kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Образ города в русской литературе XIX века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект посвящен анализу образа города в русской литературе, с особым акцентом на его влияние на развитие сюжета и персонажей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Образ города в русской литературе XIX века"»

Изображение города в русской литературе XIX века   Выполнил: Научный руководитель:

Изображение города в русской литературе XIX века

Выполнил:

Научный руководитель:

Объект исследования: образ Москвы и Санкт-Петербурга в произведениях русских классиков XIX века (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.М. Карамзин).

Объект исследования:

образ Москвы и Санкт-Петербурга в произведениях русских классиков XIX века (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.М. Карамзин).

Предмет исследования:  своеобразие образа Москвы и Санкт-Петербурга в произведениях указанных писателей.

Предмет исследования:

своеобразие образа Москвы и Санкт-Петербурга в произведениях указанных писателей.

Цель работы: изучении особенностей изображения образа Москвы и Санкт-Петербурга в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.М. Карамзина.

Цель работы:

изучении особенностей изображения образа Москвы и Санкт-Петербурга в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.М. Карамзина.

Задачи исследования: 1. прочитать произведения русских классиков XIX века; 2.  проанализировать своеобразие культурной стороны Москвы и Санкт-Петербурга; 3. выявить специфику изображения образа Москвы в литературе XIX века на материале произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.М. Карамзина.

Задачи исследования:

1. прочитать произведения русских классиков XIX века;

2. проанализировать своеобразие культурной стороны Москвы и Санкт-Петербурга;

3. выявить специфику изображения образа Москвы в литературе XIX века на материале произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.М. Карамзина.

Москва и Санкт-Петербург, непохожие на другие города России, часто становились местом действия литературных  произведений

Москва и Санкт-Петербург, непохожие на другие города России, часто становились местом действия литературных произведений

Москва в романе

Москва в романе "Евгений Онегин"

"В Москву, на ярмарку невест!

Там, слышно, много разных мест".

Всякому россиянину знакома гордость за свою столицу, за величие и красоту её дворцов, церквей, музеев, площадей и парков. Поэт напоминает также о Петровском замке, «свидетеле нашей славы». И о том, что Москва не стала «коленопреклонённой», «не пошла Москва моя» «с повинной головою» к Наполеону на поклон. Эта любовь Пушкина к Москве, его гордость и уважение относятся не только к городу, но и к его жителям. В романе «Евгений Онегин» Пушкин отметил огромную роль Москвы и москвичей в истории государства Российского. Как жар, крестами золотыми  Горят старинные главы.  Ах, братцы, как я был доволен,  Когда церквей и колоколен,  Садов, чертогов полукруг  Открылся предо мною вдруг!

Всякому россиянину знакома гордость за свою столицу, за величие и красоту её дворцов, церквей, музеев, площадей и парков. Поэт напоминает также о Петровском замке, «свидетеле нашей славы». И о том, что Москва не стала «коленопреклонённой», «не пошла Москва моя» «с повинной головою» к Наполеону на поклон. Эта любовь Пушкина к Москве, его гордость и уважение относятся не только к городу, но и к его жителям. В романе «Евгений Онегин» Пушкин отметил огромную роль Москвы и москвичей в истории государства Российского.

Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы. Ах, братцы, как я был доволен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг!

На тихих берегах Москвы  Церквей, венчанные крестами,  Сияют ветхие главы  Над монастырскими стенами.  Кругом простерлись по холмам  Вовек не рубленные рощи,  Издавна почивают там  Угодника святые мощи.

На тихих берегах Москвы Церквей, венчанные крестами, Сияют ветхие главы Над монастырскими стенами. Кругом простерлись по холмам Вовек не рубленные рощи, Издавна почивают там Угодника святые мощи.

Портрет Москвы в творчестве Н.М. Карамзина

Портрет Москвы в творчестве Н.М. Карамзина

Москва заняла особое место в жизни Н.М. Карамзина - именно в Москве раскрылось его дарование писателя и историка.  Н.М. Карамзину суждено было стать автором первого настоящего путеводителя по послепожарной  Москве, известного под названием «Записка о московских достопамятностях», и первого литературного пейзажа Москвы – им открывается повесть «Бедная Лиза». Первым значительным опытом Карамзина в художественной прозе стала «московская» повесть «Бедная Лиза». И родилась она, как сообщает читателю автор, в путешествиях по окрестностям города, в прогулках пешком «без плана, без цели». Прекрасные описания панорамы города со стороны Симонова монастыря, окрестных пейзажей захватывали первых читателей повести и сейчас не оставляют нас равнодушными. В начале XIX столетия московская тема определяет содержание немалого числа журнальных публикаций в «Вестнике Европы», редактировавшемся Карамзиным: в них рассказывается о примечательных событиях жизни города, об его истории, о путешествиях автора по окрестностям Москвы и Подмосковья.

Москва заняла особое место в жизни Н.М. Карамзина - именно в Москве раскрылось его дарование писателя и историка.  Н.М. Карамзину суждено было стать автором первого настоящего путеводителя по послепожарной  Москве, известного под названием «Записка о московских достопамятностях», и первого литературного пейзажа Москвы – им открывается повесть «Бедная Лиза».

Первым значительным опытом Карамзина в художественной прозе стала «московская» повесть «Бедная Лиза». И родилась она, как сообщает читателю автор, в путешествиях по окрестностям города, в прогулках пешком «без плана, без цели». Прекрасные описания панорамы города со стороны Симонова монастыря, окрестных пейзажей захватывали первых читателей повести и сейчас не оставляют нас равнодушными. В начале XIX столетия московская тема определяет содержание немалого числа журнальных публикаций в «Вестнике Европы», редактировавшемся Карамзиным: в них рассказывается о примечательных событиях жизни города, об его истории, о путешествиях автора по окрестностям Москвы и Подмосковья.

Портрет Санкт- Петербурга в поэзии А.С. Пушкина Люблю тебя, Петра творенье,  Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла. Петербург для Пушкина – это воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России.

Портрет Санкт- Петербурга в поэзии А.С. Пушкина

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла.

Петербург для Пушкина – это воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России.

О Петербурге Александр Пушкин писал достаточно противоречиво и двойственно. Для кого-то Петербург был помпезным и пышным местом. Перед другими Петербург представал грозным и враждебным. Любовь Александра Сергеевича прослеживается через отношение его героев к Петербургу. Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит… Именно таким предстает Петербург в поэме Пушкина «Медный Всадник». В этой поэме Петербург город – торжественный, это огатая европейская столица, враждебная для «маленького человека».

О Петербурге Александр Пушкин писал достаточно противоречиво и двойственно. Для кого-то Петербург был помпезным и пышным местом. Перед другими Петербург представал грозным и враждебным. Любовь Александра Сергеевича прослеживается через отношение его героев к Петербургу.

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит…

Именно таким предстает Петербург в поэме Пушкина «Медный Всадник». В этой поэме Петербург город – торжественный, это огатая европейская столица, враждебная для «маленького человека».

Портрет Санкт-Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя   «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нему, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!»

Портрет Санкт-Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя

«О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нему, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!»

В произведениях Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека.

В произведениях Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека.

Значительную часть своей жизни Николай Васильевич провёл в Петербурге. Гоголь приехал в Петербург юношей, а покинул его знаменитым писателем и драматургом. Большинство произведений Гоголя было написано здесь: «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Портрет». Именно через образ Петербурга Николай Васильевич размышляет о судьбе России, о возможном пути её развития. Город для Гоголя обладает какой-то притягательной красотой. Даже безобразие в образе Петербурга имеет что-то величественное и в то же время низкое.

Значительную часть своей жизни Николай Васильевич провёл в Петербурге. Гоголь приехал в Петербург юношей, а покинул его знаменитым писателем и драматургом. Большинство произведений Гоголя было написано здесь: «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Портрет». Именно через образ Петербурга Николай Васильевич размышляет о судьбе России, о возможном пути её развития. Город для Гоголя обладает какой-то притягательной красотой. Даже безобразие в образе Петербурга имеет что-то величественное и в то же время низкое.

Николай Васильевич в произведении «Шинель» тщательно описывает Петербург. Прямые описания города передаются нам через действия персонажей, которые живут в столице. Образ рисуется с помощью грязных улиц, по которым идет Башмачкин, с помощью описания «черных лестниц петербургских домов», с помощью квартир. Петербург в повести представлен – серым и ничтожным.

Николай Васильевич в произведении «Шинель» тщательно описывает Петербург. Прямые описания города передаются нам через действия персонажей, которые живут в столице. Образ рисуется с помощью грязных улиц, по которым идет Башмачкин, с помощью описания «черных лестниц петербургских домов», с помощью квартир. Петербург в повести представлен – серым и ничтожным.

Результаты опроса

Результаты опроса

Результаты опроса

Результаты опроса

Проектный продукт

Проектный продукт

Заключение  Проанализировав произведения писателей 19 века, можно сделать вывод о том, что Петербург и Москва предстают перед нами не только сказочными и сияющими столицами России, но и нереальными, презренными царствами чинов и вещей, где нет места «маленьким людям».

Заключение

Проанализировав произведения писателей 19 века, можно сделать вывод о том, что Петербург и Москва предстают перед нами не только сказочными и сияющими столицами России, но и нереальными, презренными царствами чинов и вещей, где нет места «маленьким людям».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Образ города в русской литературе XIX века"

Автор: Бурова Мария Ивановна

Дата: 21.10.2024

Номер свидетельства: 658211

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Представители татарской интеллигенции и их роль в сохранении и распространении татарского языка и культуры в турции в 20 веке."
    ["seo_title"] => string(80) "predstaviteli_tatarskoi_intelligentsii_i_ikh_rol_v_sokhranenii_i_rasprostranenii"
    ["file_id"] => string(6) "521115"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1569576351"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методика работы над художественно-творческим проектом «Мастерская. Роспись пасхальных яиц» "
    ["seo_title"] => string(100) "mietodika-raboty-nad-khudozhiestvienno-tvorchieskim-proiektom-mastierskaia-rospis-paskhal-nykh-iaits"
    ["file_id"] => string(6) "113801"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411053261"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Статья на тему: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания» "
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-tvorchieskikh-i-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "151828"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420749744"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "УМК Перспектива, конспект урока по теме : "Путешествие с археологами". "
    ["seo_title"] => string(76) "umk-pierspiektiva-konspiekt-uroka-po-tiemie-putieshiestviie-s-arkhieologhami"
    ["file_id"] => string(6) "159204"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421858370"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Программа спецкурса "Страницы истории глазами художника" "
    ["seo_title"] => string(61) "proghramma-spietskursa-stranitsy-istorii-ghlazami-khudozhnika"
    ["file_id"] => string(6) "189808"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427034143"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства