kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебного предмета "Литература" в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе соответствует ФГОС и успешно прошла опробацию в 2016 году.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Литература" в 5 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 14»












Рабочая программа

учебного предмета «Литература»

в 5а классе

на 2016/2017 учебный год




Составитель:

Псарева Т.А.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной

категории
















2016 год


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета "Литература" в 5а,5б классах на 2015/2016 учебный год разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 (с изменениями и дополнениями), Уставом МБОУ «Гимназия № 14», основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Гимназия № 14», Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, реализуемого на уровне начального общего образования в МБОУ «Гимназия № 14», а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Литература 5 – 9 классы М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2013 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2015.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.


Общие цели

Главными целями изучения предмета «Литература» на уровне основного общего образования являются:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


Сведения об учебной программе, взятой за основу

Учебная программа, взятая за основу, программа Литература 5 – 9 классы М.: «Просвещение», 2011 года; с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2013 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2015.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).


Специфика образовательной организации, контингента учащихся

Спецификой образовательной организации является реализация гимназического образовании, сутью которого является интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности. Миссия гимназии заключается в создании условий межкультурной интеграции, обеспечивающих полноценное развитие индивидуальных способностей каждого учащегося в лингво-ориентированной среде через реализацию продуктивного сотрудничества всех участников образовательных отношений, ориентированного на создание высокого творческого настроя и мотивации учения, самообразования и самосовершенствования, формирование гражданского самосознания, эффективной ориентации и функционирования в современном обществе. Обучающиеся 5 классов проявляют интерес к учебному процессу и умеют самостоятельно оценить свои действия. Учащиеся 5а класса отличаются высокой мотивацией и умением применять знания в нестандартных ситуациях, учащиеся 5б класса охотнее выполняют привычные задания и успешнее работают под контролем учителя. Обучающиеся 5в проявляют интерес к учебной деятельности, практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное мнение на поставленные вопросы. Сообразительны, могут проявлять творчество. Владеют навыками самостоятельного труда.


Состав УМК

Учебная программа, взятая за основу, программа Литература 5 – 9 классы М.: «Просвещение», 2011 года; с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2013 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2015.


Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 часов, в том числе: в 5 классе -105ч, в 6-105ч, в 7 -70ч, в 8 -70ч, в 9- 105ч.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения на 5 класс выделено на филологию 8 часов 34 недели, в гимназии распределение часов – 6 на русский язык, 2 на литературу; 70 часов в учебный год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;


2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;


3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;


4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

-понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе со­четания концентрического, исторически-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предла­гается изучение линейного курса на историко- литературной основе (древнерусская литература - литература XVIII в. - литература первой половины XIX в.), которое продолжается в 10-11 классах (литература второй полови­ны XIX в. - литература XX в. - современная литература). В примерной программе представлены следующие разделы:

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература XVIII в.

4. Русская литература первой половины XIX в.

5. Русская литература второй половины XIX в.

6. Русская литература первой половины XX в.

7. Русская литература второй половины XX в.

8. Литература народов России.

9. Зарубежная литература.

10. Обзоры.

11. Сведения по теории и истории литературы.

12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

В разделах 1—10 даются перечень произведений худо­жественной литературы и краткие аннотации, раскрыва­ющие их основную проблематику и художественное свое­образие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Специальный раздел 10, предоставляющий свободу выбора литературных произведений для чтения и ана­лиза, ставит задачу расширения круга чтения школь­ников, знакомства с произведениями определенного жанра, сходными по тематике, проблематике, образной системе, времени создания и т. д.

Материалы по теории и истории литературы представ­лены в каждом разделе программы, однако особый раз­дел 11 предусматривает и специальные часы на практи­ческое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связан­ных с литературным процессом, характеристикой отдель­ных литературных эпох, направлений и течений.

В разделе 12 предлагается примерное содержание за­нятий, направленных на осуществление диагностическо­го, текущего и итогового контроля уровня литературного образования.

Ценностные ориентиры

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возмож­ность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно вос­принимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым лите­ратурной классикой, является одним из главных направ­лений школьного литературного образования и способ­ствует постановке таких его приоритетных целей, как:

- воспитание духовно развитой личности, испыты­вающей потребность в саморазвитии и внутреннем обога­щении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;

- формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;

воспитание чувства патриотизма, любви к Оте­честву и его великой истории и культуре, а также ува­жения к истории и традициям других народов;

развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красо­те человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;

приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисцип­лины и вида искусства.


Тематическое планирование


Дата

Тема

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Виды контроля


1


Введение. Роль книги в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним.

Работают с параграфом учебника и его пересказывают, работают с теоретическими материалами, выразительно читают, работают в группах, отвечают на вопрос с последующей взаимопроверкой.


2.


Фольклор как коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

Самостоятельно работают с литературоведческим портфолио (составляют таблицы «Жанровые признаки произведений УНТ). Выразительно читают малые фольклорные жанры. Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников или чтение актеров.


3.


Сказки (волшебные, бытовые, о животных). Русские народные сказки. Жанры и художественные особенности сказок.

Беседуют по статье учебника. Сопоставляют литературные и живописные произведения, выражают собственную позицию. Различают жанровые особенности сказок, выявляют характерные для народных сказок художественные приемы.

Работают над выразительным чтением и пересказом сказки.


4


«Царевна-лягушка». Сюжет волшебной сказки. Система образов. Народная мораль в характере и поступках героев.

Выявляют характерные для народных сказок художественные приемы и фантастические элементы и определяет их роль в сказке. Участвуют в коллективном диалоге о роли сказочных элементов и языке сказок. Выявляют в сказках разные виды художественных образов.

Работают над выразительным чтением и читают отрывки сказки по ролям. Оценивают актерское чтение отрывков из сказки.

Готовят рассказ о герое на основе высказывания писателя.

Анализируют и сопоставляют иллюстрации к сказке.


5.

16.09

«Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо». Волшебная сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

Участвуют в беседе о главных и второстепенных героях сказки. Сопоставляют характеристики главного героя сказки. Составляют характеристику сказочного героя.


6.

20.09

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Жанровые особенности сказок о животных и бытовых сказок.

Прослушивают фрагменты сказки в актерском исполнении и рецензирует исполнения. Сопоставляют сказки о животных и волшебные сказки. Описывают иллюстрации к сказке. Пересказывают самостоятельно прочитанной сказки о животных. Составляют каталог мультфильмов по сказкам о животных.

Сопоставляют бытовые и волшебные сказки.


7.

23.

М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Юмор стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру» и его нравоучительный характер

Читают стихотворения, работают над выразительностью чтения. Составляют историко-культурный комментарий к тесту.


8.

27

И.А. Крылов – выдающийся русский баснописец. Мораль басен «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Волк на псарне». Осмеяние человеческих пороков. Выражение народной мудрости в баснях и их поучительный характер.

Читают статью учебника о Крылове. Составляют план.

Работают над выразительным чтением басен.

Выявляют характерные для произведений русской литературы темы, идеи, образы и приемы.


Контроль№1.Чтение басни наизусть

9.

30.09

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана» Баллада В.А. Жуковского «Кубок». Сюжет и герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

Работают с литературоведческими понятиями. Выразительно читают баллады. Составляют план баллады и план характеристики героев.

Находят неизвестные слова и определяют их значение.


10.


А.С. Пушкин.

Рассказ о жизни поэта. Стихотворение «Няне» – поэтизация образа Арины Родионовны.

Систематизируют сведения о поэте. Читают, составляют план статьи. Обобщают знания о сказках Пушкина. Читают и обсуждают сведения учебника о пушкинских местах.

Читают и анализируют стихотворение «К няне».

Контроль№2 Чтение стихотворения «Няне» наизусть

11.


Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

Выразительно читают пролог. Находят незнакомые слова и выражения. Отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Обсуждают произведения изобразительного и музыкального искусства, созвучные прологу. Заучивают отрывок наизусть.

Контроль№3.Чтение пролога к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» наизусть

12.


А.С. Пушкин.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сюжет сказки (сопоставление его с сюжетами народной сказки и сказками Жуковского). Герои сказки. Противостояние добрых и злых сил, утверждение мысли о превосходстве внутренней красоты над красотою внешней. Художественное совершенство пушкинской сказки.

Выразительно читают сказку (в том числе по ролям и наизусть, выборочное чтение). Пересказывают отдельные фрагменты. Составляют план на событийной основе. Анализируют и комментируют текст сказки. Обсуждают нравственно-этические проблемы, поднятые в сказке. Устно отвечают на вопросы. Работают с произведениями книжной графики к сказке Пушкина. Изучают статью учебника «Рифма. Способы рифмовки», «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь».


13.


РР Обучение устному сочинению-сравнительной характеристике «Царевна и царица: красота истинная и ложная»

Составляют план сравнительной характеристики. Рецензируют актерское чтение фрагментов сказки. Дают устный ответ на поставленный вопрос.


14.


Урок текущего контроля. Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

Выполняют тестовое задание для проверки уровня литературного развития школьников (история и теория литературы по изученному материалу) и дают развернутые ответы на вопросы (5-10 предложений)

Контроль№4 Тест

15.


Внеклассное чтение. «Что за прелесть эти сказки…». Жанр сказки в творчестве А.С. Пушкина.

Выразительно читают самостоятельно прочитанные сказки Пушкина (в том числе по ролям и наизусть). Инсценируют фрагменты. Составляют вопросы к сказкам.


16.


Литературная сказка. Фантастическое и реальное в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или подземные жители». Нравоучительность сказки.

Читают и обсуждают статьи учебника «Русские литературные сказки» и «Антоний Погорельский». Читают сказку (в том числе и по ролям), пересказывают фрагменты. Составляют лексический и историко-культурный комментарий к тексту. Обсуждают и анализируют эпизоды сказки. Выделяют этапы развития сюжета. Выявляют в произведении Погорельского признаки литературной сказки.


17.


М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Проблематика и поэтика.

Читают текст, комментируют и обсуждают статью учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов. Характеризуют и оценивают героев стихотворения. Дают устный ответ на поставленный вопрос.

Контроль№5.Чтение стихотворения наизусть

18.


Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание комического и трагического, реального и фантастического.

Читают и обсуждают статьи учебника «Н.В. Гоголь». Ищут сведения о Гоголе в различных информационных источниках. Устно рассказывают о писателе. Характеризуют героев. Выявляют средства создания настроения и выражения авторского отношения. Сопоставляют события и героев повести Гоголя и народных сказок. Составляют таблицу «Фантастика и юмор в повести» с использованием цитирования.


19.


Внеклассное чтение. Картины народной жизни в повестях Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Фольклорные мотивы и картины природы в повестях.

Инсценируют отрывки. Составляют культурологический и лексический комментарий к повестям. Обсуждают проблематику произведений и систему героев, анализируют своеобразия конфликта.


20.


Н.А. Некрасов.

«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Читают и обсуждают статью учебника «Николай Алексеевич Некрасов». Обсуждают текст по вопросам, предложенным учителем. Работают с понятием эпитет. Прослушивают и рецензируют актерское чтение отрывка.


21.


Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Изображение жизни простого народа. Образы крестьянских детей и средства их создания.

Слушают рассказ учителя о детстве русских крестьян с использованием слайдов картин «Дети, бегущие от грозы» К.Е. Маковского, «Захарка», «Жнецы» А.Г. Венецианова, «Тройка» В.Г. Перова и др., их обсуждают. Читают и обсуждают стихотворение по частям. Анализируют различные формы выражения авторской позиции.

Контроль№6 Чтение стихотворения наизусть

22.


И.С. Тургенев.

Повесть «Муму». Слово о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве и протест против рабства. Система образов. Духовные и нравственные качества Герасима. Смысл названия рассказа.

Читают статью учебника «Иван Сергеевич Тургенев», о Спасском-Лутовинове (раздел «Литературные места России»), кратко рассказывают о писателе, отвечают на вопросы по биографии писателя. Дают письменные ответы на проблемные вопросы.

Контроль№7. Тест по повести И.С.Тургенева « Муму»

23.


РР Подготовка к сочинению-индивидуальной характеристике «Почему Герасима называют самым замечательным лицом среди дворни?»

Составляют план характеристику героя. Работают с эпизодами рассказа. Создают цитатную таблицу для характеристики.


24.


А.А. Фет.

«Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облета…». Природные образы и средства их создания.

Кратко рассказывают о поэте и работают со статьей учебника. Выразительно читают стихотворение поэта, изученное ранее и прочитанное самостоятельно.


25.


Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Утверждение гуманистических идеалов.

Знакомятся с биографией писателя, выполняют презентацию материала об участии Л.Н. Толстого в кавказской войне. Читают статью учебника об исторической основе рассказа и отвечают на вопросы. Письменно отвечают на один из проблемных вопросов.


26.


РР Подготовка к домашнему сочинению-сравнительной характеристике «Жилин и Костылин: два характера, две судьбы».

Составляют план сравнительной характеристики. Подбирают цитаты из текста. Устно рассказывают по плану.

27.


Самостоятельная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

Создают письменные высказывания различных жанров: описание, сочинение по картине, характеризуют героев, пишут отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, отвечают на проблемный вопрос.


28.


А.П. Чехов. «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев. Особенности чеховского юмора.

Читают статью учебника «Антон Павлович Чехов». Составляют план, отвечают на вопросы учителя. Читают рассказ (в том числе и по ролям). Составляют языковой комментарий к тексту. Обсуждают содержание рассказа. Пишут отзыв на иллюстрацию к рассказу.


29


РР Составление киносценария к рассказу А.П. Чехова «Хирургия».

Составляют цитатный план рассказа. Составляют таблицу, включающую в себя главные элементы киносценария (номер кадра, место действия, смена планов, диалог героев, звук). По группам характеризуют действующих лиц, описывают интерьер.


30


Поэты 19 века о родине и родной природе. Стихотворения Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова.

Выразительно читают стихотворения и рецензируют чтение. Обсуждают стихотворения в форме конкурса-эстафеты по предложенным вопросам и заданиям.

Контроль№8.Чтение стихотворения наизусть

31.


И.А. Бунин.

«Косцы» – поэтическое воспоминание о родине.

Читают статью учебника и составляют ее план. Работают в группах. Рецензируют актерское чтение.


32.


Внеклассное чтение. Тема исторического прошлого в рассказе И.А. Бунина «Подснежник»

Читают историко-культурный комментарий к тексту. Работают со словарем литературоведческих терминов. Коллективно обсуждают рассказ.


33


В.Г. Короленко.

«В дурном обществе». Судья и его дети. Семья Тыбурция.

Устно рассказывают о писателе. Читают по ролям. Выявляют характерные образы и приемы изображения человека. Обсуждают главы повести по вопросам. Составляют план сравнительных характеристик.


34.


В.Г. Короленко.

«В дурном обществе». «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Читают и обсуждают ключевые фрагменты. Характеризуют сюжет, героев повести. Работают с литературоведческим словарем.

35.


Рр Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Защищают коллективный проект «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко». Составляют план письменного ответа на проблемный вопрос. Подбирают цитаты к ответу (групповая работа). Составляют устный ответ на проблемный вопрос.


36.


С.А. Есенин.

Тема родины в стихотворениях С.А. Есенина «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Участвуют в Литературно-музыкальной композиции о жизни и творчестве С.А. Есенина. Анализируют поэтический язык стихотворений.

Контроль№9.Чтение стихотворения наизусть

37-38.


Сказ П.П. Бажова «Медной горы хозяйка»: реальность и фантастика. Нравственные качества мастеровых людей. Особенности сказа как жанра литературы.

Выразительно читают сказ. Находят в тексте незнакомые слова. Составляют характеристики героев произведения. Инсценируют отрывки. Работают со словарем литературоведческих терминов.


39.


К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб». Герои сказки и их поступки. Нравственные проблемы сказки.

Читают и обсуждают статью учебника о писателе. Находят незнакомые слова и определяют их значения. Составляют цитатный план сказки. Подбирают пословицы и поговорки о хлебе. Выявляют реалистические и фантастические элементы в сказке. Работают над литературоведческими понятиями: пейзаж, эпитет, сравнение, олицетворение.


39.


Внеклассное чтение. Природа и человек в произведениях К.Г. Паустовского.

Инсценируют фрагменты произведений. Обсуждают самостоятельно прочитанные произведения по плану, предложенному учителем. Определяют авторское отношение к героям. Составляют вопросы к викторине по произведениям Паустовского (по группам)


40-41.


С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Пьеса-сказка и ее народная основа. Проблемы и герои.

Выразительно читают сказку «Двенадцать месяцев» по ролям. Беседуют по произведению. Составляют план-характеристику героев. Определяют родовые особенности драмы.


42.


Рр Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

Составляют план письменного высказывания. Подбирают цитаты по выбранной проблеме. Читают и обсуждают статью учебника «Сказки народные и литературные».


43.


А.П. Платонов. «Никита». Душевный мир главного героя. Быль и фантастика в рассказе

Устно отвечают на вопросы по содержанию рассказа. Составляют план рассказа о герое. Выявляют функции фантастических и реалистических элементов в рассказе. Обсуждают иллюстрации учебника.


44-45.


В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Поведение человека в экстремальной ситуации. Становление характера главного героя.

Читают и обсуждают статью учебника об Астафьеве, статью из раздела «Литературные места России». Выразительно читают эпизоды рассказа. Анализируют эпизоды.


46.


Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов:

  1. Какой изображена природа в творчестве Есенина, Бажова, Паустовского, Астафьева?

  2. Какие поступки сверстников и черты характера вызывают мое восхищение в произведениях Короленко, Паустовского, Платонова, Астафьева?

Составляют план самостоятельного письменного высказывания, подбирают цитаты по выбранной проблеме.


47.


А.Т. Твардовский.

Стихотворения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» и К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Патриотический подвиг детей в годы Великой Отечественной войны.

Читают и обсуждают статью учебника «Поэты о Великой Отечественной войне». Читают выразительно наизусть.


47-48.


Поэты ХХ века о родине и родной природе. Стихотворения И.А. Бунина, С.А. Есенина, Д.Б. Кедрина, Н.М. Рубцова, Дон-Аминадо

Активизируют читательский опыт по теме «Родина и родная природа в лирике 19 века». Устно рецензируют выразительное чтение одноклассников. Обсуждают и анализируют предлагаемые стихотворения. Сопоставляют стихотворения с произведениями живописи. Определяют общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Анализируют средства изобразительности, создающие образ родины и родной природы.

Контроль№10.Читают выразительно наизусть

49-50.


Рр Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения на материале стихотворений русских поэтов ХХ века.

Составляют план сочинения, подбирают цитатный материал. Работают в группе с отдельными стихотворениями.


51.


Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон». Образы детей в рассказах. Юмористическое переосмысление сюжетов литературной классики.

Читают и обсуждают статью учебника о писателе. Выразительно читают фрагменты рассказа. Составляют комментарий к текстам. Выборочно пересказывают. Работают с понятием юмор, подбирают примеры из рассказов, выявляют способы создания комического. Сопоставляют рассказы с произведениями литературной классики, анализируют.


52.


Ю.Ч. Ким.

«Рыба-кит» как юмористическое произведение

Составляют презентацию и защищают собственные иллюстрации к юмористическим рассказам. Инсценируют песни. Читают и обсуждают статью С.Я. Маршака «О талантливом читателе»


53.


Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мед»: верность традициям предков.

Читают статью учебника о писателе, составляют ее план. Участвуют в дискуссии «Правильно ли поступили герои баллады? »


54-56.


Д. Дефо.

«Робинзон Крузо»: удивительная книга об удивительных приключениях. Характер главного героя и его поступки. Книга о силе человеческого духа.

Рассказывают о писателе Д.Дефо. Выразительно читают фрагменты романа и устно рецензируют чтения. Выборочно пересказывают на тему «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом острове?» Дают устные ответы на вопросы по тексту.


57-61.


Х.-К. Андерсен. «Снежная королева». Реальность и фантастика. Сказка о великой любви и настоящей красоте.

Сообщают о сказочнике Андерсене. Выразительно читают отрывок из очерка К.Г. Паустовского «Великий сказочник» и обсуждают. Дают устные ответы на вопросы по содержанию произведения. Участвуют в дискуссии «Что есть красота?».


62-64.


М. Твен.

«Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. Тема дружбы в произведении.

Рассказывают о писателе М. Твене. Выразительно читают фрагменты романа. Обсуждают отрывки. Обсуждают вопрос «Чем герои романа похожи на моих сверстников и чем отличаются от них?»


65-66


Д. Лондон.

«Сказание о Кише»: сказание о взрослении подростка.

Читают и обсуждают статью учебника о Д. Лондоне. Выразительно читают рассказ. Работают с эпизодами по группам.


67.


Стихи, и как читать их вслух

Дают устный монологический ответ.

Читают любимые стихи, обсуждают выразительное чтение


68.


Учимся читать выразительно

Читают любимые стихи, обсуждают выразительное чтение


69.


Литературные места России

Знакомятся с литературными местами России


70.


Литературные места России

Знакомятся с литературными местами России





Итого 70 часов.

10 контролей


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Д-демонстрационный

К- полный комплект

Ф- комплект для фронтальной работы

П- для парной работы

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2013.


К

Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2012.


Д

Репродукции картин художников


Д

Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).



Д

Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 9 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2011 г.


Д

И. В. Карасёва, В. Н. Пташкина «Система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина». Волгоград, Изд. «Учитель», 2013 г.


Д

Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.

Д

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.


Д

Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).


Д

. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).


Д

Экранно- звуковые пособия


Видеофильмы соответствующего содержания

Д

. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2013.

К

Технические средства обучения (средства ИКТ).



Персональный компьютер

Д

Мультимедийный проектор (1 на 3 кабинета).


Д

Печатные пособия

Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей


Д

Репродукции картин художников

Д



Оценочные материалы


1. Произведения русских писателей 18 века. Басня И.А. Крылова наизусть по выбору ученика.

Критерии оценивания чтения наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Правильная постановка логического ударения. Правильный выбор темпа. Соблюдение пауз.

Оценка "4» - знает басню наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Или знает текст, но неверно расставляет логические ударения, паузы.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста, неверно расставляет логические ударения, паузы

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст


2. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Няне» наизусть. Критерии оценивания см. выше


3. Чтение пролога к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» наизусть. Критерии

оценивания см. выше


4. Тест по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина.

ТЕСТ

1. Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях:

а) басня; б) сказка; в) баллада.

2. Его называют «Солнцем русской поэзии»; он писал сказки, стихи, поэмы, повести, романы:

а) А. С. Пушкин; б) И. А. Крылов; в) В. А. Жуковский.

3. Известный русский баснописец:

а) А. С. Пушкин; б) И. А. Крылов; в) В. А. Жуковский.

4. Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом:

а) басня; б) сказка; в) баллада.

5. Как называется басня, мораль которой такова:

Невежда так ж в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

а) «Волк на псарне»; б) «Ворона и Лисица»; в) «Свинья под дубом».

6. Какая сказка Пушкина начинается словами:

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И Царица у окна

Села ждать его одна...

а) «Сказка о царе Салтане»; б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; в) «Сказка о рыбаке и рыбке».

7. Краткий нравоучительный стихотворный или прозаически рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Действующими лицами чаще всего выступают животные, растения, вещи, в которых проявляются человеческие качества и отношения:

а) басня; б) сказка; в) баллада.

8. Какая басня была написана как отклик на события войны 1812 года и понравилась Кутузову:

а) «Волк на псарне»; б) «Ворона и Лисица»; в) «Свинья под дубом».

9. Кто автор строк:

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет как нет...

а) А. С. Пушкин; б) И. А. Крылов; в) В. А. Жуковский.

10. Какое произведение А. С. Пушкина начинается словами:

У лукоморья дуб зелёный...

а) «Сказка о попе и работнике его Балде»; б) «Руслан и Людмила»; в) «Няне».


Ответы 1.б 2.а 3.б 4.в 5.в 6.б 7.а 8.а 9.в 10.

1 правильный ответ-1 балл

« 5»-10 -9 баллов

«4»-8-6

«3»-5-4

«2»-3-0

Отметки выставляются согласно шкале оценивания:

100%-90% «5»

89%-66%- «4»

65%-41%- «3

40%- «2»


5.Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» наизусть. Критерии оценивания см. выше

6. Чтение стихотворения наизусть. Н.А. Некрасов. Одно стихотворение – по выбору. Критерии оценивания см. выше

7. Тест по повести И.С.Тургенева « Муму».


1. Чей портрет приведён ниже:

«...мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём... Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках...» (Герасим.)

2. Как звали девушку, которая нравилась главному герою произведения? (Татьяна.)

3. Почему Герасим назвал свою собачку Муму? (Он был глухонемым.)

4. Кто жил в такой комнате:

«...кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках...; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках....»? (Герасим.)

5. Почему барыня велела утопить собачку? (Собачка оскалилась на барыню, когда та попыталась погладить её.)

6. Был ли у Герасима прототип? (Был.)

7. Каких героев рассказа можно назвать героями положительными, а каких — отрицательными? (Положительные Герасим, отрицательные — барыня, Капитон, Гаврила.)

8. Каким недугом страдал Герасим? (Немотой.)

9. Кем работал Герасим у барыни? (Дворником.)

10. Что случилось с возлюбленной Герасима в середине рассказа? (Её выдали замуж.)

11. Что она сделала, чтобы избавиться от ухаживаний Герасима? (Притворилась пьяной.)

12. В какое время был написан рассказ? (Во время крепостного права.)

13. Как звали дворецкого барыни? (Гаврила.)

14. Какими словами можно охарактеризовать барыню? (Скучающая старость, капризная, властная.)

15. С какой целью, на ваш взгляд, был написан рассказ? (Чтобы показать, что при крепостном праве крестьяне не имели никаких прав, они были собственностью помещика, с ними могли поступить как угодно.)


Критерии оценивания: 1 правильный ответ - 1 БАЛЛ

«5»-15-14Б

«4»-13-10Б

«3»-9-6Б

«2»-5-0Б

Отметки выставляются согласно шкале оценивания:

100%-90% «5»

89%-66%- «4»

65%-41%- «3

40%- «2»


Ответы

1.Герасим

2.Татьяна

3.Он был глухонемым.

4.Герасим

5.Собачка оскалилась на барыню ,когда та попыталась погладить ее.

6.Был.

7.Положительные-Герасим, отрицательные- барыня, Капитон, Гаврила.

8.Немотой

9.Дворником

10.Ее выдали замуж

11.Притворилась пьяной

12.Во время крепостного права.

13.Гаврила

14.Капризная, властная

15.Чтобы показать, что при крепостном праве крестьяне не имели никаких прав,они были собственниками помещиков, с ними могли поступить, как хотели.


8. Одно стихотворение о русской природе поэтов 19 века выучить наизусть. Стихотворения Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова. Критерии оценивания см. выше.


9. С.А. Есенин. Одно стихотворение наизусть – на выбор. Критерии оценивания см. выше.


10. Поэты ХХ века о родине и родной природе. Одно стихотворение наизусть – на выбор. (Стихотворения И.А. Бунина, С.А. Есенина, Д.Б. Кедрина, Н.М. Рубцова, Дон-Аминадо ) Критерии оценивания см. выше.

Планируемые результаты

Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультиплика-ция, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIXXX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколе-ний и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средст-вами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



Приложение 2.


Внеурочная работа

  1. Викторина по сказкам

  2. Проекты:


  1. Электронная презентация «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира» (коллективный, срок реализации -1 неделя)

2. Электронный альбом «Стихи о Родине, родной природе в иллюстрациях» (коллективный, срок реализации -1 неделя)

3. Литературный праздник (коллективный, срок реализации -1 месяц)

4. Портфолио читателя «Я художник-иллюстратор» (индивидуальный, срок реализации -1 год)


Приложение 3.


Сценарий викторины по сказкам

«Путешествие в Лукоморье»

(5 класс)


ЦЕЛЬ:

  1. Выяснить уровень начитанности школьников.

  2. Расширить кругозор учащихся.

  3. Воспитать внимательного читателя.

  4. Развить эстетический вкус школьников.

  5. Сформировать навык работы в группах.

  6. Активизировать умственную и творческую деятельность учащихся.

ОФОРМЛЕНИЕ: мультимедиапроектор (мультимедийная презентация прилагается; на слайдах презентации обозначена последовательность конкурсов и правильные ответы на вопросы игры с иллюстрациями к сказкам), карточки с заданиями, грамоты.

ПОЯСНЕНИЯ: игру по сказкам можно провести на уроке в одном классе или внеклассным мероприятием. Например, на параллель пятых классов. Игре могут участвовать две или три команды (состав команды: 6 – 8 человек). Команды заранее получают задание – придумать название, девиз, эмблему. В жюри приглашаются учителя, работающие в классе или в классах (если мероприятие проводится на параллель).

ХОД УРОКА:

1. Ведущий:

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.


Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочную страну Лукоморье, где живут персонажи наших любимых сказок. Выясним, что вы знаете о сказках, об их авторах и героях. А так как у нас игра – соревнование, значит, должно быть и компетентное жюри, которое будет оценивать ваши ответы.


Представление членов жюри

А теперь давайте познакомимся с командами.

Представление команд (название, девиз).


1. КОНКУРС « РАЗМИНКА»

Ведущий задает вопросы командам по очереди. За правильный ответ – 1 балл, если команда называет автора произведения + 1 балл дополнительно.

1. В какой сказке есть страна Жевунов? ( А.Волков, « Волшебник изумрудного города» )

2. Кто кусал женщин то в глаз, то в нос, а еще князь? ( Гвидон,

«Сказка о царе Салтане» )

3. Если этот герой начнет снимать одежду, то будет тяжело удержаться от слез? ( Чипполино, Дж. Родари )

4. Что пел золотой петушок из сказки А.С.Пушкина? ( Ку-ка-ре-ку. Царствуй, лежа на боку.)

5. Когда он вертит цветной зонтик, детям снятся цветные сны?

( Оле-Лукойе, Г.Х.Андерсен )

6. Кто помог главному герою этой сказки добыть жар-птицу, коня-златогрива и Елену Прекрасную? ( Серый волк, « Иван-царевич и серый волк» )

7. Какое выражение у Карлсона было любимым? ( Дело житейское, Астрид Линдгрен « Малыш и Карлсон» )

8. Как зовут героиню сказки, которая отправилась в Зазеркалье? ( Алиса, Льюис Кэрролл « Приключения Алисы в Зазеркалье» )

9. За кого вышла замуж Дюймовочка? ( Принц эльфов, Г.Х.Андерсен )

10. Как звали Карлика Носа? ( Якоб, Гауф )

11. На чем передвигалась Баба-Яга? ( Ступа )

12. Как называлась книга, которую купил папа Карло, продав свою куртку? ( « Азбука» )


2. КОНКУРС « УГАДАЙ СКАЗКУ»

Капитаны команд тянут (по очереди) по две карточки, не видя заданий. По перечисленным именам существительным надо угадать название сказки. За правильный ответ – 1 балл, если команда называет автора сказки + 1 балл, за скорость + 1 балл.

Задание: по данным именам существительным угадайте название сказки.

1. Лианы, мальчик, река, волки, факел, стадо, джунгли. « Маугли», Р.Киплинг

2. Замок, сапоги, осел, шляпа, лев, маркиз, река. « Кот в сапогах», Ш. Перро

3. Дорога, разбойники, музыка, горящие угольки, дерево, петух, дружба, осел. « Бременские музыканты», Братья Гримм

4. Дворец, морской конек, ведьма, корабль, боль, море, колдовской напиток. « Русалочка», Г.Х.Андерсен

5. Елка, подарки, кукольное царство, орехи, битва, сабля, дворец, короны, мышиный король. « Щелкунчик», Гофман

6. Тыква, граф Вишенка, слезы, налоги, пауки, синьоры, восстание, профессор Груша. « Чипполино», Дж.Родари


3.КОНКУРС « ДОПОЛНИ ИМЯ»

На карточках напечатаны первые части имен сказочных героев. Командам надо вспомнить полные имена героев сказок. За каждое имя – 1 балл, за скорость + 1 балл.

Задание: к первой части имени сказочного героя добавьте вторую часть.

1. Кощей-(Бессмертный)

2. Елена-(Прекрасная)

3. Василиса-(Премудрая)

4. Сестрица-(Аленушка)

5. Мальчик-(с-пальчик)

6. Финист-(Ясный сокол)

7. Иван-(Царевич)

8. Братец-(Иванушка)

9. Змей-(Горыныч)

10. Крошечка-(Хаврошечка)


4. КОНКУРС « СКАЗОЧНЫЕ ВЕЩИ»

Капитаны команд тянут (по очереди) по три карточки с названиями сказочных вещей. Командам нужно назвать сказки, в которых упоминаются данные предметы. За правильный ответ – 1 балл, за скорость + 1 балл.

Задание: вспомните названия сказок, где упоминаются эти предметы.

  1. СОЛОМИНКА- « Пузырь, соломинка и лапоть»

  2. ПЕРЫШКО- « Финист-Ясный сокол»

  3. ГОРОШЕК- « Кот, лиса и петух», « Принцесса на горошине»

  4. КОЛЬЦО- « Волшебное кольцо», « 12 месяцев»

  5. ЯЙЦО- « Курочка-ряба», « Царевна-лягушка»

  6. СТРЕЛА- « Царевна-лягушка»

  7. РУКАВИЦА- « Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»,

« Теремок» ( « Рукавичка» )

  1. МАННАЯ КРУПА- « Лиса и журавль»

  2. ИГЛА- « Царевна-лягушка»


5. КОНКУРС « ВОССТАНОВИ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ»

На карточках напечатаны названия сказок, но все буквы стоят не на своих местах. Из перепутанных букв надо составить названия восьми известных сказок. За правильный ответ – 1 балл, за скорость + 1 балл.

Задание: из разрозненных букв составьте название сказки

( буквы переставлены местами).

  1. « Шаам и двеемьд»-« Маша и медведь»

  2. « Шокупет-лозойто бекошерг»-« Петушок-золотой гребешок»

  3. « Рьяам Ернавмо»-« Марья-Моревна»

  4. « Инкасв-олозяат ещкатин»-« Свинка-золотая щетинка»

  5. « Аялеб токчау»-« Белая уточка»

  6. « Кагошекорпоти»-« Покатигорошек»

  7. « Ивакс-Каруб»-«Сивка-бурка»

  8. « Вочмокайдю»-« Дюймовочка»


6. КОНКУРС « СКАЗОЧНЫЕ ЗАДАЧИ»

Капитаны команд тянут (по очереди) из рук ведущего карточки с задачами. За правильное решение задачи – 1 балл, за скорость + 1 балл.

Задание: решите сказочные задачи.

1. В школе для бесенят было 10 учеников. На дом каждому задали совершить 3 мелких пакости. Один бесенок не выполнил задание. Сколько мелких пакостей было сделано бесенятами?

( Ответ: 27)

2. Змей Горыныч вызвал на бой 3 богатырей. Сколько голов должен отсечь каждый богатырь, если у змея их 12, а богатыри поделили их поровну? ( Ответ: 4)

3. Чудо-Юдо рыба-кит проглотило новгородского купца Садко вместе с лодкой. Купец весил 100 кг, лодка - вдвое больше. На сколько килограммов потяжелело Чудо-Юдо , если Садко оно выплюнуло обратно? ( Ответ: 200)


7. КОНКУРС « КТО ЭТО?»

Ведущий зачитывает отрывки из сказок. Нужно угадать, о каком сказочном герое идет речь. За правильный ответ – 1 балл + 1 балл за название сказки.

Задание: угадайте, о ком идет речь.

  1. « Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я все стал видеть злым и безобразным» ( Кай, « Снежная королева» )

  2. « Появился на птичьем дворе маленький птенец-утенок, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птенцы не приняли его в свою семью» ( Лебедь, « Гадкий утенок» )

  3. Ночь настала, Месяц всходит, Поле все герой обходит,

Озираючись кругом, И садится под кустом.

Звезды на небе считает и краюшку уплетает. ( Иван, « Конек-горбунок»

4. « Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку-настоящего друга. Но мама была почему-то против. И все-таки друг у меня появился. Самый лучший друг в мире: в меру упитанный мужчина в расцвете лет, лучший в мире специалист по паровым машинам, лучший в мире поедатель пирогов, лучшая в мире нянька»

( Малыш, « Малыш и Карлсон» )

  1. « Маленькие дети, ни за что на свете

Не ходите, дети, в Африку гулять.

В Африке-разбойник, в Африке-злодей…» ( Бармалей,

« Бармалей» )

  1. В этой книжке именины, много было там гостей.

А на этих именинах, появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть ее не погубил,

Но коварному злодею кто-то голову срубил. ( Комарик,

« Муха-цокотуха» )


Дополнительные вопросы ведущий задает зрителям, когда команды работают, жюри подводит итоги. За правильный ответ зрителя на вопрос команда, за которую он «болеет», получает 1 балл.

  1. Уплетая калачи ехал парень на печи.

Прокатился по деревне и женился на царевне. ( Емеля )

  1. У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы.

Высоко они летят, далеко они глядят. ( гуси-лебеди )

  1. Был друг у Ивана немного горбатым,

Но сделал счастливым его и богатым. ( конек-горбунок )

  1. Эта скатерть знаменита, тем, что кормит всех досыта,

Что сама собой она вкусных кушаний полна. ( скатерть-самобранка )

  1. Сладких яблок аромат заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем, и светло в ночи, как днем. ( жар-птица )

  1. Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом…

Кем же были эти маленькие дети? ( 7 козлят )

  1. Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет и в дороге слезы льет.

  1. Он сумел поймать воришку, он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком, а поймал он их бочком. ( бычок-смоляной бочок )

Объявление результатов игры, награждение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа учебного предмета "Литература" в 5 классе

Автор: Псарева Татьяна Алексеевна

Дата: 07.08.2017

Номер свидетельства: 424997

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного предмета «Обществознания» для 8 класса  основного общего образования на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(140) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniia-dlia-8-klassa-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132802"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416410268"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного предмета «История» для 6 классов основного общего образования на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(130) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-istoriia-dlia-6-klassov-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132791"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416409406"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 9 классов основного общего образования на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(141) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-9-klassov-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132806"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416410521"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного предмета «Обществознания» для 6 класса  основного общего образования на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(140) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniia-dlia-6-klassa-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132800"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416410005"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного предмета «История» для 11 класса среднего общего образования на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(131) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-istoriia-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132817"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416411721"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства