kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пояснение к открытому уроку «Маша и Медведь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснение к открытому уроку-сказке

«Маша и Медведь»

Учитель физической культуры

высшей квалификационной категории:

Кнутас В.И.

Тема:  система организации двигательной активности  младших школьников на основе универсальных учебных действий.

Гармоничное развитие личности школьника в естественном педагогическом процессе - главная цель развивающего образования. Одним из главных факторов при этом является здоровье, которое понимается как интегральная характеристика физиологического, психического и функционального развития ребенка с высоким уровнем адаптации к среде.

Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены: чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение.

Первый внешний фактор, формирующих здоровье детей и подростков, имеющий  особую значимость в процессе образования имеют социальные воздействия, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Это микроклимат в семье, где растет и развивается ребенок.

Семейная среда является первоначальным формирующим фактором здоровья детей. Активное и сознательное отношение родителей к здоровью своих детей необходимо на всех этапах их роста и развития.

Школьная среда - второй мощный внешний фактор, влияющий на здоровье детей. Задача гигиенического нормирования педагогического процесса в школе состоит в такой организации обучения и воспитания, которая, не исключая трудности, позволяет соблюсти соответствие нагрузки возрастным возможностям детей, сохраняет их работоспособность, обеспечивает гармоничное и всестороннее развитие и тем самым охрану здоровья.

Учитель является основным посредником развивающей образовательной среды. На учителя ложится и прямая ответственность за состояние здоровья каждого школьника.

Физкультура не должна ограничиваться развитием физических качеств и выполнением определенных нормативов. Урок физической культуры – это учебный предмет, где происходит передача учителем знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего развития,  воспитывая сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Приходя в школу, ребенок сталкивается с новым, неизвестным, а порой и непонятным ему. Наступает период адаптации.

Дети застенчивые, неуверенные в себе, с заниженной самооценкой особенно нуждаются в психологической поддержке учителя, необходимо обращать внимание даже на малые их успехи. Ребенок, испытавший положительные эмоции по поводу своего успеха, будет и впредь стремиться к этому.

Известно, что младшему школьнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают.

Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.

- Я не говорю команды, а рассказываю сказку.

Моя концепция - деятельностный подход. Я воспитываю активного человека, который направлен на преобразование окружающей действительности и самого себя.

Есть еще одно обязательное условие – ученик, осваивая какие-то базовые движения должен понимать, зачем ему это нужно.

Например, для чего надо учить обращаться с мячом? Понятно, чтобы удержать мяч, чтобы его не отнял соперник. Но ведь конечный результат – попасть в кольцо, а он зависит от умения владеть мячом, от правильности действий. А когда ребята узнают, что от первого упражнения исходят все остальные элементы, он учится анализу.  То есть происходит целенаправленная и осознанная деятельность.

Дети работают в паре, помогая друг другу, страхуя друг друга, и, в то же время, оценивая действия друг друга. Они не только являются исполнителями, они выполняют и контролирующие функции.

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного накопления нового опыта.

Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета.

Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?

 1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

 2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают,  для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

 3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

 4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

 5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет пути решения.

  6. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации.

7. Детей учат  способам эффективного запоминания. (КУ) В ходе учебной деятельности развивается  память и логические операции мышления детей.

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

 9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

 10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

 11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других, анализировать.

 12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы  усвоить нужные знания и навыки.

 13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

 14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

 15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Но у специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?

Для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, необходимо разработать методику, выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

Рекомендации по разработке методики:

1. Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.

2. Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. 3. Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию.

Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание  выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому.

На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по закреплению техники двигательного действия.

На этапе совершенствования – выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры

Личностные:

1.Самоопре-деление

2.Смысло-образование

Регулятивные:

1.Соотнесение известного и неизвестного

2.Планирование

3.Оценка

4.Способность к волевому усилию

Познавательные:

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

Коммуникативные:

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2.Постановка вопросов

3.Разрешение конфликтов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пояснение к открытому уроку «Маша и Медведь»»

Пояснение к открытому уроку

«Как в сказке»


Учитель физической культуры

высшей квалификационной категории:

Кнутас В.И.


Тема: система организации двигательной активности младших школьников на основе универсальных учебных действий.


Гармоничное развитие личности школьника в естественном педагогическом процессе - главная цель развивающего образования. Одним из главных факторов при этом является здоровье, которое понимается как интегральная характеристика физиологического, психического и функционального развития ребенка с высоким уровнем адаптации к среде.


Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены: чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение.


Первый внешний фактор, формирующих здоровье детей и подростков, имеющий особую значимость в процессе образования имеют социальные воздействия, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Это микроклимат в семье, где растет и развивается ребенок.

Семейная среда является первоначальным формирующим фактором здоровья детей. Активное и сознательное отношение родителей к здоровью своих детей необходимо на всех этапах их роста и развития.


Школьная среда - второй мощный внешний фактор, влияющий на здоровье детей. Задача гигиенического нормирования педагогического процесса в школе состоит в такой организации обучения и воспитания, которая, не исключая трудности, позволяет соблюсти соответствие нагрузки возрастным возможностям детей, сохраняет их работоспособность, обеспечивает гармоничное и всестороннее развитие и тем самым охрану здоровья.


Учитель является основным посредником развивающей образовательной среды. На учителя ложится и прямая ответственность за состояние здоровья каждого школьника.


Физкультура не должна ограничиваться развитием физических качеств и выполнением определенных нормативов. Урок физической культуры – это учебный предмет, где происходит передача учителем знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего развития, воспитывая сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.


Приходя в школу, ребенок сталкивается с новым, неизвестным, а порой и непонятным ему. Наступает период адаптации.


Дети застенчивые, неуверенные в себе, с заниженной самооценкой особенно нуждаются в психологической поддержке учителя, необходимо обращать внимание даже на малые их успехи. Ребенок, испытавший положительные эмоции по поводу своего успеха, будет и впредь стремиться к этому.


Известно, что младшему школьнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают.


Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.


- Я не говорю команды, а рассказываю сказку.

Моя концепция - деятельностный подход. Я воспитываю активного человека, который направлен на преобразование окружающей действительности и самого себя.


Есть еще одно обязательное условие – ученик, осваивая какие-то базовые движения должен понимать, зачем ему это нужно.


Например, для чего надо учить обращаться с мячом? Понятно, чтобы удержать мяч, чтобы его не отнял соперник. Но ведь конечный результат – попасть в кольцо, а он зависит от умения владеть мячом, от правильности действий. А когда ребята узнают, что от первого упражнения исходят все остальные элементы, он учится анализу. То есть происходит целенаправленная и осознанная деятельность.


Дети работают в паре, помогая друг другу, страхуя друг друга, и, в то же время, оценивая действия друг друга. Они не только являются исполнителями, они выполняют и контролирующие функции.


Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного накопления нового опыта.


Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета.

Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?


1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет пути решения.

6. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации.

7. Детей учат способам эффективного запоминания. (КУ) В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей.

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других, анализировать.

12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и навыки.

13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Но у специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?


Для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, необходимо разработать методику, выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся без ущерба для остальных задач урока физической культуры.


Рекомендации по разработке методики:

1. Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.

2. Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. 3. Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию.

Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому.

На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по закреплению техники двигательного действия.

На этапе совершенствования выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.


Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.


Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.


Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.


Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.


Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.




Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Самоопре-деление

2.Смысло-образование

1.Соотнесение известного и неизвестного

2.Планирование

3.Оценка

4.Способность к волевому усилию

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2.Постановка вопросов

3.Разрешение конфликтов






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Пояснение к открытому уроку «Маша и Медведь»

Автор: Кнутас Валентина Ивановна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254438


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства