальные рекомендации.
-
Люби семью .Умей отвечать за нее
-
Сохрани свой нормальный вес, чего бы тебе это ни стоило. Не переедай.
-
Будь осторожен на дороге. Сегодня это одно из самых опасных мест
-
Не бойся вовремя пойти к врачу.
-
Избавь своих детей от разрушающей здоровье музыки
-
Режим труда и отдыха заложен в самой основе работы твоего тела. Люби свое тело, щади его.
-
Индивидуальное бессмертие недостижимо, но продолжительность твоей жизни во многом зависит от тебя самого.
-
Делай добро. Зло, к сожалению, само получится.
-
Дискуссия по теме « Культурная пьянка» или полная трезвость?»
Классный руководитель. Углов сделал за свою долгую жизнь множество операций, СПС тысячи человеческих жизней. Но еще больше людей он спас без скальпеля- он помог им избавиться от алкогольной , наркотической и табачной зависимости. Книги профессора Углова были особенно убедительны –ведь он, как хирург, своими глазами видел разрушительную работу алкоголя, табака и наркотиков. Доктор выступал против воспитания « культуры пития», он боролся за полный отказ от алкоголя и курения –за трезвый образ жизни. Предлагаю обсудить этот вопрос: какой путь кажется вам более оптимальным для нашей страны ? ( дети высказываются)
Примерные аргументы сторон:
Абсолютная трезвость
« Культурное» питие
Алкоголь-наркотик, сильнодействующий яд
Алкоголь- пищевой продукт
« Культурное « питие- самый страшный враг. Все, кто употребляет алкоголь сокращают себе жизнь на 15-20 лет
Вокруг много людей , которые всю жизнь употребляют спиртное и доживают до преклонных лет
Даже малые дозы алкоголя остаются в организме до 20 дней, особенно страдают высшие сферы психики.
Небольшие дозы алкоголя стимулируют творческий процесс , снимают стресс
Мозг человека не имеет биологической защиты от алкоголя: насытившись , человек не будет есть еще. А пьяный может и на ногах не стоять , но тянуться к рюмке…
Культурный человек знает меру и может остановиться.
Классный руководитель. Наша дискуссия подошла к концу, сторонникам абсолютной трезвости было трудно отстаивать свою точку зрения – ведь выпивка уже прочно вошла в нашу жизнь, и уже 13-летние не могут обходиться без бутылки пива. Может быть, дополнительным аргументом в защиту трезвости станет вот эта информация из газеты
« всемирная организация здравоохранения установила , что 8 л чистого спирта на душу населения- это предельный рубеж алкоголизации страны. За ним начинаются тяжелые последствия_ болезни, инвалидизация, рождение ущербных детей, потери в экономике, культуре и т.д.
Можно сказать, что Россия этот рубеж уже перешагнула . И мы наблюдаем результаты. В стране миллионы зарегистрированных алкоголиков. Ширится детский алкоголизм.
В последнее время с алкоголем связаны:
-72% убийств;
-42 % самоубийств;
-52% смертей от травм, аварий и т.д.;
-67 % смертей от цирроза печени;
-23 % смертей от сердечно- сосудистых заболеваний.
От алкоголя умирают 500-750 тысяч человек в год. Алкоголь- это и аварии, и порча оборудования, и психозы, и отравления, это болезни , инвалидности, безнадзорные дети и множество других страшных явления.»
-
Заключительная беседа.
Классный руководитель. Здоровье –привилегия мудрости. Чтобы сохранить здоровье , нужно проявить мудрость. Как это сделать?
Примерные ответы:
-найти цель, обрести смысл жизни;
-отказаться от излишеств;
-избегать того , что может навредить;
-соблюдать меру во всем;
-сначала думать , а потом делать.
Классный руководитель. Философы говорят, что ум дается человеку от природы, разум дается обучение, мудрость приобретается самосознанием и самовоспитанием. Вот и получается, что здоровье- это непрестанная работа над собой, воспитание себя. И опыт Ф.Г. Углова это наглядно подтверждает.
-
Подведение итогов ( рефлексия)
Классный руководитель . Что в сегодняшнем разговоре показалось вам интересным и полезным ? С чем вы не согласны?