kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультативного курса «Основы словесности» (7 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс "Основы словесности"направлен на расширение и углубление знаний и навыков,  приобретённых учащимися на уроках русского языка. Решая задачу повышения предметной компетентности, курс знакомит учащихся с одним из двух основных аспектов всестороннего полного анализа художественного текста – лингвостилистическим анализом художественного текста (вторым является литературоведческий анализ). Предлагаемый факультативный курс дает возможность через анализ художественного текста показать ученикам 7-го класса величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, ее неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми мастерски пользуются русские поэты и писатели.Объектом анализа последовательно являются все уровни языка: фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический. Продолжая такую работу в старших классах, учитель-словесник может больше внимания уделять языковому анализу отдельных произведений художественной литературы. При этом ранее приобретенные навыки такого анализа будут углубляться и совершенствоваться, а перед учениками еще полнее и многограннее раскроются тайны родной речи, секреты художественного творчества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса «Основы словесности» (7 класс)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2»

муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области







Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № ___ от_________2015г.

Руководитель МО___________

/Иванова Е.Е./



"Согласовано"

Зам.директора

от ____________2015г.

_____________

/Кочубей Л.В./



Рекомендовано МС

Протокол №_________

от____2015г.

____________

/Манина Г.В./




"Утверждаю"

Приказ № _____от _______2015г.

Директор МБОУ «Средняя

школа № 2» г. Десногорска

________________

/Крюченкова В.В./







Рабочая программа

факультативного курса

«Основы словесности»



Класс: 7А



Учитель: Иванова Елена Егоровна





2015-2016 уч. год



Пояснительная записка



На современном этапе главным является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка: почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придаётся отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств.

В дидактике на первое место выдвигаются задачи развития речи, формирования у школьников языкового чутья, привития любви и интереса к родному языку. Развитие речи опирается на развитие познавательных способностей ученика через обогащение лексического запаса, умение правильно сочетать слова, использовать их в речи, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства, связно излагать свои мысли, подчиняя высказывание, текст, выразительно-изобразительные средства основному замыслу.

Основной дидактической единицей обучения в связи с этим признаётся текст. Целенаправленный отбор текстов способствует созданию развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции. Кроме того, мало знакомить ученика с яркими текстами, учить понимать их, видеть и слышать изображённое в них. Учащиеся должны непроизвольно запоминать образцовые тексты, уметь легко воспроизводить их, использовать в своей речи как образцы. И большое значение имеет текст художественный, анализ которого помогает ученику ощутить своеобразие эстетической функции языка. В связи с этим особое значение приобретает работа с образцами прекрасной русской речи, специальный анализ которых поможет оценить их художественную ценность, выразительность не на произвольном, интуитивном уровне, а на основе осознанного восприятия языковых средств выразительности. Именно этим объясняется актуальность факультативного курса «Основы словесности».



Факультативный курс направлен на расширение и углубление знаний и навыков, которые приобретают учащиеся на уроках русского языка. Решая задачу повышения предметной компетентности, курс знакомит учащихся с одним из двух основных аспектов всестороннего полного анализа художественного текста – лингвостилистическим анализом художественного текста (вторым является литературоведческий анализ).



Предлагаемый факультативный курс дает возможность через анализ художественного текста показать ученикам 7-го класса величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, ее неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми мастерски пользуются русские поэты и писатели. Продолжая такую работу в старших классах,

учитель-словесник может больше внимания уделять языковому анализу отдельных произведений художественной литературы. При этом ранее приобретенные навыки такого анализа будут углубляться и совершенствоваться, а перед учениками еще полнее и многограннее раскроются тайны родной речи, секреты художественного творчества.



В центре факультативного курса «Основы словесности» - текст как речевое произведение. Это художественные тексты, в которых наиболее ярко, отчетливо прослеживаются изобразительно-выразительные свойства рассматриваемых грамматических категорий. Содержательной основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретенных знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением речевой деятельности, обогащением речи изобразительно-выразительными средствами.



Цель данного факультативного курса заключается в обучении учащихся использованию языковых средств в процессе коммуникации для выражения замысла своей речи, а также точному и адекватному пониманию чужих высказываний на основе анализа речевых средств выразительности.


Задачи факультативного курса:


  • углубление знаний о лингвистике как науке; о языке как многофункциональной развивающейся системе; о взаимосвязи основных уровней и единиц языка; об изобразительных возможностях разных языковых уровней;

  • формирование чувства языка и способности тонко понимать художественный текст как явление искусства слова;

  • овладение навыками лингвистического анализа художественного текста;

  • развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения как к части русской национальной культуры;

  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делая её правильной и точной;

  • воспитание культуры чтения, выработка умения понимать и ценить художественную литературу как важнейшую часть общечеловеческой культуры;

  • подготовка учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме.




Программа факультатива «Основы словесности» составлена на основе программы спецкурса «Уроки словесности» Львовой С.И. (Львова С. И. Русский язык : 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2008.) и рассчитана на 17- часовое изучение (0,5 часа в неделю) учащимися 7-х классов согласно плану работы школы на 2015-2016 учебный год.

Объектом анализа последовательно являются все уровни языка: фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический. Используемый на занятиях анализ теста как основной вид работы должен обеспечить понимание художественного произведения. И чем богаче знания учеников о языковой природе эстетического эффекта, тем глубже их понимание, тем сильнее проявляется способность к сопереживанию, тем настойчивее созревает и укрепляется потребность к речевому самосовершенствованию.


В ходе занятий ученики знакомятся с наиболее употребительными языковыми приёмами, использующими те удивительные возможности, которые представляют разные уровни языка: фонетическая система, графическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая. Постепенно школьники овладевают комплексным анализом художественного текста.


Структуру такого анализа можно выразить в форме плана следующим образом:

  • тема текста;

  • основные образы;

  • идея;

  • особенности композиции;

  • фонетико-интонационные особенности текста;

  • особенности графического, орфографического, пунктуационного оформления текста;

  • анализ экспрессивных средств словообразования;

  • лексические образные средства;

  • грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста.


Особенностью данного курса является и его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме свои собственные мысли, учитывая условия общения.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность, преемственность и перспективность.



Основные формы организации занятий – установочные лекции учителя и практические занятия. Перед каждым занятием учащимся предлагается ряд вопросов, направленных на повторение и систематизацию знаний, а также ряд заданий на развитие лингвистической наблюдательности учащихся. Так как работа с каждым из уровней лингвостилистического анализа проводится на материале художественного произведения, то одним из обязательных условий является знание анализируемого текста. Занятия проводятся в виде свободного обсуждения ответов на предлагаемые вопросы. В конце занятия учащимся рекомендуется написать небольшой фрагмент анализа текста, применив полученные знания.





После изучения факультативного курса «Основы словесности» учащиеся должны:



- знать основные сведения о языке как развивающемся явлении и как части духовной культуры русского народа;

- понимать эстетическую ценность художественного текста, своеобразие языка писателя;

- знать определения языковых понятий, предусмотренных программой, изобразительно-выразительные средства разных языковых уровней и способы их создания;

- уметь правильно находить верный стиль, форму, манеру высказывания, средства выразительности в зависимости от речевых ситуаций;

- создавать собственный текст с опорой на анализируемые тексты.









Содержание программы факультативного курса

Основы словесности ”:





Текст (2 часа)



Текст. Признаки и определение текста. Способы и средства связи предложений текста. Тема текста. Основная мысль (идея) текста.

Типы речи: повествование, рассуждение, описание.

Разговорный и книжные стили речи: научный, официально-деловой, публицистический и художественный.





Звуковые образные средства русского языка (3 часа)



Звуковая организация художественного текста. Аллитерация. Ассонанс. Смысловая функция звукописи. Приём звукоподражания.

Смысловая функция ударения.

Стихотворный размер. Двухсложные и трёхсложные размеры стиха. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль. Изобразительные возможности интонации.





Изобразительные ресурсы словообразования (1 час)



Русское словообразование. Морфема и её значение. Паронимы. Приём паронимического противопоставления.



Изобразительные ресурсы лексики (4 часа)



Слово как основная единица языка. Прямое и переносное значение слова. Типы переноса значения: по сходству, по смежности, по функции.

Основные виды тропов: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха.

Омонимы и похожие на них языковые явления: омофоны, омоформы, омографы.

Экспрессивное использование омонимов в тексте.

Синонимы и антонимы.

Устаревшие слова и их виды. Роль в художественной речи.





Морфологические средства выразительности русской речи (3 часа)



Использование имён существительных в создании метафор, сравнений в художественном тексте. Стилистическое использование грамматической категории падежа имени существительного. Приём «говорящих» фамилий.

Использование прилагательных в создании эпитетов. Роль прилагательных в создании цветовых образов. Краткие и полные прилагательные в художественном тексте.

Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Грамматическая категория времени как источник выразительности речи. Использование глаголов в создании олицетворений.

Стилистические особенности употребления причастий и деепричастий.





Синтаксическое богатство русского языка (4 часов)



Экспрессивное использование предложений разного типа.

Стилистические фигуры речи: анаколуф, анафора, антитеза, бессоюзие, многосоюзие, градация, инверсия, риторические вопросы, восклицания, обращения, эллипс, эпифора.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА





п\п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Текст (2 часа)

1.


Текст. Признаки и определение текста. Способы и средства связи предложений текста.

1 ч.

2.


Типы и стили речи.

1 ч.

Звуковые образные средства русского языка (3 часа)

3.


Звукопись в художественной речи. Ассонанс и аллитерация. Приём звукоподражания.

1 ч.

4.


Особенности словесного ударения в русском языке. Стихотворный размер.

Двусложные размеры стиха. Трёхсложные размеры стиха.

1 ч.

5.


Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации.

1 ч.

Изобразительные ресурсы словообразования (1 час)

6.


Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки. Паронимы и паронимическое противопоставление.

1 ч.

Изобразительные ресурсы лексики (4 часа)

7.


Слово – основная единица языка. Лексический повтор и его виды.

1 ч.

8.


Прямое и переносное значения слов. Основные виды тропов.

1 ч.

9.


Омонимы и похожие на них языковые явления

1 ч.

10.


Синонимы и антонимы. Устаревшие слова. Стилистическая функция в художественной речи.

1 ч.

Морфологические средства выразительности русской речи (3 часа)

11.


Употребление имен существительных в речи.

1 ч.

12.


Употребление имен прилагательных в речи.

1 ч.

13.


Употребление глаголов, причастий и деепричастий в речи.

1 ч.

Синтаксическое богатство русского языка (4 часа)

14.


Экспрессивное использование предложений разного типа

1 ч.

15.


Стилистические фигуры речи.

1 ч.

16.


Практическое занятие. Лингвостилистический анализ рассказа К. Г. Паустовского “Колотый сахар”

1 ч.

17.


Итоговое занятие.

1 ч.







Литература для учителя



1. Вишневская Л., Старикова И. Паронимия // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - № 2. – С.18 - 22

2. Волков С. Стихи: читаем и считаем // Литература. – 2003. - №24. – С. 5-10

3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207с.

4. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 248 с.

5. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990. – 255с.

6. Клипина Л.М. Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка // Русский язык. – 2004. - № 25-26. – С.2- 8

7. Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 112с.

8. Литература. Школьный справочник /Сост. Т.Г.Кучина, Е.М.Болдырева. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 320 с.

9. Львова С. И. Уроки словесности.5-9 классы. – М.: Дрофа, 2001. – 416 с. – (Библиотека учителя).

10. Матвеев Б.И. Омофоны и работа над ними на уроках русского языка // Русский язык . – 2002. - № 47. – С.1-9

11. Муравенко Е.В. Морфемика // Русский язык. - 2003. - №39. – С.2- 4

12. Нурбахтина Р.Р. Выразительные возможности односоставных предложений // Русский язык в школе. – 2009. - № 8. – С.20 -23

13. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Д.Э.Розенталь, И. Б.Голуб. – 7-е изд. - М: АЙРИС-пресс, 2007. – 208 с.

14. Русский язык и литература. 5-11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи/ сост. О.А.Хорт, Г.С.Шамшина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 159 с.

Литература для учащихся



1. Абрамов В.П. Созвездия слов: Кн.для внекл. чтения учащихся ст.классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.

2. Александрова И. Акростих, месостих, телестих и другие игры с графикой // Русский язык и литература для школьников. - 2004. - № 1.

3. Басовская Е.Н. Русская словесность в художественном осмыслении. Учебник для 8 класса средней школы. – М.: ЦГО,1996. – 414 с. – (Гуманитарное образование в России).

4. Бирюков С. Моностих.// Литература. - 1998. -- № 17. – С.3

5.Бороздунова Л.В. – Оля Раева. Синонимы в художественной речи. Реферат // Русский язык.- 2004.- № 32. – С.28-29

6. Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа…: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1993. – 143 с.

7. Уртминцева М.Г. Словарь русской литературы / Нижний Новгород: «Три богатыря» и «Братья славяне», 1997. – 560 с.

8. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом: Кн.для внеклас. чтения учащихся 8-10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.: ил.- (Мир знаний).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа факультативного курса «Основы словесности» (7 класс)

Автор: Иванова Елена Егоровна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253974


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства