Конспект урока на тему "Химический состав растений"
Конспект урока на тему "Химический состав растений"
Урок «Химический состав растений»
Цель урока: создание условия для изучения химического состава растений и выявление практического применения растительных веществ в жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с химическим составом растений и практическим применением растительных веществ, продолжить отрабатывать навык работы с лабораторным оборудованием по обнаружению веществ в органах растений.
Развивающие: развивать навыки исследовательской деятельности, умения анализировать фактическую информацию и делать выводы; развивать интеллектуальные и коммуникативные умения.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле; воспитывать навыки работы в группе.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: урок-исследование;
Оборудование: пробирки, держатель, спиртовка, стакан с водой, мука, марлевая салфетка, йод, пипетка, семена подсолнечника, пшеницы, арахиса, клубень картофеля, белая бумага, ступка, скальпель.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 кл. М:. Дрофа, 2010; презентация к уроку в программе PowerPoint 2003; рабочие листы.
Этапы урока
1. Организационный. 1 мин
2. Актуализация знаний. 2 мин.
3. Целеполагание. 3 мин
4. Мотивация. 3 мин.
5. Изучение нового материала /работа в группах/. 20 мин.
6. Физкультминутка.1 мин.
7. Обобщение нового материала.6 мин.
8. Контроль новых знаний /тест/.4 мин.
9. Домашнее задание 3 мин.
10. Рефлексия. 2 мин.
Ход урока:
/Парты расставлены для 4 рабочих групп; оборудование для проведения экспериментов стоит на столах./ Слайд 1
I. Организационный этап (1 мин). Дети, заходя в класс, выбирают бумажные фигуры одного из 4 цветов: желтого, синего, зеленого или красного. Так произвольно формируются рабочие группы. Проверяется настроение, готовность детей к уроку.
Звонок уже пропел «Пора»
Садись за парты, детвора,
Урок уже пора начать
Готовы знанья получать?
Да
Учитель: Замечательно, я рада приветствовать всех вас и всех присутствующих гостей на нашем уроке. А пройдет он сегодня не в кабинете биологии, а в настоящей научной химической лаборатории.
У вас на столах стоят подготовленные комплекты лабораторного оборудования: подставки с пробирками, спиртовки, держатели, стакан с водой и другие предметы, с которыми необходимо обращаться очень аккуратно и осторожно. С помощью этого оборудования вы сможете узнать много нового и удивительного о наших зеленых друзьях.
Сегодня я ваш старший научный руководитель и начинать работу в лаборатории мы будем только по моей команде. Договорились?
II. Актуализация знаний (2 мин)
Как вы думаете, чем занимаются ученые?
Ученики: проводят исследования.
/ Слайд 2
Учитель: правильно, они занимаются исследованиями разных объектов с разной целью. Вот и нам тоже необходимо определить объект, предмет, цель и тему нашего исследования, но для начала прослушайте эти строчки.
Слайд 3. Учитель:
На нашей планете от края до края
Природа повсюду тебя окружает.
Тела ее массу загадок таят
Из атомов разных веществ состоят.
Лед, облака и капли росы –
Они состоят из обычной воды
Горы, песок и друзы кристаллов
Они состоят из простых минералов.
Растения тоже загадку хранят
Хотите узнать, из чего состоят?
Их корень и листья, плоды, семена
Раскроют нам тайну состава сполна.
III. Целеполагание (3 мин).
Учитель: Итак, что будет являться объектом нашего исследования?
Ученики: растения, органы растений.
Слайд 4.
Учитель: Каков предмет исследования или что нового мы о них хотим узнать?
Ученики: Предмет исследования: их химический состав.
Учитель: Может у кого-то уже есть предположение, из чего состоят растения, в науке такое предположение называется гипотеза. Кто из вас может сформулировать гипотезу?
Ученики: Гипотеза: растения состоят из органических и неорганических веществ.
Учитель: Тогда нашей с вами целью будет.
Ученики: изучение химического состава растений.
Слайд 5.
IV. Мотивация (3 мин).
Учитель: чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, которые мы будем решать на уроке.
Ученики:
Задачи:
1. экспериментально выяснить химический состав растений;
2. выявить практическое значение растительных веществ;
3. подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Учитель: все ученые ведут точные записи своих наблюдений и исследований. Вот и мы с вами все будем фиксировать в своих тетрадях.
Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.
Слайд 6. Тема: Химический состав растений.
V. Изучение нового материала – работа в группах (20 мин).
(Изучение нового материала происходит в форме групповой работы. Каждая из четырех групп получает индивидуальную рабочую карту с заданиями).
Инструкция
Учитель: У каждой группы на столе лежит Рабочий лист с тремя заданиями (Приложение 1). На выполнение задания №1 вам дается 10 минут. Затем представители группы познакомят нас со своими выводами, а ассистенты продемонстрируют результаты опытов. /Ученики знакомятся с Рабочим листом /
Впишите фамилии всех членов группы в Рабочий лист, внимательно прочитайте инструкцию к работе. Если есть вопросы, задайте их мне, если вопросов нет, можете приступать к работе.
Слайд 7.
Соблюдайте технику безопасности при работе со спиртовкой, стеклянной посудой, скальпелем! /Ученики выполняют свои исследования, учитель консультирует/
Учитель: Я вижу, что все группы справились со своим заданием. После такой напряженной умственной работы настало время физкультминутки.
VI. Физкультминутка (1 мин) Игра « Атомы и молекулы»
Атом - самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит «атомы»: все игроки начинают хаотично передвигаться. После слов «молекула по трое» вы должны соединиться в группы по три человека.
Итак, начали… атомы, молекулы по двое….атомы….молекулы по трое….атомы ….молекулы по пять…
Учитель: А теперь слушаем ваши отчеты.
Группа 1.
Ученик: Объектами нашего исследования были зеленые листья, корни и семена пшеницы. После их нагревания на стенках пробирок появились капельки воды. Мы сделали вывод: органы растения содержат воду.
/ другой ученик демонстрирует результат учащимся других групп/
Группа 2.
Ученик: Объектом исследования нашей группы были сухие листья и стебли, семена пшеницы. После их сжигания осталась зола. Наш вывод: в состав растений входят минеральные вещества (соли)./ другой ученик демонстрирует результат учащимся других групп/
Группа 3.
Ученик: Мы исследовали тесто из пшеничной муки и клубень картофеля. После проведенного эксперимента выяснили, что в семенах пшеницы содержится белок-клейковина. Кроме этого вещества в пшенице и картофеле присутствует углевод-крахмал. Наш вывод: в растениях есть белки и углеводы.
/ другой ученик демонстрирует результат учащимся других групп/
Группа 4
Ученик: Объектом нашего исследования были семена подсолнечника и арахиса. После того, как их раздавил, на листе остались жирные пятна. Мы сделали вывод: в семенах растений есть жиры.
/ другой ученик демонстрирует результат учащимся других групп/
Учитель: Переходим к заданию №2. Группы 1 и 2 работают с текстом и отвечают на вопросы к нему. У вас 5 минут на это задание.
Группы 3 и 4 анализируют сравнительную таблицу 2, отвечают на вопросы [2].
Таблица 2 Средний химический состав семян растений, в % (по Б. П. Плешкову)
Растение
Содержание в % от общей массы
вода белки
углеводы жиры
минеральные соли
пшеница
12
14
67,5
2,0 1,8
кукуруза 15
9
68,0
4,7
1,5
подсолнечник
8
22,0
12,0
50,0
3,5
Слайд 9.
1. Во всех ли органах растения содержится одинаковое количество воды?
2. Почему молодые органы растений содержат больше воды, чем старые, одревесневшие?
3. Каких веществ больше в семенах растений?
4. Семена каких растений богаты белками? Углеводами? Жирами?
5. Содержат ли одинаковые части растений одинаковое количество веществ?
Учитель: Скажите, а для чего необходимо знать химический состав растений?
Ученики: Чтобы грамотно их использовать в быту, в промышленном производстве.
Учитель: Переходим к заданию №3. Часто ученые, получив неожиданные результаты, занимаются их анализом. Вот и вы имеете результаты, которые еще надо расшифровать и выявить практическое применение растительных веществ.
/Ученики расшифровывают, а затем зачитывают свои ответы. /
Слайд 10.
1 группа: Минеральные соли в организме человека регулируют обмен веществ.
Учитель: Они входят в состав зубов и костей, участвуют в транспорте кислорода. Особенно важны для человека соли кальция, фосфора, калия, железа. Наиболее богаты минеральными солями овощи и фрукты.
Слайд 11.
2 группа: Белки являются строительным материалом клеток и нужны человеку для роста.
Учитель: Настоящими фабриками растительного белка являются бобовые растения: горох, бобы, фасоль, а также кукуруза. Относительно богаты белком некоторые виды капусты (кольраби, цветная, брокколи), фасоль овощная, листья петрушки. Белки овощей усваиваются организмом человека на 80 %.
Слайд 12.
3 группа: Углеводы служат источником энергии. Их много в семенах и плодах.
Слайд 13.
4 группа: Жиры растений используются человеком в пищу, для изготовления мыла, кремов и лекарств.
Учитель: Их также используют для изготовления олиф, лаков, красок.
VII. Обобщение нового материала (6 мин).
Учитель: Подведем итог. Какие же вещества входят в состав растений?
Ученики: белки, жиры, углеводы, вода.
Слайд 14.
Учитель: /Работа со слайдом/ Представим наши знания в виде схемы «Вещества растений». На какие группы мы их разделим? Что отнесем к неорганическим веществам? Что войдет в группу органических веществ?
вещества клетки
неорганические вещества органические вещества
вода минеральные соли белки жиры углеводы
Вас не смущает, что схема не совсем закончена, остался пустой квадратик?
Ученики: смущает.
Учитель: Верно, в состав растений входят другие вещества. Поможет нам закончить схему этот ребус. Слайд 15.
Слайд 16.
Правильно, это витамины. Теперь схема закончена, и ее можно перенести в тетрадь.
/Ученики в ходе работы заполняют схему «Вещества растений» в тетради/
Слайд 5.
Учитель: Молодцы! Вернемся к нашим задачам на урок.
Мы выяснили химический состав растений?
Мы выявили практическое значение растительных веществ?
Так как вы считаете, подтвердилась ли наша гипотеза, что растения состоят из органических и неорганических веществ?
Ученики: да
Слайд 17.
VIII. Контроль новых знаний. /тест – 4 мин/
А теперь очередное задание на слайде – тест «Один вопрос – один ответ».
1. К неорганическим веществам относится
А) белки, Б) витамины В) вода
2. Способны гореть
А) органические вещества Б) неорганические вещества В) все вещества
3. Больше всего воды содержится:
А) в семенах пшеницы, Б) листьях капусты, В) стволе дерева
4. Каких веществ больше в семах растений?
А) неорганических Б) органических
5. Больше всего содержится жиров в семенах
А) пшеницы Б) гороха В) подсолнечника.
Слайд 18 Ответы для самопроверки: 1) В, 2) А, 3) Б, 4) Б, 5) А.
«5»- нет ошибок
«4»- одна ошибка
23»- две ошибки
Слайд 19
IX. Домашнее задание (2 мин). Всем: Прочитать § 32, ответить на вопросы к нем
На выбор:
Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных странах?
Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?
Слайд 20.
X. Рефлексия (3 мин).
Что удивило вас сегодня на уроке?
Что нового вы узнали?
Чему научились?
Где сможете применить свои знания?
Оцените свое участие в работе группы и сдайте Рабочие листы на проверку.
Слайд 21. Урок окончен!
Список литературы:
Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007. – 271
Муравин Э.А. Агрохимия. М.: Колос, 2003. - 384 с.
Пасечник, Дубинина: Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. Пособие для учителя М.: Дрофа, 2010. – 96 с.
Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. – 266 с.
Интернет-ресурсы:
Положение о всероссийском Фестивале IT-урок. ЦНОТ ТГПУ. [www документ] — URL http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=855
Шаблоны презентаций [www документ] – http://office.microsoft.com/ru-ru/templates/TC010389964.aspx
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Химический состав растений"»
Урок разработала Фролова Любовь Валентиновна, учитель биологии и химии МБОУ «Убеевская
средняя общеобразовательная школа»
Красноармейского района Чувашской Республики
6 класс
Урок «Химический состав растений»
Цель урока: создание условия для изучения химического состава растений и выявление практического применения растительных веществ в жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с химическим составом растений и практическим применением растительных веществ, продолжить отрабатывать навык работы с лабораторным оборудованием по обнаружению веществ в органах растений.
Развивающие: развивать навыки исследовательской деятельности, умения анализировать фактическую информацию и делать выводы; развивать интеллектуальные и коммуникативные умения.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле; воспитывать навыки работы в группе.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 кл. М:. Дрофа, 2010; презентация к уроку в программе PowerPoint 2003; рабочие листы.
Этапы урока
1. Организационный. 1 мин
2. Актуализация знаний. 2 мин.
3. Целеполагание. 3 мин
4. Мотивация. 3 мин.
5. Изучение нового материала /работа в группах/. 20 мин.
6. Физкультминутка.1 мин.
7. Обобщение нового материала.6 мин.
8. Контроль новых знаний /тест/.4 мин.
9. Домашнее задание 3 мин.
10. Рефлексия. 2 мин.
Ход урока:
/Парты расставлены для 4 рабочих групп; оборудование для проведения экспериментов стоит на столах./ Слайд 1
I. Организационный этап (1 мин). Дети, заходя в класс, выбирают бумажные фигуры одного из 4 цветов: желтого, синего, зеленого или красного. Так произвольно формируются рабочие группы. Проверяется настроение, готовность детей к уроку.
Звонок уже пропел «Пора»
Садись за парты, детвора,
Урок уже пора начать
Готовы знанья получать?
Да
Учитель: Замечательно, я рада приветствовать всех вас и всех присутствующих гостей на нашем уроке. А пройдет он сегодня не в кабинете биологии, а в настоящей научной химической лаборатории.
У вас на столах стоят подготовленные комплекты лабораторного оборудования: подставки с пробирками, спиртовки, держатели, стакан с водой и другие предметы, с которыми необходимо обращаться очень аккуратно и осторожно. С помощью этого оборудования вы сможете узнать много нового и удивительного о наших зеленых друзьях.
Сегодня я ваш старший научный руководитель и начинать работу в лаборатории мы будем только по моей команде. Договорились?
II. Актуализация знаний (2 мин)
Как вы думаете, чем занимаются ученые?
Ученики: проводят исследования.
/ Слайд 2
Учитель: правильно, они занимаются исследованиями разных объектов с разной целью. Вот и нам тоже необходимо определить объект, предмет, цель и тему нашего исследования, но для начала прослушайте эти строчки.
Слайд 3. Учитель:
На нашей планете от края до края
Природа повсюду тебя окружает.
Тела ее массу загадок таят
Из атомов разных веществ состоят.
Лед, облака и капли росы –
Они состоят из обычной воды
Горы, песок и друзы кристаллов
Они состоят из простых минералов.
Растения тоже загадку хранят
Хотите узнать, из чего состоят?
Их корень и листья, плоды, семена
Раскроют нам тайну состава сполна.
III. Целеполагание (3 мин).
Учитель: Итак, что будет являться объектом нашего исследования?
Ученики: растения, органы растений.
Слайд 4.
Учитель: Каков предмет исследования или что нового мы о них хотим узнать?
Ученики: Предмет исследования: их химический состав.
Учитель: Может у кого-то уже есть предположение, из чего состоят растения, в науке такое предположение называется гипотеза. Кто из вас может сформулировать гипотезу?
Ученики: Гипотеза: растения состоят из органических и неорганических веществ.
Учитель: Тогда нашей с вами целью будет...
Ученики: изучение химического состава растений.
Слайд 5.
IV. Мотивация (3 мин).
Учитель: чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, которые мы будем решать на уроке.
Ученики:
Задачи:
1. экспериментально выяснить химический состав растений;
2. выявить практическое значение растительных веществ;
3. подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Учитель: все ученые ведут точные записи своих наблюдений и исследований. Вот и мы с вами все будем фиксировать в своих тетрадях.
Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.
Слайд 6. Тема: Химический состав растений.
V. Изучение нового материала – работа в группах (20 мин).
(Изучение нового материала происходит в форме групповой работы. Каждая из четырех групп получает индивидуальную рабочую карту с заданиями).
Инструкция
Учитель: У каждой группы на столе лежит Рабочий лист с тремя заданиями (Приложение 1). На выполнение задания №1 вам дается 10 минут. Затем представители группы познакомят нас со своими выводами, а ассистенты продемонстрируют результаты опытов. /Ученики знакомятся с Рабочим листом /
Впишите фамилии всех членов группы в Рабочий лист, внимательно прочитайте инструкцию к работе. Если есть вопросы, задайте их мне, если вопросов нет, можете приступать к работе.
Слайд 7.
Соблюдайте технику безопасности при работе со спиртовкой, стеклянной посудой, скальпелем! /Ученики выполняют свои исследования, учитель консультирует/
Учитель: Я вижу, что все группы справились со своим заданием. После такой напряженной умственной работы настало время физкультминутки.
VI. Физкультминутка (1 мин) Игра « Атомы и молекулы»
Атом - самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит «атомы»: все игроки начинают хаотично передвигаться. После слов «молекула по трое» вы должны соединиться в группы по три человека.
Итак, начали… атомы, молекулы по двое….атомы…..молекулы по трое….атомы ….молекулы по пять…
Учитель: А теперь слушаем ваши отчеты.
Группа 1.
Ученик: Объектами нашего исследования были зеленые листья, корни и семена пшеницы. После их нагревания на стенках пробирок появились капельки воды. Мы сделали вывод: органы растения содержат воду.
/ другой ученик демонстрирует результат учащимся других групп/
Группа 2.
Ученик: Объектом исследования нашей группы были сухие листья и стебли, семена пшеницы. После их сжигания осталась зола. Наш вывод: в состав растений входят минеральные вещества (соли)./ другой ученик демонстрирует результат учащимся других групп/
Группа 3.
Ученик: Мы исследовали тесто из пшеничной муки и клубень картофеля. После проведенного эксперимента выяснили, что в семенах пшеницы содержится белок-клейковина. Кроме этого вещества в пшенице и картофеле присутствует углевод-крахмал. Наш вывод: в растениях есть белки и углеводы.
/ другой ученик демонстрирует результат учащимся других групп/
Группа 4
Ученик: Объектом нашего исследования были семена подсолнечника и арахиса. После того, как их раздавил, на листе остались жирные пятна. Мы сделали вывод: в семенах растений есть жиры.
/ другой ученик демонстрирует результат учащимся других групп/
Учитель: Переходим к заданию №2. Группы 1 и 2 работают с текстом и отвечают на вопросы к нему. У вас 5 минут на это задание.
Группы 3 и 4 анализируют сравнительную таблицу 2, отвечают на вопросы [2].
Таблица 2 Средний химический состав семян растений, в % (по Б. П. Плешкову)
Растение
Содержание в % от общей массы
вода
белки
углеводы
жиры
минеральные соли
пшеница
12
14
67,5
2,0
1,8
кукуруза
15
9
68,0
4,7
1,5
подсолнечник
8
22,0
12,0
50,0
3,5
Слайд 9.
1. Во всех ли органах растения содержится одинаковое количество воды?
2. Почему молодые органы растений содержат больше воды, чем старые, одревесневшие?
3. Каких веществ больше в семенах растений?
4. Семена каких растений богаты белками? Углеводами? Жирами?
5. Содержат ли одинаковые части растений одинаковое количество веществ?
Учитель: Скажите, а для чего необходимо знать химический состав растений?
Ученики: Чтобы грамотно их использовать в быту, в промышленном производстве.
Учитель: Переходим к заданию №3. Часто ученые, получив неожиданные результаты, занимаются их анализом. Вот и вы имеете результаты, которые еще надо расшифровать и выявить практическое применение растительных веществ.
/Ученики расшифровывают, а затем зачитывают свои ответы. /
Слайд 10.
1 группа: Минеральные соли в организме человека регулируют обмен веществ.
Учитель: Они входят в состав зубов и костей, участвуют в транспорте кислорода. Особенно важны для человека соли кальция, фосфора, калия, железа. Наиболее богаты минеральными солями овощи и фрукты.
Слайд 11.
2 группа: Белки являются строительным материалом клеток и нужны человеку для роста.
Учитель: Настоящими фабриками растительного белка являются бобовые растения: горох, бобы, фасоль, а также кукуруза. Относительно богаты белком некоторые виды капусты (кольраби, цветная, брокколи), фасоль овощная, листья петрушки. Белки овощей усваиваются организмом человека на 80 %.
Слайд 12.
3 группа: Углеводы служат источником энергии. Их много в семенах и плодах.
Слайд 13.
4 группа: Жиры растений используются человеком в пищу, для изготовления мыла, кремов и лекарств.
Учитель: Их также используют для изготовления олиф, лаков, красок.
VII. Обобщение нового материала (6 мин).
Учитель: Подведем итог. Какие же вещества входят в состав растений?
Ученики: белки, жиры, углеводы, вода.
Слайд 14.
Учитель: /Работа со слайдом/ Представим наши знания в виде схемы «Вещества растений». На какие группы мы их разделим? Что отнесем к неорганическим веществам? Что войдет в группу органических веществ?
вещества клетки
неорганические вещества органические вещества
вода минеральные соли белки жиры углеводы
Вас не смущает, что схема не совсем закончена, остался пустой квадратик?
Ученики: смущает.
Учитель: Верно, в состав растений входят другие вещества. Поможет нам закончить схему этот ребус. Слайд 15.
Слайд 16.
Правильно, это витамины. Теперь схема закончена, и ее можно перенести в тетрадь.
/Ученики в ходе работы заполняют схему «Вещества растений» в тетради/
Слайд 5.
Учитель: Молодцы! Вернемся к нашим задачам на урок.
Мы выяснили химический состав растений?
Мы выявили практическое значение растительных веществ?
Так как вы считаете, подтвердилась ли наша гипотеза, что растения состоят из органических и неорганических веществ?
Ученики: да
Слайд 17.
VIII. Контроль новых знаний. /тест – 4 мин/
А теперь очередное задание на слайде – тест «Один вопрос – один ответ».
1. К неорганическим веществам относится
А) белки, Б) витамины В) вода
2. Способны гореть
А) органические вещества Б) неорганические вещества В) все вещества
3. Больше всего воды содержится:
А) в семенах пшеницы, Б) листьях капусты, В) стволе дерева
4. Каких веществ больше в семах растений?
А) неорганических Б) органических
5. Больше всего содержится жиров в семенах
А) пшеницы Б) гороха В) подсолнечника.
Слайд 18 Ответы для самопроверки: 1) В, 2) А, 3) Б, 4) Б, 5) А.
«5»- нет ошибок
«4»- одна ошибка
23»- две ошибки
Слайд 19
IX. Домашнее задание (2 мин). Всем: Прочитать § 32, ответить на вопросы к нем
На выбор:
Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных странах?
Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?
Слайд 20.
X. Рефлексия (3 мин).
Что удивило вас сегодня на уроке?
Что нового вы узнали?
Чему научились?
Где сможете применить свои знания?
Оцените свое участие в работе группы и сдайте Рабочие листы на проверку.
Слайд 21. Урок окончен!
Список литературы:
Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007. – 271
Муравин Э.А. Агрохимия. М.: Колос, 2003. - 384 с.
Пасечник, Дубинина: Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. Пособие для учителя М.: Дрофа, 2010. – 96 с.
Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. – 266 с.
Интернет-ресурсы:
Положение о всероссийском Фестивале IT-урок. ЦНОТ ТГПУ. [www документ] — URL http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=855
В листьях капусты 90% воды, в плодах огурцов ее еще больше - 96%, а в созревших семенах воды содержится всего 5-15% от общей массы. Молодые растущие органы содержат до 90-95% воды, а одревесневшие всего около 50%. Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды. В семенах минеральных солей содержится в среднем 3%, в корнях и стеблях - 4-5%, в листьях - 10-15% массы, остальное приходится на органические вещества.
1. Во всех ли органах растения содержится одинаковое количество воды?
2. Почему молодые органы растений содержат больше воды, чем старые, одревесневшие?
В листьях капусты 90% воды, в плодах огурцов ее еще больше - 96%, а в созревших семенах воды содержится всего 5-15% от общей массы. Молодые растущие органы содержат до 90-95% воды, а одревесневшие всего около 50%. Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды. В семенах минеральных солей содержится в среднем 3%, в корнях и стеблях - 4-5%, в листьях - 10-15% массы, остальное приходится на органические вещества.
1. Во всех ли органах растения содержится одинаковое количество воды?
2. Почему молодые органы растений содержат больше воды, чем старые, одревесневшие?