kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы Г.А. Скребицкий "Кот Иваныч"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чаплинская Жанна Геннадьевна
учитель начальных классов
КГУ ОШ № 117
г.Алматы

Урок литературы
Тема: Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»
Цель:
обучающая – формировать представление о творчестве Г.А. Скребицкого, совершенствовать умение работать с текстом;
развивающая – развивать внимание, логическое мышление, творческие способности, расширять читательский кругозор и словарный запас;
воспитывающая – воспитывать чувство юмора, любви к домашним животным.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма организации урока: индивидуальная, групповая, коллективная.
Дидактическое обеспечение урока: портрет Г.А. Скребицкого, опорные слова, иллюстрации к рассказу,стикеры. 
ХОД УРОКА
1 Организационный этап. Проверка готовности к уроку, психологический настрой.
2 Актуализация.
1.Проверка домашнего задания.
•    Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха».
•    Выставка рисунков учащихся.
•    Ответить на вопрос: «Как поэт относится к природе? В чём особенность его поэзии?»
2.Фаза вызова интереса.
- Отгадайте загадки.
а) Он родился в тёплой шубе,
    С ним любой из вас знаком:
    Этот зверь ужасно любит
    Умываться языком. (Кот).
б) Зверь знакомый с шерстью гладкой
     Спать на печке любит сладко,
     Выгнет спинку он дугой.
     Угадайте, кто такой? (Кот).
в)  Сидит зверёк на окошке
     И хвост как у кошки,
     И нос как у кошки,
     И уши как у кошки,
     А не кошка. (Кот).
3.Сообщение темы.
- Сегодня мы познакомимся с биографией Г.А. Скребицкого и его рассказом «Кот Иваныч».
4.Подготовка к восприятию произведения.
- Чтение биографии и работа по вопросам.
•    Где прошли детские годы будущего писателя?
•    Чем интересовался?
•    Как удалось воплотить свою мечту? (Подтвердить словами из текста).
•    Кто герои его книг? (Подтвердить словами из текста).
3 Применение. Формирование умений и навыков.
Работа над произведением.
1. Целевая установка.    
    -Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа «Кот Иваныч»?
2. Первичное чтение текста (работа в группах).
    - Чтение 1 части (до слов «Но иногда Иваныч…»).
    - Чтение 2 части (до слов «Принёс я однажды…»).
    - Чтение 3 части (до конца).
3. Проверка восприятия.
    1 группа. Словарная работа (лежанка, кадушка).
    - Что запомнилось больше всего?
    - От чьего имени ведётся повествование?
    - Какие части выделили и озаглавили:
•    Знакомство с котом.
•    Озорной щенок Бобка.
•    Случай с тестом.
•    Кот сторожит мышат.
2 группа. Словарная работа (амбар, кубарем, клешня).
- Что запомнилось больше всего?
- От чьего имени ведётся повествование?
- Какие части выделили и озаглавили:
•    Охота на крыс.
•    Неприятности охоты.
•    История с воронами.
•    Кот-рыбак.
•    Страшные раки.
3 группа. Словарная работа (намерение, половник, нрав).
- Что запомнилось больше всего?
- От чьего имени ведётся повествование?
- Какие части выделили и озаглавили:
•    Интересный зверёк.
•    Страх и дружба с ежом.
•    Любовь к Иванычу.
•    Переезд.
4. Анализ произведения.
- Понравился ли вам кот Иваныч?
- Что в его поведении рассмешило, а что удивило?
- Опишите кота (внешность, манера поведения, отношение с другими персонажами).
- В каких поступках лучше всего раскрывается его характер?
- Расскажите о развлечениях Иваныча.
- А как он охотился? С каким чувством это описывает автор?
- За что все любили кота? Прочитайте.
- Можно ли Иваныча назвать ленивым? Обоснуйте свой ответ.
5. Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрацию. К какому эпизоду она сделана? Соответствует ли она настроению, которое вызывает этот эпизод?
- А что нарисовали бы вы?
6. Определение идеи произведения.
- В чём состоит главная мысль рассказа?
7. Творческая работа.
- Расскажите о проделках своего четвероногого друга. За что вы любите своего питомца?
4 Этап информации о домашнем задании.
    Стр. 58-62 читать, подготовить пересказ по плану.
5 Подведение итогов урока.
    -Понравилось ли произведение?
    -Что показалось особенно интересным?
    -Чему учит?
Реализация цели и задач достигнута.
Комментирование оценок.
6 Рефлексия.
    -Оцените свою работу на уроке: если не получилось что-то или не понравилось – то изобразите грустного человечка, а если вы работали продуктивно, у вас всё получалось – то улыбающегося человечка.
Приложение
ЛЕЖАНКА – длинный выступ у печки, у стены для лежания
КАДУШКА – деревянная бочка
АМБАР – строение для хранения зерна, муки, других припасов
КУБАРЕМ – стремительное падение
КЛЕШНЯ – нижняя захватывающая часть конечности у ракообразных животных
НАМЕРЕНИЕ – желание, замысел, предложение сделать что-нибудь
ПОЛОВНИК – большая разливательная ложка
НРАВ – то же, что характер (отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы Г.А. Скребицкий "Кот Иваныч"»

Чаплинская Жанна Геннадьевна

учитель начальных классов

КГУ ОШ № 117

г.Алматы


Урок литературы

Тема: Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»

Цель:

обучающая – формировать представление о творчестве Г.А. Скребицкого, совершенствовать умение работать с текстом;

развивающая – развивать внимание, логическое мышление, творческие способности, расширять читательский кругозор и словарный запас;

воспитывающая – воспитывать чувство юмора, любви к домашним животным.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма организации урока: индивидуальная, групповая, коллективная.

Дидактическое обеспечение урока: портрет Г.А. Скребицкого, опорные слова, иллюстрации к рассказу,стикеры.

ХОД УРОКА

1 Организационный этап. Проверка готовности к уроку, психологический настрой.

2 Актуализация.

1.Проверка домашнего задания.

  • Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха».

  • Выставка рисунков учащихся.

  • Ответить на вопрос: «Как поэт относится к природе? В чём особенность его поэзии?»

2.Фаза вызова интереса.

- Отгадайте загадки.

а) Он родился в тёплой шубе,

С ним любой из вас знаком:

Этот зверь ужасно любит

Умываться языком. (Кот).

б) Зверь знакомый с шерстью гладкой

Спать на печке любит сладко,

Выгнет спинку он дугой.

Угадайте, кто такой? (Кот).

в) Сидит зверёк на окошке

И хвост как у кошки,

И нос как у кошки,

И уши как у кошки,

А не кошка. (Кот).

3.Сообщение темы.

- Сегодня мы познакомимся с биографией Г.А. Скребицкого и его рассказом «Кот Иваныч».

4.Подготовка к восприятию произведения.

- Чтение биографии и работа по вопросам.

  • Где прошли детские годы будущего писателя?

  • Чем интересовался?

  • Как удалось воплотить свою мечту? (Подтвердить словами из текста).

  • Кто герои его книг? (Подтвердить словами из текста).

3 Применение. Формирование умений и навыков.

Работа над произведением.

1. Целевая установка.

-Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа «Кот Иваныч»?

2. Первичное чтение текста (работа в группах).

- Чтение 1 части (до слов «Но иногда Иваныч…»).

- Чтение 2 части (до слов «Принёс я однажды…»).

- Чтение 3 части (до конца).

3. Проверка восприятия.

1 группа. Словарная работа (лежанка, кадушка).

- Что запомнилось больше всего?

- От чьего имени ведётся повествование?

- Какие части выделили и озаглавили:

  • Знакомство с котом.

  • Озорной щенок Бобка.

  • Случай с тестом.

  • Кот сторожит мышат.

2 группа. Словарная работа (амбар, кубарем, клешня).

- Что запомнилось больше всего?

- От чьего имени ведётся повествование?

- Какие части выделили и озаглавили:

  • Охота на крыс.

  • Неприятности охоты.

  • История с воронами.

  • Кот-рыбак.

  • Страшные раки.

3 группа. Словарная работа (намерение, половник, нрав).

- Что запомнилось больше всего?

- От чьего имени ведётся повествование?

- Какие части выделили и озаглавили:

  • Интересный зверёк.

  • Страх и дружба с ежом.

  • Любовь к Иванычу.

  • Переезд.

4. Анализ произведения.

- Понравился ли вам кот Иваныч?

- Что в его поведении рассмешило, а что удивило?

- Опишите кота (внешность, манера поведения, отношение с другими персонажами).

- В каких поступках лучше всего раскрывается его характер?

- Расскажите о развлечениях Иваныча.

- А как он охотился? С каким чувством это описывает автор?

- За что все любили кота? Прочитайте.

- Можно ли Иваныча назвать ленивым? Обоснуйте свой ответ.

5. Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию. К какому эпизоду она сделана? Соответствует ли она настроению, которое вызывает этот эпизод?

- А что нарисовали бы вы?

6. Определение идеи произведения.

- В чём состоит главная мысль рассказа?

7. Творческая работа.

- Расскажите о проделках своего четвероногого друга. За что вы любите своего питомца?

4 Этап информации о домашнем задании.

Стр. 58-62 читать, подготовить пересказ по плану.

5 Подведение итогов урока.

-Понравилось ли произведение?

-Что показалось особенно интересным?

-Чему учит?

Реализация цели и задач достигнута.

Комментирование оценок.

6 Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке: если не получилось что-то или не понравилось – то изобразите грустного человечка, а если вы работали продуктивно, у вас всё получалось – то улыбающегося человечка.

Приложение

ЛЕЖАНКА – длинный выступ у печки, у стены для лежания

КАДУШКА – деревянная бочка

АМБАР – строение для хранения зерна, муки, других припасов

КУБАРЕМ – стремительное падение

КЛЕШНЯ – нижняя захватывающая часть конечности у ракообразных животных

НАМЕРЕНИЕ – желание, замысел, предложение сделать что-нибудь

ПОЛОВНИК – большая разливательная ложка

НРАВ – то же, что характер (отличительное свойство, особенность, качество чего-нибудь)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок литературы Г.А. Скребицкий "Кот Иваныч"

Автор: Чаплинская Жанна Геннадьевна

Дата: 16.04.2016

Номер свидетельства: 319363

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Программа элективного курса по литературе "Мы в ответе за тех, кого приручили" "
    ["seo_title"] => string(86) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-litieraturie-my-v-otvietie-za-tiekh-kogho-priruchili"
    ["file_id"] => string(6) "143243"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418482673"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства