Разработка урока «Поговорим о странностях любви» (Любовная лирика А.С.Пушкина).
Цели:
- помочь детям осмыслить, что любовь к женщине для поэта была высшей ценностью;
- учить анализировать поэтический текст;
- развивать навыки выразительного чтения, ассоциативно мыслить;
- воспитывать любовь к поэзии.
Оформление:
- репродукции женских портретов;
- репродукции картин А.Брюллова «Н.Н.Гончарова» и О.Кипренского «А.С.Пушкин» - в центре;
- музыкальное сопровождение (романсы «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье» в исп. И.Козловского, отрывки из муз. произведений: вальс Грибоедова, «Вальс цветов» П.И.Чайковского;
- презентация «А.Керн»;
- отрывок из худ.фильма «Пушкин. Последний год жизни»;
- презентация «Рядом с пушкинскими музами» (напротив портретов девушек класса помещаются портреты Гончаровой, Олениной, Волконской, Смирновой-Россет, Керн, Голицыной, Бакуниной, Воронцовой и др.)
План урока:
- Вступительное слово учителя, чтение стихотворения с музыкальным сопровождением; объявление целей урока.
- Работа с текстом «Я помню чудное мгновенье»: выразительное чтение, прослушивание и обсуждение романса М.Глинки; просмотр презентации.
- Анализ стихотворения «На холмах Грузии…».
- «Я вас любил» - исповедь поэта.
- «Мадонна» - сонет жене.
- Просмотр отрывка из кинофильма «Пушкин. Последняя дуэль» Н.Бондарчук.
- Итог урока.
Ход урока:
У учителя в руках зажженная свеча. Чтение отрывка из стихотворения В.Долиной
«Не гаси меня, свечу…»:
Не гаси меня, свечу,
Я еще гореть хочу,
Я жива еще покуда.
Не гаси меня, свечу.
Не протягивай ладонь,
Мой дружок прекрасный,
Я пока храню огонь,
Маленький, но ясный.
А без света нет ночи,
Нет ночи без света.
Без поэта нет свечи,
Без свечи – поэта.
Дорогие друзья!
Сегодня наша литературная гостиная приглашает вас на встречу с адресатами лирики А.С.Пушкина.
Вы услышите бессмертные строки поэта, сами станете соучастниками нашего разговора.
Нашу встречу будет сопровождать пламя свечи, трепетный, нежный огонек; так же трепетно мы должны отнестись к теме нашего урока, потому что речь пойдет о любви.
- Итак, адресаты любовной лирики А.С.Пушкина… «Поговорим о странностях
любви»- так звучит тема нашего урока. Как вы понимаете слово СТРАННЫЙ ?
Ученик заранее работал со словарной статьёй по словарю С.И.Ожегова над лексическим значением слова «странный» (непонятный для других).
Лирика поэта – предмет высокой поэзии, она выведена за пределы «житейской прозы». Здесь все: и глубокие психологические переживания лирического героя, и философское видение Женщины как источника красоты и гармонии.
Чтение учителем отрывка :
Замечу кстати : все поэты-
Любви мечтательной друзья.
Бывало, милые предметы
Мне снились, и душа моя
Их образ тайный сохранила;
Их после муза оживила:
Так я, беспечен, воспевал
И деву гор, мой идеал,
И пленниц берегов Салгира.
Теперь от вас, мои друзья,
Вопрос нередко слышу я:
«О ком твоя вздыхает лира?
Кому, в толпе ревнивых дев,
Ты посвятил ее напев?
Чей взор, волнуя вдохновенье,
Умильной лаской наградил
Твое задумчивое пенье?
Кого твой стих боготворил?
Во время чтения – показ слайдов «Музы поэта» и музыкальное сопровождение – отрывок из «Вальса цветов» П.И.Чайковского.
- Выразительное чтение стихотворения «Я помню чудное мгновенье» - 1825 год.
Перед учащимися –портрет А.П.Керн работы неизвестного художника.
Рассказ о встрече поэта с его музой /заранее подготовленный ученик/
Прослушивание романса М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье…».
Романс М.Глинки передает душевное состояние героя: вначале-грустное, мечтательное настроение, в середине- напряженная, тревожная интонация; в конце- светлое, торжествующее чувство.
Вывод: лирический герой сравнивает возлюбленную с «видением», «гением», любовь определяет полноту жизненных сил, является символом духовного возрождения и настоящей жизни, где «и жизнь, и слезы, и любовь…».
Показ презентации «А.Керн» /заранее подготовленный ученик/
- Работа с текстом стихотворения «На холмах Грузии…»-1829 г.
Кому посвящено это стихотворение? (Портрет М.Н.Волконской).
Выразительное чтение наизусть.
Беседа:
- Какое чувство у вас осталось после прочтения?
- Сколько всего строк в стихотворении?
- Что воссоздают 2 первые строки? (Картины природы, они создают определенный настрой, фон, созвучный душевной печали поэта).
- Отметим оксюморон : печаль светла; грустно и легко. Почему?( Потому что источник этой печали -чистая, искренняя любовь к прекрасной женщине).
Вывод : любовь-грусть, светлая и спокойная; она так необходима главному герою, чтобы жить дальше. Это любовь грустная, но животворящая.
- Следующее стихотворение не имеет конкретного адресата, но оно послужило основой для сорока лирических романсов русским композиторам.
Звучит запись романса «Я вас любил».
Что это - исповедь лирического героя или отповедь? (Исповедь - откровенное признание в чем-либо; отповедь - строгое наставление, резкий отпор).
- Какая это была любовь? (невысказанная, безмолвная, не связанная с надеждами на взаимность).
- Как подчеркивается сила этой любви? (Деликатно, тонко, лирический герой желает, чтобы другой любил женщину так же искренно и нежно, как он)
Вывод: лирический герой беспокоится о возлюбленной ; даже разлюбив, он желает ей счастья.
- Самые счастливые и трагичные годы связаны с именем Н.Н.Гончаровой.
В 1831 году он женился на ней. Ей же посвятил замечательный сонет «Мадонна».
Чтение наизусть стихотворения.
- Какие две героини присутствуют в произведении?
- Как понимаете последнюю строку?
В одном из писем к жене Пушкин писал о том, что проводил целые часы перед картиной, изображавшей «белокурую мадонну», как две капли воды похожую на нее.
Форма сонета отражает внутреннее содержание, идею – воспевание истинного чувства, чувства без прикрас. Его Мадонна должна быть символом материнства, а спаситель – светом разума, освященный нравственным началом.
Просмотр эпизода из фильма «Пушкин. Последняя дуэль» Н.Бондарчук.
Вывод: чувство подлинной любви позволило увидеть в облике земной женщины отблеск небесного создания – Мадонны.
Итак, мы с вами пришли к тому, с чего начали урок – обожествлению Женщины, и к каждой из них поэт относится с глубоким уважением и трепетом, а читатели становятся не свидетелями, а соучастниками его переживаний.
- Любовь-чувство идеальное, возвышенное и прекрасное.
- Пушкин много раз влюблялся, и каждый раз под вдохновенным пером рождались глубоко лиричные и музыкальные строки.
- Все женские образы созданы с огромным уважением и бережностью.
- Любовь, подобно поэзии, овладевала душой поэта, вдохновляла его, возвышала.
Итог урока: сегодня мы поговорили о возвышенном отношении к женщине, о способах выражения чувств. Надеюсь, что со временем и в вашу жизнь войдут прекрасные образы, которые будут вдохновлять и вас так же, как они вдохновляли поэта.
Показ презентации «Рядом с пушкинскими музами».
Звучит «Вальс» Грибоедова, и участникам литературной гостиной предлагается создать свой синквейн на тему «Любовь в жизни поэта».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Вересаев В.Спутники Пушкина т.1 и 2.М.,1999.
- Зинин С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса.-М.,2006.-С.195-197.
- Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9 классе.-М.,1992.
- Михалева Н.В. Пушкин и пушкинская тема в разных видах искусства //Приложение к журналу «Литература в школе».-2010.-№3.-С.13-15.
- Шутан М.И. Интерпретационная деятельность школьников на уроках литературы // Литература в школе.-2010.-№7.-С.21-25.
- Литература.9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений :
В 2ч.-5-е изд., М.: Русское слово,2010.-Ч.2 / Авторы: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В.А.Чалмаев.