kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Химический состав растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Химический состав растений» Цель урока: создание условия для изучения химического состава растений и выявление практического применения растительных веществ в жизни человека. Задачи урока: Образовательные: познакомить с химическим составом растений и практическим применением растительных веществ, продолжить отрабатывать навык работы с лабораторным оборудованием по обнаружению веществ в органах растений. Развивающие: развивать навыки исследовательской деятельности, умения анализировать фактическую информацию и делать выводы; развивать интеллектуальные и коммуникативные умения. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле; воспитывать навыки работы в группе. Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Форма урока: урок-исследование; Оборудование: пробирки, держатель, спиртовка, стакан с водой, мука, марлевая салфетка, йод, пипетка, семена подсолнечника, пшеницы, арахиса, клубень картофеля, белая бумага, ступка, скальпель. Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 кл. М:. Дрофа, 2010; презентация к уроку в программе PowerPoint 2003; рабочие листы. Этапы урока 1. Организационный. 1 мин 2. Актуализация знаний. 2 мин. 3. Целеполагание. 3 мин 4. Мотивация. 3 мин. 5. Изучение нового материала /работа в группах/. 20 мин. 6. Физкультминутка.1 мин. 7. Обобщение нового материала.6 мин. 8. Контроль новых знаний /тест/.4 мин. 9. Домашнее задание 3 мин. 10. Рефлексия. 2 мин. Ход урока: /Парты расставлены для 4 рабочих групп; оборудование для проведения экспериментов стоит на столах./ Слайд 1 I. Организационный этап (1 мин). Дети, заходя в класс, выбирают бумажные фигуры одного из 4 цветов: желтого, синего, зеленого или красного. Так произвольно формируются рабочие группы. Проверяется настроение, готовность детей к уроку. Звонок уже пропел «Пора» Садись за парты, детвора, Урок уже пора начать Готовы знанья получать? Да Учитель: Замечательно, я рада приветствовать всех вас и всех присутствующих гостей на нашем уроке. А пройдет он сегодня не в кабинете биологии, а в настоящей научной химической лаборатории. У вас на столах стоят подготовленные комплекты лабораторного оборудования: подставки с пробирками, спиртовки, держатели, стакан с водой и другие предметы, с которыми необходимо обращаться очень аккуратно и осторожно. С помощью этого оборудования вы сможете узнать много нового и удивительного о наших зеленых друзьях. Сегодня я ваш старший научный руководитель и начинать работу в лаборатории мы будем только по моей команде. Договорились? II. Актуализация знаний (2 мин) Как вы думаете, чем занимаются ученые? Ученики: проводят исследования. / Слайд 2 Учитель: правильно, они занимаются исследованиями разных объектов с разной целью. Вот и нам тоже необходимо определить объект, предмет, цель и тему нашего исследования, но для начала прослушайте эти строчки. Слайд 3. Учитель: На нашей планете от края до края Природа повсюду тебя окружает. Тела ее массу загадок таят Из атомов разных веществ состоят. Лед, облака и капли росы – Они состоят из обычной воды Горы, песок и друзы кристаллов Они состоят из простых минералов. Растения тоже загадку хранят Хотите узнать, из чего состоят? Их корень и листья, плоды, семена Раскроют нам тайну состава сполна. III. Целеполагание (3 мин). Учитель: Итак, что будет являться объектом нашего исследования? Ученики: растения, органы растений. Слайд 4. Учитель: Каков предмет исследования или что нового мы о них хотим узнать? Ученики: Предмет исследования: их химический состав. Учитель: Может у кого-то уже есть предположение, из чего состоят растения, в науке такое предположение называется гипотеза. Кто из вас может сформулировать гипотезу? Ученики: Гипотеза: растения состоят из органических и неорганических веществ. Учитель: Тогда нашей с вами целью будет. Ученики: изучение химического состава растений. Слайд 5. IV. Мотивация (3 мин). Учитель: чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, которые мы будем решать на уроке. Ученики: Задачи: 1. экспериментально выяснить химический состав растений; 2. выявить практическое значение растительных веществ; 3. подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Учитель: все ученые ведут точные записи своих наблюдений и исследований. Вот и мы с вами все будем фиксировать в своих тетрадях. Откройте свои тетради и запишите число и тему урока. Слайд 6. Тема: Химический состав растений. V. Изучение нового материала – работа в группах (20 мин). (Изучение нового материала происходит в форме групповой работы. Каждая из четырех групп получает индивидуальную рабочую карту с заданиями). Инструкция Учитель: У каждой группы на столе лежит Рабочий лист с тремя заданиями (Приложение 1). На выполнение задания №1 вам дается 10 минут. Затем представители группы познакомят нас со своими выводами, а ассистенты продемонстрируют результаты опытов. /Ученики знакомятся с Рабочим листом / Впишите фамилии всех членов группы в Рабочий лист, внимательно прочитайте инструкцию к работе. Если есть вопросы, задайте их мне, если вопросов нет, можете приступать к работе. Слайд 7. Соблюдайте технику безопасности при работе со спиртовкой, стеклянной посудой, скальпелем! /Ученики выполняют свои исследования, учитель консультирует/ Учитель: Я вижу, что все группы справились со своим заданием. После такой напряженной умственной работы настало время физкультминутки. VI. Физкультминутка (1 мин) Игра « Атомы и молекулы» Атом - самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит «атомы»: все игроки начинают хаотично передвигаться. После слов «молекула по трое» вы должны соединиться в группы по три человека. Итак, начали… атомы, молекулы по двое….атомы….молекулы по трое….атомы ….молекулы по пять… Учитель: А теперь слушаем ваши отчеты. Группа 1. Ученик: Объектами нашего исследования были зеленые листья, корни и семена пшеницы. После их нагревания на стенках пробирок появились капельки воды. Мы сделали вывод: органы растения содержат воду. / другой ученик демонстрирует результат учащимся других групп/ Группа 2. Ученик: Объектом исследования нашей группы были сухие листья и стебли, семена пшеницы. После их сжигания осталась зола. Наш вывод: в состав растений входят минеральные вещества (соли)./ другой ученик демонстрирует результат учащимся других групп/ Группа 3. Ученик: Мы исследовали тесто из пшеничной муки и клубень картофеля. После проведенного эксперимента выяснили, что в семенах пшеницы содержится белок-клейковина. Кроме этого вещества в пшенице и картофеле присутствует углевод-крахмал. Наш вывод: в растениях есть белки и углеводы. / другой ученик демонстрирует результат учащимся других групп/ Группа 4 Ученик: Объектом нашего исследования были семена подсолнечника и арахиса. После того, как их раздавил, на листе остались жирные пятна. Мы сделали вывод: в семенах растений есть жиры. / другой ученик демонстрирует результат учащимся других групп/ Учитель: Переходим к заданию №2. Группы 1 и 2 работают с текстом и отвечают на вопросы к нему. У вас 5 минут на это задание. Группы 3 и 4 анализируют сравнительную таблицу 2, отвечают на вопросы [2]. Таблица 2 Средний химический состав семян растений, в % (по Б. П. Плешкову) Растение Содержание в % от общей массы вода белки углеводы жиры минеральные соли пшеница 12 14 67,5 2,0 1,8 кукуруза 15 9 68,0 4,7 1,5 подсолнечник 8 22,0 12,0 50,0 3,5 Слайд 9. 1. Во всех ли органах растения содержится одинаковое количество воды? 2. Почему молодые органы растений содержат больше воды, чем старые, одревесневшие? 3. Каких веществ больше в семенах растений? 4. Семена каких растений богаты белками? Углеводами? Жирами? 5. Содержат ли одинаковые части растений одинаковое количество веществ? Учитель: Скажите, а для чего необходимо знать химический состав растений? Ученики: Чтобы грамотно их использовать в быту, в промышленном производстве. Учитель: Переходим к заданию №3. Часто ученые, получив неожиданные результаты, занимаются их анализом. Вот и вы имеете результаты, которые еще надо расшифровать и выявить практическое применение растительных веществ. /Ученики расшифровывают, а затем зачитывают свои ответы. / Слайд 10. 1 группа: Минеральные соли в организме человека регулируют обмен веществ. Учитель: Они входят в состав зубов и костей, участвуют в транспорте кислорода. Особенно важны для человека соли кальция, фосфора, калия, железа. Наиболее богаты минеральными солями овощи и фрукты. Слайд 11. 2 группа: Белки являются строительным материалом клеток и нужны человеку для роста. Учитель: Настоящими фабриками растительного белка являются бобовые растения: горох, бобы, фасоль, а также кукуруза. Относительно богаты белком некоторые виды капусты (кольраби, цветная, брокколи), фасоль овощная, листья петрушки. Белки овощей усваиваются организмом человека на 80 %. Слайд 12. 3 группа: Углеводы служат источником энергии. Их много в семенах и плодах. Слайд 13. 4 группа: Жиры растений используются человеком в пищу, для изготовления мыла, кремов и лекарств. Учитель: Их также используют для изготовления олиф, лаков, красок. VII. Обобщение нового материала (6 мин). Учитель: Подведем итог. Какие же вещества входят в состав растений? Ученики: белки, жиры, углеводы, вода. Слайд 14. Учитель: /Работа со слайдом/ Представим наши знания в виде схемы «Вещества растений». На какие группы мы их разделим? Что отнесем к неорганическим веществам? Что войдет в группу органических веществ? вещества клетки неорганические вещества органические вещества вода минеральные соли белки жиры углеводы Вас не смущает, что схема не совсем закончена, остался пустой квадратик? Ученики: смущает. Учитель: Верно, в состав растений входят другие вещества. Поможет нам закончить схему этот ребус. Слайд 15. Слайд 16. Правильно, это витамины. Теперь схема закончена, и ее можно перенести в тетрадь. /Ученики в ходе работы заполняют схему «Вещества растений» в тетради/ Слайд 5. Учитель: Молодцы! Вернемся к нашим задачам на урок. Мы выяснили химический состав растений? Мы выявили практическое значение растительных веществ? Так как вы считаете, подтвердилась ли наша гипотеза, что растения состоят из органических и неорганических веществ? Ученики: да Слайд 17. VIII. Контроль новых знаний. /тест – 4 мин/ А теперь очередное задание на слайде – тест «Один вопрос – один ответ». 1. К неорганическим веществам относится А) белки, Б) витамины В) вода 2. Способны гореть А) органические вещества Б) неорганические вещества В) все вещества 3. Больше всего воды содержится: А) в семенах пшеницы, Б) листьях капусты, В) стволе дерева 4. Каких веществ больше в семах растений? А) неорганических Б) органических 5. Больше всего содержится жиров в семенах А) пшеницы Б) гороха В) подсолнечника. Слайд 18 Ответы для самопроверки: 1) В, 2) А, 3) Б, 4) Б, 5) А. «5»- нет ошибок «4»- одна ошибка 23»- две ошибки Слайд 19 IX. Домашнее задание (2 мин). Всем: Прочитать § 32, ответить на вопросы к нем На выбор: Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных странах? Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы? Слайд 20. X. Рефлексия (3 мин). Что удивило вас сегодня на уроке? Что нового вы узнали? Чему научились? Где сможете применить свои знания? Оцените свое участие в работе группы и сдайте Рабочие листы на проверку. Слайд 21. Урок окончен! Список литературы: Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007. – 271 Муравин Э.А. Агрохимия. М.: Колос, 2003. - 384 с. Пасечник, Дубинина: Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. Пособие для учителя М.: Дрофа, 2010. – 96 с. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. – 266 с. Интернет-ресурсы: Положение о всероссийском Фестивале IT-урок. ЦНОТ ТГПУ. [www документ] — URL http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=855 Шаблоны презентаций [www документ] – http://office.microsoft.com/ru-ru/templates/TC010389964.aspx
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Химический состав растений"»


Урок разработала Фролова Любовь Валентиновна, учитель биологии и химии МБОУ «Убеевская

средняя общеобразовательная школа»

Красноармейского района Чувашской Республики

6 класс

Урок «Химический состав растений»

Цель урока: создание условия для изучения химического состава растений и выявление практического применения растительных веществ в жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с химическим составом растений и практическим применением растительных веществ, продолжить отрабатывать навык работы с лабораторным оборудованием по обнаружению веществ в органах растений.

Развивающие: развивать навыки исследовательской деятельности, умения анализировать фактическую информацию и делать выводы; развивать интеллектуальные и коммуникативные умения.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле; воспитывать навыки работы в группе.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: урок-исследование;

Оборудование: пробирки, держатель, спиртовка, стакан с водой, мука, марлевая салфетка, йод, пипетка, семена подсолнечника, пшеницы, арахиса, клубень картофеля, белая бумага, ступка, скальпель.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 кл. М:. Дрофа, 2010; презентация к уроку в программе PowerPoint 2003; рабочие листы.

Этапы урока

1. Организационный. 1 мин

2. Актуализация знаний. 2 мин.

3. Целеполагание. 3 мин

4. Мотивация. 3 мин.

5. Изучение нового материала /работа в группах/. 20 мин.

6. Физкультминутка.1 мин.

7. Обобщение нового материала.6 мин.

8. Контроль новых знаний /тест/.4 мин.

9. Домашнее задание 3 мин.

10. Рефлексия. 2 мин.


Ход урока:

/Парты расставлены для 4 рабочих групп; оборудование для проведения экспериментов стоит на столах./ Слайд 1


I. Организационный этап (1 мин). Дети, заходя в класс, выбирают бумажные фигуры одного из 4 цветов: желтого, синего, зеленого или красного. Так произвольно формируются рабочие группы. Проверяется настроение, готовность детей к уроку.


Звонок уже пропел «Пора»

Садись за парты, детвора,

Урок уже пора начать

Готовы знанья получать?

Да


Учитель: Замечательно, я рада приветствовать всех вас и всех присутствующих гостей на нашем уроке. А пройдет он сегодня не в кабинете биологии, а в настоящей научной химической лаборатории.

У вас на столах стоят подготовленные комплекты лабораторного оборудования: подставки с пробирками, спиртовки, держатели, стакан с водой и другие предметы, с которыми необходимо обращаться очень аккуратно и осторожно. С помощью этого оборудования вы сможете узнать много нового и удивительного о наших зеленых друзьях.

Сегодня я ваш старший научный руководитель и начинать работу в лаборатории мы будем только по моей команде. Договорились?


II. Актуализация знаний (2 мин)


Как вы думаете, чем занимаются ученые?

Ученики: проводят исследования.

/ Слайд 2

Учитель: правильно, они занимаются исследованиями разных объектов с разной целью. Вот и нам тоже необходимо определить объект, предмет, цель и тему нашего исследования, но для начала прослушайте эти строчки.

Слайд 3. Учитель:

На нашей планете от края до края

Природа повсюду тебя окружает.

Тела ее массу загадок таят

Из атомов разных веществ состоят.

Лед, облака и капли росы –

Они состоят из обычной воды

Горы, песок и друзы кристаллов

Они состоят из простых минералов.

Растения тоже загадку хранят

Хотите узнать, из чего состоят?

Их корень и листья, плоды, семена

Раскроют нам тайну состава сполна.


III. Целеполагание (3 мин).


Учитель: Итак, что будет являться объектом нашего исследования?

Ученики: растения, органы растений.

Слайд 4.

Учитель: Каков предмет исследования или что нового мы о них хотим узнать?

Ученики: Предмет исследования: их химический состав.

Учитель: Может у кого-то уже есть предположение, из чего состоят растения, в науке такое предположение называется гипотеза. Кто из вас может сформулировать гипотезу?

Ученики: Гипотеза: растения состоят из органических и неорганических веществ.

Учитель: Тогда нашей с вами целью будет...

Ученики: изучение химического состава растений.

Слайд 5.


IV. Мотивация (3 мин).


Учитель: чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, которые мы будем решать на уроке.

Ученики:

Задачи:

1. экспериментально выяснить химический состав растений;

2. выявить практическое значение растительных веществ;

3. подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Учитель: все ученые ведут точные записи своих наблюдений и исследований. Вот и мы с вами все будем фиксировать в своих тетрадях.

Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.


Слайд 6. Тема: Химический состав растений.


V. Изучение нового материала – работа в группах (20 мин).


(Изучение нового материала происходит в форме групповой работы. Каждая из четырех групп получает индивидуальную рабочую карту с заданиями).


Инструкция

Учитель: У каждой группы на столе лежит Рабочий лист с тремя заданиями (Приложение 1). На выполнение задания №1 вам дается 10 минут. Затем представители группы познакомят нас со своими выводами, а ассистенты продемонстрируют результаты опытов. /Ученики знакомятся с Рабочим листом /

Впишите фамилии всех членов группы в Рабочий лист, внимательно прочитайте инструкцию к работе. Если есть вопросы, задайте их мне, если вопросов нет, можете приступать к работе.

Слайд 7.

Соблюдайте технику безопасности при работе со спиртовкой, стеклянной посудой, скальпелем! /Ученики выполняют свои исследования, учитель консультирует/

Учитель: Я вижу, что все группы справились со своим заданием. После такой напряженной умственной работы настало время физкультминутки.


VI. Физкультминутка (1 мин) Игра « Атомы и молекулы»


Атом - самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит «атомы»: все игроки начинают хаотично передвигаться. После слов «молекула по трое» вы должны соединиться в группы по три человека.

Итак, начали… атомы, молекулы по двое….атомы…..молекулы по трое….атомы ….молекулы по пять…

Учитель: А теперь слушаем ваши отчеты.


Группа 1.

Ученик: Объектами нашего исследования были зеленые листья, корни и семена пшеницы. После их нагревания на стенках пробирок появились капельки воды. Мы сделали вывод: органы растения содержат воду.

/ другой ученик демонстрирует результат учащимся других групп/


Группа 2.

Ученик: Объектом исследования нашей группы были сухие листья и стебли, семена пшеницы. После их сжигания осталась зола. Наш вывод: в состав растений входят минеральные вещества (соли)./ другой ученик демонстрирует результат учащимся других групп/


Группа 3.

Ученик: Мы исследовали тесто из пшеничной муки и клубень картофеля. После проведенного эксперимента выяснили, что в семенах пшеницы содержится белок-клейковина. Кроме этого вещества в пшенице и картофеле присутствует углевод-крахмал. Наш вывод: в растениях есть белки и углеводы.

/ другой ученик демонстрирует результат учащимся других групп/


Группа 4

Ученик: Объектом нашего исследования были семена подсолнечника и арахиса. После того, как их раздавил, на листе остались жирные пятна. Мы сделали вывод: в семенах растений есть жиры.

/ другой ученик демонстрирует результат учащимся других групп/

Учитель: Переходим к заданию №2. Группы 1 и 2 работают с текстом и отвечают на вопросы к нему. У вас 5 минут на это задание.

Группы 3 и 4 анализируют сравнительную таблицу 2, отвечают на вопросы [2].

Таблица 2 Средний химический состав семян растений, в % (по Б. П. Плешкову)


Растение


Содержание в % от общей массы






вода

белки


углеводы

жиры


минеральные соли

пшеница

12


14


67,5


2,0

1,8

кукуруза

15


9


68,0


4,7


1,5

подсолнечник


8


22,0


12,0


50,0


3,5

Слайд 9.


1. Во всех ли органах растения содержится одинаковое количество воды?

2. Почему молодые органы растений содержат больше воды, чем старые, одревесневшие?

3. Каких веществ больше в семенах растений?

4. Семена каких растений богаты белками? Углеводами? Жирами?

5. Содержат ли одинаковые части растений одинаковое количество веществ?


Учитель: Скажите, а для чего необходимо знать химический состав растений?

Ученики: Чтобы грамотно их использовать в быту, в промышленном производстве.

Учитель: Переходим к заданию №3. Часто ученые, получив неожиданные результаты, занимаются их анализом. Вот и вы имеете результаты, которые еще надо расшифровать и выявить практическое применение растительных веществ.

/Ученики расшифровывают, а затем зачитывают свои ответы. /

Слайд 10.

1 группа: Минеральные соли в организме человека регулируют обмен веществ.

Учитель: Они входят в состав зубов и костей, участвуют в транспорте кислорода. Особенно важны для человека соли кальция, фосфора, калия, железа. Наиболее богаты минеральными солями овощи и фрукты.

Слайд 11.

2 группа: Белки являются строительным материалом клеток и нужны человеку для роста.

Учитель: Настоящими фабриками растительного белка являются бобовые растения: горох, бобы, фасоль, а также кукуруза. Относительно богаты белком некоторые виды капусты (кольраби, цветная, брокколи), фасоль овощная, листья петрушки. Белки овощей усваиваются организмом человека на 80 %.

Слайд 12.

3 группа: Углеводы служат источником энергии. Их много в семенах и плодах.


Слайд 13.

4 группа: Жиры растений используются человеком в пищу, для изготовления мыла, кремов и лекарств.

Учитель: Их также используют для изготовления олиф, лаков, красок.

VII. Обобщение нового материала (6 мин).

Учитель: Подведем итог. Какие же вещества входят в состав растений?

Ученики: белки, жиры, углеводы, вода.

Слайд 14.

Учитель: /Работа со слайдом/ Представим наши знания в виде схемы «Вещества растений». На какие группы мы их разделим? Что отнесем к неорганическим веществам? Что войдет в группу органических веществ?


вещества клетки


неорганические вещества органические вещества


вода минеральные соли белки жиры углеводы


Вас не смущает, что схема не совсем закончена, остался пустой квадратик?

Ученики: смущает.

Учитель: Верно, в состав растений входят другие вещества. Поможет нам закончить схему этот ребус. Слайд 15.









Слайд 16.


Правильно, это витамины. Теперь схема закончена, и ее можно перенести в тетрадь.

/Ученики в ходе работы заполняют схему «Вещества растений» в тетради/


Слайд 5.

Учитель: Молодцы! Вернемся к нашим задачам на урок.

Мы выяснили химический состав растений?

Мы выявили практическое значение растительных веществ?

Так как вы считаете, подтвердилась ли наша гипотеза, что растения состоят из органических и неорганических веществ?

Ученики: да

Слайд 17.

VIII. Контроль новых знаний. /тест – 4 мин/

А теперь очередное задание на слайде – тест «Один вопрос – один ответ».

1. К неорганическим веществам относится

А) белки, Б) витамины В) вода

2. Способны гореть

А) органические вещества Б) неорганические вещества В) все вещества

3. Больше всего воды содержится:

А) в семенах пшеницы, Б) листьях капусты, В) стволе дерева

4. Каких веществ больше в семах растений?

А) неорганических Б) органических

5. Больше всего содержится жиров в семенах

А) пшеницы Б) гороха В) подсолнечника.

Слайд 18 Ответы для самопроверки: 1) В, 2) А, 3) Б, 4) Б, 5) А.

«5»- нет ошибок

«4»- одна ошибка

23»- две ошибки

Слайд 19

IX. Домашнее задание (2 мин). Всем: Прочитать § 32, ответить на вопросы к нем

На выбор:

Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.


Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных странах?


Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?

Слайд 20.


X. Рефлексия (3 мин).

Что удивило вас сегодня на уроке?

Что нового вы узнали?

Чему научились?

Где сможете применить свои знания?

Оцените свое участие в работе группы и сдайте Рабочие листы на проверку.

Слайд 21. Урок окончен!


Список литературы:

Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007. – 271

Муравин Э.А. Агрохимия. М.: Колос, 2003. - 384 с.

Пасечник, Дубинина: Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. Пособие для учителя М.: Дрофа, 2010. – 96 с.

Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. – 266 с.


Интернет-ресурсы:

Положение о всероссийском Фестивале IT-урок. ЦНОТ ТГПУ. [www документ] — URL http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=855

Шаблоны презентаций [www документ] – http://office.microsoft.com/ru-ru/templates/TC010389964.aspx







Приложение


Рабочий лист группы №1


Тема урока «Химический состав растений».

Цель: Изучение химического состава растений.

Оборудование: спиртовка, 3 пробирки (с зеленым листом, с кусочком живого корня, с семенами пшеницы), держатель.

ЗАДАНИЕ 1 Провести эксперимент по обнаружению воды в органах растений.

Ход работы:

1. Разожгите спиртовку

2. Поместите пробирку №1 в держатель и слегка нагрейте. Что появилось на стенках пробирки?

3. Поместите пробирку №2 в держатель и слегка нагрейте. Что появилось на стенках пробирки?

4. Поместите пробирку №3 в держатель и слегка нагрейте. Что появилось на стенках пробирки?

5. Результаты запишите в таблицу №1.


Что делаю


Что наблюдаю


Вывод


















Перечислите объекты вашего исследования? _________________________


Вывод: ______________________________________________________________________


ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

В листьях капусты 90% воды, в плодах огурцов ее еще больше - 96%, а в созревших семенах воды содержится всего 5-15% от общей массы. Молодые растущие органы содержат до 90-95% воды, а одревесневшие всего около 50%. Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды. В семенах минеральных солей содержится в среднем 3%, в корнях и стеблях - 4-5%, в листьях - 10-15% массы, остальное приходится на органические вещества.


1. Во всех ли органах растения содержится одинаковое количество воды?

2. Почему молодые органы растений содержат больше воды, чем старые, одревесневшие?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 3. Расшифруйте информацию, и выявите практическое применение одного из растительных веществ.

Пскминеральныевнгсолиаоевтмсорганизмефырчеловекабюкрегулируютсоробменкулвеществ.

__________________________________________________________________




Оценочная таблица:

Фамилия участника

Оценка за работу в группе

Оценка за тест

Оценка за урок




















































Рабочий лист группы №2

Тема урока «Химический состав растений».

Цель: Изучение химического состава растений.

Оборудование: спиртовка, 2 пробирки ( с сухими стеблями и листьями, с семенами пшеницы), держатель.

ЗАДАНИЕ 1 Провести эксперимент по обнаружению минеральных веществ в органах растений. Ход работы:

1. Разожгите спиртовку.

2. Поместите пробирку №1 в держатель и нагревайте ее до тех пор, пока не перестанет идти дым. Что образовалось в пробирке?

3. Поместите пробирку №2 в держатель и нагревайте ее до тех пор, пока не перестанет идти дым. Что образовалось в пробирке?

4. Результаты запишите в таблицу №1.

Что делаю


Что наблюдаю


Вывод

















Перечислите объекты вашего исследования? _________________________



Вывод: ___________________________________________________________


ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.


В листьях капусты 90% воды, в плодах огурцов ее еще больше - 96%, а в созревших семенах воды содержится всего 5-15% от общей массы. Молодые растущие органы содержат до 90-95% воды, а одревесневшие всего около 50%. Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды. В семенах минеральных солей содержится в среднем 3%, в корнях и стеблях - 4-5%, в листьях - 10-15% массы, остальное приходится на органические вещества.

1. Во всех ли органах растения содержится одинаковое количество воды?

2. Почему молодые органы растений содержат больше воды, чем старые, одревесневшие?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 3. Расшифруйте информацию, и выявите практическое применение одного из растительных веществ.


Бсрбелкисмвявляютсякарстроительнымоауматериаломсенклетоксмсируднужнылусчеловекубтрдлястброста.

__________________________________________________________________


__________________________________________________________________



Оценочная таблица:

Фамилия участника

Оценка за работу в группе

Оценка за тест

Оценка за урок
























































Рабочий лист группы №3

Тема урока «Химический состав растений».

Цель: Изучение химического состава растений.

Оборудование: йод, пипетка, тесто, марля (10х10 см), стакан с водой, клубень картофеля, скальпель.

ЗАДАНИЕ 1 Провести эксперимент по обнаружению белков и углеводов в органах растений.

Ход работы:

1. Заверните кусочек теста в марлю и промойте его в стакане с водой. Что осталось на марле? Как изменился цвет воды?

2. Добавьте в полученный раствор 2-3 капли йода. Как изменился цвет раствора? Сравните образец с описанием действия йода на вещества.

3. Разрежьте клубень и на срез капните 1 каплю йода.

4. Результаты наблюдений запишите в таблицу №1.

Что делаю


Что наблюдаю


Вывод



















ЗАДАНИЕ 2. Проанализируйте таблицу 1. Сравните химический состав семян пшеницы, кукуруз и подсолнечника. Ответьте на вопросы.

Таблица 2 Средний химический состав семян растений, в %

Растение


Содержание в % от общей массы






вода

белки


углеводы

жиры


минеральные соли

пшеница

12


14


67,5


2,0

1,8

кукуруза

15


9

68,0


4,7


1,5

подсолнечник


8


22,0


12,0


50,0


3,5


1. Каких веществ больше в семенах растений?


2. Семена каких растений богаты белками? Углеводами? Жирами?


3. Содержат ли одинаковые части растений одинаковое количество веществ?


__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________



ЗАДАНИЕ 3. Расшифруйте информацию, и выявите практическое применение одного из растительных веществ.

Прсуглеводыасаслужатвксисточникомсбьэнергиитрпихбукмногосыцвчвусеменахвфчиасаплодах.


__________________________________________________________________


__________________________________________________________________


Оценочная таблица:

Фамилия участника

Оценка за работу в группе

Оценка за тест

Оценка за урок














































Рабочий лист группы №4


Тема урока «Химический состав растений».

Цель: Изучение химического состава растений.

Оборудование: бумага белая, семена подсолнечника и арахиса, ступка.

ЗАДАНИЕ 1 Провести эксперимент по обнаружению жиров в семенах растений.

Ход работы:

1. Заверните семена подсолнечника в бумагу и в ступке раздавите их. Что осталось на бумаге?

2. Заверните семена арахиса в бумагу и в ступке раздавите их. Что осталось на бумаге?

3. Результаты наблюдений запишите в таблицу №1.

Что делаю


Что наблюдаю


Вывод










Перечислите объекты вашего исследования? _________________________


Вывод: ___________________________________________________________




ЗАДАНИЕ 2. Проанализируйте таблицу 1. Сравните химический состав семян пшеницы, кукуруз и подсолнечника. Ответьте на вопросы.

Таблица 2 Средний химический состав семян растений, в %


(по Б. П. Плешкову

Растение




Содержание в % от общей массы






вода




белки


углеводы


жиры


минеральные соли

пшеница

12


14


67,5


2,0

1,8

кукуруза


15


9



68,0


4,7


1,5

подсолнечник


8


22,0


12,0


50,0


3,5

1. Каких веществ больше в семенах растений?


2. Семена каких растений богаты белками? Углеводами? Жирами?


3. Содержат ли одинаковые части растений одинаковое количество веществ?


_________________________________________________________________


_________________________________________________________________


_________________________________________________________________



ЗАДАНИЕ 3. Расшифруйте информацию, и выявите практическое применение одного из растительных веществ.


Пскжирылусрастенийруписпользуютсяолочеловекомстквармпищу,кувдлячсчизготовлениясмсмыла,чяфкремов,трслекарств.

__________________________________________________________________


__________________________________________________________________

Оценочная таблица:

Фамилия участника

Оценка за работу в группе

Оценка за тест

Оценка за урок
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Химический состав растений"

Автор: Фролова Любовь Валентиновна

Дата: 16.01.2016

Номер свидетельства: 277531

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока на тему " Химическая организация клетки.Неорганические вещества." "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-khimichieskaia-orghanizatsiia-klietki-nieorghanichieskiie-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "240435"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445010746"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему Химический состав клетки "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-khimichieskii-sostav-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "240974"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445163961"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока химии "Кислород. Горение и окисление" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-khimii-kislorod-gorieniie-i-okislieniie"
    ["file_id"] => string(6) "109849"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405102187"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока и презентация "Химический состав клетки" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-khimichieskii-sostav-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "204602"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429697862"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Влияние абиотических факторов на живые организмы" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vliianiie-abiotichieskikh-faktorov-na-zhivyie-orghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "111954"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408097271"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства