Важное место в образовательной системе «Школа 2100» занимает самореализация ученика. Самореализация – это желание человека реализовать свои таланты и способности, это высший уровень в иерархии потребностей – идеальная потребность.
Деятельность учителя на уроке должна проходить таким образом, чтобы у ученика возникала потребность в самореализации. Учебный материал может и должен стать базой для самореализации.
Когда у ученика возникает желание проявить себя на уроке? Тогда, когда он понимает, что с заданием он может справиться, т.е. учитель строит работу учащихся таким образом, чтобы каждый мог добиться определенных успехов на уроке и не испытывать страх перед заданием.
Это обусловливает актуальность выбранной мною темы. В последние годы в печати не раз появлялись статьи, критикующие Образовательную систему «Школа 2100», по которой в разных городах России учатся многие школы. Программа неоднозначна, встречает множество сторонников и противников. Но, так или иначе, механизм запущен, Образовательная система получает все новое и новое распространение на территории нашей страны. Моя задача как учителя – помочь ученику успешно самореализовать себя как личность в рамках данной программы.
Цель проекта: выявление и обоснование условий формирования интереса ученика к личностно-творческой самореализации в условиях образовательной деятельности по системе «Школа 2100».
Задачи проекта:
Создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации ученика.
Создание условий для успешного освоения учениками предметных знаний, умений и навыков, формирование межпредметных связей.
Создание атмосферы творчества, комфорта, доброжелательности и сотрудничества при одновременной строгости, справедливости, доброжелательной авторитетности учителя.
Целью Образовательной системы «Школа 2100» выступает создание условий для успешной самореализации, способности самосовершенствоваться. К педагогам, работающим в этой Образовательной системе, предъявляются принципиально новые, жесткие требования. Может ли педагог, сам не стремящийся к самореализации и саморазвитию, раскрыть это в учениках? Очевидно, нет.
Недавно проведенный опрос выявил, что 36,5% учителей оценивают свою самореализацию как не сложившуюся, а 26,8% считают, что они остановились в своем профессиональном саморазвитии. Лишь 17,5% верят в свои потенциальные возможности, 14,3% оценили свою самореализацию как успешную, а 4,9% вообще затруднились дать ответ на поставленный вопрос. Согласитесь, цифры настораживающие.
Идея самореализации личности воплощается в следующих неразрывно связанных направлениях:
- развитие личности школьника;
- профессиональное совершенствование учителя;
- развитие школы.
Конечно, движущей силой данной идеи выступает педагог и его творческая самореализация. Необходимым условием творческой самореализации личности учеников является профессиональная компетентность учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Творческая самореализация ученика" »
Проект «Творческая самореализация ученика».
Важное место в образовательной системе «Школа 2100» занимает самореализация ученика. Самореализация – это желание человека реализовать свои таланты и способности, это высший уровень в иерархии потребностей – идеальная потребность.
Деятельность учителя на уроке должна проходить таким образом, чтобы у ученика возникала потребность в самореализации. Учебный материал может и должен стать базой для самореализации.
Когда у ученика возникает желание проявить себя на уроке? Тогда, когда он понимает, что с заданием он может справиться, т.е. учитель строит работу учащихся таким образом, чтобы каждый мог добиться определенных успехов на уроке и не испытывать страх перед заданием.
Это обусловливает актуальность выбранной мною темы. В последние годы в печати не раз появлялись статьи, критикующие Образовательную систему «Школа 2100», по которой в разных городах России учатся многие школы. Программа неоднозначна, встречает множество сторонников и противников. Но, так или иначе, механизм запущен, Образовательная система получает все новое и новое распространение на территории нашей страны. Моя задача как учителя – помочь ученику успешно самореализовать себя как личность в рамках данной программы.
Цель проекта: выявление и обоснование условий формирования интереса ученика к личностно-творческой самореализации в условиях образовательной деятельности по системе «Школа 2100».
Задачи проекта:
Создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации ученика.
Создание условий для успешного освоения учениками предметных знаний, умений и навыков, формирование межпредметных связей.
Создание атмосферы творчества, комфорта, доброжелательности и сотрудничества при одновременной строгости, справедливости, доброжелательной авторитетности учителя.
Целью Образовательной системы «Школа 2100» выступает создание условий для успешной самореализации, способности самосовершенствоваться. К педагогам, работающим в этой Образовательной системе, предъявляются принципиально новые, жесткие требования. Может ли педагог, сам не стремящийся к самореализации и саморазвитию, раскрыть это в учениках? Очевидно, нет.
Недавно проведенный опрос выявил, что 36,5% учителей оценивают свою самореализацию как не сложившуюся, а 26,8% считают, что они остановились в своем профессиональном саморазвитии. Лишь 17,5% верят в свои потенциальные возможности, 14,3% оценили свою самореализацию как успешную, а 4,9% вообще затруднились дать ответ на поставленный вопрос. Согласитесь, цифры настораживающие.
Идея самореализации личности воплощается в следующих неразрывно связанных направлениях:
- развитие личности школьника;
- профессиональное совершенствование учителя;
- развитие школы.
Конечно, движущей силой данной идеи выступает педагог и его творческая самореализация. Необходимым условием творческой самореализации личности учеников является профессиональная компетентность учителя.
Ещё Демокрит заметил, что «знания начинаются с удивления». Поэтому я ставлю перед собой главную задачу - включить каждого учащегося в процесс самостоятельного добывания истины, заинтересовать его этим процессом. Мои ученики имеют разный уровень способностей и подготовки, что тем самым усложняет мою задачу: развить потребность каждого из них в самореализации. Ученик, по моему мнению, должен быть вовлечен в весь процесс обучения, а не выступать лишь в роли немого слушателя и пересказчика готового и преподнесенного учителем, как абсолютная догма, материала. Ученик «школы будущего» должен всегда идти вперед, стремиться самостоятельно добывать знания, несмотря на трудности и препятствия.
Технология работы над самореализацией на уроке.
Я называю ситуацию. Ученики называют тему, вопрос.
Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся.
Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем, в учебнике).
На каждом занятии по русскому языку идет самостоятельное формулирование темы урока, формулировка самими учащимися правила. Затем учащиеся сравнивают свое правило с тем, что представлено в учебнике, занимаются поиском нового материала, выступают в роли исследователей. Ученики в заключительной части урока формулируют ключевые слова и понятия.
В современном информационном обществе главными стали не знания, а умение их добывать и пользоваться ими. Почти на любой творческий вопрос может быть несколько правильных ответов, поэтому часто в учебниках Р.Н.Бунеева нет готового ответа, его надо создать самим, опираясь на текст. Для меня важно, чтобы организуемая совместно с обучающимися деятельность содержала в себе возможность создания ситуации успеха, т.к. успех является механизмом закрепления самореализации и раскрытия творческого потенциала личности. «Успех порождает успех».
Известно, что ученик осознанно усваивает только те знания, которые приобретают для него личностный смысл. Чтобы такой смысл появился, и у ребенка возникла потребность в самореализации, необходима актуализация субъективного опыта обучающихся, которую я осуществляю путем создания эмоционального фона урока; создания проблемных ситуаций; методом эмпатии или личных аналогий; построением урока в непосредственной близости к жизни.
Поясню некоторые положения. Большое значение для активизации механизма самореализации школьников имеет эмоциональный фон урока. Исследования зарубежных психологов (Майерс Д., Папотто С.) показали, что настроение влияет на эффективность запоминания и воспроизведения материала, а я убедилась, что только атмосфера добра, доверия и открытости на уроке вызывает у ребенка желание раскрыть свои таланты и способности. Поэтому в своем небольшом педагогическом опыте я активно использую арт-технологию, о которой хотела бы рассказать. На арт-уроках я опираюсь на художественную силу искусства, располагающую неисчислимыми возможностями оживления и обогащения учебного процесса, дающую шанс каждому ученику проявить себя творчески. Точно сформулировал эту мысль В.А.Никифоров: «Только в творчестве осуществляется личность, а его отсутствие означает отсутствие личности». Музыка, инсценирование, игра, сочинительство, рисование, вносят в урок эмоциональность, яркие краски, вызывают интерес к уроку и способствуют развитию творчества. Я этого добиваюсь через своё слово - эмоциональное, яркое, живое, трепетное; выразительное чтение; просматривание и обсуждение видеофрагментов по творчеству писателей; беседу, имеющую целью активизировать художественное переживание учащихся; обучение творческим работам с целью отражения художественного восприятия текста; иллюстрирование; использование разнообразных видео- и аудиоматериалов и интерактивных средств; использование мультимедийных проектов учащихся; музыку. Всегда интересна на таких уроках работа с иллюстрацией к тексту. Ученики показывают не только их видение образов литературных героев или отдельных сцен произведения, но и показывают возникшую в результате процесса работы над художественным произведением личностную модель образа героя (эпизода и т.д.), иллюстрирование способствует еще более глубокому осознанию изобразительно-выразительных средств языка, помогает понять красоту художественного слова, настроение автора. На уроке данный технологический прием делает возможной самореализацию читателей, развивает их способность анализировать и синтезировать, творить, помогает самовыражению школьника на уроке в процессе глубокого проникновения в художественное произведение.
Формой взаимодействия учителя и ученика я выбираю диалог. Диалог создает оптимальные условия для развития положительной мотивации к учению, обеспечивает формирование личностной самостоятельности и ответственности, потому что в ходе диалога каждый имеет право на свою позицию, которая может измениться или остаться прежней.
Я поощряю любые высказывания обучающихся, если они осмыслены и аргументированы, так как считаю, что ученик имеет право иметь и отстаивать свою точку зрения, пусть даже и ошибочную, а моя задача – посредством диалога согласовать личный опыт с общественным, «окультурить» его. Особенно это важно на уроках литературы – дать возможность высказаться, избавиться от страха быть осмеянным, непонятым. Средствам убеждения часто помогает прием эмпатии или личных аналогий, когда ученики пытаются поставить себя в положение другого, спроецировать изображаемое в художественном произведении на себя.
Одной из целевых установок для самореализации личности ученика является информационность. «Обслуживающими» для каждого из этапов обучения являются информационные технологии. Под словом «обслуживание» я подразумеваю использование компьютера и интерактивной доски не как самоцели, а как средства углубления знаний школьника и его самореализации. Дети, учитывая мои рекомендации, сами придумывают викторины и кроссворды, все это мы используем на уроке. Такие задания, помимо всего прочего, позволяют углубить и усовершенствовать изученный материал, а также, что немаловажно, позволяют начать подготовку к ЕГЭ уже с пятого класса. Интерактивные иллюстрации, презентации, видеофильмы повышают интерес к уроку и помогают воплотить творческие замыслы в собственных презентациях, которые предлагаются иногда в качестве домашнего задания.
Изменившаяся образовательная парадигма требует определенного переосмысления всего положительного опыта, накопленного русской, советской и современной школой. В инновационной деятельности по Образовательной системе «Школа 2100» важное место отводится проблеме самореализации ученика в сложившихся условиях. Я считаю, что нашему государству необходимо совершенствование профессионально-педагогической подготовки молодого учителя и формирование педагогической самореализации как основы, определяющей профессиональную компетентность специалиста. Ведь учитель – это не просто профессия, это участие в творческом акте сотворения взрослого человека, возможность воздействовать на струны такого тонкого и чистого инструмента, как душа ребенка.
Важнейшим результатом своей работы я считаю желание учеников проявить себя и свою творческую активность, поделиться своими чувствами и мыслями, изменяться и изменять мир вокруг себя, быть человеком с жизненной позицией, образно описанной Генри Мильором:
Пусть меня там нет, где я должен быть,
Пусть я не такой, каким хочу быть,
Но зато я уже не такой, каким был прежде.
Я еще не научился достигать конца пути,
Но уже научился не топтаться на месте.
Всем молодым учителям я желаю создать у своих учеников установку на самореализацию, как на свободный, но ответственный и обоснованный выбор раскрытия уже существующих и создания новых возможностей каждого ребенка!