kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе "Тайны текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

этот курс формирует личность ученика,способной самостоятельно мыслить, воспринимать и оценивать литературное произведение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе "Тайны текста"»

Программа учебного курса по литературе

для 8 класса « Тайный мир текста»


Раздел I. Пояснительная записка


Одной из актуальных задач современной школы является формирование развитой личности, обладающей высоким уровнем языковой культуры, необходимым компонентом которой является речевая и читательская культура, что предполагает сформировать у учащихся умения и навыки литературоведческого анализа художественного текста, развитие эстетического, интеллектуального, творческого потенциала, повышение читательской культуры. Постижение художественного произведения – каждый раз открытие. При всей своей сложности процесс этот довольно увлекательный, поскольку позволяет погрузиться в мир текста – прекрасный и таинственный, наполненный особым смыслом, напряжёнными поисками, приобщением к творчеству. Поэтому необходимо учить школьников максимально полному анализу художественного текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам в старшей школе. Курс « Тайный мир текста» направлен на систематизацию и расширение знаний, умений и навыков в области литературоведения, овладения различными видами анализа, опираясь на теоретические сведения. Учебный курс рассматривает текст как речевое произведение и ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции восьмиклассников в области речеведения. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области. Курс « Тайный мир текста» углубляет и расширяет знания учащихся по литературе и строится на базе знаний по теории литературы с учетом навыков, полученных на уроках литературы с 5 по 7 классы. Данный курс предназначен для учащихся 8 класса основной школы. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Вместе с тем курс подразумевает усвоение теоретических литературоведческих понятий в сочетании с практической деятельностью учащихся (при анализе художественных произведений).

Существует противоречие между содержанием учебной программы по предмету (стандарта) и отведённым временем на освоение этого содержания, которое выделяется учебным планом. Нехватка времени для формирования практических умений с помощью углубленных теоретических сведений компенсируется на занятиях данного курса. Актуальность программы курса заключается в том, что анализ текста художественного произведения предлагается как процесс медленного чтения, чуткого вслушивания в слово, его многозначность, ёмкость, многогранность, а также способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сферы мышления учащихся.

Содержание программы предполагает чтение и изучение художественного произведения как произведение искусства слова, как явление культуры. Это некий алгоритм анализа, последовательность аналитических действий, который способствует продвижению к постижению глубины смысла произведения и богатства формы.

Целью курса является создание условий для формирования личности ученика, способной самостоятельно мыслить, полноценно воспринимать и оценивать литературное произведение, анализировать его с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

обобщить, расширить и углубить знания учащихся о тексте и его важнейших признаках; о выразительных средствах языка и его стилистических ресурсах;

способствовать формированию у учащихся понимания текста, развивать навыки анализа художественного произведения;

создавать информационное пространство о различных подходах к анализу текста;

развивать умения учащихся рассматривать слово не только в прямом его значении, но и видеть художественный смысл в структуре текста;

развивать устную и письменную речь, ассоциативное мышление, воображение и творческие способности учащихся;

воспитывать читателя, понимающего выраженный в художественном произведении замысел писателя, его манеру, стиль, миропонимание и мироощущение.


Рабочая программа учебного курса включает пять разделов: раздел «Пояснительная записка»; раздел II «Содержание курса»; раздел III «Тематическое планирование», Раздел IV «Урочно - тематический план»; раздел V «Учебное и учебно- методическое обеспечение».

Содержательный материал, положенный в основу программы, - это небольшие по объёму эпические и лирические произведения литературы XVIII-XX вв. в ее лучших, классических образцах, предназначенные для обязательного изучения и самостоятельного чтения учащимися. Система занятий, основанная на работе с подлинными произведениями искусства, призвана научить осознавать неотделимость формы и содержания, тонко чувствовать нюансы литературного произведения, сформировать умения интерпретировать его и строить речевое высказывание в устной и письменной форме. В ходе литературоведческого исследования учащиеся должны научиться выделять средства выразительности художественной речи и определять их роль в воплощении авторского замысла, в решении идейной и эстетической задачи автора. Через слово как знаковую единицу восьмиклассники учатся постигать глубинный смысл произведения, воспринимать духовный опыт человечества. В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.

Для реализации программы и задач курса важно использовать многообразие коммуникативно-творческих форм и приёмов обучения, обозначенных как творческий практикум, поэтический семинар творческая лаборатория, творческая мастерская, эвристическая беседа, урок-семинар, урок-лекция, урок-исследование, урок-конференция, урок-практикум и т.д. Данные формы работы позволяют активизировать деятельность учащихся. Характер и объём работы определяется в зависимости от особенностей текста, этапа обучения и уровня подготовленности учащихся. Разнообразные формы организации обучения позволяют обеспечить наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей школьников.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать разные виды анализа текста;

знать методику сбора материалов для анализа;

знать историю создания предложенных произведений, их место в творчестве авторов; основные признаки художественного текста и принципы его организации;

знать индивидуальные особенности художественного мира отдельных поэтов и писателей.

Учащиеся должны уметь:

вычленять художественные средства выразительности языка и понимать их роль в художественном произведении;

анализировать и интерпретировать поэтический и прозаический текст в устной и письменной форме, давать ему личностную оценку;

создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме, содержащие литературоведческий разбор художественных текстов;

владеть культурой устной и письменной речи, навыками научного исследования;

выполнять задания творческого характера;

работать индивидуально и в группе;

осуществлять лингвистический анализ текста;

создавать тесты по заданной спецификации;

создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему

Формы, способы контроля уровня достижений учащихся:

подготовка и защита проектов, докладов, рефератов;

проведение семинаров, исследований, экспериментов;

проведение творческих практикумов, мастерских, лабораторий;

самостоятельный анализ произведений и эпизодов;

конференции;

заочные экскурсии;

лекции, эвристические беседы;

презентации учащихся;

тестирование;

конкурс чтецов.

Конечная цель занятий курса - привить любовь и чуткость к художественному слову, научить мыслить самостоятельно, творчески. Итоговой формой отчетности данного курса послужит презентация собственных проектов на свободную тему со своим собственным комментарием. Лучшие учащиеся будут отмечены дипломами и благодарностями. Традиционная школьная отметка в данном курсе не предполагается. Рекомендуемый список литературы может быть использован как учителями, так и учащимися, и стать предметом самостоятельного изучения.

Работа по теме курса «Тайный мир текста» предполагает следующий ожидаемый результат: изучение теоретического материала приведет к ликвидации пробелов в данной области; овладение необходимыми теоретическими знаниями приведет к обеспечению высокого уровня литературоведческой подготовки учащихся, к овладению навыками применять полученные знания на практике: умению глубоко анализировать художественное произведение, используя сведения по теории литературы, умению самостоятельно формировать собственное мнение о явлениях художественной культуры.

Предлагаемый курс « Тайный мир текста» рассчитан на 34 часа в год (один час в неделю в течение учебного года). В программе указано примерное распределение учебного времени по темам курса, на занятиях по объективным причинам возможно варьирование материала: углубление в отдельные вопросы, сокращение некоторых тем.


Раздел II. Содержание программы учебного курса

8 класс

Введение в курс (2 ч.)

Текст как знаковая система. Понятие контекста: авторский контекст и читательский.

Теория литературного анализа (3ч.)

Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный. Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ. Понятие проблемного вопроса и проблемной ситуации.

Интерпретация- истолкование, разъяснение смысла. Отличие интерпретации от анализа.

Язык художественного произведения (14ч.)

Язык разговорный, литературный, поэтический. Понятие поэтического языка.

Поэтическая фонетика. Звукопись. Звукоподражание. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.

Тропы. Виды тропов: аллегория, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, перефраза, эпитет. Тропы как средство художественного изображения. Эпитеты в исторических песнях.

Поэтический синтаксис. Роль интонации. Синтаксические фигуры: риторические вопросы, обращения, восклицания. Эллипсис. Антитеза. Инверсия. Градация. Оксюморон. Синтаксические повторы: анафора, эпифора.

Тексты. К.Бальмонт « Вечер. Взморье. Вздохи ветра», В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче», « Степан Разин на Волге», « Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён», Е.А. Баратынский « Водопад», «Чудный град порой сольётся…», Г.Р. Державин «Снегирь», М.Ю.Лермонтов «Нищий», А.С. Пушкин « Я помню чудное мгновенье…», А. А. Фет « На железной дороге», А. Блок « На железной дороге».

Персонаж в литературном произведении (5 ч.)

Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой, персонаж, герой, действующее лицо. Способы создания характера персонажа: имя, портрет, речь, поступки, поведение, мысли, чувства, отношение с окружающими, авторское отношение к герою, место героя в образной системе произведения.

Тексты. Н.М. Карамзин « Наталья, боярская дочь», Д.И.Фонвизин « Недоросль». А.де Сент - Экзюпери « Маленький принц».

Функция детали в художественном произведении (3ч.)

Деталь как самая малая и неделимая единица предметного мира произведения. Роль детали в раскрытии образа. « Читая, мы должны замечать и лелеять детали. Лунный свет обобщений - вещь хорошая, но лишь после того, как любовно собраны все солнечные мелочи книги» (В. Набоков).

Текст. А.С. Пушкин « Пиковая дама»

Символика в художественном произведении (3 ч.)

Символ – предметный образ, несущий иносказательный смысл. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число.

Тексты. М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь», « Сосед». М.Горький « Песня о Соколе».

Роль эпизода в художественном произведении (3ч.)

Эпизод - основной структурный элемент в системе произведения. Виды связи эпизодов: причинно- следственные, причинно-временные, собственно временные. Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.

Тексты. М.Горький « Старуха Изергиль», А. С.Пушкин « Капитанская дочка».


Обобщение изученного (1ч.)

Раздел III. Тематическое планирование курса


Разделы

Всего часов

1.

Введение в курс

2ч.

2.

Теория литературного анализа

3ч.

3.

Язык художественного произведения

14ч.

4.

Персонаж в литературном произведении

5ч.

5.

Функция детали в художественном произведении

3ч.

6.

Символика в художественном произведении

3ч.

7.

Роль эпизода в художественном произведении

3ч.

8.

Обобщение изученного


1ч.


Итого:

34 ч.

Раздел IV. Урочно - тематический план курса


Номер урока

Название разделов и тем

Всего часов

Формы и методы обучения

Формы контроля

Тема № 1.Введение в курс -2 ч.

1

Текст как знаковая система.

1

Слово учителя о целях, задачах курса. Лекция- беседа

Конспект. Групповая рефлексия

2

Понятие контекста: авторский и читательский.

1

Лекция - беседа

Эссе

Тема № 2. Теория литературного анализа- 3 ч.

3

Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный.

1

Лекция учителя, конспектирование

Доклад на тему «Виды анализа»

4

Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ.

1

Лекция - беседа

Формулировка вопросов по теме

5

Интерпретация. Отличие интерпретации от анализа.

1

Беседа. Практическое занятие

Творческое задание. Интерпретация любимо стихотворения

Тема № 3 . Язык художественного произведения- 14 ч.

6

Виды языка. Понятие поэтического языка. Звукопись. Звукоподражание.

1

Лекция- беседа

Самостоятельная работа. Подборка стихотворных текстов

7

«Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче». Звуковая сторона стиха. Усиление смысловой функции слов.

1

Творческая лаборатория

Письменный анализ звукового строя стихотворения В.Маяковского

8

Звуковые средства выразительности. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.

1

Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарём

Выразительное чтение поэтических текстов. Конкурс чтецов.

9

Звукопись в стихотворении К. Бальмонта « Вечер. Взморье. Вздохи ветра».

1

Поэтический практикум

Письменный анализ стихотворения

10

Тропы. Виды тропов и связи между ними.

1

Семинар

Групповые презентации Составление литературоведческого словарика

11

Эпитет как средство живой выразительной речи.

1

Урок- исследование

Работа с поэтическим тестом

12

Эпитеты в исторических песнях. « Степан Разин на Волге», « Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

1

Урок- практикум

Сообщения учащихся

13

Излюбленные эпитеты в стихотворениях М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина.

1

Творческая мастерская

Творческие работы учащихся

14

Анализ стихотворений Е.А. Баратынского «Водопад», «Чудный град порой сольётся…» Г.Р. Державина « Снегирь».

1

Поэтический практикум

Анализ стихотворения на выбор

15

Поэтический синтаксис. Интонация. Особенности поэтической интонации.

1

Семинар

Эссе

16

Фигуры речи как стилистический приём.

1

Лекция - беседа

Тестовый контроль

17

Анафора и эпифора в поэтическом тексте.

1

Урок- эксперимент

Наблюдение над поэтическим текстом

18

Роль выразительных средств языка в стихотворениях А. Фета, А. Блока « На железной дороге».

1

Урок- практикум

Анализ стихотворений

19

Диагностика усвоения изученного по теме «Тропы и стилистические фигуры».

1

Тестирование

Зачёт по теме

Тема № 4. Персонаж в литературном произведении- 5 ч.

20

Человек как главный объект всякого искусства. Определение персонажа. Способы создания характера персонажа.

1

Лекция - беседа

Групповая рефлексия

21



Характеры героев повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь».

1

Эвристическая беседа

Работа с текстом. Характеристика героини повести

22

Герои комедии Фонвизина. Говорящие фамилии и имена.


1

Урок- исследование

Проект - презентация «Говорящие фамилии и имена героев пьесы»

23

Герой сказки А. де Сент - Экзюпери « Маленький принц».

1

Урок-исследование, творческая лаборатория

Презентация- характеристика Маленького Принца

Тема № 5. Функция детали в художественном произведении- 3 ч.

24


Деталь - малая и неделимая единица предметного мира произведения.

1

Лекция- беседа

Сообщения учащихся

25

Роль детали в художественном произведении.

1

Творческая лаборатория

Самостоятельная работа. Работа с текстами

26

Роль трёх карт в повести А.С. Пушкина « Пиковая дама».

1

Урок- исследование

Индивидуальные задания

Тема № 6. Символика в художественном произведении- 3 ч.

27

Понятие о символе. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число.

1

Семинар

Доклады учащихся

28

Символический образ тюрьмы в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ Стихотворений ««Пленный рыцарь», «Сосед».

1

Поэтический практикум

Сообщения учащихся. Анализ стихотворений

29

М. Горький « Песня о Соколе». Символико- аллегорический смысл ««Песни…».

1

Эвристическая беседа

Анализ текста, выразительное чтение отрывка наизусть

Тема № 7. Роль эпизода в художественном произведении - 3ч.

30

Эпизод - основной структурный элемент произведения.

1

Лекция - беседа

Групповая рефлексия

31

Анализ эпизодов из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Практикум

Индивидуальная работа учащихся над любым эпизодом повести

32

М.Горький « Старуха Изергиль». Сравнительно – сопоставительный анализ двух легенд.

1

Урок- исследование

Анализ эпизода «Рассказ Изергиль о своей жизни»

Тема № 8 .Обобщение знаний -1 ч.

33

Зачетная работа.


1


Творческая лаборатория.


Зачётная работа. Проекты, презентации учащихся

34

Итоговая читательская конференция.

1


Урок- конференция

Индивидуальные и групповые выступления учащихся


ИТОГО:

34ч.



Раздел V. Учебно- методическое обеспечение

Учебные и методические пособия:


Альбеткова Р.И. От слова к словесности.- Журнал « Русская словесность», № 4, 2002.

Гинзбугг Л.Я. О литературном герое.- Л.,1979.

Гиршман. М. Анализ поэтических произведений А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. – М., 1981.

Голуб И.Б. Источники выразительности художественной речи. – Журнал «Русская речь», № 2, 1980.

Горбушин О.Ю. О лингвистическом анализе стихотворного текста на уроке. – Журнал « Русский язык в школе», № 3, 1991.

Горбаневский М. В. В мире имён и названий. – М.. 1988.

Горшков А.И. Русская словесность. Учебное пособие 10-11 класс.- М.,1996.

Григорьева А.Д., Иванова Н.Н. Язык поэзии XIX-XX вв. - М.: Наука, 1985.

Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе.- М.-Л.,1966

Добин Е.О. искусство детали.- Л.,1975.

Иванов В.В. и др. Ещё раз о традиционной поэтической символике. - Журнал «Русский язык в школе», № 4,5, 1977.

Коганович С.Л.Технология обучения анализу поэтического текста.- Журнал « Русская словесность», № 1, 2003.

Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок.- Воронеж. Учитель, 2001.

Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Искусство, 1970.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972.

Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс. - М.: Дрофа, 2000.

Маймин Е. А. Опыты литературного анализа.- М., Просвещение,1972.

Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения. - Журнал «Литература в школе», № 8, 1998.

Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.

Пащук Н.М. Учимся анализировать поэтический текст. - Журнал « Русская словесность», № 2, 1999.

Семёнов Я. Троп. – Журнал « Литературная учёба» , № 1, 1987.

Солганик Г.Я. Стилистика текста.- М., 2002.

Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом .-М., 1986.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001.

Штильман С.Л.. Живая вода интерпретации.- Журнал « Русская словесность», № 5, 2002.

Эпштейн М. О. О значении детали в структуре образа. – Журнал « Вопросы литературы», № 1, 1984.



Интернет- ресурсы

http://www.gramota.ru/

http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html.

http://slovnik.hgsa.ru/

http://www.slovari.ru

http://www.edu.ru

http://www.profile-edu.ru

http://festival.1september.ru/articles/509353









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по литературе "Тайны текста"

Автор: Салямова Зульфия Ахтямовна

Дата: 16.05.2017

Номер свидетельства: 416075

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК» "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-obiedinieniia-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-rodnichok"
    ["file_id"] => string(6) "134709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416772004"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программ по истории 5 - 9 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramm-po-istorii-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "323984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462282252"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Рабочая программа  межпредметного образовательного модуля по русскому языку «За строками текста»,  6  класс "
    ["seo_title"] => string(114) "rabochaia-proghramma-miezhpriedmietnogho-obrazovatiel-nogho-modulia-po-russkomu-iazyku-za-strokami-tieksta-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "178333"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424802272"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая программа  факультативного курса «Основы словесности» (7 класс)"
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-osnovy-sloviesnosti-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "253974"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447686574"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока на тему "Химический состав растений""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokanatiemukhimichieskiisostavrastienii"
    ["file_id"] => string(6) "277531"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452929557"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства