kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья по теме:Формирование самостоятельной деятельности учащихся в рамках технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по теме: Формирование самостоятельной деятельности учащихся в рамках технологии "Чтение и письмо для развития критичекского мышления" выделяет основные направляющие этой технологии и описывает мою практическую деятельность на уроках математики в рамках этой технологии.

Живя в современном мире, не перестаёшь удивляться, как быстро развивается научно технический прогресс, сколько появляется нового, интересного и необходимого.

Современное образование тоже претерпевает ряд изменений, изменяется представление о целях образования, изменяются и методы преподавания. Учимся мы, учатся наши ученики, но вот парадокс: преподавая математику в последние годы, я заметила, что учащихся устраивает формула «учитель - источник знаний», «мне достаточно того, что расскажет учитель». Но, зная из опыта, что самостоятельно добытые знания самые прочные и возник вопрос: что делать?

Тогда я попыталась выделить основные аспекты обучения математике:

-        цель математического обучения состоит в том, чтобы помочь всем учащимся развить свои математические способности;

- то, что изучают учащиеся самым фундаментальным образом связано с тем, как они это изучают;

-        все учащиеся способны думать математически;

-        преподавание - это сложный и практический процесс и его поэтому, нельзя свести к элементарным рецептам.

-        соединение математического мышления с математическими понятиями и

навыками;

-        пробуждение в учащихся любознательности;

-        приглашение учащихся к размышлению и реализации собственных желаний;

-        развитие математических навыков в контексте решения математических задач.

На мой взгляд, эти аспекты наиболее осуществимы при использовании одной из современных педагогических технологий

«Чтение и письмо для развития критического мышления» (далее ЧПКМ).

Технология использует определённые приёмы для организации самостоятельной деятельности учащихся, сам урок состоит из трёх стадий

1.      Вызов (цель: актуализация имеющихся знаний и мотивация учащихся.)

2.      Осмысление (цель: получение и осмысление новой информации, соотнесение её с имеющимися знаниями)

3.      Рефлексия (цель: выработка собственного отношения к изучаемому материалу, присвоение полученной информации)

На первых порах, словосочетание «Критическое мышление» вызывало вопросы. Чем критическое мышление отличается от обычного мышления? В ответ на этот вопрос приведу выдержку из статьи Дэвида Клустера «Что такое критическое мышление?»

«...1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное, каждый формулирует свои цели, оценки, убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя.

2.      Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создаёт мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

3.      Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать.

4.      Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.

5.      Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими...»

Но всё выше перечисленное - это теория, а как это реализовать на практике?

Ведя уроки в рамках технологии ЧПКМ, я пришла к выводу, что наибольшего эффекта можно достигнуть, используя технологию целиком на уроках введения новой темы, на уроках итогового закрепления. А на каждом уроке, в его структуру я включаю элементы технологии ЧПКМ. Приведу несколько примеров:

1. Изучение новой темы «Прямоугольный треугольник», 7 класс.

На стадии осмысления использовался приём «Параллельные тексты».

Учащиеся работали с текстами учебников Погорелова и Атанасяна, которые взаимно дополняли друг друга. Сначала работали с текстом учебника Погорелова, при этом учащиеся индивидуально заполняли двойной дневник

Правило (определения)       Мои комментарии

Аналогично шла работа со вторым текстом. Далее путём группового обсуждения шёл анализ текстов, выделение основных правил. Особенно ценно то, что ребята путём собственных рассуждений пришли к выводу, что для практического применения, необходимо получение и сравнение информации из различных источников.

2. Изучение новой темы «Решение квадратных уравнений по формуле», 8 класс.

На стадии осмысления использовался приём «Чтение со стопами».

Ребята работали с текстом, составленным по учебнику Алгебра, 8 класс, под редакцией С.А. Теляковского. Текст был разделён на логически завершённые отрывки, после чтения каждого отрывка учащиеся заполняли таблицу:

Что получиться?

(что будет дальше?)

Почему я так думаю?

(Используй правила)

Что на самом деле произошло?

(Используй данные текста)

Знания, которые получили ребята на этом уроке, были значимы для каждого из них, каждый сам выводил формулу корней квадратного уравнения, делал свои ошибки, сам исправлял их, пользуясь текстом учебника.

Кроме того, на последующих уроках любой из них мог не только использовать формулу корней для решения квадратных уравнений, но и легко выводил её.

На мой взгляд, в процессе данной работы математические понятия усваивались через развития математического мышления.

3.      Изучение новой темы «Теорема Виета», 8 класс.

На стадии вызова использовался приём «Интрига»

Целью этого урока было не только получение теоретических и практических знаний по данной теме, но и развитие мотивации к предмету через приглашение учащихся к размышлению.

Вызов проходил по следующей схеме:

1 .В течение урока на доске висел портрет Франсуа Виета (без подписи)

2. В начале урока звучит торжественная музыка. Вопрос: «Какие ассоциации

вызывает у вас эта музыка?» (торжество, победа...)

3.Порассуждаем на тему: «Представьте, что каждый из нас сделал великое открытие и получил Нобелевскую премию. В какой области сделано открытое, зачем, ради чего вы его сделали?» После этого шла стадия осмысления и рефлексии, логически мы подошли к вопросу , а ради чего Франсуа Виет вывел свою формулу?

Этот урок побудил ребят не только к действию, где и как найти ответ на вопрос, но и к переосмыслению собственных ценностей, мотивации к предмету.

4.      Итоговое закрепление темы «Формула корней квадратного уравнения»,

8 класс.

На стадии рефлексии использовался приём «Синквейн».

Синквейн - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме.

Существительное

ПрилагательноеПрилагательное

Глагол     ГлаголГлагол

Цитата или крылатое выражение

Логическая точка

 

Вот какие получились синквейны у ребят:

 

                                        Квадратное уравнение

                                        Полное               Не полное

                               Не путать        Знать          Помнить

                               Выучи и применяй где понадобиться

                                                    Не ленись!

 

                                            Квадратное уравнение

                                     Понятное             Интересное

                                 Помогает      Решает        Находит

                                          Формула, где формула?

                                               Дискриминант.

 

                                         Квадратные уравнения

                                     Решаемые             Трудные

                                  Решать          Учить         Искать

                                                   аx2+bx+c=0

                                                   Не забудь!

 

Каждый учащийся попробовал резюмировать информацию, изложить свои чувства и представления в нескольких словах, это очень важное умение, оно требует от ребят вдумчивости и богатого понятийного запаса.

Произошел синтез и обобщение полученной информации, каждый ученик почувствовал себя (хоть на мгновенье) творцом и философом. Использование таких приёмов позволяет увидеть учащимся, что математика не просто «сухая и скучная» наука, а творческий процесс познания и самореализации.

В заключении, ещё раз следует отметить, что формирование умений самостоятельно присваивать информацию, высказывать суждения, анализировать и многое другое достигается лишь при использовании технологии ЧПКМ в системе, а не от случая к случаю. Критически мыслящий человек готов мыслить по-новому, пересматривать очевидное и не отступаться от задачи, пока она не будет решена. А мыслящие, самостоятельные, мобильные и образованные люди - это заказ современного общества, значит и цель образовательной системы должна состоять в том, чтобы таких людей было как можно больше.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме:Формирование самостоятельной деятельности учащихся в рамках технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" »


Формирование самостоятельной деятельности учащихся в рамках технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления»


«Только сражаясь с конкретной проблемой,

отыскивая собственный выход из ситуации,

ученик действительно думает»

Джон Дьюи

Живя в современном мире, не перестаёшь удивляться, как быстро развивается научно технический прогресс, сколько появляется нового, интересного и необходимого.

Современное образование тоже претерпевает ряд изменений, изменяется представление о целях образования, изменяются и методы преподавания. Учимся мы, учатся наши ученики, но вот парадокс: преподавая математику в последние годы, я заметила, что учащихся устраивает формула «учитель - источник знаний», «мне достаточно того, что расскажет учитель». Но, зная из опыта, что самостоятельно добытые знания самые прочные и возник вопрос: что делать?

Тогда я попыталась выделить основные аспекты обучения математике:

- цель математического обучения состоит в том, чтобы помочь всем учащимся развить свои математические способности;

- то, что изучают учащиеся самым фундаментальным образом связано с тем, как они это изучают;

- все учащиеся способны думать математически;

- преподавание - это сложный и практический процесс и его поэтому, нельзя свести к элементарным рецептам.

- соединение математического мышления с математическими понятиями и

навыками;

- пробуждение в учащихся любознательности;

- приглашение учащихся к размышлению и реализации собственных желаний;

- развитие математических навыков в контексте решения математических задач.

На мой взгляд, эти аспекты наиболее осуществимы при использовании одной из современных педагогических технологий

«Чтение и письмо для развития критического мышления» (далее ЧПКМ).

Технология использует определённые приёмы для организации самостоятельной деятельности учащихся, сам урок состоит из трёх стадий

1. Вызов (цель: актуализация имеющихся знаний и мотивация учащихся.)

2. Осмысление (цель: получение и осмысление новой информации, соотнесение её с имеющимися знаниями)

3. Рефлексия (цель: выработка собственного отношения к изучаемому материалу, присвоение полученной информации)

На первых порах, словосочетание «Критическое мышление» вызывало вопросы. Чем критическое мышление отличается от обычного мышления? В ответ на этот вопрос приведу выдержку из статьи Дэвида Клустера «Что такое критическое мышление?»

«...1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное, каждый формулирует свои цели, оценки, убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя.

2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создаёт мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать.

4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.

5. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими...»

Но всё выше перечисленное - это теория, а как это реализовать на практике?

Ведя уроки в рамках технологии ЧПКМ, я пришла к выводу, что наибольшего эффекта можно достигнуть, используя технологию целиком на уроках введения новой темы, на уроках итогового закрепления. А на каждом уроке, в его структуру я включаю элементы технологии ЧПКМ. Приведу несколько примеров:

1. Изучение новой темы «Прямоугольный треугольник», 7 класс.

На стадии осмысления использовался приём «Параллельные тексты».

Учащиеся работали с текстами учебников Погорелова и Атанасяна, которые взаимно дополняли друг друга. Сначала работали с текстом учебника Погорелова, при этом учащиеся индивидуально заполняли двойной дневник

Правило (определения)

Мои комментарии




Аналогично шла работа со вторым текстом. Далее путём группового обсуждения шёл анализ текстов, выделение основных правил. Особенно ценно то, что ребята путём собственных рассуждений пришли к выводу, что для практического применения, необходимо получение и сравнение информации из различных источников.

2. Изучение новой темы «Решение квадратных уравнений по формуле», 8 класс.

На стадии осмысления использовался приём «Чтение со стопами».

Ребята работали с текстом, составленным по учебнику Алгебра, 8 класс, под редакцией С.А. Теляковского. Текст был разделён на логически завершённые отрывки, после чтения каждого отрывка учащиеся заполняли таблицу:

Что получиться?

(что будет дальше?)

Почему я так думаю?

(Используй правила)

Что на самом деле произошло?

(Используй данные текста)





Знания, которые получили ребята на этом уроке, были значимы для каждого из них, каждый сам выводил формулу корней квадратного уравнения, делал свои ошибки, сам исправлял их, пользуясь текстом учебника.

Кроме того, на последующих уроках любой из них мог не только использовать формулу корней для решения квадратных уравнений, но и легко выводил её.

На мой взгляд, в процессе данной работы математические понятия усваивались через развития математического мышления.

3. Изучение новой темы «Теорема Виета», 8 класс.

На стадии вызова использовался приём «Интрига»

Целью этого урока было не только получение теоретических и практических знаний по данной теме, но и развитие мотивации к предмету через приглашение учащихся к размышлению.

Вызов проходил по следующей схеме:

1 .В течение урока на доске висел портрет Франсуа Виета (без подписи)

2. В начале урока звучит торжественная музыка. Вопрос: «Какие ассоциации

вызывает у вас эта музыка?» (торжество, победа...)

3.Порассуждаем на тему: «Представьте, что каждый из нас сделал великое открытие и получил Нобелевскую премию. В какой области сделано открытое, зачем, ради чего вы его сделали?» После этого шла стадия осмысления и рефлексии, логически мы подошли к вопросу , а ради чего Франсуа Виет вывел свою формулу?

Этот урок побудил ребят не только к действию, где и как найти ответ на вопрос, но и к переосмыслению собственных ценностей, мотивации к предмету.

4. Итоговое закрепление темы «Формула корней квадратного уравнения»,

8 класс.

На стадии рефлексии использовался приём «Синквейн».

Синквейн - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме.

Существительное

Прилагательное Прилагательное

Глагол Глагол Глагол

Цитата или крылатое выражение

Логическая точка


Вот какие получились синквейны у ребят:


Квадратное уравнение

Полное Не полное

Не путать Знать Помнить

Выучи и применяй где понадобиться

Не ленись!


Квадратное уравнение

Понятное Интересное

Помогает Решает Находит

Формула, где формула?

Дискриминант.

Квадратные уравнения

Решаемые Трудные

Решать Учить Искать

аx2+bx+c=0

Не забудь!


Каждый учащийся попробовал резюмировать информацию, изложить свои чувства и представления в нескольких словах, это очень важное умение, оно требует от ребят вдумчивости и богатого понятийного запаса.

Произошел синтез и обобщение полученной информации, каждый ученик почувствовал себя (хоть на мгновенье) творцом и философом. Использование таких приёмов позволяет увидеть учащимся, что математика не просто «сухая и скучная» наука, а творческий процесс познания и самореализации.

В заключении, ещё раз следует отметить, что формирование умений самостоятельно присваивать информацию, высказывать суждения, анализировать и многое другое достигается лишь при использовании технологии ЧПКМ в системе, а не от случая к случаю. Критически мыслящий человек готов мыслить по-новому, пересматривать очевидное и не отступаться от задачи, пока она не будет решена. А мыслящие, самостоятельные, мобильные и образованные люди - это заказ современного общества, значит и цель образовательной системы должна состоять в том, чтобы таких людей было как можно больше.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Орлова Елена Леонидовна

Дата: 04.01.2015

Номер свидетельства: 149833

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства