Рабочая программа межпредметного образовательного модуля по русскому языку «За строками текста», 6 класс
Рабочая программа межпредметного образовательного модуля по русскому языку «За строками текста», 6 класс
Русский язык – сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Без хорошего знания литературы невозможно добиться успехов в учебе, в профессиональной деятельности.
В отличие от других учебных предметов, русский язык как родной в школе выполняет две функции: во-первых, он является предметом изучения и обучения ему и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов.
Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит модуль «За строками текста», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе, повышению этого интереса способствует включение элементов занимательности. Программа данного модуля позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности, а также стремления расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях данного межпредметного модуля уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа межпредметного образовательного модуля по русскому языку «За строками текста», 6 класс »
Муниципальная казенная общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрена на заседании МО учителей, работающих по ФГОС.
Рук. Хайменова Л.Н.
Протокол № от
Утверждена на заседании Педагогического совета МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россоши
Протокол № от
Введена в действие
приказом директора МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россоши
Приказ № от
Рабочая программа
межпредметного образовательного модуля по русскому языку
«За строками текста»,
6 класс (1-четверть).
Составитель:
Л.Е. Ивлева - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ СОШ №25 с УИОП
Россошь 2014
1.Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения (Приказ №1897 от 17.12.2010г) и Федерального базисного плана для образовательных учреждений РФ
Программа разработана на 9 часов в качестве межпредметного образовательного модуля. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 6-х классов.
Русский язык – сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Без хорошего знания литературы невозможно добиться успехов в учебе, в профессиональной деятельности.
В отличие от других учебных предметов, русский язык как родной в школе выполняет две функции: во-первых, он является предметом изучения и обучения ему и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов.
Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит модуль «За строками текста», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе, повышению этого интереса способствует включение элементов занимательности. Программа данного модуля позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности, а также стремления расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях данного межпредметного модуля уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.
В связи с тем, что в 4 четверти 6 класса идет углубленное повторение пройденного, в программе предполагается отработка наиболее трудных тем по орфографии и пунктуации, большее внимание уделяется работе со словом, усиливающей интерес к природе языка, воспитывающей у учащихся чуткость к красоте и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдений за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Данные занятия предполагают как традиционный коллективный, так и индивидуальный подходы; работу в группах; творческие задания и прочее.
Цели:
помочь учащимся «вглядеться» в язык, задуматься над тем, как он устроен, как он работает. Не надо думать, что языковые правила и законы – это то, что хранится в толстых книгах да еще в памяти ученых. На самом деле, язык со всеми его правилами содержится в сознании говорящего коллектива всего народа. И не стоит считать, что в языкознании все сводится к сухим наставлениям: как «надо говорить и писать» и как «не надо». Здесь много загадок, спорных вопросов, неразрешимых противоречий.
обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью; сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи; научить свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Задачи :
содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества;
помочь ощутить русский язык, как стройную гармоничную систему,
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
Формы проведения занятий:
беседа;
игра;
практическая работа;
коллективные и индивидуальные исследования;
самостоятельная работа (индивидуальная, групповая)
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
2. Календарно-тематическое планирование .
№
п\п
Раздел /Тема
Кол-во часов
Содержание темы
Обучение детей с ОВЗ
Вид контроля
Оборудование
Планируемые
результаты
Дата
План
Факт
1
Дорога к письменности.
1
Язык и история народа. Активные процессы в русском языке на современном этапе.
Работа с текстом.
Контроль со стороны учителя
Мультимедийный проектор. компьютер, дидактический материал
Устный познавательный журнал"Угадай символ"
2
Тайны фонемы
1
Повторение правил о правописании. Совершенствование орфографического навыка.
Исследовательская групповая работа."Какое слово задумано".Разыгрывание ситуаций с этими словами.
4
Орфографический словарь-наш главный помощник.
Актуализация и восстановление знаний о правописании безударных гласных в корне слова, отрабатывать умение подбирать проверочное слово, правильно писать гласные проверяемые и непроверяемые
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
формирование навыков производить звуко-буквенный, морфемный, словообразовательный, семантический, синтаксический анализ слова и предложения и использовать результаты анализа в решении учебных и практических задач: предотвращение орфографических и пунктуационных ошибок, редактирование, понимание значения слова и смысла высказывания, уточнение формулировки собственной мысли, предотвращение непонимания со стороны читателя и т.п.;
формирование умения наблюдать за употреблением языковых единиц в речи, выводить закономерности, фиксировать результаты в моделях и схемах.
4.Предполагаемые результаты.
Проекты:
"Понятно без слов"
"Древо семьи слов"
"Рисуночное письмо .Иероглифы-"священные знаки".
Творческие работы:
"Какое слово задумано"
"Зри в корень"
"Какое слово задумано"
Защита собственного словообразовательного "древа"
"Придумай свой алфавит"
5.Перечень учебно-методического обеспечения.
Пасхалова А.П., «Занимательная грамматика», НЦ ЭНАС, 2010 г.
Дюжева О.А. «Развитие речи. Инновационная технология обучения», Волгоград, 2011 г.
УМК под ред. Т.А. Ладыженской - М., 2013 г.
Чернова Т.А. «Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы» - М., Планета, 2011 г.
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: 6 класс: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа, 2010 г.
Словари.
Электронный образовательный ресурс по русскому языку для 6 класса.