Урок музыки "Что за прелесть эти сказки! Три чуда."
Урок музыки "Что за прелесть эти сказки! Три чуда."
Урок проведен на семинаре в рамках реализации совместного проекта МОиН РТ с сингапурской компанией Educare Cooperative Limited «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» Урок дан по программе "Музыка" Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной. В разделе "День, полный событий". Это 2 урок, на котором идет углубление темы, где учащиеся знакомятся с творчеством А.С.Пушкина во взаимосвязи с музыкой русских композиторов, созвучной лирическим стихотворениям и сказкам А.Пушкина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок музыки "Что за прелесть эти сказки! Три чуда." »
Урок музыки для 4-го класса по теме "Что за прелесть эти сказки!". Три чуда.
(Урок проведен на семинаре в рамках реализации совместного проекта МОиН РТ с сингапурской компанией EducareCooperativeLimited «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан»).
Цель урока: На примере симфонической картины «Три чуда» показать, как в музыке раскрывается образ литературного героя. Задачи:
1. Познакомить с симфонической картиной «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», вызвать эмоциональный отклик на музыку Н.А. Римского-Корсакова; 2. Формировать умение определять инструмент по тембру звучания. 3.Воспитание любви к русской музыкальной культуре. Педагогическая идея: Раскрашенный звуками и красками мир - прекрасен! Тип урока: изучение нового материала. Средства урока:
Музыкальный материал: “Три чуда”, вступление к IV действию оперы Н.А.Римского – Корсакова “Сказка о царе Салтане…”; музыкальные картинки к опере “Сказка о царе Салтане…”, «Сказочка» С.С.Прокофьева.
Песенный материал: «В гостях у сказки»
Театральные декорации: костюмы
Предварительная подготовка: заранее готовится отрывок по сказке А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”
Структура урока.
№
Этапы работы
Содержание
Оборудование
1
Организационно - подготовительный
Музыкальное приветствие
Постановка проблемы урока
Структура «Сингл раунд робин».
Фортепиано,
репродукция.
Слайды1-2
2
Знакомство с песенным репертуаром. Исполнительство.
Восприятие музыки
Песня «В гостях у сказки»-отработка выразительности исполнения.
Учитель раздает напечатанный текст песенного репертуара, музыкальный материал
Слайды3
3
Слушание и восприятие музыки
С .С.Прокофьев «Сказочка»
Структура «Сингл раунд робин».
Репродукции, музыкальный центр, музыкальный материал
Слайды4-6
4
Театрализованное представление
Фрагменты сказки в исполнении группы ребят (начало)
Костюмы, музыкальное сопровождение.
Слайды7
5
Физкультминутка
Структура «Микс фриз груп»-по содержанию сказки
Музыкальный материал
Слайды 8
6
Слушание и восприятие музыки
Музыкально - образовательный
Последовательность музыкальных картин в опере, темы – характеристики героев.
Беседа о передаче сказочных образов средствами музыки.
Структура «Сингл раунд робин».
Репродукции, музыкальный центр, музыкальный материал, портреты, книга “Сказка о царе Салтане…”
Слайды 9-14
7-8
Итог урока.
Рефлексия.
Музыка обогащает сказку, делает образы сказки более яркими, красочными. Каждый герой имеет свою музыкальную характеристику.
Структура «Конерс», «Таймд пэа шэа». Структура «3-2-1».
Репродукции, плакаты.
Слайды15-18
Ход урока.
1. Организационно – подготовительный этап. а)Музыкальное приветствие. –Здравствуйте, ребята! -Здравствуйте! Слайд1 б) Приветствие гостей, приветствие «партнеров» по лицу и по плечу.
в) Постановка проблемы урока. Структура «Сингл раунд робин».
-Посмотрите на репродукцию палехской шкатулки «Сказки Пушкина». Почему именно этой картиной я открываю наш урок? Слайд2
-Подумайте 10 сек., а затем обменяйтесь мнениями по кругу. Каждый говорит по очереди по 10сек. Начинает участник №1.
- стол 3, уч.2 : что сказал ваш сосед по лицу?
- стол 1, уч. 3 : что сказал ваш сосед по плечу?
- Какие варианты еще были?
(Дети говорят – учитель записывает на доске)
-Вам предстоит проверить свои предположения в ходе урока.
2.Знакомство с песенным репертуаром. Исполнительство. Восприятие музыки. Слайд 3
-Вы сказали о песне «В гостях у сказки», которую мы разучили на прошлом уроке.
Проверим ваше дом. з.- выучить песню.
а) Послушайте песню. Вспомните мелодию, слова.
б) Исполнение под минусовку в группах.
Задание в группах: -Послушайте друг друга и определите: -кто хорошо знает текст
-чье исполнение больше понравилось
в)Исполнение с солистами (куп.- солисты, припев- все)
3.Слушание и восприятие музыки. Театрализованное представлениие. Слайд 4
а) Беседа:
-Вы сказали, что с прошлого урока мы стали говорить об А.С.Пушкине. Кто он? Что он писал? Сколько сказок он написал? (6) Слайд 5
-Почему дети любят сказки? Какие жанровые особенности сказок знаете? (Зачин, повторы, волшебство..)
б) Слайд 6
Слушание записи фортепианной пьесы «Сказочка» (из цикла «Детская музыка») С. Прокофьева.
-Что представили, слушая пьесу?
Структура «Сингл раунд робин».
-Подумайте 10 сек., а затем обменяйтесь мнениями по кругу. Каждый говорит по очереди по 10сек. Начинает участник №1.
- стол 2, уч.2 : что сказал ваш сосед по лицу?
- стол 4, уч. 3 : что сказал ваш сосед по плечу?
- Какие варианты еще были?
- В музыке изображается неторопливое монотонное движение в аккомпанементе, имитирующее движение спиц или вязального крючка. Сравните это звучание с зачином любой сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве», «Скоро сказка сказывается, нескоро дело делается». Под эту музыку в воображении может возникнуть картина: няня поэта – Арина Родионовна словно собирается с мыслями, решая какую из сказок рассказать Александру Сергеевичу длинным вечером под завывание осеннего ветра или зимней вьюги.
4. Театрализованное представление.
а) Слушание записи фортепианной пьесы «Сказочка» (из цикла «Детская музыка») С. Прокофьева и параллельное инсценирование начала «Сказки о царе Салтане…»
б) –Вы узнали сказку? Слайд 7
Вы ее дома прочитали. А какие внимательные читатели вы были – проверим .
5. Физминутка. (под фрагменты музыки оперы Н.А.Римского – Корсакова)
Сейчас мы проведем структуру «МИКС ФРИЗ ГРУП»: Слайд 8
-1-двигаемся под музыку, перемешиваемся в классе
-2-музыка замолкает - все замирают и слушают вопрос
-3- ответом будет какое-то число - группу с таким количеством учеников вам нужно образовать. ВОПРОСЫ: -Сколько было сестер? (3) -Сколько раз гости были у Гвидона? (4) -Сколько раз летал к отцу Гвидон? (3) -Сколько кровных родственников было у Гвидона? (5) -Сколько раз «чудо-чудное завесть» хотел на своем острове князь Гвидон? (3) (САДИМСЯ НА МЕСТО.)
6. Слушание и восприятие музыки.
а) Сообщение темы урока. Слайд 9
– Итак, вы были правы: мы сегодня говорим о Пушкине-сказочнике и его «Сказке о царе Салтане»
Слайд 10
Эта сказка А.С.Пушкина вдохновила Н.А.Римского – Корсакова на создание оперы. (Опера – спектакль, герои которого поют на сцене.) Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение в музыке. Разные облики сказочных героев, все богатство мира сказки получило свое звуковое выражение. Музыка воссоздает сказочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небывалую красочность.
б) Слушание и восприятие музыки «Три чуда» (по частям).
Музыкально – образовательный этап.
Учитель.Есть в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского – Корсакова три чуда, которые удивляют самих героев сказки. Давайте вспомним их?
Структура «Сингл раунд робин».
-Подумайте 10 сек., а затем обменяйтесь мнениями по кругу. Каждый говорит по очереди по 10сек. Начинает участник №1.
- стол 2, уч.1 : что сказал ваш сосед по лицу?
- стол 4, уч. 4 : что сказал ваш сосед по плечу?
- Какие варианты еще были?
Дети. Мы вспомнили эти три чуда в сказке! Чудо Белки, грызущей золотые орешки и вынимающей из них изумрудные ядрышки, чудо тридцати трех богатырей, выходящих из моря, чтобы беречь город князя Гвидона. И - самое наиглавнейшее - чудо невиданной красоты Царевны – Лебеди.
Учитель. Давайте послушаем фрагмент симфонической картины “Три чуда” из оперы. Какое из трех чудес изображено в музыке Римского – Корсакова и как?
СЛУШАНИЕ ФРАГМЕНТА
Учитель. Вначале каждой картины звучит фанфарный призыв, призывая слушателя удвоить свое внимание. Звуки фанфар начинают каждую картину оперы. Этот прием композитор заимствовал у народного театра. Что вы представляете под эту музыку?( После сигналов вступления музыка будет рисовать образ волшебного города -праздничный перезвон колоколов, фанфары городских глашатаев).
Структура «Сингл раунд робин».
-Подумайте 10 сек., а затем обменяйтесь мнениями по кругу. Каждый говорит по очереди по 10сек. Начинает участник №1.
- стол 3, уч.2 : что сказал ваш сосед по лицу?
- стол 1, уч. 3 : что сказал ваш сосед по плечу?
- Какие варианты еще были?
Дети. Далее мелькают, слышатся знакомые мотивы, народные интонации. Итак, «Белка» – первое чудо. Слайд 11
Композитор использует здесь мелодию русской народной песни-пляски «Во саду ли, в огороде», которую повторяет несколько раз (вариации). Изложение темы Римский-Корсаков поручает флейте-пикколо («и с присвисточкой поет»), которой аккомпанируют другие деревянные со струнными, которые играют «щипком» (пиццикато – pizzicato), подражая звучанию русских народных инструментов (домрам, балалайкам). Сказочный оттенок придает и звучание ксилофона.
ПРОДОЛЖАЕМ СЛУШАТЬ.
Структура «Сингл раунд робин».
-Подумайте 10 сек., а затем обменяйтесь мнениями по кругу. Каждый говорит по очереди по 10сек. Начинает участник №1.
- стол 2, уч.2 : что сказал ваш сосед по лицу?
- стол 4, уч. 3 : что сказал ваш сосед по плечу?
- Какие варианты еще были?
Дети. Снова звучит фанфарный призыв. В музыке слышится шум “бурливого моря”.Это на берег выходят витязи – богатыри. Слайд 12
Второе чудо – выходящие из морских волн тридцать три богатыря, «с ними – дядька Черномор». Этот образ рисуется аккордовой маршевой темой медными духовыми инструментами .
Учитель. Вы уже догадались, что последнее чудо-Лебедь. Попробуйте увидеть момент превращения ее в царевну. Слайд 13
ПРОДОЛЖАЕМ СЛУШАТЬ.
Структура «Сингл раунд робин».
-Подумайте 10 сек., а затем обменяйтесь мнениями по кругу. Каждый говорит по очереди по 10сек. Начинает участник №1.
- стол 1, уч. 4 : что сказал ваш сосед по лицу?
- стол 2, уч. 3 : что сказал ваш сосед по плечу?
- Какие варианты еще были?
Дети. Вначале звучит лишь причудливая тема Лебедь-птицы, а затем возникает песенная тема, которая «говорит» слушателям о чудесном превращении Лебеди в девушку-царевну. Слайд 14
А теперь давайте обратимся к образу прекрасной царевны – Лебедь. Посмотрите, пожалуйста, на репродукцию картины М.Врубеля “Царевна – Лебедь”. Какая неземная красота отличает этот образ! Из каких интонаций строится тема царевны – Лебедь в опере?
Тема царевны – Лебедь будто соткана из интонаций русских народных песен. Тему Царевны-Лебедя исполняют различные инструменты – деревянные духовы, арфа, скрипки.
С образом доброй волшебницы Лебеди связана центральная идея оперы – торжество светлого начала над темными силами, победа добра над злом.
в) Обобщение.
1) Сейчас мы выполним структуру «КОНЕРС»: Слайд 15
-У нас есть 4 угла: -СЛУШАТЬ МУЗЫКУ
-СМОТРЕТЬ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКОВ
-ВСПОМИНАТЬ СКАЗКУ
-ПЕТЬ И ТАНЦЕВАТЬ
-Послушайте вопрос, подумайте10 сек., возьмите жетон того цвета, какой угол вы выбрали..-Подойдите к выбранному углу2) Сейчас мы выполним структуру « ТАЙМД ПЭА ШЭА»: -Встаньте в пару с учеником не со своего стола-Объясните свой выбор напарнику (10 сек.) и выслушайте его (10 сек.) Начинает тот, кто выше ростом.-Готовы? Начали.-Что сказал ваш собеседник?-Поблагодарите своего собеседника. Вернитесь на место
7.Итог урока.
Учитель. Сказки А.С.Пушкина вдохновили многих композиторов на создание музыкальных произведений, а художники нарисовали множество иллюстраций и картин. Мелодичность произведений А.С.Пушкина особенно заметна в его сказках. Давайте вместе подумаем, что же объединяет музыку и поэтический мир литературных произведений Пушкина?
Структура «Сингл раунд робин».
-Подумайте 10 сек., а затем обменяйтесь мнениями по кругу. Каждый говорит по очереди по 10сек. Начинает участник №1.
- стол 2, уч.2 : что сказал ваш сосед по лицу?
- стол 4, уч. 3 : что сказал ваш сосед по плечу?
- Какие варианты еще были?
Дети. Поэзия состоит почти из тех же элементов, что и музыка: в ней есть интонация и ритм, темп и паузы, ее звуковые повторы – подобны созвучности музыкальных фраз. Слайд 16
Учитель. Поэтический текст обогащает музыку смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Все это богатство мы найдем в опере Николая Андреевича Римского – Корсакова “Сказка о царе Салтане…”. Этого композитора справедливо называют композитором – сказочником. Перу Римского – Корсакова принадлежит 7 опер, написанных на сказочные сюжеты.
8. Рефлексия а) Сейчас вы заполните бланки структуры «3-2-1» Слайд 17Запишите на синих листочках:3-вида искусства, с которым вы встретились на уроке 2-фамилии композиторов, чья музыка звучала на уроке 1-методику, которая вам понравилась на уроке
б)Учитель.Сегодня мы познакомились еще с одной сказкой А.С.Пушкина, на которую замечательныйрусский композитор Н.А.Римский – Корсаков написал оперу “Сказка о царе Салтане…”. Эта опера открывает нам целый мир сказочных сюжетов, действий, персонажей, мир богатейшей мелодики, оркестровки. Сказка А.С.Пушкина сама по себе очень музыкальна, но благодаря музыке Н.А.Римского – Корсакова она стала еще живописнее, ее образы стали еще ярче и красочнее. Дома вы можете в своих альбомах нарисовать “музыкальную картинку” из этой оперы, а сегодняшнее наше путешествие в мир сказки заканчивается, но мы обязательно встретимся с ней еще не один раз на наших уроках музыки. Слайд 18