Сегодня от человека требуется навык самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в повседневной жизни проблем в области коммуникации, профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у учащихся начальных классов способности самостоятельно мыслить, добывать и успешно применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать собственные действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Образовательное пространство – это мир деятельности и мир представлений, воображения, культурных смыслов и знаков. В нем множество идей, понятий, научных знаний и человеческих ценностей, переживаний, эмоций. В этот мир «погружается» личность, делает свой личностный выбор. Пространство в образовательном учреждении, приспособленное для решения образовательных задач, существует внутри педагогической действительности, благодаря специально-организуемой деятельности, созданной взрослыми с помощью детей, служит делу развития детей. Активное образовательное пространство замечательно тем, что обеспечивает каждого ребенка возможностью выбора различных видов деятельности (учебной, художественной, спортивной, профилированной и др.), включением в них посредством диалога и самореализацией учащихся на принципах взаимообогащения, взаимоуважения, сотрудничества учителей, учеников, родителей и администрации, т.е. позитивным опытом совместной деятельности детей и взрослых. Превращение реальной окружающей среды в единое образовательное пространство, возможно только целенаправленным путем. Главная особенность единого образовательного пространства состоит в том, что образовательный и воспитательный процессы взаимосвязаны. Задача педагога состоит в том, чтобы максимально использовать воспитательные возможности единой образовательной среды и пространства, где функционирует образовательное учреждение; связать знания с интересами личности; помочь ребенку занять активную позицию в коллективе и заполнить образовательный процесс личностно- эмоционально окрашенными событиями; придать общественно-полезную направленность его индивидуальным увлечениям, способностям и потребностям; организовать совместную деятельность детей и взрослых; вызвать позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении, деятельности. С другой стороны, задача педагога, психолога и родителя состоит в том, чтобы создаваемое им пространство позволяло бы пережить данному школьнику ситуацию успеха в выбранном виде деятельности. Здесь очень важно эмоциональное положительное принятие любого результата в выполняемом ребенком задании. Таким образом, мы можем говорить о пространстве успеха для ребенка. Личность учащегося и учителя занимает центральное место в образовательном пространстве. По мнению Л.С.Выготского, творческий потенциал заложен в каждом человеке, его необходимо развивать, сформировать, чтобы получить всесторонне развитую личность. Богатая, разнообразная структура пространства обеспечивает высокую вероятность реализации субъектной позиции ребенка. Справедливо и обратное утверждение: субъектная позиция школьника создает условия для его самореализации. Ребенок, являясь субъектом пространства, сам его структурирует, тем самым создавая пространство для себя.
Самореализация – это желание человека реализовать свои таланты и способности.
Важнейшая задача любого педагогического коллектива – создать условия для развития адаптивной образовательной среды, способствующей самореализации каждого школьника и учителя в том числе.
Необходимо отметить основные принципы, лежащие в основе создания развивающей адаптивной образовательной среды в школе:
- Демократизация (распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками образовательного процесса).
- Гуманизация (равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация образовательного процесса на личность ученика).
- Гуманитаризация образовательных программ (соотношение и сочетание учебных предметов и информации, применение таких технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей).
- Дифференциация, мобильность и развитие (обеспечение учащимся по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения: смена класса, выбор профиля, направленности образования).
- Открытость образования (предоставление возможности общего образования на любой ступени, любом уровне: базисном и дополнительном).
Все эти принципы становятся руководством к действию в школе, где одним из основных направлений является создание развивающей среды для учителя и ученика как пространства возможностей самореализации личности. При этом основная адаптивная функция современной школы, имеющая опережающий смысл и значение, – целенаправленная социализация школьника: введение в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Осуществление этой функции предполагает, с одной стороны, удовлетворение потребностей индивида, группы, общества, с другой – формирование общей культуры личности, ее социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и успешно функционировать.
То есть, человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя. Но если приобретенный опыт не способствует жизненному и профессиональному самоопределению личности, знания остаются мертвым капиталом. В этом и заключается принцип гуманизации: обеспечить такой уровень мотивации учебной деятельности, когда учебный материал воспринимается как лично значимый и необходимый.
Как создать ситуацию успешности?
Развивать в учащихся поисковую активность, которая проявляется:
- В познавательной и творческой активности.
- В самостоятельном поиске источников необходимой информации.
- В готовности к принятию решений в ситуации выбора.
Созданию в школе развивающей среды адаптивного характера способствуют самые различные условия и факторы.
- Концепция и программа развития школы, отражающие актуальное состояние субъектов образовательного процесса.
- Моделирование учебно-воспитательного процесса как системы, помогающей саморазвитию личности.
- Проведение в школе инновационной исследовательской работы.
- Сплоченный общностью цели коллектив учителей и учащихся.
- Организация оптимальной системы управления и самоуправления.
- Система эффективной научно-методической деятельности педагогов.
- Учебно-материальная база, достаточная для формирования развивающей среды.
- Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.
- Арсенал педагогических технологий и техник, создающих условия для самореализации всех субъектов образовательного процесса.
Деятельность учителя на учебном занятии должна проходить так, чтобы у ученика возникло желание самореализации. Прежде всего, для ребенка должны быть созданы психологически комфортные условия – снятие страха перед уроком, наполнение смыслом работы и развитие осознания учеником его собственной личностной значимости. Учитель моделирует такие ситуации на уроке, в которых учащиеся: не боятся высказать свою точку зрения, развивают умения анализировать свои поступки и происходящие события, осознают свое отношение к миру, испытывают чувство радости от совместного труда и творчества. Учебный материал может и должен стать базой для их самореализации на основе собственного выбора ученика, его самостоятельной деятельности, анализа достигнутого результата. Для того чтобы оценить, насколько успешно идет процесс по созданию развивающей адаптивной образовательной среды как пространства возможностей самореализации личности обучающегося, анализируются следующие показатели деятельности:
- Инновационная деятельность школы – обновление содержания образования (базисного и дополнительного компонентов, программ обучения и воспитания); обновление педагогических технологий, методов и форм работы (методики освоения программ, преобладание индивидуальных или групповых форм организации познавательной деятельности над общеклассными).
- Организация учебно-воспитательного процесса – самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности ученика и учителя как равноправных партнеров; разделение ответственности за результаты УВП между учеником и учителем; высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная среда для всех участников педагогического процесса; право выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися.
- Эффективность учебно-воспитательного процесса – сравнение соответствия конечных результатов запланированным (степень воспитанности и обученности учащихся, их начитанность и глубокое познание какой-либо области науки, отношение учебе, труду, природе, общественным нормам и законам, отношение к себе).