kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Особенности стихосложения". Программа факультативного курса по литературе в 7 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

                            ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

      ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

        В 7 КЛАССЕ      «ОСОБЕННОСТИ СТИХОСЛОЖЕНИЯ»

                                                   (34 Ч.)

 

       Тема

Терминология

Практическая  деятельность             

Часы

1.Вводное занятие. Авторская литература.

Автор- художник, мир художественной литературы, читатель, миф, фольклор.

 

 

 

 Лекция учителя.  Сравнительный анализ  литературного произведения и фольклорного,  описывающих одинаковое явление природы или  предмет.

1.

2.  Три рода художественной литературы.

Эпос, лирика, драма.

 

 

 

 

Сравнительный анализ текстов, принадлежащих к разным родам литературы.

1.

 

3.Система жанров.

Любовная, пейзажная, философская, гражданская лирика.

Сравнительный анализ текстов.

1.

4. Тема и идея.

Тема, идея.

 

 

Анализ стихотворения  Игра в буриме.

1.

5. Название.

Тема, идея, жанр, сюжет.

Истолкование названия, его соотношение с темой, идеей, лирическим сюжетом стихотворения.

 

6. Композиция.

Кольцевая композиция. Антитеза.

Анализ  стихотворения 

А.Н. Майкова  «Ласточки»

1.

7. Рифма точная и неточная, оригинальная и банальная, мужская и женская.

Рифма, клаузула (мужская, женская)

 

 

 

 Сравнительный анализ стихотворений с разными видами рифм. Подбор рифм.  Игра в буриме.

1.

8.Рифмовка.

Смежная, кольцевая, перекрёстная.

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ стихотворений  Пушкина и Фета с разной рифмовкой. Игра в буриме по заданным рифмам с разной рифмовкой.

1.

9. Строфа.

Двустишие, терцина, катрен, шестистишие, септима, октава. Крылатые слова.

 Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», Бальмонта «Солнце». Нахождение обращений, сравнений. Крылатые слова. Работа со словарём.

1.

10. Строфа.

 Сонет.  Онегинская строфа.

Определение рифмы, рифмовки , строфики в отрывке из романа  «Евгений Онегин». Мастерство автора в изображении времён года.

1.

11,12. Хокку.

Строфа.

Лекция учителя. Наблюдение над особенностями хокку. Написание хокку на заданную тему.

2.

13.История русского стиха. 3 системы стихосложения.

 Тоническая, силлабическая, силлабо- тоническая системы, метр, стопа.

 Лекция учителя об истории возникновения систем стихосложения. Сообщение учащегося об особенностях былинного стиха.

 

1.

14. Силлабо- тоническое стихосложение.

Метр, стопа.

Сравнительный анализ  стихотворений с разной системой  стихосложения.

 

1.

15.Двусложные размеры стиха.

Ямб, хорей, спондей, пиррихий.

Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова.

 

1.

16.Трёхсложные размеры стиха.

Дактиль, амфибрахий, анапест.

Сравнительный анализ стихотворений Некрасова и Пушкина о природе. Определение размера.

1.

17. Практическое занятие.                         

Тема, идея, размер, рифма, рифмовка.

 

Анализ стихотворения «Два великана»  М.Ю. Лермонтова.

1.

18. Тропы.

Эпитеты постоянные, метафорические, сравнения прямые и отрицательные.

 

Лекция учителя. Анализ стихотворения Бунина «Листопад».  Работа с текстом (подбор эпитетов и сравнений)

1.

19. 19.Тропы.

Прямое и переносное значение слов. Метафора. Олицетворение.

 Работа с текстом по нахождению тропов, их замене. Анализ стихотворения Заболоцкого «Журавли». Работа со словарём.

1.

20. Тропы.

Гипербола, литота, метонимия, синекдоха.

Лекция учителя. Анализ стихотворения

 Р.Рождественского из цикла «Реквием» «На Земле, безжалостно маленькой…»

1.

21. Игра «Поле чудес»

Размер, рифма, рифмовка, тропы.

Интеллектуальная игра на выявление лучшего знатока теории

литературы.

 

1.

22. Синтаксические фигуры стихотворной речи.  Повторения.

Анафора, эпифора, рефрен.

Лекция учителя.  Анализ стихотворения И. Сурикова  «Степь».

 

1.

23. Параллелизм.

Параллелизм. Трёхсложные размеры стиха.

Сообщение учащегося о приёме параллелизма в фольклоре. Анализ отрывка  «Не ветер бушует над бором…» Н. Некрасова.

 

1.

24. Инверсия.

Инверсия.

Работа над редактированием прозаического текста с инверсией. Определение приёмов инверсии в стихотворных текстах.

 

1.

25. Риторические  

       фигуры.

Риторический вопрос, обращение, восклицание.

Анализ стихотворения И, Бродского «В тот вечер возле нашего огня…»

1.

26. Риторические

      фигуры.

Риторический вопрос, сравнение.

Анализ стихотворения Пушкина «Цветок». Нахождение риторических фигур, метафорических сравнений.

1.

27.Практическая работа.

Эпитет, сравнение, обращение.

Игра в буриме. Коллективное стихосложение. Стихи о берёзе.

1.

28. Фонетический строй речи. Звукопись.

Аллитерация.

Анализ стихотворения. Проба пера:

 написание стихотворения с использованием звукописи.

1.

29. Лингвостилистический анализ текста.

Тропы, инверсия, ямб.

Анализ стихотворения  А.Фета  «Сентябрьская роза».

1

30. Практическая работа.

Символ, эпитеты.

Проба пера: написание стихотворения на заданную тему

(о цветах)

1.

31. Экология в поэзии.

Эпитет, параллелизм, лирика.

Экскурсия на природу с целью наблюдения за экологией.

1.

32.Практическая работа.

 

Проба пера: написание стихотворения на экологическую тему или заметки в газету.

1.

33.Юмор в поэзии.

Гипербола, литота, сравнение, междометия, частицы.

Анализ юмористического стихотворения.. Проба пера: написание юмористического стихотворения.

1

34. Заключительное занятие.

Лирика, рифма, тропы.

Рекомендации на лето. Литературная викторина.

1.

 

             

  

 

 

           К окончанию 7 класса учащиеся должны будут знать:

        * виды  текстов: научного, публицистического, разговорного,

           делового, художественного;

        * признаки текста, порядок слов в тексте;

        * сферу употребления, задачи речи, характеристику языковых средств

            публицистического стиля;

         *понятие о художественном мире как воображаемой реальности;

         * отличие мира литературы от мира фольклора и мифа;

         * начальное понятие о трагическом, трагикомическом и комическом;

         *виды рифмы и рифмовки, тропы, систему стихосложения, двусложные

           и  трёхсложные размеры стиха

      

 

 

 

 

               К окончанию 7 класса  учащиеся должны будут уметь:

 

    * определять тему и идею текста;

    * делить текст на смысловые части;

    * разъяснять значения слов в тексте;

     * уметь анализировать и воспроизводить текст;

     * создать сочинение- описание, рассуждение;

     * написать заметку в газету, отчёт о работе;

     * определять вид и тип пейзажа в лирическом и эпическом произведении;

     *пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями,

       дополнительной научно – популярной литературой.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности стихосложения". Программа факультативного курса по литературе в 7 классе. »

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 7 КЛАССЕ «ОСОБЕННОСТИ СТИХОСЛОЖЕНИЯ»

(34 Ч.)


Тема

Терминология

Практическая деятельность

Часы

1.Вводное занятие. Авторская литература.

Автор- художник, мир художественной литературы, читатель, миф, фольклор.




Лекция учителя. Сравнительный анализ литературного произведения и фольклорного, описывающих одинаковое явление природы или предмет.

1.

2. Три рода художественной литературы.

Эпос, лирика, драма.





Сравнительный анализ текстов, принадлежащих к разным родам литературы.

1.


3.Система жанров.

Любовная, пейзажная, философская, гражданская лирика.

Сравнительный анализ текстов.

1.

4. Тема и идея.

Тема, идея.



Анализ стихотворения Игра в буриме.

1.

5. Название.

Тема, идея, жанр, сюжет.

Истолкование названия, его соотношение с темой, идеей, лирическим сюжетом стихотворения.


6. Композиция.

Кольцевая композиция. Антитеза.

Анализ стихотворения

А.Н. Майкова «Ласточки»

1.

7. Рифма точная и неточная, оригинальная и банальная, мужская и женская.

Рифма, клаузула (мужская, женская)




Сравнительный анализ стихотворений с разными видами рифм. Подбор рифм. Игра в буриме.

1.

8.Рифмовка.

Смежная, кольцевая, перекрёстная.






Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Фета с разной рифмовкой. Игра в буриме по заданным рифмам с разной рифмовкой.

1.

9. Строфа.

Двустишие, терцина, катрен, шестистишие, септима, октава. Крылатые слова.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», Бальмонта «Солнце». Нахождение обращений, сравнений. Крылатые слова. Работа со словарём.

1.

10. Строфа.

Сонет. Онегинская строфа.

Определение рифмы, рифмовки , строфики в отрывке из романа «Евгений Онегин». Мастерство автора в изображении времён года.

1.

11,12. Хокку.

Строфа.

Лекция учителя. Наблюдение над особенностями хокку. Написание хокку на заданную тему.

2.

13.История русского стиха. 3 системы стихосложения.

Тоническая, силлабическая, силлабо- тоническая системы, метр, стопа.

Лекция учителя об истории возникновения систем стихосложения. Сообщение учащегося об особенностях былинного стиха.


1.

14. Силлабо- тоническое стихосложение.

Метр, стопа.

Сравнительный анализ стихотворений с разной системой стихосложения.


1.

15.Двусложные размеры стиха.

Ямб, хорей, спондей, пиррихий.

Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова.


1.

16.Трёхсложные размеры стиха.

Дактиль, амфибрахий, анапест.

Сравнительный анализ стихотворений Некрасова и Пушкина о природе. Определение размера.

1.

17. Практическое занятие.

Тема, идея, размер, рифма, рифмовка.


Анализ стихотворения «Два великана» М.Ю. Лермонтова.

1.

18. Тропы.

Эпитеты постоянные, метафорические, сравнения прямые и отрицательные.


Лекция учителя. Анализ стихотворения Бунина «Листопад». Работа с текстом (подбор эпитетов и сравнений)

1.

19. 19.Тропы.

Прямое и переносное значение слов. Метафора. Олицетворение.

Работа с текстом по нахождению тропов, их замене. Анализ стихотворения Заболоцкого «Журавли». Работа со словарём.

1.

20. Тропы.

Гипербола, литота, метонимия, синекдоха.

Лекция учителя. Анализ стихотворения

Р.Рождественского из цикла «Реквием» «На Земле, безжалостно маленькой…»

1.

21. Игра «Поле чудес»

Размер, рифма, рифмовка, тропы.

Интеллектуальная игра на выявление лучшего знатока теории

литературы.


1.

22. Синтаксические фигуры стихотворной речи. Повторения.

Анафора, эпифора, рефрен.

Лекция учителя. Анализ стихотворения И. Сурикова «Степь».


1.

23. Параллелизм.

Параллелизм. Трёхсложные размеры стиха.

Сообщение учащегося о приёме параллелизма в фольклоре. Анализ отрывка «Не ветер бушует над бором…» Н. Некрасова.


1.

24. Инверсия.

Инверсия.

Работа над редактированием прозаического текста с инверсией. Определение приёмов инверсии в стихотворных текстах.


1.

25. Риторические

фигуры.

Риторический вопрос, обращение, восклицание.

Анализ стихотворения И, Бродского «В тот вечер возле нашего огня…»

1.

26. Риторические

фигуры.

Риторический вопрос, сравнение.

Анализ стихотворения Пушкина «Цветок». Нахождение риторических фигур, метафорических сравнений.

1.

27.Практическая работа.

Эпитет, сравнение, обращение.

Игра в буриме. Коллективное стихосложение. Стихи о берёзе.

1.

28. Фонетический строй речи. Звукопись.

Аллитерация.

Анализ стихотворения. Проба пера:

написание стихотворения с использованием звукописи.

1.

29. Лингвостилистический анализ текста.

Тропы, инверсия, ямб.

Анализ стихотворения А.Фета «Сентябрьская роза».

1

30. Практическая работа.

Символ, эпитеты.

Проба пера: написание стихотворения на заданную тему

(о цветах)

1.

31. Экология в поэзии.

Эпитет, параллелизм, лирика.

Экскурсия на природу с целью наблюдения за экологией.

1.

32.Практическая работа.


Проба пера: написание стихотворения на экологическую тему или заметки в газету.

1.

33.Юмор в поэзии.

Гипербола, литота, сравнение, междометия, частицы.

Анализ юмористического стихотворения.. Проба пера: написание юмористического стихотворения.

1

34. Заключительное занятие.

Лирика, рифма, тропы.

Рекомендации на лето. Литературная викторина.

1.




К окончанию 7 класса учащиеся должны будут знать:

* виды текстов: научного, публицистического, разговорного,

делового, художественного;

* признаки текста, порядок слов в тексте;

* сферу употребления, задачи речи, характеристику языковых средств

публицистического стиля;

*понятие о художественном мире как воображаемой реальности;

* отличие мира литературы от мира фольклора и мифа;

* начальное понятие о трагическом, трагикомическом и комическом;

*виды рифмы и рифмовки, тропы, систему стихосложения, двусложные

и трёхсложные размеры стиха





К окончанию 7 класса учащиеся должны будут уметь:


* определять тему и идею текста;

* делить текст на смысловые части;

* разъяснять значения слов в тексте;

* уметь анализировать и воспроизводить текст;

* создать сочинение- описание, рассуждение;

* написать заметку в газету, отчёт о работе;

* определять вид и тип пейзажа в лирическом и эпическом произведении;

*пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями,

дополнительной научно – популярной литературой.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Особенности стихосложения". Программа факультативного курса по литературе в 7 классе.

Автор: Алдошина Татьяна Алексеевна

Дата: 07.02.2015

Номер свидетельства: 168713


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства