kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Риторический вопрос

Нажмите, чтобы узнать подробности

Риторический вопрос, или вопрошение, - это риторическая фигура, которая содержит эмоциональное утверждение или отрицание и не требует ответа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Риторический вопрос»

Шмелёва Наталия Юрьевна

Риторический вопрос.

Среди многочисленных «цветов красноречия» особое место занимают такие риторические фигуры, «которыми сильные и стремительные страсти изображаются», по словам Ломоносова, которые способствуют диалогизации речи, т.е. установлению мысленного взаимодействия оратора и адресата. Это риторические вопросы, восклицания, риторические обращения.

Риторический вопрос, или вопрошение, - это риторическая фигура, которая содержит эмоциональное утверждение или отрицание и не требует ответа.

В чем же его особенность? Оратор включает в свою речь риторические вопросы не для того, чтобы выяснить что-то, получить на что-то ответ, а для более яркого и сильного изображения событий, явлений, которые, безусловно, известны слушателям, но к которым говорящий хочет привлечь особое внимание. Именно поэтому риторический вопрос содержит эмоциональное утверждение или отрицание и не требует ответа. Он ставит слушателя в позицию собеседника, от реакции которого многое зависит.

Классический пример использования риторического вопроса в речи Цицерона против Каталины:

«Доколе будешь ты, Каталина, употреблять на зло терпение наше? Коль долго укрывать станешь от нас сие твое бешенство? Сколько может продолжаться эта опасная игра с человеком потерявшим рассудок? Будет ли когда-нибудь предел разнузданной твоей заносчивости?... Или ты не чувствуешь, что замыслы твои раскрыты, не видишь, что все здесь знают о твоем заговоре и тем ты связан по рукам и ногам? Что прошлой, что позапрошлой ночью ты делал, где ты был, кого собирал, какое принял решение, – думаешь, хоть кому-нибудь из нас это неизвестно?»

Здесь нет даже намека на то, что оратор хочет получить ответ на вопросы: «Доколе?», «Коль долго?», «Будет ли когда-нибудь предел?» и т.д. Он использует эту риторическую фигуру, чтобы создать яркий образ, дать эмоциональный портрет человека, воздействовать на слушателей, заразив их своим негодованием.

Риторическое восклицание – это высказывание, в котором эмоциональное содержание преобладает над информационным, как и риторический вопрос, оно тоже является средством диалогизации речи, выделяет ее смысловой центр.

Риторическое восклицание появляется в речи тогда, когда волнение, эмоциональное напряжение нарастают, достигают своей высшей точки. Риторическое восклицание фиксирует эту смысловую кульминацию, эту высшую точку накала страстей, чувств, после чего наступает эмоциональный спад. В этом и заключается главная функция риторического восклицания. Яркий пример мы находим в речи Н.Ф. Плевако, которую известный адвокат произнес на своем юбилее 29 октября 1895 года по случаю 25-летия деятельности в качестве присяжного поверенного. В ответ на поздравительные речи Н.Ф. Плевако сказал:

«Вы очень добры ко мне: памятуя, что 25 лет тому назад, приведя меня к присяге и надев на меня знак, мои старшие братья, члены адвокатского совета, и высшая магистратура венчали меня славою и честью принадлежать к судебной семье, мне бы надлежало выделить этот день из ряда прочих и светло торжествовать выпавшее мне на долю счастье, а вы меня же чествуете! Благодарю, благодарю вас!...»

Правда, в современных ораторских речах и публичных выступлениях риторические восклицания встречаются гораздо реже, чем риторические вопросы.

И все-таки в торжественные и драматические моменты риторическое восклицание возникает вполне естественно. Оно фиксирует нарастающую эмоциональность речи, вносит элементы диалога, а иногда подчеркивает новизну информации, содержащейся в речи.

Риторическое обращение – риторическая фигура выделения, ее функция – установить контакт, обратить внимание слушателей на наиболее важные идеи, мысли.

Риторическое обращение может быть обращено оратором к самому себе, к своим друзьям и противникам, к высшим силам и даже к предметам неодушевленным. Но всякий раз этот предмет речи должен содержать в себе что-то очень важное для оратора и слушателей в идейной, нравственной, общечеловеческой системе ценностей. Ведь обращаясь к адресату, ритор что-то утверждает или отрицает, призывает разделить его радости или горести, высказывает сомнения или пытается убедить в чем-то своих слушателей. А для всего этого нужно адекватное обращение как риторическая фигура.

В речах ораторов прошлого риторическое обращение было необходимым элементом публичного выступления. Оно не только привлекало внимание и устанавливало контакт с аудиторией, но и являлось необходимым украшением речи, элементом «цветов красноречия».

Вот яркие примеры риторических обращений в речи Цицерона: «Вас, вас призываю, прехрабрые мужи, много крови за республику пролившие, вас, в бедствии непобедимого мужа и гражданина, вас сотники и рядовые!».

М.В. Ломоносов называл обращение «великолепной, сильной и слово оживляющей фигурой». Он утверждал, что «сею фигурою можно советовать, обещать грозить, хвалить, повелевать, прощения просить, толковать, поздравлять и проч.». Придавая такое большое значение риторическому обращению Ломоносов и сам блестяще использовал его в своих теоретических трудах и стихотворных произведениях. Вот пример обращения в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны»:

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает. Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободрены.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Риторический вопрос

Автор: Шмелёва Наталия Юрьевна

Дата: 21.05.2019

Номер свидетельства: 511734

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) ""Особенности стихосложения". Программа факультативного курса по литературе в 7 классе. "
    ["seo_title"] => string(92) "osobiennosti-stikhoslozhieniia-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-po-litieraturie-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "168713"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423290340"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: "Составление собственного речевого высказывания публицистического характера""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_9_klasse_na_temu_sostavlenie_sobstvennogo_re"
    ["file_id"] => string(6) "519727"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1568528715"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Анализ языковых средств выразительности "
    ["seo_title"] => string(43) "analiz-iazykovykh-sriedstv-vyrazitiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "214847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432490031"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока по теме "Сила мысли и слова" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sila-mysli-i-slova"
    ["file_id"] => string(6) "158480"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421753688"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по теме: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-tiemie-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-rassuzhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "220712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434796432"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства