kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа самореализации личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа самореализации личности разработана для индивидуальных и групповых  занятий с учащимися 10 класса по литературе. Данная разработка включает в себя комплексную систему заданий по теме:,, В.А. Титов-профессиональный писатель Донбасса". Программа создана с целью  изучения творчества писателя, формирования навыков аналитической деятельности, обогащения содержания  образования через разнообразные формы работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа самореализации личности »























Программа самореализации личности

по литературному краеведению (комплексная система заданий

по теме: «В.А.Титов – профессиональный списатель Донбасса» )























Пояснительная записка

Программа самореализации личности разработана для индивидуальных и групповых занятий с учащимися 10 класса по литературе. Тематический блок соответствует программе факультатива по литературному краеведению. Программа включает в себя комплексную систему заданий по теме: «В.А.Титов – профессиональный писатель Донбасса».

Цели создания программы: изучение творческого наследия писателя, который в своих произведениях обращается к теме Донбасса; расширить знакомство с лингвистической литературой; сформировать навыки аналитической деятельности; привить познавательный интерес к самообразованию; обогатить содержание образования через разнообразные формы работы.

Задачи: усиление словарной работы, стимулирующей филологическую культуру учащихся; изучение лингвистических особенностей текста; осуществление интеграции учебной и внеклассной работы; реализация системы психолого-педагогического и социального сопровождения учащихся; закрепление успешных результатов познавательной деятельности.

Методы: исследовательский, эвристический, проблемно-поисковый.

Формы организации: индивидуальная и групповая исследовательская деятельность.

Актуальность: воспитание нравственности, высоких моральных качеств, силы воли, жизненной стойкости перед испытаниями судьбы.



















Дорогой друг!

Жизнь дорога каждому человеку, каким бы он ни был. Эта мысль героя повести В.Титова «Всем смертям назло». Сегодня я предлагаю тебе выполнить задания по теме: «В.Титов – профессиональный писатель Донбасса ».

Выполняя их, ты узнаешь научишься поймешь

ожизненном и творческом анализировать литературные ценность

пути В.Титова; произведения; составлять литературного

художественных особенностях сообщения, создавать наследия

творчества писателя проекты писателя

Ты оценишь уровень своей литературной компетенции и своих учебных достижений по данной теме, выполняя тестовые задания и используя предложенные критерии оценивания выполнения конкретного задания.

Ты сможешь смоделировать программу дальнейшей самообразовательной деятельности.

Желаю тебе успехов!

























Блок контрольно-рефлексивных заданий



І. Вспомним изученное.

Назовите писателей и поэтов, которые в своих произведениях обращаются к теме Донбасса.

ІІ. Учимся сравнивать художественные явления

Сравните жанры: повесть и документальная повесть. Чем они отличаются?

ІІІ. Работаем с литературоведческим термином.

Художественная деталь. Найди художественные детали, которые характеризуют Сергея Петрова (повесть «Всем смертям назло»)

ІV. Наблюдаем за развитием образов главных героев.

Характеристика образов Сергея Петрова, Николая Малыхина с подбором цитат из произведений В.Титова

V. Учимся анализировать произведения.

Дайте анализ одного из произведений В.Титова

VІ.Развиваем творческие способности.

Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Борьба за жизнь В.Титова», «Два жизненныхподвига В.Титова»

Напишите письмо автору.

Подберите тестовыезадания к тематическим мини-проектам

Проанализируйте данные проекты

Составьте аннотацию

Тема: «Повесть В. Титова «Всем смертям назло…» - страстная и глубоко искренняя исповедь о борьбе человека за самого себя».

Литературовед 1.

Жизнь постоянная надежда на лучшее. Одни подразумевают под этим лучшим материальное состояние, другие – моральное удовлетворение, третьи, и их большинство, и то и другое. Разнит людей вопрос, что в их деятельности первично – моральное удовлетворение или материальное состояние. Из этого вытекает: одни любят жить, другие жизнь. Одни говорят: я дышу, значит существую; другие: я приношу пользу – значит живу. Но умирать не хочется любому из них. Первый надеется пожить, второй – испытать гордую радость от сознания, что он нужен людям. Третьего не дано.

Литературовед 2. Эти мысли героя повести «Всем смертям назло…» Сергея Петрова ярко характеризуют тот высокий нравственный и гражданский регистр, на котором написаны произведения Владислава Титова, человека необычайной жизненной и литературной судьбы.

Его имя впервые пришло к читателю и сразу стало известным, когда в журнале «Юность» в 1967 году была напечатана повесть «Всем смертям назло…». В этом произведении о человеке большого мужества и несгибаемой воли Сергее Петрове читателя особенно взволновало то обстоятельство, что прототипом героя стал сам автор. Именно с ним произошли все события, воссозданные в повести.

Дебютанту «Юности» было 33 года. Не так уж много прожитых лет, но так много они в себя вместили.

Литературовед 1. Деревенский паренёк из Липецкой области шёл в большую взрослую жизнь, неся в своей памяти тяжёлый груз воспоминаний о лишениях и тягостях военных и послевоенных лет, о недетских трудах и заботах, что легли на детские плечи его поколения.

Литературовед 2. И наконец! Май сорок пятого, День Победы, «праздник со слезами на глазах».

Обескровленной в смертельном поединке с фашистами стране нужно было очень много рабочих рук, способных поднять её из руин и пепла.

Литературовед 1. Жизненный путь В. Титова – типичный путь сына его поколения сквозь трудные испытания времени. По окончании горного техникума Владислав Титов начал трудиться на одной из шахт Донбасса. У молодого горного мастера тогда, наверное, и в мыслях не было сесть когда-нибудь за письменный стол. Он увлечённо работал, любил своё дело, жил обыкновенной жизнью. И было всё так до того дня, когда там, под землёй, случилась тяжёлая авария.

Актёр(читает отрывок из повести). …Груженная углём вагонетка сорвалась с рельсов, упала набок и краем кузова расплющила подвешенный к металлической стойке бронированный кабель. Автоматическая защита не сработала. Белым факелом вспыхнула дуга короткого замыкания. Голубая змейка огня, зловеще потрескивая, поползла по кабелю к трансформатору. Через несколько секунд она доберётся до камеры и… произойдёт непоправимое… Трансформатор взорвётся! Завалит выход всего восточного крыла! Вспыхнет пожар! В лавах люди. Скорей!

«Отключить!» Сергей срывается с места, бежит к камере и резко отбрасывает ручку влево, до щелчка, но… Но корпус ячейки оказался под напряжением! Тугие корявые нити, пронзившие стрелами тело, упруго дрожа, с хрустом скручиваются в спирали и ввинчиваются в руки, в голову, в ноги. Спиралей мириады. Они в каждой клетке тела. Вытягиваются и снова скручиваются, ввинчиваются и дрожат. Тянут к трансформатору. Там смерть. Мгновенная. В пепел…

…Сергей встаёт, делает несколько шагов вперёд и падает лицом вниз, в жидкую холодную грязь.

«Надо встать, встать, встать… - командует он и не слушается собственных команд. – Кабель ещё горит».

Сергей поднимается на коленях, проползает несколько метров и падает мокрым телом на голубую змею огня.

…Его нашли проходчики. Он лежал на кабеле метрах в десяти от трансформаторной камеры, тихо стонал и просил пить. Глаза Сергея были широко раскрыты и удивлённо смотрели вверх. На правой ноге горел резиновый сапог. Когда его попытались снять, Сергей вскрикнул и закрыл глаза…

Литературовед 2. Такие экстремальные ситуации – как итоговые минуты жизни. Человек, ни на миг не задумываясь и не колеблясь, поступает именно так, как он готов поступить. А готовность эта взращивалась и воспитывалась всем предыдущим опытом жизни, ставшей способной на порыв самопожертвования во имя спасения других.

Он спас других. А надежды на его спасение очень мало. Положение почти безнадёжное. Смерть, кажется, уже почуяла свою жертву. Да и сам герой чувствует её леденящее дыхание… Как спасти человека, какое чудо можно сделать, чтоб он остался жить?!

Литературовед 1. В поединке со смертью проходят дни и ночи. Об этом мы попросили рассказать героя повести «Всем смертям назло…» Сергея Петрова.

Журналист. Борются врачи, борется жажда жизни в молодом организме, борются заботливые руки ближних. И смерть отступила. Мужественный человек возвращён в мир живых. Но это ещё не совсем победа. Реанимирована лишь надежда на жизнь А саму жизнь ещё надо вырвать из мёртвой хватки синонима смерти – пожизненной изувеченности. Как вы боролись за жизнь?

Сергей (герой повести). Каждый день давался большим усилием воли и безграничным напряжением душевных сил. Одна за другой следовали операции, неверие и надежда чередовались друг с другом. А в мозгу застыло: «Всё кончено. Умереть бы» И стало вдруг страшно. И тогда я решил: «Надо стиснуть зубы и жить. Жить, во что бы то ни стало. Всем смертям назло!»

Журналист. Кто или что помогало Вам в эти трудные минуты?

Герой. Убегал от своих мучительных раздумий в мир книг. Там жили сильные и яркие личности, там настоящие люди не капитулировали ни перед какими трудностями. Литературных героев сопоставлял с самим собой.

Рядом со мной были мужественные и мудрые люди, которые вселили в меня веру и надежду. Егорыч говорил: «Человек – хозяин своей судьбы Никто не говорит, что это легко. Трудно… Но если опуститься, потерять веру в жизнь – ещё трудней. Верить надо, сынок».

Журналист. Всю вашу боль вместе с вами переживает ваша жена Татьяна. Именно она спасала вас от одиночества?

Герой. «Родная моя, любимая! Чем отплачу я за твои муки, что пришлось принять тебе ради меня, за ту боль, что ничуть не меньше моей? Как помогу нести груз, который ты взвалила на свои слабенькие плечики? Чем поддержу на том нечеловечески трудном пути, на который ты, не задумываясь, ринулась вслед за мной? Что бы делал я, как бы жил без твоей безграничной, самозабвенной и чистой любви?»

Журналист. Вспоминаете ли вы шахту, товарищей?

Герой. «А ведь и сейчас такие же, как и я когда-то, безусые юнцы спускаются в шахту, борются, побеждают, может быть, отступают, убеждаясь, что подземная романтика не для них… Это было вчера, сегодня, завтра…А что же осталось мне? Кто даст ответ на этот вопрос? Оставлять человеку жизнь и отнимать счастье? Сейчас моя жизнь в моих руках. Руках… Чтобы свести с ней последние счёты, нужны руки… Есть поезд, машина, несчастный случай… И, по крайней мере, не прилипнет ярлык живых – самоубийца… А всё ли испробовано? Умереть легче всего. Даже вот страха нет. Где же та соломинка, за которую цепляются утопающие? Её нет. Так что же будем делать, Серёга? Ныть или бороться? Скажи откровенно. Если бы я был способен на что-нибудь. Надо учиться, приобрести специальность, соответствующую возможностям. И есть ли такая специальность? И учиться-то как? Надо писать, а чем? Ногами?»

Журналист. И вы пробовали писать?

Герой. Пробовал писать ногой. Хотел жить, хотел быть нужным. Вёл трудный бой с самим собой, со своим увечьем.

Также я брал карандаш в зубы и выводил палочки, как первоклассник, но не руками, а зубами. Писание – это попытка возвратить навсегда потерянное время, убежать от одиночества и рассказать листу бумаги о том, как иногда очень трудно бывает человеку. Обязательное условие каждой исповеди – искренность. Этой искренностью согрето каждое слово книги «Всем смертям назло…»

Литературовед 1. Герою повести-исповеди Сергею Петрову Владислав Титов отдаёт самые откровенные свои мысли. «Самое трудное – это сознание собственной ненужности. Потерять руки, перенести все кошмары операций – ещё не самое страшное. Остаться за бортом жизни в расцвете сил, почувствовать свою ненужность обществу – вот самое жестокое испытание, которое может выпасть на долю человека…»

Литературовед 2. Автор прошёл такое испытание и провёл сквозь него своего героя. Он пишет в дневнике: «В чём смысл жизни? Сколько копий поломано на этом вопросе! Смешно, как вспомню сейчас те дискуссии! О каком смысле может идти речь, если во главу угла не ставить труд. Будничный, повседневный, честный труд. Отбери у человека возможность трудиться – и все блага жизни теряют смысл». И ещё: «Для жизни смерти нет. Жизнь бессмертна! Только когда человек за свою жизнь не сделает ничего хорошего, не совершит доброго дела, он умирает. Самой настоящей, страшной смертью. Человек, не украсивший землю своим трудом, навсегда уходит в небытие, ибо после него ничего не остаётся, что жило бы в памяти потомков».

Литературовед 2. И писатель, и его герой имеют моральное право сказать во всеуслышание эти слова, ибо это мысли, выстраданные активным трудом души, нелёгким опытом личной биографии, судьбой.

Литературовед 1. Автор повести получил много писем с разных уголков планеты. И наша творческая группа написала ему письмо.

«На одном дыхании мы прочитали Вашу повесть «Всем смертям назло…». Замечательная книга! К сожалению, в жизни много происходит несчастий. Часто люди становятся инвалидами. Многие отчаиваются, считают, что жизнь теряет всякий смысл. Им нужна эта повесть как воздух. Да и нам всем она нужна. Мы восхищаемся мужеством, огромной силой воли главного героя. Своим примером он учит нас любить жизнь, учит быть полезными и нужными людям, учит стать добрее и милосерднее. Эта книга для многих из нас стала спутником жизни. Спасибо Вам!

Тема: «Жизнь прожить…» - взволнованное публицистическое повествование , диалог с читателями.

Литературовед 1. Много разных писем и авторских раздумий вместила документальная повесть Владислава Титова «Жизнь прожить…» Это диалог с авторами писем и читателями, взволнованное публицистическое повествование, убедительно подтвердившее, что обращение к литературе у Владислава Титова не было чистой случайностью.

Литературовед 2. В этой книге он рассказывает о своих многочисленных встречах с разными людьми, о разных читательских аудиториях, о большом воспитательном значении литературы, о верности жизненному призванию и гражданскому долгу.

Литературовед 1. «Жизнь прожить…» - книга искренняя и откровенная, созвучная во всём первому произведению В. Титова. Автор не скрывает своей большой радости, вспыхнувшей в нём во время одной из первых встреч с читателями, когда он почувствовал, что психологический контакт с ними рождён именно благодаря повести «Всем смертям назло…». Оказывается, то, что он писал, было нужно не только ему одному.

Владислав Титов возвращался домой, словно на крыльях. А дома его снова ждали письма.

Авторы писем просили совета, помощи, приглашали погостить, делились своими радостями и огорчениями. И вдруг пришла бандероль со штампом «Москва», а в ней журнал «Юность» и письмо Б. Полевого.

«Дорогой Владислав!

Сейчас, когда повесть ваша уже принята читателем и начинает получать самые добрые отзывы в прессе, могу уже без скидок поздравить вас с настоящим успехом.

Повесть, что называется, пошла. Ваш «Раненый чибис» открывает в следующем номере журнала прозу. Этот рассказ – шаг вперёд для вашего творчества, так сказать, укрепление вас в новой профессии, которую вы избрали. Это не значит, конечно, что вы теперь можете писать легко. Легко вообще настоящие писатели или те, кто стремится стать настоящим писателем, не пишут. Но это уже утверждение ваше на новой жизненной стезе, которую вы избрали.

Вы сейчас переводите свой паровоз на литературные рельсы. Хочу сказать вам, что отныне вы уже не имеете права давать себе передышек. Писать можно по-настоящему только тогда, когда вещи идут одна за другой. Литераторская работа очень трудная. Она не терпит медлительности, раскачивания, и сколько молодых и ярких дарований погибло на моих глазах из-за того, что авторы самоуспокаивались, начинали упиваться своими успехами, переделывать повесть в пьесу, а потом в сценарий, а потом в балетное либретто и на том, истратив весь свой литературный порох и не пополняя запасов жизненных наблюдений, в сущности, кончались, превращаясь в жалких завсегдатаев литературного клуба, сердитых на жизнь и на собственную судьбу, которую они сами же погубили. Полагаю, что вам это не угрожает, ибо вы прошли большие жизненные испытания. Однако не могу не дать вам совет: писать, писать, писать. Кстати, вы обещали мне прислать ваши очерки, опубликованные в районной газете. Пришлите. Поглядим, что там есть. Может, что-то сможет послужить зерном для создания художественного рассказа.

Зная авторское нетерпение, которое мы все испытываем, я вырываю из своего номера странички с вашим рассказом и посылаю их вам. Они опередят журнал. Сердечный привет Рите, поцелуйте малышку.

Ваш Борис Полевой».

Автор. Жизнь прожить – не поле перейти… Очень хочется, дорогие читатели, чтобы каждый оставил на широком жизненном поле свой светлый и добрый след. Я благодарен за ваши исповеди передо мной и заканчиваю свою исповедь перед вами.

В дверь нашей квартиры опять звонят.

Литературовед 2. В публицистическом повествовании «Жизнь прожить…» автор убеждает, спорит, полемизирует, призывает читателя пристально всматриваться в свои каждодневные труды и заботы, трезво взвесить, как и зачем он живёт, есть ли в его жизни то, самое важное, которое и составляете главенствующий и настоящий смысл.

Тема: «Проблема нравственного воспитания в рассказах В. Титова «Раненый чибис» и «Сапун-гора»

Литературовед 1. Кроме широко известной дилогии «Всем смертям назло…» и «Жизнь прожить…» В. Титов Создал рассказы «Раненый чибис» и «Сапун-гора». В этих произведениях автор рассказывает о разных жизненных ситуациях. Однако и в рассказах остро ощутима струя автобиографичности. Рассказы посвящены важным нравственным вопросам нашего бытия.

Автор «Всё чаще и чаще встречались письма, в которых читатели просили, требовали, иногда даже приказывали, чтобы я писал, уверяя, убеждая, что у меня должно получиться.

В журнал «Юность» я отправил рассказ «Раненый чибис». Вот ведь как получается в жизни! Очень давно, будучи ещё студентом Ворошиловградского горного техникума, приехав в село, к себе домой на каникулы, я совершенно случайно из малокалиберной винтовки подстрелил чибиса. Рана была пустяковая, и птица упала на землю скорее с испугу, чем от пули. Я принёс чибиса в село и отдал его первому попавшемуся мальчишке. Им оказался мой сосед Василий. Через несколько минут ватага ребят с гиком носилась по дороге, волоча за собой на длинном шнурке очухавшегося от испуга чибиса. Мне стало стыдно. Разъярённый, я выбежал на дорогу, надавал подзатыльников ребятишкам, отобрал птицу и принёс домой. Чибис широко открывал клюв, словно ему не хватало воздуха, часто моргал чёрными бусинками глаз, еле слышно пищал и мелко вздрагивал всем телом. К вечеру он умер.

Меня потряс этот случай. Что-то противоестественное было в том, что мальчишки замучили птицу. Потом, спустя много лет, в нашу большую семью (нас семь братьев и три сестры) пришла беда, и более страшная, чем моя: утонул четырнадцатилетний брат Александр. Он был глухонемым. Смышленый, на редкость ласковый и обаятельный мальчуган безвременно ушёл из жизни по нелепой случайности, а может, по недосмотру людей, которым было поручено его обучение и воспитание.

Милый Саша… Мы нежно любили друг друга. Я не мог объясниться с ним на его языке при помощи пальцев (на протезе они не шевелятся) но, наверное, существует всё-таки телепатия. Он понимал меня по еле заметному движению глаз, губ, повороту головы. «Саша, закурить». И он уже мчится в комнату, сосредоточенно достаёт сигарету, чиркает спичкой, подаёт сигарету в губы и, увидев, как я глубоко, с удовольствием затягиваюсь, во весь рот улыбается. Однажды я вошёл в комнату и остановился. На большом деревянном кованом сундуке сидел Саша и с отчаянной злобой бил своими маленькими кулачками мой неуклюжий с чёрными негнущимися пальцами протез. Из глаз его ручьём бежали слёзы. Я молча подошёл к нему, и он рывком ткнулся мне в грудь.

Знойным июльским летом, стоя у его гроба, я никак не мог поверить, что Саша погиб. Всё казалось, сейчас он встанет, глаза его заблестят, сощурятся, и озорная улыбка озарит лицо. Казалось, мне приснился кошмарный сон… Я и сейчас не верю, что его нет.

О чибисе я начинал писать несколько раз, и каждый раз не получалось. Будто бы всё правда, всё из жизни и всё не так. Не мог я смириться с той жестокостью, с которой мальчишки обошлись с птицей. Не имела эта жестокость права на жизнь. Потом осенило – ведь Саша должен спасти чибиса!

Рассказ был написан за двое суток. И в журнал «Юность» пошёл без редакторской правки.

VІІ.Углубляем знания по теме

Изучите предложенный теоретический материал, используя на полях определенные обозначения

«V» - это мне известно;

«-» - это противоречит моим первоначальным представлениям;

«+» - это для меня новое;

«?» - информация, которая вызывает интерес или удивление

Два подвига Владислава Титова




В шахте горел кабель. Огонь подбирался к трансформатору. Возможный взрыв грозил гибелью целому участку. Случайно оказавшийся рядом шахтер бросился к щитку и отключил его, получив удар током в шесть тысяч вольт. Теряя сознание, увидел, что кабель продолжает гореть, тогда ничего не оставалось делать, как накрыть его своим телом. Он спас шахту и своих товарищей от верной гибели. Этим человеком был горный мастер Владислав Андреевич Титов. Случай произошел на шахте «Ханженково-Северная» Советского района города Макеевки.   

Путь к профессии

Выпускник Добринской средней школы Липецкой области России Владислав Титов приехал в Донбасс в 1953 году и поступил учиться в горный техникум. Постигал азы шахтерской профессии на Луганщине. Профессия понравилась, буквально заворожила его. Пришло понимание правильности выбранного пути. Ему хорошо запомнился первый спуск в шахту вместе с одногруппниками. Позже он об этом напишет: «Мы, молодые ребята, были в лаве. Шахтер, которого мы увидели около неработающего комбайна, попросил нас: «Ребята, вы подержите пока спинами кровлю, я за стойкой сбегаю». Мы, конечно, сразу согласились. Так и стояли, пока этот шахтер не привел туда всю бригаду: вот, мол, поглядите, кого к нам потом начальниками пришлют. Так я впервые встретился с шахтерским характером - веселым, задорным».
1959 год Титов заметно повзрослел, закалила его работа в шахтерском коллективе, и еще одно важное событие произошло в его жизни: он стал женатым человеком. 29 января Владислав назвал впервые свою любимую девушку Риту женой. А 4 марта, защитив на «отлично» дипломный проект, получил документ об окончании Боково-Антрацитовского (ныне город Антрацит Луганской области) горного техникума по специальности «Подземная разработка угольных месторождений» с присвоением квалификации горного техника. Получив диплом, он ненадолго приезжает в Луганск, где тогда проживала жена, и уезжает в Донецкую область (на то время Сталинскую). Место первой работы Владислав Титов выбирает сам. Он хотел продолжить свое образование в институте, который находился в городе Донецке.
Уже 23 марта Владислав приезжает в Макеевку. В письме к жене сообщает свой адрес: «Сталинская область, шахта «Ханженково-Северная», поселок Северный, кв.18, дом 3, ком. 10». Это был адрес общежития, в котором ему дали временное пристанище до получения положенной, как семейному молодому специалисту, квартиры. Он с нетерпением ожидает этого момента.
Первые впечатления от новых мест у Владислава Андреевича сложились довольно хорошие. Горный мастер Владислав Титов в новом для него коллективе, пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди товарищей. О его ответственном отношении к делу и принципиальной позиции говорят строки из его письма: «В эту смену, например, было много шума. В одном штреке нарушили правила безопасности, я взял и закрыл штрек, не разрешил работать, пока не наведут порядок. Ну, конечно, шум, ругань по моему адресу, мол, молод, зелен и прочее. Это ничего, сначала пошумят, потом спасибо скажут».
15 апреля 1959 года Титовы получают квартиру. В автобиографии Титов впоследствии написал: «Шахта «Северная» встретила нас приветливо. Нам выделена однокомнатная квартира. Рита устроилась на работу в швейное ателье, я - на шахту горным мастером. Озеленяли и благоустраивали поселок, реконструировали шахту, и оба готовились продолжить свое образование».
Из этих слов видно, что он вел активную жизнь.


Подвиг в забое

14 апреля 1960 года. Авария на шахте. Предотвращая ее последствия, молодой шахтер принял на себя ток высокого напряжения.
Он чудом остался жив. О дальнейшем Владислав Титов вспоминал: «На третьи или на четвертые сутки я очнулся в больничной палате. Первое, что я увидел, - это сидящую на стульчике рядом с моей койкой свою Риту. Ее не пускали в палату, ее просили уйти, когда она прорвалась, зачем, мол, тебе, двадцатилетней, видеть, как умирает человек. Она не ушла, она верила, даже и тогда, когда никто не верил, когда подступала клиническая смерть, она умоляла, она требовала, она просила врачей сделать все, чтобы спасти мне жизнь. Да, конечно, врачи делали все возможное и невозможное, но увенчались бы их усилия успехом, не окажись в тот роковой час рядом со мной такого верного, преданного друга и жены, как Рита?»
Стоит отметить врачей, которые встретились на этом нелегком отрезке жизненного пути Владислава Титова. В беседе с корреспондентом «Литературной газеты» Наумом Маром в 1967 году Титов рассказал: «В тот шестидесятый год я открыл для себя столько истинных людей, сколько, наверное, не встречал за все предыдущие двадцать шесть лет жизни... Например, врачи (не люблю слово «медики» - это очень холодно и отстраненно)...

Когда меня свалило, поначалу положили в районную больницу, в Ханженково, а потом перевезли в Донецк, в областную - к Григорию Васильевичу Бондарю. Дела были очень плохи, и все-таки мне повезло: я попал к удивительному человеку! На вид суховатый, строгий, сдержанный, даже черствый. А на самом деле - сколько души, тепла в этом тишайшем из людей! Ну так вот, если бы не доктор Григорий Васильевич - давным-давно предстал бы я перед Господом Богом... Няни мне рассказывали, как доктор Бондарь все те месяцы в больнице ходил около моей палаты и шепотом с собой разговаривал: «Электричество проклятое... Руки его начисто сожжены.... И правая нога - тоже... Что делать? Как жить ему без рук?». Очень хотел Григорий Васильевич спасти мои руки, но не смог. Левую отняли - правая начала чернеть. И к тому же бесконечные кровотечения... Шесть месяцев пролежал я - ни жив ни мертв. Восемь операций перенес. Восьмая была особенно тяжкой. У самого сердца перевязали артерию.
А Григорий Васильевич не отступал. Высокий, тихий, застенчивый, а мне он казался самим Ильей Муромцем, богатырем: силища - ничто перед ней не устояло бы.... Одним словом, диво-человек!
В октябре 1960 года Титова выписали из больницы. Семья выбрала местом жительства город Луганск, где жила мама Риты. Уезжая из Донецка, он прощается со своим шахтерским прошлым. Начались поиски нового места в жизни. Они были еще совсем молоды: ей - 21, ему - 26.
Об этом периоде своей жизни Титов впоследствии напишет так: «Был Славка Титов здоровяком, спортсменом. И вот - все это уже в прошлом. Стал после катастрофы инвалидом первой группы, руки потерял. Что делать? Как жить?..»

В поисках нового места в жизни он научился писать ручкой, зажатой в зубах. Решил заняться литературной работой и стал профессиональным писателем.
В своей первой повести «Всем смертям назло...» бывший шахтер поведал всему миру о себе, о трагедии, произошедшей на шахте, о том, как нашел своё место в жизни, как стал писателем, как учился заново просто жить и постигать философское понятие счастья и нашел ответ на вопрос, в чем смысл жизни. Оказалось, что ответ заключается в истине: возможность работать и приносить пользу людям. В повести «Всем смертям назло...» Владислав Титов напишет: «Человек, не украсивший землю своим трудом, навсегда уходит в небытие, ибо после него ничего не остаётся, что жило бы в делах и памяти потомков».
Потом были и другие его произведения: рассказы, повести, романы. Была его известность, выражающаяся в огромном количестве читательских писем, которые приходили изо всех уголков Советского Союза и из-за рубежа, в его многочисленных встречах с читателями. В книгах, изданных в различных издательствах и на многих языках мира.
Писатель Владислав Титов выполнял большую общественную работу. Он был членом редколлегий трех журналов, в том числе и журнала «Донбасс», выходящего в Донецке. Три срока подряд жители Луганска избирали его депутатом городского совета. За свой труд Владислав Андреевич был награжден многими правительственными наградами, в том числе и Государственной премией имени Т.Г.Шевченко. Он особо ценил и гордился знаками «Шахтерская слава» второй и третьей степени.
С шахтерскими коллективами, с друзьями - шахтерами Владислав Титов не порывал связи на протяжении всей своей жизни, а со многими из них его связывала давняя и искренняя дружба. Был в курсе проблем, которые стояли перед горняками не только Донбасса, но и Кузбасса, где бывал в творческих писательских командировках. Результатом контактов с шахтерами и личного опыта Владислава Титова явился роман «Проходчики». В нем писатель возвращается к своей юности, к товарищам, к заботам молодого шахтерского коллектива, рассказывает о жизни и душевной красоте добытчиков солнечного камня. «Не мог я уйти в своей литературной работе, ставшей главным смыслом жизни, от шахтерской темы», - писал В.Титов в «Автобиографии».
Над волнующей темой он работал 8 лет. В этом произведении на первый план писатель выводит экономические и морально-этические проблемы в горняцкой жизни того времени, чувствуя приближающиеся противоречия, которые приведут в будущем к серьезным экономическим и политическим катаклизмам. Он предсказывал, в частности, грядущие шахтерские забастовки, но эти главы не могли быть напечатаны в 1984 году.
Вся жизнь Владислава Титова была примером мужества, воплощением донбасского характера. Не случайно поэт Н. Погромский в стихотворении, посвященном Владиславу Титову, написал: «Он - сын Донбасса, нашенская кость...».
Луганск, с которым связаны почти 30 лет его жизни, помнит о шахтерском и писательском подвиге, открыл Музей-квартиру писателя В.А.Титова, его имя носит и одна из центральных улиц города. Музей открыт 25 лет назад - 25 ноября 1988 года, в квартале Гаевого, дом №18, квартира 62. Было это  на следующий год после  смерти писателя.  Он разместился в той самой квартире, где проживала семья Титовых после возвращения из Донецка, где была написана его первая повесть, которая принесла ему известность, где он нашел свое место в жизни, став писателем. В экспозиции музея представлены личные вещи писателя, предметы быта семьи Титовых, книги, документы, фотографии.
Шахтеры часто приезжали в Луганск навестить любимого писателя и друга. Радовались его успехам, первыми поздравляли его с заслуженными наградами. И сейчас многие шахтеры приезжают в Луганск, чтобы посетить музей-квартиру писателя.
«Много лет хотел увидеть музей, посчастливилось, наконец, попасть. Увидел своими глазами рукописи и предметы, которыми пользовался В. Титов. Судьба Титова - свидетельство того, что в шахтах работают мужественные, высокоморальные  люди.. На их подвиге надо воспитывать молодежь», - написал в книге отзывов музея Н. И. Лазарев, почетный шахтер СССР, почетный гражданин г. Новодружевска, член координационного совета «Союз шахтеров-инвалидов и пострадавших на производстве».  
Сотрудникам музея очень хотелось бы, чтобы люди, которые знали Владислава Андреевича Титова, откликнулись на нашу просьбу поделиться своими воспоминаниями. И, конечно, будем рады видеть в музее жителей города Макеевки.    


VІІІ.Устанавливаем межпредметные связи.

Подготовить сообщения, мини-проект на темы: «Интерпретация экологических проблем как проблем нравственных» («Раненный чибис;

«Сапун - гора»)

IX. Развиваем умения отстаивать свою точку зрения.

Расставьте в порядке приоритета

Смысл жизни я вижу: а) счастье и благополучие семьи; б)приносить пользу людям; в) успешная карьера

Ответь на вопросы:

  1. Какой след оставил в вашей жизни Владислав Титов?

  2. Какое из его произведений вам особенно понравилось?

  3. Что бы вы сказали В.Титову, если бы встретились с ним?

  4. Волнуют ли нас сегодня произведения В. Титова?


Х. Проверь себя

1. Когда впервые пришло к читателю имя В.Титова?

1967 г.

2. Как называлась первак повесть писателя?

«Всем смертям назло»

3. Назовите главного героя повести?

Сергей Петров

4.Продолжите мысль героя повести «Всем смертям назло»

Жизнь – постоянная надежда на…(лучшее)

  1. Жанр літературного произведения «Жизнь прожить»(документальнаяповесть).

  2. Чему посвящены рассказы «Раненный чибис», «Сапун-гора» (важным жизненным вопросам нашого бытия)

  3. В каком году В.Титов приехал в Донбасс? (в 1953 г.)

  4. В каком учебном заведении В.Титов получал среднее специальное образование? (Горный техникум)

  5. Результатом чего явился роман «Проходчики»? (контактов с шахтерами, личногоопыта).

  6. В каком городе открыт музей – квартира списателя В.Титова? (г.Луганск)

  7. Сколько лет автора связано с этим городом? (почти 30 лет)


За каждый правильный ответ 1 балл

Выполнив предложенные задания, я теперь

Знаю

Умею

Хочу узнать и научиться




















Оцените свою работу, если вы довольны достигнутым результатом, оставьте смайлик











Литература:


  1. В. А. Титов. Избранные произведения. Повести и рассказы. – К.: Дніпро, 1984.

  2. Современная литература родного края./ Сост. Никода Т. Л. – Донецк, 2002.

  3. Журнал «Всесвітня література в середніх навчальних закладах України», № 11-12, 2008.

  4. Журнал «Директор школы», №18, 2004.

  5. Журнал «Русский язык и литература в школах Украины», № 8, 2008.

  6. Журнал «Завуч», № 9, 2005; № 14, 2007.

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Программа самореализации личности

Автор: Дубинина Юлия Александровна

Дата: 10.10.2015

Номер свидетельства: 238023

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Программа самореализации личности учащихся на уроках внеклассного чтения."
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma_samoriealizatsii_lichnosti_uchashchikhsia_na_urokakh_vnieklassnogho_c"
    ["file_id"] => string(6) "355342"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478276115"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Создание образовательного пространства для самореализации учителя и обучающихся»"
    ["seo_title"] => string(80) "sozdanie_obrazovatelnogo_prostranstva_dlia_samorealizatsii_uchitelia_i_obuchaius"
    ["file_id"] => string(6) "635778"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1692643970"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Проект "Творческая самореализация ученика" "
    ["seo_title"] => string(49) "proiekt-tvorchieskaia-samoriealizatsiia-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "239856"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444889944"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "План методического объединения школьного методического объединения учителей математики, информатики и физики"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_metodicheskogo_obedineniia_shkolnogo_metodicheskogo_obedineniia_uchitelei_m"
    ["file_id"] => string(6) "501975"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1551559708"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Рабочая программа  / внеурочная деятельность (дополнительное образование). «Рукоделие. Фантазия»"
    ["seo_title"] => string(101) "rabochaia-proghramma-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-dopolnitiel-noie-obrazovaniie-rukodieliie-fantaziia"
    ["file_id"] => string(6) "249489"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446906451"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства