kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока «Поговорим о странностях любви» (Любовная лирика А.С.Пушкина).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  урока «Поговорим о странностях любви» (Любовная лирика А.С.Пушкина).

Цели:

  • помочь детям осмыслить, что любовь к женщине для поэта была высшей ценностью;
  • учить анализировать поэтический текст;
  • развивать навыки выразительного чтения, ассоциативно мыслить;
  • воспитывать любовь к поэзии.

Оформление:

  • репродукции женских портретов;
  • репродукции картин А.Брюллова «Н.Н.Гончарова» и О.Кипренского «А.С.Пушкин» - в центре;
  • музыкальное сопровождение (романсы «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье» в исп. И.Козловского, отрывки из муз. произведений: вальс Грибоедова, «Вальс цветов» П.И.Чайковского;
  • презентация «А.Керн»;
  • отрывок из худ.фильма «Пушкин. Последний год жизни»;
  • презентация «Рядом с пушкинскими музами» (напротив портретов девушек класса помещаются портреты Гончаровой, Олениной, Волконской, Смирновой-Россет, Керн, Голицыной, Бакуниной, Воронцовой и др.)

План урока:

  1. Вступительное слово учителя, чтение стихотворения  с музыкальным сопровождением; объявление целей урока.
  2. Работа с текстом «Я помню чудное мгновенье»: выразительное чтение, прослушивание и обсуждение романса М.Глинки; просмотр презентации.
  3. Анализ стихотворения  «На холмах Грузии…».
  4. «Я вас любил» - исповедь поэта.
  5. «Мадонна» - сонет жене.
  6. Просмотр отрывка из кинофильма  «Пушкин. Последняя дуэль»  Н.Бондарчук.
  7. Итог урока.

Ход урока:

У учителя в руках зажженная свеча. Чтение отрывка из стихотворения В.Долиной

«Не гаси меня, свечу…»:

Не гаси меня, свечу,

Я еще гореть хочу,

Я жива еще покуда.

Не гаси меня, свечу.

Не протягивай ладонь,

Мой дружок прекрасный,

Я пока храню огонь,

Маленький, но ясный.

А без света нет ночи,

Нет ночи без света.

Без поэта нет свечи,

Без свечи – поэта.

Дорогие друзья!

Сегодня наша литературная гостиная приглашает вас на встречу с адресатами лирики А.С.Пушкина.

Вы услышите бессмертные строки поэта, сами станете соучастниками нашего разговора.

Нашу встречу будет сопровождать пламя свечи, трепетный, нежный огонек; так же трепетно мы должны отнестись к теме нашего урока, потому что речь пойдет о любви.

  1. Итак, адресаты любовной лирики А.С.Пушкина… «Поговорим о странностях

любви»- так звучит тема нашего урока. Как вы понимаете слово СТРАННЫЙ ?

Ученик заранее работал со словарной статьёй по словарю С.И.Ожегова над лексическим значением слова «странный»  (непонятный для других).

Лирика поэта – предмет высокой поэзии, она выведена за пределы «житейской прозы». Здесь все: и глубокие психологические переживания лирического героя, и философское видение Женщины как источника красоты и гармонии.

Чтение учителем отрывка :

                               Замечу кстати : все поэты-

                               Любви мечтательной друзья.

                               Бывало, милые предметы

                               Мне снились, и душа моя

                               Их образ тайный сохранила;

                               Их после муза оживила:

                               Так я, беспечен,  воспевал

                               И деву гор, мой идеал,

                               И пленниц берегов Салгира.

                               Теперь от вас, мои друзья,

                               Вопрос нередко слышу я:

                               «О ком твоя вздыхает лира?

                               Кому, в толпе ревнивых дев,

                              Ты посвятил ее напев?

                              Чей взор, волнуя вдохновенье,

                              Умильной лаской наградил

                              Твое задумчивое пенье?

                              Кого твой стих боготворил?

Во время чтения – показ слайдов «Музы поэта» и музыкальное сопровождение – отрывок из «Вальса цветов» П.И.Чайковского.

  1. Выразительное чтение стихотворения «Я помню чудное мгновенье» - 1825 год.

 Перед учащимися –портрет А.П.Керн работы неизвестного  художника.

 Рассказ о встрече поэта с его музой /заранее подготовленный ученик/

Прослушивание романса М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье…».

 Романс М.Глинки передает душевное состояние героя:  вначале-грустное, мечтательное настроение, в середине- напряженная, тревожная интонация; в конце- светлое, торжествующее чувство.

Вывод: лирический герой сравнивает  возлюбленную с «видением», «гением», любовь определяет полноту жизненных сил, является символом духовного возрождения и настоящей жизни, где «и жизнь, и слезы, и любовь…».

Показ презентации «А.Керн» /заранее подготовленный ученик/

  1. Работа с текстом стихотворения «На холмах Грузии…»-1829 г.

Кому посвящено это стихотворение? (Портрет М.Н.Волконской).

Выразительное чтение наизусть.

Беседа:

  • Какое чувство у вас осталось после прочтения?
  • Сколько всего строк в стихотворении?
  • Что воссоздают 2 первые строки? (Картины природы, они создают определенный настрой, фон, созвучный душевной печали поэта).
  •  Отметим оксюморон : печаль светла; грустно и легко. Почему?( Потому что источник этой печали -чистая, искренняя любовь к прекрасной женщине).

Вывод : любовь-грусть, светлая и спокойная; она так необходима главному герою, чтобы жить дальше. Это любовь грустная, но животворящая.

  1.  Следующее стихотворение не имеет конкретного адресата, но оно послужило основой для сорока лирических романсов русским композиторам.

Звучит запись романса  «Я вас любил».

Что это - исповедь лирического героя или отповедь? (Исповедь - откровенное признание в чем-либо; отповедь - строгое наставление, резкий отпор).

  • Какая это была любовь? (невысказанная, безмолвная, не связанная с надеждами на взаимность).
  • Как подчеркивается сила этой любви? (Деликатно, тонко, лирический герой желает, чтобы другой любил женщину так же искренно и нежно, как он)

Вывод: лирический герой беспокоится о возлюбленной ; даже разлюбив, он желает ей счастья.

  1. Самые счастливые и трагичные годы связаны с именем Н.Н.Гончаровой.

     В 1831 году он женился на ней. Ей же посвятил замечательный сонет  «Мадонна».

Чтение наизусть стихотворения.

  • Какие две героини присутствуют в произведении?
  • Как понимаете последнюю строку?

В одном из писем к жене Пушкин писал о том, что проводил целые часы перед картиной, изображавшей «белокурую мадонну», как две капли воды похожую на нее.

Форма сонета отражает внутреннее содержание, идею – воспевание истинного чувства, чувства без прикрас. Его Мадонна должна быть символом материнства, а спаситель – светом разума, освященный нравственным началом.

Просмотр эпизода из фильма «Пушкин. Последняя дуэль»  Н.Бондарчук.

Вывод: чувство подлинной любви позволило увидеть в облике земной женщины отблеск небесного создания – Мадонны.

Итак, мы с вами пришли к тому, с чего начали урок – обожествлению Женщины, и к каждой из них поэт  относится с глубоким уважением и трепетом, а читатели становятся не свидетелями, а соучастниками его переживаний.

  • Любовь-чувство идеальное, возвышенное и прекрасное.
  • Пушкин много раз влюблялся, и каждый раз под вдохновенным пером рождались глубоко лиричные и музыкальные строки.
  • Все женские образы созданы с огромным уважением и бережностью.
  • Любовь, подобно поэзии, овладевала душой поэта, вдохновляла его, возвышала.

Итог урока: сегодня мы поговорили о возвышенном отношении к женщине, о способах выражения чувств. Надеюсь, что со временем и в вашу жизнь войдут прекрасные образы, которые будут вдохновлять и вас так же, как они вдохновляли поэта.

Показ презентации «Рядом с пушкинскими музами».

Звучит «Вальс» Грибоедова, и участникам литературной гостиной предлагается создать свой синквейн на тему «Любовь в жизни поэта».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  • Вересаев В.Спутники Пушкина т.1 и 2.М.,1999.
  • Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса.-М.,2006.-С.195-197.
  • Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9 классе.-М.,1992.
  • Михалева Н.В. Пушкин и пушкинская тема в разных видах искусства //Приложение к журналу «Литература в школе».-2010.-№3.-С.13-15.
  • Шутан  М.И. Интерпретационная деятельность школьников на уроках литературы // Литература в школе.-2010.-№7.-С.21-25.
  • Литература.9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений :     

  В 2ч.-5-е изд., М.: Русское слово,2010.-Ч.2 / Авторы: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока «Поговорим о странностях любви» (Любовная лирика А.С.Пушкина). »

Разработка урока «Поговорим о странностях любви» (Любовная лирика А.С.Пушкина).


Цели:

  • помочь детям осмыслить , что любовь к женщине для поэта была высшей ценностью;

  • учить анализировать поэтический текст;

  • развивать навыки выразительного чтения , ассоциативно мыслить;

  • воспитывать любовь к поэзии.


Оформление:

  • репродукции женских портретов;

  • репродукции картин А.Брюллова «Н.Н.Гончарова» и О.Кипренского «А.С.Пушкин» - в центре;

  • музыкальное сопровождение (романсы «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье» в исп. И.Козловского, отрывки из муз. произведений: вальс Грибоедова, «Вальс цветов» П.И.Чайковского;

  • презентация «А.Керн»;

  • отрывок из худ.фильма «Пушкин. Последний год жизни»;

  • презентация «Рядом с пушкинскими музами» (напротив портретов девушек класса помещаются портреты Гончаровой, Олениной, Волконской, Смирновой-Россет, Керн, Голицыной, Бакуниной, Воронцовой и др.)


План урока:

  1. Вступительное слово учителя , чтение стихотворения с музыкальным сопровождением; объявление целей урока.

  2. Работа с текстом «Я помню чудное мгновенье»: выразительное чтение, прослушивание и обсуждение романса М.Глинки; просмотр презентации.

  3. Анализ стихотворения «На холмах Грузии…».

  4. «Я вас любил» - исповедь поэта .

  5. «Мадонна» - сонет жене .

  6. Просмотр отрывка из кинофильма «Пушкин. Последняя дуэль» Н.Бондарчук.

  7. Итог урока .



Ход урока:

У учителя в руках зажженная свеча. Чтение отрывка из стихотворения В.Долиной

«Не гаси меня, свечу…»:

Не гаси меня, свечу,

Я еще гореть хочу,

Я жива еще покуда.

Не гаси меня, свечу.

Не протягивай ладонь,

Мой дружок прекрасный,

Я пока храню огонь,

Маленький, но ясный.

А без света нет ночи,

Нет ночи без света.

Без поэта нет свечи,

Без свечи – поэта.

Дорогие друзья!

Сегодня наша литературная гостиная приглашает вас на встречу с адресатами лирики А.С.Пушкина.

Вы услышите бессмертные строки поэта, сами станете соучастниками нашего разговора.

Нашу встречу будет сопровождать пламя свечи, трепетный , нежный огонек; так же трепетно мы должны отнестись к теме нашего урока, потому что речь пойдет о любви.

  1. Итак, адресаты любовной лирики А.С.Пушкина… «Поговорим о странностях

любви»- так звучит тема нашего урока. Как вы понимаете слово СТРАННЫЙ ?

Ученик заранее работал со словарной статьёй по словарю С.И.Ожегова над лексическим значением слова «странный» (непонятный для других).

Лирика поэта – предмет высокой поэзии, она выведена за пределы «житейской прозы». Здесь все: и глубокие психологические переживания лирического героя, и философское видение Женщины как источника красоты и гармонии.

Чтение учителем отрывка :

Замечу кстати : все поэты-

Любви мечтательной друзья.

Бывало, милые предметы

Мне снились, и душа моя

Их образ тайный сохранила;

Их после муза оживила:

Так я, беспечен, воспевал

И деву гор, мой идеал,

И пленниц берегов Салгира.

Теперь от вас, мои друзья,

Вопрос нередко слышу я:

«О ком твоя вздыхает лира?

Кому, в толпе ревнивых дев,

Ты посвятил ее напев?

Чей взор, волнуя вдохновенье,

Умильной лаской наградил

Твое задумчивое пенье?

Кого твой стих боготворил?

Во время чтения – показ слайдов «Музы поэта» и музыкальное сопровождение – отрывок из «Вальса цветов» П.И.Чайковского.

  1. Выразительное чтение стихотворения «Я помню чудное мгновенье» - 1825 год.

Перед учащимися –портрет А.П.Керн работы неизвестного художника.

Рассказ о встрече поэта с его музой /заранее подготовленный ученик/

Прослушивание романса М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье…».

Романс М.Глинки передает душевное состояние героя: вначале-грустное, мечтательное настроение, в середине- напряженная, тревожная интонация; в конце- светлое, торжествующее чувство.

Вывод: лирический герой сравнивает возлюбленную с «видением», «гением», любовь определяет полноту жизненных сил, является символом духовного возрождения и настоящей жизни , где «и жизнь, и слезы, и любовь…» .

Показ презентации «А.Керн» /заранее подготовленный ученик/

  1. Работа с текстом стихотворения «На холмах Грузии…»-1829 г.

Кому посвящено это стихотворение? (Портрет М.Н.Волконской).

Выразительное чтение наизусть.

Беседа:

  • Какое чувство у вас осталось после прочтения?

  • Сколько всего строк в стихотворении?

  • Что воссоздают 2 первые строки? (Картины природы, они создают определенный настрой , фон , созвучный душевной печали поэта).

  • Отметим оксюморон : печаль светла; грустно и легко. Почему?( Потому что источник этой печали -чистая, искренняя любовь к прекрасной женщине).

Вывод : любовь-грусть, светлая и спокойная; она так необходима главному герою, чтобы жить дальше. Это любовь грустная, но животворящая.

  1. Следующее стихотворение не имеет конкретного адресата, но оно послужило основой для сорока лирических романсов русским композиторам.

Звучит запись романса «Я вас любил».

Что это - исповедь лирического героя или отповедь? (Исповедь - откровенное признание в чем-либо; отповедь - строгое наставление, резкий отпор).

  • Какая это была любовь? (невысказанная, безмолвная, не связанная с надеждами на взаимность).

  • Как подчеркивается сила этой любви? (Деликатно, тонко, лирический герой желает, чтобы другой любил женщину так же искренно и нежно, как он)

Вывод: лирический герой беспокоится о возлюбленной ; даже разлюбив, он желает ей счастья.

  1. Самые счастливые и трагичные годы связаны с именем Н.Н.Гончаровой.

В 1831 году он женился на ней. Ей же посвятил замечательный сонет «Мадонна».

Чтение наизусть стихотворения.

    • Какие две героини присутствуют в произведении?

    • Как понимаете последнюю строку?

В одном из писем к жене Пушкин писал о том, что проводил целые часы перед картиной, изображавшей «белокурую мадонну», как две капли воды похожую на нее.

Форма сонета отражает внутреннее содержание, идею – воспевание истинного чувства, чувства без прикрас. Его Мадонна должна быть символом материнства, а спаситель – светом разума, освященный нравственным началом.

Просмотр эпизода из фильма «Пушкин. Последняя дуэль» Н.Бондарчук.

Вывод: чувство подлинной любви позволило увидеть в облике земной женщины отблеск небесного создания – Мадонны.

Итак, мы с вами пришли к тому, с чего начали урок – обожествлению Женщины, и к каждой из них поэт относится с глубоким уважением и трепетом, а читатели становятся не свидетелями, а соучастниками его переживаний.

  • Любовь-чувство идеальное, возвышенное и прекрасное.

  • Пушкин много раз влюблялся, и каждый раз под вдохновенным пером рождались глубоко лиричные и музыкальные строки.

  • Все женские образы созданы с огромным уважением и бережностью.

  • Любовь, подобно поэзии, овладевала душой поэта, вдохновляла его, возвышала.

Итог урока: сегодня мы поговорили о возвышенном отношении к женщине, о способах выражения чувств. Надеюсь, что со временем и в вашу жизнь войдут прекрасные образы, которые будут вдохновлять и вас так же, как они вдохновляли поэта.

Показ презентации «Рядом с пушкинскими музами».

Звучит «Вальс» Грибоедова , и участникам литературной гостиной предлагается создать свой синквейн на тему «Любовь в жизни поэта».


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  • Вересаев В.Спутники Пушкина т.1 и 2.М.,1999.

  • Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса.-М.,2006.-С.195-197.

  • Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9 классе.-М.,1992.

  • Михалева Н.В. Пушкин и пушкинская тема в разных видах искусства //Приложение к журналу «Литература в школе».-2010.-№3.-С.13-15.

  • Шутан М.И. Интерпретационная деятельность школьников на уроках литературы // Литература в школе.-2010.-№7.-С.21-25.

  • Литература.9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений :

В 2ч.-5-е изд., М.: Русское слово,2010.-Ч.2 / Авторы: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Презентация «А.Керн»












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка урока «Поговорим о странностях любви» (Любовная лирика А.С.Пушкина).

Автор: Токарева Светлана Михайловна

Дата: 20.09.2015

Номер свидетельства: 232239


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства