Рабочая программа факультативного курса «Основы словесности» (7 класс)
Рабочая программа факультативного курса «Основы словесности» (7 класс)
Факультативный курс "Основы словесности"направлен на расширение и углубление знаний и навыков, приобретённых учащимися на уроках русского языка. Решая задачу повышения предметной компетентности, курс знакомит учащихся с одним из двух основных аспектов всестороннего полного анализа художественного текста – лингвостилистическим анализом художественного текста (вторым является литературоведческий анализ). Предлагаемый факультативный курс дает возможность через анализ художественного текста показать ученикам 7-го класса величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, ее неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми мастерски пользуются русские поэты и писатели.Объектом анализа последовательно являются все уровни языка: фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический. Продолжая такую работу в старших классах, учитель-словесник может больше внимания уделять языковому анализу отдельных произведений художественной литературы. При этом ранее приобретенные навыки такого анализа будут углубляться и совершенствоваться, а перед учениками еще полнее и многограннее раскроются тайны родной речи, секреты художественного творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса «Основы словесности» (7 класс)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 2»
муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол № ___ от_________2015г.
Руководитель МО___________
/Иванова Е.Е./
"Согласовано"
Зам.директора
от ____________2015г.
_____________
/Кочубей Л.В./
Рекомендовано МС
Протокол №_________
от____2015г.
____________
/Манина Г.В./
"Утверждаю"
Приказ № _____от _______2015г.
Директор МБОУ «Средняя
школа № 2» г. Десногорска
________________
/Крюченкова В.В./
Рабочая программа
факультативного курса
«Основы словесности»
Класс: 7А
Учитель: Иванова Елена Егоровна
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
На современном этапе главным является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка: почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придаётся отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств.
В дидактике на первое место выдвигаются задачи развития речи, формирования у школьников языкового чутья, привития любви и интереса к родному языку. Развитие речи опирается на развитие познавательных способностей ученика через обогащение лексического запаса, умение правильно сочетать слова, использовать их в речи, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства, связно излагать свои мысли, подчиняя высказывание, текст, выразительно-изобразительные средства основному замыслу.
Основной дидактической единицей обучения в связи с этим признаётся текст. Целенаправленный отбор текстов способствует созданию развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции. Кроме того, мало знакомить ученика с яркими текстами, учить понимать их, видеть и слышать изображённое в них. Учащиеся должны непроизвольно запоминать образцовые тексты, уметь легко воспроизводить их, использовать в своей речи как образцы. И большое значение имеет текст художественный, анализ которого помогает ученику ощутить своеобразие эстетической функции языка. В связи с этим особое значение приобретает работа с образцами прекрасной русской речи, специальный анализ которых поможет оценить их художественную ценность, выразительность не на произвольном, интуитивном уровне, а на основе осознанного восприятия языковых средств выразительности. Именно этим объясняется актуальность факультативного курса «Основы словесности».
Факультативный курс направлен на расширение и углубление знаний и навыков, которые приобретают учащиеся на уроках русского языка. Решая задачу повышения предметной компетентности, курс знакомит учащихся с одним из двух основных аспектов всестороннего полного анализа художественного текста – лингвостилистическим анализом художественного текста (вторым является литературоведческий анализ).
Предлагаемый факультативный курс дает возможность через анализ художественного текста показать ученикам 7-го класса величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, ее неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми мастерски пользуются русские поэты и писатели. Продолжая такую работу в старших классах,
учитель-словесник может больше внимания уделять языковому анализу отдельных произведений художественной литературы. При этом ранее приобретенные навыки такого анализа будут углубляться и совершенствоваться, а перед учениками еще полнее и многограннее раскроются тайны родной речи, секреты художественного творчества.
В центре факультативного курса «Основы словесности» - текст как речевое произведение. Это художественные тексты, в которых наиболее ярко, отчетливо прослеживаются изобразительно-выразительные свойства рассматриваемых грамматических категорий. Содержательной основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретенных знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением речевой деятельности, обогащением речи изобразительно-выразительными средствами.
Цель данного факультативного курса заключается в обучении учащихся использованию языковых средств в процессе коммуникации для выражения замысла своей речи, а также точному и адекватному пониманию чужих высказываний на основе анализа речевых средств выразительности.
Задачи факультативного курса:
углубление знаний о лингвистике как науке; о языке как многофункциональной развивающейся системе; о взаимосвязи основных уровней и единиц языка; об изобразительных возможностях разных языковых уровней;
формирование чувства языка и способности тонко понимать художественный текст как явление искусства слова;
овладение навыками лингвистического анализа художественного текста;
развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения как к части русской национальной культуры;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делая её правильной и точной;
воспитание культуры чтения, выработка умения понимать и ценить художественную литературу как важнейшую часть общечеловеческой культуры;
подготовка учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме.
Программа факультатива «Основы словесности» составлена на основе программы спецкурса «Уроки словесности» Львовой С.И. (Львова С. И. Русский язык : 7-11 классы : программы факультативных и элективных курсов / С.И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2008.) и рассчитана на 17- часовое изучение (0,5 часа в неделю) учащимися 7-х классов согласно плану работы школы на 2015-2016 учебный год.
Объектом анализа последовательно являются все уровни языка: фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический. Используемый на занятиях анализ теста как основной вид работы должен обеспечить понимание художественного произведения. И чем богаче знания учеников о языковой природе эстетического эффекта, тем глубже их понимание, тем сильнее проявляется способность к сопереживанию, тем настойчивее созревает и укрепляется потребность к речевому самосовершенствованию.
В ходе занятий ученики знакомятся с наиболее употребительными языковыми приёмами, использующими те удивительные возможности, которые представляют разные уровни языка: фонетическая система, графическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая. Постепенно школьники овладевают комплексным анализом художественного текста.
Структуру такого анализа можно выразить в форме плана следующим образом:
тема текста;
основные образы;
идея;
особенности композиции;
фонетико-интонационные особенности текста;
особенности графического, орфографического, пунктуационного оформления текста;
анализ экспрессивных средств словообразования;
лексические образные средства;
грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста.
Особенностью данного курса является и его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способности осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме свои собственные мысли, учитывая условия общения.
Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность, преемственность и перспективность.
Основные формы организации занятий – установочные лекции учителя и практические занятия. Перед каждым занятием учащимся предлагается ряд вопросов, направленных на повторение и систематизацию знаний, а также ряд заданий на развитие лингвистической наблюдательности учащихся. Так как работа с каждым из уровней лингвостилистического анализа проводится на материале художественного произведения, то одним из обязательных условий является знание анализируемого текста. Занятия проводятся в виде свободного обсуждения ответов на предлагаемые вопросы. В конце занятия учащимся рекомендуется написать небольшой фрагмент анализа текста, применив полученные знания.
После изучения факультативного курса «Основы словесности» учащиеся должны:
- знать основные сведения о языке как развивающемся явлении и как части духовной культуры русского народа;
- понимать эстетическую ценность художественного текста, своеобразие языка писателя;
- знать определения языковых понятий, предусмотренных программой, изобразительно-выразительные средства разных языковых уровней и способы их создания;
- уметь правильно находить верный стиль, форму, манеру высказывания, средства выразительности в зависимости от речевых ситуаций;
- создавать собственный текст с опорой на анализируемые тексты.
Содержание программы факультативного курса
“Основы словесности ”:
Текст (2 часа)
Текст. Признаки и определение текста. Способы и средства связи предложений текста. Тема текста. Основная мысль (идея) текста.
Типы речи: повествование, рассуждение, описание.
Разговорный и книжные стили речи: научный, официально-деловой, публицистический и художественный.
Звуковые образные средства русского языка (3 часа)
Звуковая организация художественного текста. Аллитерация. Ассонанс. Смысловая функция звукописи. Приём звукоподражания.
Смысловая функция ударения.
Стихотворный размер. Двухсложные и трёхсложные размеры стиха. Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль. Изобразительные возможности интонации.
Изобразительные ресурсы словообразования (1 час)
Русское словообразование. Морфема и её значение. Паронимы. Приём паронимического противопоставления.
Изобразительные ресурсы лексики (4 часа)
Слово как основная единица языка. Прямое и переносное значение слова. Типы переноса значения: по сходству, по смежности, по функции.
Основные виды тропов: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха.
Омонимы и похожие на них языковые явления: омофоны, омоформы, омографы.
Экспрессивное использование омонимов в тексте.
Синонимы и антонимы.
Устаревшие слова и их виды. Роль в художественной речи.
Морфологические средства выразительности русской речи (3 часа)
Использование имён существительных в создании метафор, сравнений в художественном тексте. Стилистическое использование грамматической категории падежа имени существительного. Приём «говорящих» фамилий.
Использование прилагательных в создании эпитетов. Роль прилагательных в создании цветовых образов. Краткие и полные прилагательные в художественном тексте.
Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Грамматическая категория времени как источник выразительности речи. Использование глаголов в создании олицетворений.
Стилистические особенности употребления причастий и деепричастий.
Синтаксическое богатство русского языка (4 часов)
Экспрессивное использование предложений разного типа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
№ п\п
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
Текст (2 часа)
1.
Текст. Признаки и определение текста. Способы и средства связи предложений текста.
1 ч.
2.
Типы и стили речи.
1 ч.
Звуковые образные средства русского языка (3 часа)
3.
Звукопись в художественной речи. Ассонанс и аллитерация. Приём звукоподражания.
1 ч.
4.
Особенности словесного ударения в русском языке. Стихотворный размер.
Двусложные размеры стиха. Трёхсложные размеры стиха.
1 ч.
5.
Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Основные элементы интонации.
1 ч.
Изобразительные ресурсы словообразования (1 час)
6.
Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки. Паронимы и паронимическое противопоставление.
1 ч.
Изобразительные ресурсы лексики (4 часа)
7.
Слово – основная единица языка. Лексический повтор и его виды.
1 ч.
8.
Прямое и переносное значения слов. Основные виды тропов.
1 ч.
9.
Омонимы и похожие на них языковые явления
1 ч.
10.
Синонимы и антонимы. Устаревшие слова. Стилистическая функция в художественной речи.
1 ч.
Морфологические средства выразительности русской речи (3 часа)
11.
Употребление имен существительных в речи.
1 ч.
12.
Употребление имен прилагательных в речи.
1 ч.
13.
Употребление глаголов, причастий и деепричастий в речи.
1 ч.
Синтаксическое богатство русского языка (4 часа)
14.
Экспрессивное использование предложений разного типа
1 ч.
15.
Стилистические фигуры речи.
1 ч.
16.
Практическое занятие. Лингвостилистический анализ рассказа К. Г. Паустовского “Колотый сахар”
1 ч.
17.
Итоговое занятие.
1 ч.
Литература для учителя
1. Вишневская Л., Старикова И. Паронимия // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - № 2. – С.18 - 22
2. Волков С. Стихи: читаем и считаем // Литература. – 2003. - №24. – С. 5-10
3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207с.
4. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 248 с.
5. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990. – 255с.
6. Клипина Л.М. Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка // Русский язык. – 2004. - № 25-26. – С.2- 8
7. Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 112с.
8. Литература. Школьный справочник /Сост. Т.Г.Кучина, Е.М.Болдырева. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 320 с.
9. Львова С. И. Уроки словесности.5-9 классы. – М.: Дрофа, 2001. – 416 с. – (Библиотека учителя).
10. Матвеев Б.И. Омофоны и работа над ними на уроках русского языка // Русский язык . – 2002. - № 47. – С.1-9
11. Муравенко Е.В. Морфемика // Русский язык. - 2003. - №39. – С.2- 4
12. Нурбахтина Р.Р. Выразительные возможности односоставных предложений // Русский язык в школе. – 2009. - № 8. – С.20 -23
13. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Д.Э.Розенталь, И. Б.Голуб. – 7-е изд. - М: АЙРИС-пресс, 2007. – 208 с.
14. Русский язык и литература. 5-11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи/ сост. О.А.Хорт, Г.С.Шамшина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 159 с.
Литература для учащихся
1. Абрамов В.П. Созвездия слов: Кн.для внекл. чтения учащихся ст.классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 160 с.
2. Александрова И. Акростих, месостих, телестих и другие игры с графикой // Русский язык и литература для школьников. - 2004. - № 1.
3. Басовская Е.Н. Русская словесность в художественном осмыслении. Учебник для 8 класса средней школы. – М.: ЦГО,1996. – 414 с. – (Гуманитарное образование в России).
4. Бирюков С. Моностих.// Литература. - 1998. -- № 17. – С.3
5.Бороздунова Л.В. – Оля Раева. Синонимы в художественной речи. Реферат // Русский язык.- 2004.- № 32. – С.28-29
6. Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа…: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1993. – 143 с.
7. Уртминцева М.Г. Словарь русской литературы / Нижний Новгород: «Три богатыря» и «Братья славяне», 1997. – 560 с.
8. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом: Кн.для внеклас. чтения учащихся 8-10 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.: ил.- (Мир знаний).