- Что такое этикет? (Обучающиеся должны были выписать из словаря Ожегова значение данного слова)
Чтение записи в тетради у учащихся. «Этикет – слово французского происхождения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе».
Башкортостан в русской и башкирской литературе
Друзья! Гордитесь:
Целый мир узнает,
Как могуч башкир!
(П.М.Кудряшов)
Чтец:
Вот Родина моя! (музыка, природа)
Вот Родина моя… Вот дикие пустыни!
Вот благодарная оратаю земля!
Дубовые леса, и злачные долины,
И тучной жатвою покрытые поля!
Вот горы, до небес своё взносящи,
Младые отрасли Рифейских древних гор,
И реки, с пеною меж пропастей летящи,
Разливом по лугам пленяющие взор!
Вот окружённые башкирцев кочевьями
Озёра светлые, бездонны глубиной,
И кони резвые, несчётны табунами
В них смотрятся с холмов, любуются собой!
Приветствую тебя, страна благословенна,
Страна обилия и всех земных богатств!
Не вечно будешь ты в презрении забвенна,
Не вечно для одних служить ты будешь паств.
Вед: Эти слова о Башкирии написаны С.Т.Аксаковым в XIXв. Сегодня мы по произведениям русских писателей проследим за жизнью и бытом башкир, начиная с XVIв. и до наших дней. (горы, сплав).
Башкирия всегда привлекала внимание своими просторами, богатыми недрами, своеобразной этнографией и интересным местоположением – на границе Европы и Азии. Добровольное присоедине- ние Башкирии к Русскому государству, завершившееся в 1557г, сыграло важную историческую роль в развитии экономики и культуры края, положило начало великой дружбе русских и башкир.
В XIXв. начинается литературное «освоение» Башкирии. Передовые представители русской культуры
Не оставили без внимания бедственное положение башкирского народа. Это А.С.Пушкин, В.И.Даль, П.М.Кудряшов, Р.Г.Игнатьев, Г.И.Успенский.
У истоков литературного содружества русского народа с др. народами стоит великий Пушкин. (портрет А.Пушкина). Он был 1 из первых русских писателей, обративших внимание на жизнь башкирского народа. Запоминающиеся образы башкир-борцов за свободу и независимость Пушкин создал в «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочке». В «Истории…» значительное место он уделяет башкирам во главе с их вождём Салаватом Юлаевым. Причину активного участия башкир в восстании поэт видит в усилившемся самодержавном гнёте. Он с гневом пишет о распаде над участниками восстания в 40-х годах XVIIIв. Выразительными красками рисует Пушкин образ безымянного «башкирца», схваченного с «возмутительными листами» Пугачёва. (картинки из «Капитанской дочки»)
Чтец: «Башкирец с трудом шагнул через порог, (он был в колодке) и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей. Я взглянул на него и содрогнулся. Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за 70. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали огнём. «Эхе! – сказал комендант, узнав по страшным его приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. – Да ты, видно, старый волк, побывал в наших капканах. Ты, знать, не впервой уже бунтуешь, коли у тебя так гладко выстругана башка. Подойди-ка поближе, говори, кто тебя подослал?»
Вед: Образ безъязыкого, изувеченного «башкирца» имеет широкое обобщающее значение: в нём отразилось свободолюбие угнетённого народа, народа, лишённого прав, не имеющего «языка», но продолжающего борьбу за лучшую жизнь.
Чтец: (музыка, природа)
Ночами по кочевьям и кибиткам
Розово расползаются слова,
Что где-то на решительную битву
Джигитов собирает Салават.
Идти за Салаватом, как за богом.
Он молод, непокорен и скуласт.
С таким батыром – по любым дорогам,
Ни на какой не выдаст, не продаст.
Замешан он из стоящего теста,
Поэт и воин. И не лыком шит,
В его тугой руке зажатый тесно
Святой клинок, а не позорный щит…
Четыре дня и столько же ночёвок,
Что конь батыра – нет, не слабоват.
Я вас веду, джигиты, к Пугачёву –
И вздрогнули натянутые нервы
Как тетива в лихой момент стрельбы…
Вед: Особенно много писал о Башкирии уроженец Уфы С.Т.Аксаков. Детство будущего писателя прошло в Башкирии, и в последующие годы он был тесно связан с родным краем. В двух своих трилогиях Аксаков не только запечатлел чудесную природу Башкирии, но и, опираясь на историю трёх поколений семьи Багровых, показал помещичий быт конца XVIII века, рассказал о грабительской колонизации башкирских земель. Полтора века назад он предвидел будущее края.
Чтец:( 2 природы)
Чудесный край, благословенный,
Хранилище земных богатств,
Не вечно будешь ты, забвенный,
Служить для пастырей и паств!
И люди набегут толпами,
Твоё приволье полюбя,
И не узнаешь ты себя,
Под их нечистыми руками!..
Помнут луга, порубят лес,
Взмутят в водах лазурь небес!..
И горы соляных кристаллов
По тузлукам твоим найдут,
И руды дорогих металлов
Из недр глубоких извлекут!..
И в глубь лесов и в даль степей
Разгонят дорогих зверей!
Хотя из Крестьянской войны 1773-1775гг. башкирский народ вышел обескровленным, потерявшим многих сыновей, тем не мене, народ сохранил в себе большие духовные силы, чтобы продолжить своё дальнейшее развитие. Об этом свидетельствует массовое героическое участие башкирских воинов в Отечественной войне 1812г. Девять башкирских полков участвовало во взятии Парижа. Память об этой войне сохранили песни, марши и танцевальные наигрыши «Эскадрон», «Кутузов», «Баик», «Кахым-тура».(Звучит народная песня «Кахым-тура»).
Большое количество стихов и песен об Отечественной войне 1812 года, где главными героями выступают башкирские воины, написал поэт-декабрист Пётр Михайлович Кудряшов. Он знал башкирский язык, интересовался историей и народным творчеством башкир. Послушайте написанную им «Песнь башкирца перед сражением».
О, удалые наездники!
Вы, я слышу, восклицаете:
«Мы покажем царству Русскому,
Мы покажем свету целому,
Что рука башкирца-батыра,
Крепкой статью вооружённая,
Обагрит поля пространные
Кровью вражеской французскою.
Ты проснись, заря румяная,
Ты проснись скорее, солнышко,
Ты проснись скорее, светлый день,
Покажи нам толпы врагов.
Смелость и мужество башкирских воинов описывал и Денис Давыдов, участник войны 1812 года, в «Дневнике партизанских действий 1812г». Он показал успешную операцию одного батальона Уфимского полка, который по приказу Ермолова бросился в атаку на французов, захвативших редут Раевского, и выбил их оттуда.
Исследователь жизни башкир в XIXв. В.М.Черемшанский писал: «Этот добровольно покорившийся Русскому престолу народ – вначале дикий и необузданный, привыкший действовать самопроизвольно, не терпящий над собой никакой власти – одним словом – народ буйный и своевольный – в настоящее время представляет народ мирный, терпеливый и покорный».
Во 2 половине XIXв. Башкирия переживала тяжёлые времена: коренное население находилось на грани разорения. Развитие капитализма в России происходило в тесной связи с колонизацией края и сопровождалось ограблением башкир.
Д.П.Никольский, исследователь жизни башкир, в то же время пишет: «Несмотря на все неблагоприятные условия, при которых слагалась жизнь башкирского народа, он всё же не вымирает и по физическому развитию не принадлежит к вырождающимся». Он отмечает у башкир приветливость, мягкость характера, характеризует башкир как «народ симпатичный, с живым умом, способный к отвлечённому мышлению, чрезвычайно впечатлительный и обладающий значительной фантазией, народ добродушный и гостеприимный, довольствующийся малым…» (хлеб, деревня)
Особое место в творчестве русских писателей занимают башкирские песни и мелодии, которые отражают все стороны жизни башкирского народа, подвиги батыров, мечту о свободе, природу родного края. Д.Н.Мамаин-Сибиряк в рассказе «Байгуш», повествуя о мелодии, сыгранной стариком-башкиром на домбре, (музыка домбры)пишет: «Раздалось и само пение. Старческий дрожащий голос выводил речитативом какую-то унылую мелодию. Мотив был оригинален и походил на рыдание, а цезуры – на всхлипывание много плакавшего человека. Меня просто поразило это пение – так оно не походило на наши русские песни. В нём сказывалось отчаяние, такая безысходная тоска, такое великое горе, которое может разрешиться только рыданиями. У меня пошли мурашки по спине. Ничего подобного я никогда не слыхал. Кажется, кругом всё плакало, и было о чём плакать. Для меня теперь сделалось всё ясным: народ умер, и эта песня была последним блуждающим огоньком, вспыхивающим на его могиле. Жизненная энергия иссякло, будущего не было… Мне сделалось ясным, почему башкир не может работать: он весь в прошлом. И какое прошлое. Начиная с Кучумовичей и кончая последним батыром Салаватом, поднявшим восстание во время пугачёвщины, в течение целых 200 лет происходил не улегавшийся башкирский бунт. Это была геройская защита своей родины, и народ изжил в ней свои силы». (стих-е на башк.языке,2 природы)
Звучит песня «Илсе Гайса».
Долгие годы курай, башкирский народный инструмент, был в забвении, тогда как русские писатели в XIXв. в своих поездках особое внимание обращали на кураистов. Они их искали, встречались, слушали. Вот как пишет русский писатель Михаил Васильевич Абдеев: «Трудно передать впечатление от этой музыки. Башкирец затянул одну гортанную низкую ноту и, вместе с тем, заиграл песню. Сначала меня поразила необыкновенная сила его груди, несколько минут, не переводя духа, он пел и играл. Эта длинная, заунывная башкирская песня, беспрерывно переливающаяся из ноты в ноту и вечно кончающаяся одним долгим, протяжным и дребезжащим как плач звуком, это изменяющаяся, непрестанно слышимая сквозь все переливы песни гортанная нота действует сильно на нервы и невольно рисует воображаемую какую-то голую беспредельную степь, мертвую, пустынную, на которой только белый ковыль переливается и колышется, как однообразная и безбрежная морская зыбь».
Играет курай мелодию народной песни «Буранбай»
Башкиры по мусульманскому обычаю не употребляли алкогольные напитки. Но ни один праздник, ни одно событие не проходили без напитка кумыса.(кони). Первым открыл для россиян кумыс как лечебное средство В.И. Даль. Он писал: «Кумыс приносит особенную пользу при всех хронических и грудных страданиях, как собственно лёгких, так и дыхательного пути вообще. Последовательное действие кумыса обнаруживается через неделю и ранее, оно состоит в сытном, здоровом и лёгком питании целого тела. Чувствуешь себя бодрым, здоровым, дышишь свободно, лицо принимает хороший цвет. Я сомневаюсь, можно ли придумать какую-нибудь другую пищу, которая в этом отношении заменила бы кумыс». Началось паломничество в степи Башкирии. Ехали только лечиться – и невольно узнавали жизнь башкирского народа. Именно на кумыс приезжали Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и др.представители русской интеллигенции.
О терпеливом обращении башкир с жёнами пишут русские учёные А.П.Назаров и Д.П.Никольский. по словам Никольского, отношение башкир к своим жёнам скорее можно назвать гуманным: «Несмотря на порабощённость женщины, её беззащитность, башкир относится к своей жене мягко и почти не бьёт её». А.П.Назаров писал: «Нравственное положение женщины в семье довольно сносно, т.к. коренной обычай башкир запрещает не только бить, но даже грубо обходиться с женой. В противном случае она может обратиться за помощью к своим родным и старикам».
Русские писатели в своих произведениях воспевали красоту башкирской женщины, её скромность, терпеливость, верность мужу, семье. Верно отразить тип башкирской женщины помогали народные песни, танцы, в которых выразилась душа, характер башкирской женщины. Среди них песня «Сэлимэкэй», в которой воспевается скромность башкирской девушки.(песня, танец)
В начале XXв.башкирский народ, как и все др.народы России жил в условиях капиталистического развития. После Октябрьской революции, 23 марта 1919 года, Башкирия стала первой автономной советской социалистической республикой в составе РСФСР.
Об участии башкир в гражданской войне писали К.Федин, К.Паустовский. об их героизме, умении воевать свидетельствует 40 орденов Красного Знамени, которыми они были награждены. Как и весь советский народ, трудящиеся Башкирии внесли посильный вклад в победу над немецко-фашистскими захватчиками. Илья Эренбург в своём рассказе «Башкиры» героизм сынов Башкирии связывает с боевыми традициями их предков.
Вед: Итак, русские писатели создали реалистические образы и картины жизни башкирского народа, запечатлели прекрасную природу Башкирии. Указом Президента РБ была учреждена Всероссийская литературная премия имени С.Т.Аксакова. (интерпретация сказки «Аленький цветочек» Н.Гуськовой, чтение стих-я собственного сочинения О.Юдиной «Моя родина»). Первым лауреатом этой премии стал известный российский писатель В.И.Белов. на земле Башкортостана свято хранят нравственные великие традиции, заложенные родом Аксаковых: дружба, сотрудничество и культурное взаимодействие народов Башкирии и всей России. (танцы разных народов).Эти традиции помогают сберечь, приумножить наше историческое духовное наследие.
Монумент Дружбы
Когда-то на месте Монумента был Уфимский Кремль, деревянное строение. Горел он несколько раз. Затем на его месте построили Троицкую церковь. В годы войны её закрыли, зато позднее здесь открыли кинотеатр. Т.к. это открытое место, принято решение на месте церкви воздвигнуть памятник Дружбы башкирского и русского народов. В 1956г. церковь взорвали. Рухнула она лишь после 7 взрыва.
Скульптор Бобурин принялся за работу. Символом города должен был стать Монумент с 2 женскими фигурами. Женщины, русская и башкирка, протягивают лавровые венки – символ дружбы. Памятник был открыт 7 октября 1976г.
Сложность вызывал образ женщины-башкирки. Бобурин со своей дочерью долго искали ту, которая станет образом – символом. Ею стала Зухра Мухтарова. С ней скульптор встретился в 1 из вузов г. Москвы. Недоразумений с образом русской женщины не было.
Следом банк Башкирии выпустил 3 монеты с изображением Монумента. К 450-летию добровольного воссоединения Башкирии и России Банк РБ выпустит 4 монеты, которые мы, может быть, увидим.