kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект на тему: «Что за прелесть эти сказки!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть
    1. Теоретическая часть.

Что такое сказка? (из истории создания сказки). Типы сказок.

     2.2.Практическая часть

2.3    Результаты  анкетирования  по  сказкам

  1. Заключение
    1. Вывод
  2. Список используемой  литературы

Введение

Вы  знаете,  что  такое  сказка?  Нам  казалось,  что ответ  на  этот  вопрос  может  дать  любой  человек:  и  взрослый,    и  ребенок.  Приступив к  работе  над  проектом,  мы и  не  подозревали, что сказка  играет  огромную  роль  в  жизни  каждого  отдельно  взятого  человека и  народа  в  целом.

Народные сказки передаются от дедов внукам и правнукам. И каждое поколение вносит в них что-то своё, присущее  своему времени. Но неизменным остаётся противостояние добра и зла, светлых и тёмных сил. Причём во всех сказках зло всегда имеет много средств, с помощью которого  оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут победить зло или перевоспитать злодеев сказки.

 Актуальность работы:

Сказка помогает  в  выборе  нравственных  ориентиров

Цель:

Рассмотреть  особенности  народных сказок, установить общие  и  различительные  особенности

Задачи:

дать определение  понятий  русской народной  и казахской народной   сказок  как   жанра устного народного творчества;

проследить  историю  возникновения  сказок и их  типологию;

показать типичные образы животных в сказках  и дать им характеристику;

Методы:

  1. Знакомство с литературой
  2. Анализ сказок
  3. Сравнительно-сопоставительный анализ
  4. диагностика
  5. выводы

Практическая значимость: расширение наших  представлений  о сказках, развитие творческих  способностей

                           Основная часть

2.1. Что такое сказка? (из истории  создания сказок)

Сказка — это особый литературный жанр. Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.

Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как клад   полезных и поучительных знаний.

Итак, сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

Действующие лица такой истории — вымышленные персонажи, попадающие в сложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделенным волшебными свойствами. При этом коварные злодеи чинят им разные козни, однако в конечном итоге добро побеждает

Сказки бывают разные. Народные  сказки  делятся  на  сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки.   В одних -главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.

4

В других- главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще всего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана -дурака, обязательно связанных с волшебством. Это — волшебные сказки.

И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу

благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это — социально-бытовые сказки.

Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.

Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительный  гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — все это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу. Он считал,  что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.

Древний человек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него, загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — это живой человек, но обладающий в силу необычности своего состояния сверхъестественной силой. Так возник культ предков, требовавший поклонения умершим.

Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка" умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.

Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.

Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:

1. Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются к местным обычаям.

2. Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально – исторического развития народов.

3. Сказки могут передаваться и через книгу.

Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.

Типы сказок

Виды сказок подразделяются: на сказки о животных, волшебные и бытовые.

Волшебные сказки. Мечты об  иной, светлой жизни, в которой люди оказываются победителями в жизненной борьбе, воплотились в волшебных сказках. Волшебные сказки богаты  вымыслом, яркими образами. В них показаны чудесные события, действуют фантастические персонажи.

  Одним из  таких персонажей является Жалмауыз – кемпир. Это страшная старуха, напоминающая Бабу -Ягу.

Как и в русских народных сказках, в казахских мы встречаем волшебные предметы: сапоги- скороходы, скатерть – самобранку и т.д.

  Положительные герои в волшебных сказках проходят через все препятствия,  побеждают злых духов, достигают благородной цели. Они часто действуют не только на земле, но и в подземном и в подводном                                                                                      

царствах, встречаются со страшными чудовищами и побеждают их. На этом пути героям помогают замечательные люди, наделённые необыкновенными способностями животные и сказочные птицы.

Казахские волшебные сказки, как и волшебные русские сказки учат быть твёрдыми в жизненных испытаниях, бороться со злом и несправедливостью.

Бытовые сказки. В бытовых сказках отражается повседневная жизнь народа- рассказывается о богатых и бедных. В этих сказках высмеиваются  жадность, глупость, жестокость. Любимый герой  казахских   бытовых  сказок- Алдар Косе, хитрый, находчивый, мудрый.

Сказки о животных. Их очень много.  Герои этих сказок  - домашние животные, звери и птицы, которым приписываются человеческие черты.

Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором.

Главными персонажами  народных сказок являются волк или лиса, олицетворяющие собой зло, а добрые качества присущи зайцу, петуху, коту, барану, ягнятам,  или курице.

Овца- символизирует безобидность, спокойствие, волк – глупость, бык в сказках труженик; лиса – хитрая, притворщица; тигр – жестокосердный тиран.  

Весь сюжет сказок построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лиса  очень коварны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в сказках. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые, комические ситуации.

Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо. Волк и лиса сполна получают по заслугам за свои деяния.     

Сказки о животных поучительны, познавательны. Читая,   например, казахскую  сказку «Спор животных, мы узнаём о повадках барана, верблюда, лошади», русская сказка «Теремок» учит нас взаимопомощи, товариществу, дружбе. Из сказок можно узнать, как народ объяснял, почему у лисы длинный хвост, а у ласточки- раздвоенный  и почему летучая мышь ночью не спит,  а летает.

            Во многих казахских сказках о животных прослеживается связь с русскими народными сказками и сказками народов мира.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Композиция сказки. Казахская народная сказка имеет те же традиционные элементы композиции, что и русская: зачин, повествование и концовку.

Приключения героев волшебных  сказок, обычно повторяются три раза.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: «Что за прелесть эти сказки!» »

Ленинская средняя школа













Тема: «Что за прелесть эти сказки!»



Секция: «Русский язык и литература»

Автор проекта: Кривощёкова Юлия

Ленинская средняя школа



Руководитель: Кривощёкова Т.А.

учитель начальных классов

























Содержание

  1. Введение

  2. Основная часть

    1. Теоретическая часть.

Что такое сказка? (из истории создания сказки). Типы сказок.

2.2.Практическая часть

2.3 Результаты анкетирования по сказкам

  1. Заключение

    1. Вывод

  2. Список используемой литературы



























Введение

Вы знаете, что такое сказка? Нам казалось, что ответ на этот вопрос может дать любой человек: и взрослый, и ребенок. Приступив к работе над проектом, мы и не подозревали , что сказка играет огромную роль в жизни каждого отдельно взятого человека и народа в целом.

Народные сказки передаются от дедов внукам и правнукам. И каждое поколение вносит в них что-то своё, присущее своему времени. Но неизменным остаётся противостояние добра и зла, светлых и тёмных сил. Причём во всех сказках зло всегда имеет много средств, с помощью которого оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут победить зло или перевоспитать злодеев сказки.

Актуальность работы:

Сказка помогает в выборе нравственных ориентиров

Цель:

Рассмотреть особенности народных сказок, установить общие и различительные особенности

Задачи:

дать определение понятий русской народной и казахской народной сказок как жанра устного народного творчества;

проследить историю возникновения сказок и их типологию;

показать типичные образы животных в сказках и дать им характеристику;

Методы:

  1. Знакомство с литературой

  2. Анализ сказок

  3. Сравнительно-сопоставительный анализ

  4. диагностика

  5. выводы

Практическая значимость: расширение наших представлений о сказках, развитие творческих способностей

3

Основная часть

2.1. Что такое сказка? (из истории создания сказок)

Сказка — это особый литературный жанр. Создание сказок имеет древнюю историю . Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.

Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как клад полезных и поучительных знаний.

Итак, сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

Действующие лица такой истории — вымышленные персонажи, попадающие в сложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделенным волшебными свойствами. При этом коварные злодеи чинят им разные козни, однако в конечном итоге добро побеждает

Сказки бывают разные. Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних -главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.

4

В других- главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще всего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана -дурака, обязательно связанных с волшебством. Это — волшебные сказки.

И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу

благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это — социально-бытовые сказки.

Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.

Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительный гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — все это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу. Он считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, он

5

стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям,

животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.

Древний человек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него, загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — это живой человек, но обладающий в силу необычности своего состояния сверхъестественной силой. Так возник культ предков, требовавший поклонения умершим.

Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка" умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.

Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.

Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:

1. Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются к местным обычаям.

2. Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально – исторического развития народов.

3. Сказки могут передаваться и через книгу.

Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями

6

народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.



Типы сказок

Виды сказок подразделяются: на сказки о животных, волшебные и бытовые.









Волшебные сказки. Мечты об иной, светлой жизни, в которой люди оказываются победителями в жизненной борьбе, воплотились в волшебных сказках. Волшебные сказки богаты вымыслом, яркими образами. В них показаны чудесные события, действуют фантастические персонажи.

Одним из таких персонажей является Жалмауыз – кемпир. Это страшная старуха, напоминающая Бабу -Ягу.

Как и в русских народных сказках, в казахских мы встречаем волшебные предметы: сапоги- скороходы, скатерть – самобранку и т.д.

Положительные герои в волшебных сказках проходят через все препятствия, побеждают злых духов, достигают благородной цели. Они часто действуют не только на земле, но и в подземном и в подводном

царствах, встречаются со страшными чудовищами и побеждают их. На этом

7

пути героям помогают замечательные люди, наделённые необыкновенными способностями животные и сказочные птицы.

Казахские волшебные сказки, как и волшебные русские сказки учат быть твёрдыми в жизненных испытаниях, бороться со злом и несправедливостью.

Бытовые сказки. В бытовых сказках отражается повседневная жизнь народа- рассказывается о богатых и бедных. В этих сказках высмеиваются жадность, глупость, жестокость. Любимый герой казахских бытовых сказок- Алдар Косе, хитрый, находчивый, мудрый.

Сказки о животных. Их очень много. Герои этих сказок - домашние животные, звери и птицы, которым приписываются человеческие черты.

Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором.

Главными персонажами народных сказок являются волк или лиса, олицетворяющие собой зло, а добрые качества присущи зайцу, петуху, коту, барану, ягнятам, или курице.

Овца- символизирует безобидность, спокойствие, волк – глупость, бык в сказках труженик; лиса – хитрая, притворщица; тигр – жестокосердный тиран.

Весь сюжет сказок построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лиса очень коварны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в сказках. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые, комические ситуации.

Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо. Волк и лиса сполна получают по заслугам за свои деяния.

8

Сказки о животных поучительны, познавательны. Читая, например, казахскую сказку «Спор животных, мы узнаём о повадках барана, верблюда, лошади», русская сказка «Теремок» учит нас взаимопомощи, товариществу, дружбе. Из сказок можно узнать, как народ объяснял, почему у лисы длинный хвост, а у ласточки- раздвоенный и почему летучая мышь ночью не спит, а летает.

Во многих казахских сказках о животных прослеживается связь с русскими народными сказками и сказками народов мира.

Композиция сказки. Казахская народная сказка имеет те же традиционные элементы композиции, что и русская: зачин, повествование и концовку.

Приключения героев волшебных сказок, обычно повторяются три раза.

3.1.

ГЕРОИ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

Положительный герой сказки – идеал, на который должны равняться люди. Он всегда честный, справедливый, трудолюбивый, наделенный умом и богатырской силой. Герой сказки одолевает тяжелейшие испытания, побеждает злых и жестоких врагов. Смелые и сильные, отважные и непобедимые, добрые и великодушные, они учат сопереживать, воспитывают благородство и великодушие.

Отрицательные герои сказок- заслуживают осуждения. Они обладают большой силой, но не правильно её используют. Поэтому в сказках они

9

всегда наказаны за злость, причинённое слабым, бедным убогим.

Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той

страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают

своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе

и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.

Сравнительный анализ сказок

Знакомясь со сказками, мы замечаем, что сказки очень похожи. Что общего в сказках разных народов? А чем они отличаются? У меня возникло много вопросов и захотелось найти на них ответы.

Мы провели исследование, целью которого было установить общие и отличительные черты и сравнение русской народной сказкой и казахской народной сказкой. Объектом исследования стали народные сказки о животных.

Предметом исследования являются общие и отличительные черты русских народных и казахских народных сказок о животных

Исследование посвящено анализу и сравнению двух сказок о животных – русской народной сказки "Волк и семеро козлят" и казахской народной сказки "Волк и баран". Выполнение поставленной цели – сравнение русской народной и казахской народной сказок о животных.

Этапы работы:

  1. знакомство с историей сказок: определение особенностей жанра

  2. знакомство с классификацией сказок

10

  1. выбор сказок с главным героем-волком в русских и казахских народных сказках

  2. чтение и определение характерных особенностей главного персонажа

  3. сравнительно-сопоставительный анализ сказок



Таблица 1


Герои

Место действия

Русская народная сказка

Волк

Коза, козлята

в доме

Казахская народная сказка

Волк

баран

в открытой местности



Таблица 2


зачин

кульминация

развязка

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

«Жила-была коза с козлятами….»

Волк съел козлят

Коза спасает своих козлят

Казахские народные сказки «Волк и баран»

«Как-то раз отстал от отары тощий баран….»

Волк хочет съесть барана

Баран обманывает волка, пообещав привести молодого ягнёнка. Волк остаётся без обеда.

11

В работе, выполняя поставленные задачи, мы детально проанализировали

русскую народную сказку “Волк и семеро козлят ” и казахскую народную сказку “Волк и баран”, что позволило нам сделать определённые выводы о сходстве и различии сказок. Таким образом мы старались найти ответы на

все интересующие нас вопросы.

Структура сказок о животных довольно проста. Небольшой размер текста. Простота и элементарность сюжета, особенности композиции.

Пожалуй, только в сказках о животных композиция отличается такой ярко выраженной функциональностью. Все звенья сюжета построены таким образом, чтобы с предельной быстротой в коротком эпизоде вскрыть сущность явлений, передать характер взаимоотношений персонажей.

Русская народная сказка

Казахская народная сказка

Герои сказок.

Волк и коза с козлятами

Волк и баран

Действующие лица сказки.

Дикое животное (волк) и домашнее животное (коза с козлятами).

Дикое животное (волк) и домашнее животное (баран).

Противопоставление ( сильный – слабый)

Волк – козлята.

Волк –баран

12

Действующие лица (животные)



Думают и говорят.

Думают и говорят.

Проблемы, которые решают герои.

Волку нужно утолить голод, козлятам спастись, а козе помочь им спастись.

Волку нужно утолить голод, а барану спастись.

Место действия.

Лес - сфера, где проявляется власть сильного.

Волк живёт в лесу.

Дом – место, где живут слабые.

Козлята живут в доме вместе с козой – мамой.

Баран с хозяевами

Композиция сказки.

Начало сказки

Начало сказки

Жила-была коза с козлятами.

Как-то раз отстал баран от своей отары..

Кульминация (точка высшего напряжения)

Беда – козлята съедены.

13

Волк не мог съесть барана, он обманул его.

Развязка (завершение действия).

Слабые (козлята) выходят из сложных ситуаций победителями.

Спор и помощь мамы. Готовность погибнуть ради детей, самопожертвование.

(Утверждение семейных ценностей)

Баран выходит из сложных ситуаций победителем.

Баран сам справляется с бедой.

Эпитеты

Толстый голос, тонюсенький голос, сыра земля (оценочные определения)

Грустный, тощий (логические определения).

3.3. Анкетирование по сказкам

Среди учащихся 2-4 класса

1.Любите ли вы сказки?

Да- 100% Нет

14

2. Назовите первую сказку, которую вам прочитали или рассказали ваши родители,/бабушка?-

Колобок- 55% Три медведя- 15%

Курочка ряба -50% Теремок - 10%

3. Какие сказки вы любите?-

Волшебные- 60% Сказки о животных-3-% Социально-бытовые-10%

4. Что в сказках вам нравится?

Добро побеждает зло- 50%

Интересные -40% Герои сказок – 30%

15

5.Назовите любимые ваши сказки?

Елена Премудрая- 50% Сивка-бурка-40%

Волк и семеро козлят-20% Теремок-20%



6.Назовите любимых вами героев русских народных и казахских народных сказок?

Иван -Царевич-50%

Колобок-50%

Василиса Прекрасная -30%

Алдар Косе- 30%

16

3.4. Вывод.

В работе, выполняя поставленные задачи, детально проанализировала русскую народную сказку “Волк и семеро козлят” и казахскую народную сказку “Волк и баран”, я сделала определённые выводы о сходстве и различии сказок. Таким образом я старалась найти ответы на все интересующие меня вопросы.

Сказки, написанные на русском, казахском языках, дают возможность познакомиться с традициями, культурой и устным творчеством этих народов.

Заключение

Сказки – самые древние творения человеческого духа. Она один из популярных и любимых жанров в устном народном творчестве.

Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки.

Сколько же сказок уже услышано и прочитано нами с раннего детства! И нет среди них таких, которые бы нам не нравились. Бывали сказки, похожие друг на друга и не похожие, бывали весёлые и грустные, длинные и короткие. А вот скучные и глупые не попадались никогда

Повзрослев, мы будем их читать и изучать ещё долго. А, читая, всегда погружаемся в их фантастический, волшебный и одновременно такой живой

17

и реальный мир. Каждый сказочный образ оживает в воображении ярче, чем

кадры кино или телевидения. И это не случайно. Ведь сказка – совершенное произведение народного духа.

В сказке нет ничего лишнего. Всё на своём необходимом, точно пригнанном месте. И поэтому сказка вечна.

Справедливость, которой так не хватает в жизни, почти всегда торжествует в сказках.

На изученном материале видно, что поставленные перед нами цели и задачи Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.



























18





Литература



1. » А.Н.Афанасьев Сборник «Народные русские сказки»

2. Сборник «Казахские народные сказки»

3. Детская литература сказка»Волк и семеро козлят»

4. Художественная литература хрестоматия «КАПЕЛЬКА»

5.Казахская литература учебник 5 класс

6. А.Любарской Сборник сказок «В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»































Приложение

Сказка

В.Берестов

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.



Сочиним сказку

В сказке часто так бывает,

Что предметы в ней летают,

А порою и герои

Вдруг взмывают над землёю

Назвать, конечно, ты готов

Этих чудо летунов:

Она летает на метле,

А он на пушечном ядре.

Летала в домике своём,

Да не одна, а с верным псом.

Он на ковре взлетит всегда –

Была б сухою борода.

Моторчик на его спине,

Бывал он даже на луне,

А этот сделался так мал,

Верхом на гусе он летал.

* * *********

Известны сказки с давних пор.

Не верь тому, кто скажет,

Что это выдумки и вздор,

Его не слушай даже.

Скорее сказки прочитай,

Запомни их получше

И мудрость древнюю узнай –

Они всему научат.

Мы сказки знаем на зубок,

Ведь с детства их читаем.



Кроссворд

лиСа

Коза

бАран

Заяц

волК

собАка

Рыжая птичница

Пришла в курятник

Порядки наводить (лиса)

2.С бородой, а не старик.

С рогами, а не бык.

Доят, а не корова

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт (коза)

3.Кто не прядёт, не ткет, а людей одевает? (баран)

4. Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

5.На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

6.С хозяином дружит,

Ему верно служит.

Живёт под крылечком,

А хвост колечком. (Собака)

Викторина: »Самое великое чудо на свете»

  1. Не лежалось на окошке –

Покатилось по дорожке. («Колобок»)

2.По тропе шагая бодро,

Сами воду тащат вёдра.(«По щучьему велению»)

3.А дорога велика, а корзинка нелегка,

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)

4.Отворили дверь козлята и пропали все куда-то. («Волк и семеро козлят»)

5. Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко:

Не послушался кота, выглянул в окошко. («Петух и кот»)

6. У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы. («Гуси-лебеди»)

7.Опустил он в прорубь хвост,

Ну а хвост ко льду прирос. («Лисичка – сестричка и волк »)

8.Колотил, да колотил по тарелке носом-

Ничего не проглотил и остался с носом. («Лиса и журавль»)

9. Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко.

Слёзы льёт бедняжка. (« Девочка Снегурочка»)

Викторина "Животные в русских сказках"

1.задание.

Есть много народных сказок о животных. И вот некоторые из животных спрятались внутри этих слов. Назовите животных, которые спрятались в словах

БАРАНКА, БАРАК, КОНЬКИ, ВАСИЛИСА, ВОЛКОДАВ, ИКОТА, СТРЕКОЗА, ХЛЕВ, ВОЛШЕБНИК.

- Какие это животные? ( баран, рак, конь, лиса, волк, кот, коза, лев, волк.)

– Вот ещё интересное задание. Внимательно посмотрите на такую строчку:

РОЗА РОЙ ЯЙЦО.

Если зачеркнуть в ней буквы, которые встречаются больше одного раза, то какой персонаж русских народных сказок останется? Заяц)

То же самое проделайте и с таким словом:

ПИВО ЛИРА ПАРИК.

Кто останется здесь? (Волк)

2 задание.

Отгадайте загадки про животных и скажите в каких сказках встречаются эти животные.

1. В красных тапочках хожу

За собой подруг вожу.

Надоест гулять в саду –

Я поплаваю в пруду.

Ух, и здорово щиплюсь!

угадали, кто я? (Гусь)

2. Он совсем не кровожадный,

Потому что травоядный,

Только смотрит строго.

На носу два рога,

На ногах копыта –

От врагов защита.

Лишь слона не свалит с ног

Африканский … (Носорог)

3. Идёт, иглы на себе несёт,

Чуть кто подойдёт,

Свернётся в клубок –

Ни головы, ни ног. (Ёж)

4. Этому будильнику

Ни к чему завод –-

Знай себе по зёрнышку

Целый день клюёт. (Петух)

5. Кто зимой холодной

Ходит по лесу злой, голодный? (Волк)

6. Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

7. Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса)



8. Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кот)



9. Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины.

И… построили плотину. (Крот)



10. Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)



11. Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (Собака)



3 задание

Послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки.

1. … Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила. («Кот и петух»)



2. … Медведь положил волка в кусты, завалил его сухими листьями, а сам влез на сосну и поглядывает, не идет ли кто… («Кот и лиса»)



3. … Свернулся он клубочком и покатился между ёлками, между берёзками. Катился, катился и прикатился к избушке…на курьих ножках… («Гуси-лебеди»)



4. … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить… («Лиса и волк»)

4 задание – исправь ошибки

В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.

«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

«Даша и медведь» – «Маша и медведь».

«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».

«Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».

«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.

«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

«У страха глаза огромны» – «У страха глаза велики».

«Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».

5 задание – продолжи сказку

Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (по командам).

1. …Бежит лиса, а навстречу ей волк.

– Так-то, – кричит, – ты меня научила в проруби рыбу ловить? Избили меня, исколотили, хвост мне оторвали!

– А что ответила лиса? («Эх, волчок, волчок. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Видишь, мозги выступили. Насилу плетусь!»)

2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует, Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?

Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.

– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)

3. …Подошли к избушке – петух и запел:

– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

– А лиса что говорит? (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»

4. …А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком песенку поет. А Петя – петушок не выглядывает. Лиса и говорит:

– А что говорит? (– Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли, один мешок худой был, все пшено рассыпалось, а подобрать некому.)

5. … Кот увидел быка – шерсть на нем взъерошилась, начал он рвать мясо зубами и когтями, а сам урчит: «Мяу, мяу».

А медведю со страху слышится: «Мало, мало!».

– А дальше? («Не велик зверь, а прожорливый»,-думает медведь. «Нам четверым не съесть, а ему одному мало!»)

6. задание – Восстановить последовательность событий в сказках

Детям выдаются карточки с последовательностью, в которых они должны восстановить правильный порядок событий.

«Лиса и заяц».

Зайчик встретился с медведем.

Петушок выгнал лису.

У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная.

Зайчик встретился с собакой.

Лиса выгнала зайца.

Зайчик живёт с петушком.

Зайчик встретил петушка.

Подведение итогов. Награждение.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Проект на тему: «Что за прелесть эти сказки!»

Автор: Кривощёкова Татьяна Александровна

Дата: 27.08.2015

Номер свидетельства: 227193

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект урока русского языка по теме "I и II спряжения глаголов настоящего времени" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-i-i-ii-spriazhieniia-ghlagholov-nastoiashchiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "243824"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445811642"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Урок музыки "Что за прелесть эти сказки! Три чуда." "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-muzyki-chto-za-prieliest-eti-skazki-tri-chuda"
    ["file_id"] => string(6) "101372"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402415499"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Проект "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!""
    ["seo_title"] => string(56) "proiekt_chto_za_prieliest_eti_skazki_kazhdaia_iest_poema"
    ["file_id"] => string(6) "429131"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1506007443"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Презентация для внеклассной работы "Прекрасный мир сказок А. С. Пушкина""
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiiadliavnieklassnoirabotypriekrasnyimirskazokaspushkina"
    ["file_id"] => string(6) "305559"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457961334"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Урок  литературы в 5 классе по теме: "Поэты России 19 века. Стихи о природе в творчестве Ф.И.Тютчева  и А.А. Фета". "
    ["seo_title"] => string(121) "urok-litieratury-v-5-klassie-po-tiemie-poety-rossii-19-vieka-stikhi-o-prirodie-v-tvorchiestvie-f-i-tiutchieva-i-a-a-fieta"
    ["file_id"] => string(6) "127396"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415297400"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства