kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Риторический вопрос

Нажмите, чтобы узнать подробности

Риторический вопрос, или вопрошение, - это риторическая фигура, которая содержит эмоциональное утверждение или отрицание и не требует ответа.

Просмотр содержимого документа
«Риторический вопрос»

Шмелёва Наталия Юрьевна

Риторический вопрос.

Среди многочисленных «цветов красноречия» особое место занимают такие риторические фигуры, «которыми сильные и стремительные страсти изображаются», по словам Ломоносова, которые способствуют диалогизации речи, т.е. установлению мысленного взаимодействия оратора и адресата. Это риторические вопросы, восклицания, риторические обращения.

Риторический вопрос, или вопрошение, - это риторическая фигура, которая содержит эмоциональное утверждение или отрицание и не требует ответа.

В чем же его особенность? Оратор включает в свою речь риторические вопросы не для того, чтобы выяснить что-то, получить на что-то ответ, а для более яркого и сильного изображения событий, явлений, которые, безусловно, известны слушателям, но к которым говорящий хочет привлечь особое внимание. Именно поэтому риторический вопрос содержит эмоциональное утверждение или отрицание и не требует ответа. Он ставит слушателя в позицию собеседника, от реакции которого многое зависит.

Классический пример использования риторического вопроса в речи Цицерона против Каталины:

«Доколе будешь ты, Каталина, употреблять на зло терпение наше? Коль долго укрывать станешь от нас сие твое бешенство? Сколько может продолжаться эта опасная игра с человеком потерявшим рассудок? Будет ли когда-нибудь предел разнузданной твоей заносчивости?... Или ты не чувствуешь, что замыслы твои раскрыты, не видишь, что все здесь знают о твоем заговоре и тем ты связан по рукам и ногам? Что прошлой, что позапрошлой ночью ты делал, где ты был, кого собирал, какое принял решение, – думаешь, хоть кому-нибудь из нас это неизвестно?»

Здесь нет даже намека на то, что оратор хочет получить ответ на вопросы: «Доколе?», «Коль долго?», «Будет ли когда-нибудь предел?» и т.д. Он использует эту риторическую фигуру, чтобы создать яркий образ, дать эмоциональный портрет человека, воздействовать на слушателей, заразив их своим негодованием.

Риторическое восклицание – это высказывание, в котором эмоциональное содержание преобладает над информационным, как и риторический вопрос, оно тоже является средством диалогизации речи, выделяет ее смысловой центр.

Риторическое восклицание появляется в речи тогда, когда волнение, эмоциональное напряжение нарастают, достигают своей высшей точки. Риторическое восклицание фиксирует эту смысловую кульминацию, эту высшую точку накала страстей, чувств, после чего наступает эмоциональный спад. В этом и заключается главная функция риторического восклицания. Яркий пример мы находим в речи Н.Ф. Плевако, которую известный адвокат произнес на своем юбилее 29 октября 1895 года по случаю 25-летия деятельности в качестве присяжного поверенного. В ответ на поздравительные речи Н.Ф. Плевако сказал:

«Вы очень добры ко мне: памятуя, что 25 лет тому назад, приведя меня к присяге и надев на меня знак, мои старшие братья, члены адвокатского совета, и высшая магистратура венчали меня славою и честью принадлежать к судебной семье, мне бы надлежало выделить этот день из ряда прочих и светло торжествовать выпавшее мне на долю счастье, а вы меня же чествуете! Благодарю, благодарю вас!...»

Правда, в современных ораторских речах и публичных выступлениях риторические восклицания встречаются гораздо реже, чем риторические вопросы.

И все-таки в торжественные и драматические моменты риторическое восклицание возникает вполне естественно. Оно фиксирует нарастающую эмоциональность речи, вносит элементы диалога, а иногда подчеркивает новизну информации, содержащейся в речи.

Риторическое обращение – риторическая фигура выделения, ее функция – установить контакт, обратить внимание слушателей на наиболее важные идеи, мысли.

Риторическое обращение может быть обращено оратором к самому себе, к своим друзьям и противникам, к высшим силам и даже к предметам неодушевленным. Но всякий раз этот предмет речи должен содержать в себе что-то очень важное для оратора и слушателей в идейной, нравственной, общечеловеческой системе ценностей. Ведь обращаясь к адресату, ритор что-то утверждает или отрицает, призывает разделить его радости или горести, высказывает сомнения или пытается убедить в чем-то своих слушателей. А для всего этого нужно адекватное обращение как риторическая фигура.

В речах ораторов прошлого риторическое обращение было необходимым элементом публичного выступления. Оно не только привлекало внимание и устанавливало контакт с аудиторией, но и являлось необходимым украшением речи, элементом «цветов красноречия».

Вот яркие примеры риторических обращений в речи Цицерона: «Вас, вас призываю, прехрабрые мужи, много крови за республику пролившие, вас, в бедствии непобедимого мужа и гражданина, вас сотники и рядовые!».

М.В. Ломоносов называл обращение «великолепной, сильной и слово оживляющей фигурой». Он утверждал, что «сею фигурою можно советовать, обещать грозить, хвалить, повелевать, прощения просить, толковать, поздравлять и проч.». Придавая такое большое значение риторическому обращению Ломоносов и сам блестяще использовал его в своих теоретических трудах и стихотворных произведениях. Вот пример обращения в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны»:

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает. Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободрены.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Риторический вопрос

Автор: Шмелёва Наталия Юрьевна

Дата: 21.05.2019

Номер свидетельства: 511734

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) ""Особенности стихосложения". Программа факультативного курса по литературе в 7 классе. "
    ["seo_title"] => string(92) "osobiennosti-stikhoslozhieniia-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-po-litieraturie-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "168713"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423290340"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Анализ языковых средств выразительности "
    ["seo_title"] => string(43) "analiz-iazykovykh-sriedstv-vyrazitiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "214847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432490031"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по теме "Сила мысли и слова" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sila-mysli-i-slova"
    ["file_id"] => string(6) "158480"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421753688"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по теме: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-tiemie-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-rassuzhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "220712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434796432"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии при реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(94) "orghanizatsiiaproiektnoiiissliedovatielskoidieiatielnostinaurokakhbiologhiipririealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "289062"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454734675"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства