В разноуровневом обучении мы выделяем два основных подхода: дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в обучении.
Организация разноуровневого обучения
на уроках английского языка
Говоря о разноуровневом обучении мы выделяем два основных подхода: дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в обучении.
Дифференцированный подход в обучении английскому языку.
Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков является дифференцированный подход. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся.
Реализации дифференцированного подхода способствует организация игр, соревнований, временных творческих коллективов, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства учащихся. Необходимое условие дифференцированного подхода – изучение межличностных отношений. Дифференцированный подход дает возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми и т.д. Эффективность дифференцированного подхода находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества в воспитательной организации и демократического управления ею.
С целью реализации дифференцированного подхода используется технология разноуровневого обучения и прием учебно-речевых ситуаций на уроках иностранного языка. Чтобы организовать разноуровневое обучение необходимо предварительно решить достаточно сложные проблемы с уточнением содержания обучения, а также сформулировать четкие требования к знаниям, умениям и навыкам по каждому разделу и теме программы с тем, чтобы достигаемый учащимися конечный результат соответствовал требованиям.
Необходимо разработать критерии оценки эффективности достигаемых результатов на всех промежуточных этапах и итоговых результатов, систему тестов. К сожалению, в нашей стране образовательный стандарт носит универсальный характер и не предполагает разный уровень усвоения в отличие, например, от образовательных стандартов, принятых в Великобритании. Там образовательный стандарт по каждому предмету рассчитан не на класс, а на возраст учащихся, включающий два года (например, для детей 5-7 лет, 8-9 лет и т.д.). При этом предусмотрены три уровня владения материалом: A, B, C. Ученик имеет возможность разные предметы усваивать на разном уровне в течение двух лет.
Наш стандарт рассчитан на каждый год (класс) для всех учащихся. Разноуровневое обучение дает возможность сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся. При таком обучении учащиеся приобретают и большую свободу действий.
В настоящее время дифференцированный подход понимается несколько шире: не только дифференцирование знаний по степени сложности, но и дифференцирование условий выполнений этих заданий, а также форм контроля за его выполнением.
Например, применение дифференцированного обучения иностранному языку при изучении грамматического материала Present Simple. Освоение структур с этим временем осуществляется первоначально с опорой на наглядность (наглядное действие, картинка). Учитель задает вопросы. Работают и сильные и слабые обучающиеся. Сильные помогают своим более слабым товарищам, исправляют сделанные ими ошибки. Успешно осуществляется овладение этим грамматическим материалом с помощью раздаточного материала, карточек. Предлагаются задания трех степеней сложности :
- Для обучающихся с высокой степенью подготовленности дается задание описать картинку. Обучающийся показывает классу картинку и описывает ее.
- Менее подготовленные воспитанники получают задание посмотреть на картинку и ответить на вопросы.
- Обучающимся с низким уровнем обученности предлагаются карточки с глаголами в Present Simple.
Наиболее сложным моментом в изучении этой грамматической темы является умение различать Present Simple и Present Continuous. Слабые учащиеся успешнее преодолевают трудности в различии этих грамматических времен, если использовать в качестве опоры пару хорошо известных слов now и usually, эти слова помогают учащимся быстро сориентироваться.
Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый обучающийся работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность.
Личностно- ориентированный подход в обучении английскому языку.
Для получения положительного результата на своих уроках учителю целесообразно выполнять следующие требования:
- создать положительный эмоциональный настрой на работу;
- применять знания, позволяющие учащемуся самому выбрать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- обсуждать с учениками в конце урока не только то, что «мы узнали», но и то, что понравилось / не понравилось и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
- при задании на дом называть не только тему и объем его домашнего задания, но и подробно разъяснять, как рационально организовать свою учебную работу при выполнении задания дома.
Однако, используя, обеспечивая, применяя, создавая условия для учебного процесса, необходимо учитывать неодинаковые возможности и способности обучаемых, их различные планы на будущее, соответственно, и разные профессиональные устремления. Допускаются разные уровни обученности: общеобразовательный и профильный, ориентированный на выбранную профессию и продолжение обучения в ВУЗе. Таким образом, личностно-ориентированный подход создает предпосылки для большей результативности обучения.
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам влияет на выбор технологий обучения. Все меньше места занимают в учебном процессе такие учебные речевые действия, которые не характеризуются хотя бы условной коммуникативностью, например, чтение всеми учениками одного итого же текста и пересказ его друг другу. Все больше используется групповая работа над разными текстами, позволяющая, каждому учащемуся группы выполнять посильные функции. Например, при изучающем чтении: один ученик- в полголоса читает текст, другой- выделяет незнакомые слова, третий- ищет их значение в словаре, четвертый- переводит предложение, вызывающее трудности для понимания, и т.д.
Такая работа готовит учащихся к реальной коммуникации- обмену информацией с другими группами, читавшими другие тексты. При правильной ее организации способствует развитию речевой инициативы, совершенствует учебные и коммуникативные умения. Также большую практическую направленность при изучении иностранного языка имеет проектная методика, которая обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности, учитывает возможности и потребности учащихся, дает возможность выбора ими образовательных услуг.
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку позволяет обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации личности ребенка, формирование его неповторимой индивидуальности.
Кроме того, год за годом, урок за уроком у учителя накапливается опыт подготовки и проведения разноуровневых учебных занятий и анализ конкретных итогов. Использование самоанализа урока способствует более глубокому осмыслению основополагающих идей, принципов разноуровневого подхода, совершенствованию профессионального мастерства.
И не стоит забывать, что нелегко обучать иностранному языку детей других национальностей, которые мыслят и рассуждают на родном языке, и для которых русский язык – это уже иностранный.