Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе "Тайны текста"»
Программа учебного курса по литературе
для 8 класса « Тайный мир текста»
Раздел I.Пояснительная записка
Одной из актуальных задач современной школы является формирование развитой личности, обладающей высоким уровнем языковой культуры, необходимым компонентом которой является речевая и читательская культура, что предполагает сформировать у учащихся умения и навыки литературоведческого анализа художественного текста, развитие эстетического, интеллектуального, творческого потенциала, повышение читательской культуры. Постижение художественного произведения – каждый раз открытие. При всей своей сложности процесс этот довольно увлекательный, поскольку позволяет погрузиться в мир текста – прекрасный и таинственный, наполненный особым смыслом, напряжёнными поисками, приобщением к творчеству. Поэтому необходимо учить школьников максимально полному анализу художественного текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам в старшей школе. Курс « Тайный мир текста» направлен на систематизацию и расширение знаний, умений и навыков в области литературоведения, овладения различными видами анализа, опираясь на теоретические сведения. Учебный курс рассматривает текст как речевое произведение и ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции восьмиклассников в области речеведения. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области. Курс « Тайный мир текста» углубляет и расширяет знания учащихся по литературе и строится на базе знаний по теории литературы с учетом навыков, полученных на уроках литературы с 5 по 7 классы. Данный курс предназначен для учащихся 8 класса основной школы. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Вместе с тем курс подразумевает усвоение теоретических литературоведческих понятий в сочетании с практической деятельностью учащихся (при анализе художественных произведений).
Существует противоречие между содержанием учебной программы по предмету (стандарта) и отведённым временем на освоение этого содержания, которое выделяется учебным планом. Нехватка времени для формирования практических умений с помощью углубленных теоретических сведений компенсируется на занятиях данного курса. Актуальность программы курса заключается в том, что анализ текста художественного произведения предлагается как процесс медленного чтения, чуткого вслушивания в слово, его многозначность, ёмкость, многогранность, а также способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сферы мышления учащихся.
Содержание программы предполагает чтение и изучение художественного произведения как произведение искусства слова, как явление культуры. Это некий алгоритм анализа, последовательность аналитических действий, который способствует продвижению к постижению глубины смысла произведения и богатства формы.
Целью курса является создание условий для формирования личности ученика, способной самостоятельно мыслить, полноценно воспринимать и оценивать литературное произведение, анализировать его с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
обобщить, расширить и углубить знания учащихся о тексте и его важнейших признаках; о выразительных средствах языка и его стилистических ресурсах;
способствовать формированию у учащихся понимания текста, развивать навыки анализа художественного произведения;
создавать информационное пространство о различных подходах к анализу текста;
развивать умения учащихся рассматривать слово не только в прямом его значении, но и видеть художественный смысл в структуре текста;
развивать устную и письменную речь, ассоциативное мышление, воображение и творческие способности учащихся;
воспитывать читателя, понимающего выраженный в художественном произведении замысел писателя, его манеру, стиль, миропонимание и мироощущение.
Рабочая программа учебного курса включает пять разделов: раздел «Пояснительная записка»; раздел II «Содержание курса»; раздел III «Тематическое планирование», Раздел IV «Урочно - тематический план»; раздел V «Учебное и учебно- методическое обеспечение».
Содержательный материал, положенный в основу программы, - это небольшие по объёму эпические и лирические произведения литературы XVIII-XX вв. в ее лучших, классических образцах, предназначенные для обязательного изучения и самостоятельного чтения учащимися. Система занятий, основанная на работе с подлинными произведениями искусства, призвана научить осознавать неотделимость формы и содержания, тонко чувствовать нюансы литературного произведения, сформировать умения интерпретировать его и строить речевое высказывание в устной и письменной форме. В ходе литературоведческого исследования учащиеся должны научиться выделять средства выразительности художественной речи и определять их роль в воплощении авторского замысла, в решении идейной и эстетической задачи автора. Через слово как знаковую единицу восьмиклассники учатся постигать глубинный смысл произведения, воспринимать духовный опыт человечества. В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.
Для реализации программы и задач курса важно использовать многообразие коммуникативно-творческих форм и приёмов обучения, обозначенных как творческий практикум, поэтический семинар творческая лаборатория, творческая мастерская, эвристическая беседа, урок-семинар, урок-лекция, урок-исследование, урок-конференция, урок-практикум и т.д. Данные формы работы позволяют активизировать деятельность учащихся. Характер и объём работы определяется в зависимости от особенностей текста, этапа обучения и уровня подготовленности учащихся. Разнообразные формы организации обучения позволяют обеспечить наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей школьников.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать разные виды анализа текста;
знать методику сбора материалов для анализа;
знать историю создания предложенных произведений, их место в творчестве авторов; основные признаки художественного текста и принципы его организации;
знать индивидуальные особенности художественного мира отдельных поэтов и писателей.
Учащиеся должны уметь:
вычленять художественные средства выразительности языка и понимать их роль в художественном произведении;
анализировать и интерпретировать поэтический и прозаический текст в устной и письменной форме, давать ему личностную оценку;
создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме, содержащие литературоведческий разбор художественных текстов;
владеть культурой устной и письменной речи, навыками научного исследования;
выполнять задания творческого характера;
работать индивидуально и в группе;
осуществлять лингвистический анализ текста;
создавать тесты по заданной спецификации;
создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему
Формы, способы контроля уровня достижений учащихся:
подготовка и защита проектов, докладов, рефератов;
проведение семинаров, исследований, экспериментов;
проведение творческих практикумов, мастерских, лабораторий;
самостоятельный анализ произведений и эпизодов;
конференции;
заочные экскурсии;
лекции, эвристические беседы;
презентации учащихся;
тестирование;
конкурс чтецов.
Конечная цель занятий курса - привить любовь и чуткость к художественному слову, научить мыслить самостоятельно, творчески. Итоговой формой отчетности данного курса послужит презентация собственных проектов на свободную тему со своим собственным комментарием. Лучшие учащиеся будут отмечены дипломами и благодарностями. Традиционная школьная отметка в данном курсе не предполагается. Рекомендуемый список литературы может быть использован как учителями, так и учащимися, и стать предметом самостоятельного изучения.
Работа по теме курса «Тайный мир текста» предполагает следующийожидаемый результат: изучение теоретического материала приведет к ликвидации пробелов в данной области; овладение необходимыми теоретическими знаниями приведет к обеспечению высокого уровня литературоведческой подготовки учащихся, к овладению навыками применять полученные знания на практике: умению глубоко анализировать художественное произведение, используя сведения по теории литературы, умению самостоятельно формировать собственное мнение о явлениях художественной культуры.
Предлагаемый курс « Тайный мир текста» рассчитан на 34 часа в год (один час в неделю в течение учебного года). В программе указано примерное распределение учебного времени по темам курса, на занятиях по объективным причинам возможно варьирование материала: углубление в отдельные вопросы, сокращение некоторых тем.
Раздел II. Содержание программы учебного курса
8 класс
Введение в курс (2 ч.)
Текст как знаковая система. Понятие контекста: авторский контекст и читательский.
Теория литературного анализа (3ч.)
Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный. Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ. Понятие проблемного вопроса и проблемной ситуации.
Интерпретация- истолкование, разъяснение смысла. Отличие интерпретации от анализа.
Язык художественного произведения (14ч.)
Язык разговорный, литературный, поэтический. Понятие поэтического языка.
Тропы. Виды тропов: аллегория, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, перефраза, эпитет.Тропы как средство художественного изображения. Эпитеты в исторических песнях.
Тексты. К.Бальмонт « Вечер. Взморье. Вздохи ветра», В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче», « Степан Разин на Волге», « Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён», Е.А. Баратынский « Водопад», «Чудный град порой сольётся…», Г.Р. Державин «Снегирь», М.Ю.Лермонтов «Нищий», А.С. Пушкин « Я помню чудное мгновенье…», А. А. Фет « На железной дороге», А. Блок « На железной дороге».
Персонаж в литературном произведении (5 ч.)
Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой, персонаж, герой, действующее лицо. Способы создания характера персонажа: имя, портрет, речь, поступки, поведение, мысли, чувства, отношение с окружающими, авторское отношение к герою, место героя в образной системе произведения.
Функция детали в художественном произведении (3ч.)
Деталь как самая малая и неделимая единица предметного мира произведения. Роль детали в раскрытии образа. « Читая, мы должны замечать и лелеять детали. Лунный свет обобщений - вещь хорошая, но лишь после того, как любовно собраны все солнечные мелочи книги» (В. Набоков).
Тексты. М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь», « Сосед». М.Горький « Песня о Соколе».
Роль эпизода в художественном произведении (3ч.)
Эпизод - основной структурный элемент в системе произведения. Виды связи эпизодов: причинно- следственные, причинно-временные, собственно временные. Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.
Тексты. М.Горький « Старуха Изергиль», А. С.Пушкин « Капитанская дочка».
Обобщение изученного (1ч.)
Раздел III. Тематическое планирование курса
№
Разделы
Всего часов
1.
Введение в курс
2ч.
2.
Теория литературного анализа
3ч.
3.
Язык художественного произведения
14ч.
4.
Персонаж в литературном произведении
5ч.
5.
Функция детали в художественном произведении
3ч.
6.
Символика в художественном произведении
3ч.
7.
Роль эпизода в художественном произведении
3ч.
8.
Обобщение изученного
1ч.
Итого:
34 ч.
Раздел IV. Урочно - тематический план курса
Номер урока
Название разделов и тем
Всего часов
Формы и методы обучения
Формы контроля
Тема № 1.Введение в курс -2 ч.
1
Текст как знаковая система.
1
Слово учителя о целях, задачах курса. Лекция- беседа
Конспект. Групповая рефлексия
2
Понятие контекста: авторский и читательский.
1
Лекция - беседа
Эссе
Тема № 2. Теория литературного анализа- 3 ч.
3
Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный.
1
Лекция учителя, конспектирование
Доклад на тему «Виды анализа»
4
Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ.