kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа спецкурса "Страницы истории глазами художника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение спецкурса  на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование художественной компетенции учащихся  в области исторической живописи; 
  • развитие сотворческой активности учащихся, их способностей вступать в диалог с искусством разных эпох через призму истории.

Литература:

  1. «Золотая книга русской культуры» - М.: «Белый город», 2007
  2. «Популярная история русской живописи» Конькова Е.  - М., 2005
  3. «Мастера русской живописи» - М.: изд-во «Белый город», 2007
  4. «Выдающиеся художники 19 века» Петров В.В. - М., 2003
  5. Энциклопедия «Изобразительное искусство» - М.: Вече, 2005

Содержание спецкурса: Введение. Мир античности. Русь изначальная. От московского князя к государю всея Руси. Смутное время. «Удивительный XVII в.» «Бурный» XVIII в.» Грозный 1812 г. Крестьянский вопрос на Руси. Освободительное движение второй половины XIX в. «Модернизм в исторической живописи». Историко-революционная живопись 20-х гг. Искусство плаката. Итоговое занятие.

К завершению спекурса учащиеся должны знать :

  •       основные термины и понятия курса;
  • уметь анализировать произведения исторической живописи, выражать своё восприятие, вести конструктивную дискуссию;
  • проводить исследования в области искусства, оформлять и представлять

результаты;

  • работать с текстами разного типа;
  • овладеть практическими умениями при работе с ИКТ;
  • уметь через восприятие произведений живописи лучше понимать исторические явления, почувствовать историческую эпоху;
  • уметь воссоздавать образ мыслей, переживания, настроения, людей прошлого. 

Получат опыт:

  • исторической эмпатии;
  • участия в групповой работе;
  • планирования при проведении индивидуального или группового исследования;
  • экскурсовода, работы художника-оформителя, редактора журнала;
  • устной или компьютерной презентации (защиты проекта, творческих работ);
  • рефлексии - проведения простейшего анализа конкретных произведений исторической живописи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа спецкурса "Страницы истории глазами художника" »

Пояснительная записка 


Данный элективный курс ориентирован в основном на учащихся  7-9 классов. Он нацелен на формирование у школьников компетенции в области основ художественной культуры. Отличительной чертой курса является его практическая направленность.

     Выбор темы элективного курса определяется важностью изучения произведений исторической живописи для понимания изучаемой эпохи. Благодаря знакомству с произведениями живописи на историческую тему, сама история становится ближе, понятнее. Вопросам художественной культуры в наших школьных учебниках истории  уделяется незаслуженно мало внимания. В связи с современными требованиями средняя школа должна формировать у подрастающего поколения различные компетенции, в том числе художественную, эстетическую. Не все школьники имеют возможность посещать картинные галереи, тем более столичные. Данный курс призван помочь учащимся ориентироваться в прекрасном мире искусства, прежде всего в исторической живописи.

Для ознакомления выбрана одна из богатейших картинных галерей нашей страны – Государственная Третьяковская галерея. Данный курс поможет школьникам ориентироваться в «лабиринтах» картинной галереи, выбирая интересующие их темы. 

     Временные рамки курса не позволяют рассмотреть все экспозиции данной галереи. Поэтому выделен один жанр – историческая живопись. Историческая тема имеет огромное значение для искусства. Проникая во все виды художественного творчества, она привлекает внимание людей к великим событиям отечественного прошлого. Искусство сопровождало человека с глубокой древности. И в прежние времена, и в наше время, все народы стремились «творить по закону красоты», восхищались произведениями искусства и почитали их создателей. Благодаря дошедшим до нас произведениям искусства мы узнаем о давних временах и исчезнувших народах. Даже тогда, когда другие явления культуры, такие как язык, письменность, могут быть забыты, искусство доносит до нас облик некогда живших людей, их мысли и чувства, их понятие о добре и зле, рассказывают о жизни, обычаях и нравах. Оно способно с особой силой воссоздать исторический образ эпохи, донести до учащихся мораль общества, его идеологию, а также устремления и надежды народа. Произведения искусства, как и научные открытия, позволяют судить о пути познания мира, по которому шел человек, борясь с предрассудками, суеверием, освобождаясь от физического и духовного рабства.

Исторический жанр в живописи не менее древен, чем сама живопись. Людям всегда был свойственен интерес к минувшему. И это не праздное любопытство, а поиск ответов на вопросы, выдвинутые современностью, страстное желание найти аргументы за или против в хронике сегодняшнего дня, использовать их в борьбе за будущее. Исторический жанр – один из самых трудоемких жанров живописи. Во всяком произведении искусства художник выражает свое отношение к миру, дает оценку жизненных явлений с точки зрения того общества, где он живет, тех идейных позиций, которые он, художник, представляет и разделяет.

Искусство помогает человеку познать мир и познать самого себя. Оно формирует человека как личность.

Занятия курса построены в виде воображаемого (виртуального) путешествия по отдельным залам картинной галереи.

 Элективный курс «Страницы истории глазами художника» соответствует программе изучения истории культуры России. Курс может изучаться в качестве элективного как на базовом, так и на профильном уровне. При изучении данного курса устанавливаются межпредметные связи с изобразительным искусством, литературой, музыкой, информатикой. У учащихся развивается способность понимать и ценить произведения искусства, формируется эстетический вкус, создаются условия для активизации познавательных интересов школьников. Благодаря этому происходит развитие творческого начала личности. Кроме того, развиваются общеучебные умения и навыки: находить и обрабатывать необходимую информацию, работать в команде (группе), готовить презентацию с использованием ИКТ, овладевать навыками работы редактора журнала, художника-оформителя и т.п. Курс имеет прагматическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации по истории России в форме ЕГЭ, содержание которого, в том числе, предполагает сформированность знаний по истории культуры. 


Цель и задачи элективного курса:


Цель курса:

  • формирование художественной компетенции школьников в области исторической живописи; 

  • развитие сотворческой активности учащихся, их способностей вступать в диалог с искусством разных эпох через призму истории.


Задачи курса:

  • расширить представления школьников об основных стилях в изобразительном искусстве: классицизм, реализм, символизм (модерн): исторической живописи и её видах;

  • формировать у школьников практические навыки знакомства с произведениями искусства (исторической живописи);

  • познакомить учащихся с биографией и творческой деятельностью выдающихся художников, работавших в жанре   исторической живописи;

  • формировать эмпатию – способность «прочувствовать» историческую эпоху, стремления, взгляды и настроения исторических персонажей;

  • развивать умение самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;

  • совершенствовать умение диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию.


Принципы курса:

  • Вариативность, которая будет проявляться в различных формах деятельности учащихся.

  • Творческий подход к изучаемым вопросам (поиск источников информации, посещение музеев, использование Интернета)

  • Применение элементов педагогики, сотрудничества при котором учитель является фасилитатором учебного процесса.








Образовательные результаты:


К завершению курса ученики должны:


  • знать основные термины и понятия курса;

  • уметь анализировать произведения исторической живописи, выражать своё восприятие, вести конструктивную дискуссию;

  • проводить исследования в области искусства, оформлять и представлять

результаты;

  • работать с текстами разного типа;

  • овладеть практическими умениями при работе с ИКТ;

  • уметь через восприятие произведений живописи лучше понимать исторические явления, почувствовать историческую эпоху;

  • уметь воссоздавать образ мыслей, переживания, настроения, людей прошлого. 


Получат опыт:


  • исторической эмпатии;

  • участия в групповой работе;

  • планирования при проведении индивидуального или группового исследования;

  • экскурсовода, работы художника-оформителя, редактора журнала;

  • устной или компьютерной презентации (защиты проекта, творческих работ);

  • рефлексии - проведения простейшего анализа конкретных произведений исторической живописи.


Итогом работы будет создание журнала «Нарисованные истории». Этот журнал предназначен для всех тех, кто не прослушал курса «История искусств», но вместе с тем хотел бы хоть немного разбираться в основных направлениях живописи и знать самые известные работы художников с мировым именем. Предполагаемые рубрики: «Жизнь и эпоха», «Знаменитые работы», «Шедевр», «Стиль и техника», «Картинная галерея» и «Музеи мира».


Возможная тематика:

  • Великие темы жизни (иллюстрации к библейским сюжетам).

  • Крестьянский мир в русском искусстве.

  • Этот пестрый XVII в.

  • Женские образы в русском искусстве XVIII в.

  • Портретные образы Д. Левицкого.

  • Война в изобразительном искусстве.

  • Последний потомок Рафаэля: художник А. Иванов.

  • «Гоголь в живописи» П. Федотов.

  • «Певец русской деревни» А. Венецианов.

  • 1812 г. в картинах русских художников.

  • Этот таинственный Доу.

  • Куликовская битва в творчестве русских художников.

  • О. А. Кипренский – художник-романтик.

  • Картина эпопея – «Последний день Помпеи».

  • «Нет ничего интересней истории». В. И. Суриков.

  • Художник-баталист В.Верещагин.

  • Историческая достоверность и правда трагедии в творчестве И. Репина.




Учебно-тематическое планирование:


№ п.п.

Тема

Часы

Форма занятий

Форма

контроля

1.

Вводная лекция.

1

Прогулка по Третьяковской галерее (заочная). Знакомство с залами галереи.

План работы.

Моделирование страниц журнала.

2.

Мир античности.

1

  • Интернет - экскурсия по галерее.

  • Беседа «Особенности профессии

«Художник-оформитель».

  • Практическая часть: разработка страницы журнала

Опорный

конспект.

Проект страницы №1

3.


Русь изначальная.

1

Заочное путешествие.

Практическая часть: формирование навыков работы с программой Publisher;

разработка новой страницы.

Опорный

конспект.

Проект страницы №2

4.


От московского князя к государю всея Руси.

1

Заочное путешествие.

Практическая часть: формирование навыков работы с программой Publisher;

разработка новой страницы.

Опорный

конспект.

Проект страницы №3

5.


Смутное время.

1

Заочное путешествие.

Практическая часть: формирование навыков работы с программой Photoshop

Опорный

конспект.

Проект страниц №4-5

6.

«Удивительный XVII в.»

1

Заочное путешествие.


1-ый выпуск

журнала

«Нарисованные

истории».

7.

«Бурный» XVIII в.»

1

Заочное путешествие.

Практическая часть: формирование навыков работы с программой Photoshop

Опорный

конспект.

Второй выпуск.

Проект страницы №1

8.

Грозный 1812 г.


1

Заочное путешествие.

Практическая часть: формирование навыков работы с программой Photoshop

Опорный

конспект.

Проект страницы №2

9.

Крестьянский вопрос на Руси.

1

Заочное путешествие.

Практическая часть: формирование навыков работы с программой Photoshop

Опорный

конспект.

Проект страницы №3

10.

Братья-славяне.

1

Заочное путешествие.

Практическая часть: формирование навыков работы с программой Publisher;

разработка новой страницы.

Опорный

конспект.

Проект страниц №4-5

11.

Освободительное движение

второй половины XIX в.

1

Заочное путешествие.

Практическая часть: формирование навыков работы с программой Publisher;

разработка новой страницы.

2-ой выпуск

журнала

«Нарисованные

истории».

12.

Священная история.

1

Заочное путешествие.

Практическая часть: формирование навыков работы с программой Publisher;

разработка новой страницы.

Опорный

конспект.

Третий выпуск.

Проект страницы №1

13.

«Москва не сразу строилась».

1

Заочное путешествие.

Практическая часть: работа в Power Paint.

Опорный

конспект.

Проект страницы №2

14.

«Модернизм в исторической живописи».

1

Заочное путешествие.

Практическая часть: работа в Power Paint.

Опорный

конспект.

Проект страницы №3

15.

Историко-революционная

живопись 20-х гг.


1

Заочное путешествие.

Практическая часть: формирование навыков работы с программой Photoshop

Опорный

конспект.

Проект страниц №4-5

16.

Великая Отечественная война 1941-1945гг.


1

Заочное путешествие.

Практическая часть: формирование навыков работы с программой Photoshop

3-й выпуск

журнала

«Нарисованные

истории».

17.

Искусство плаката.


1

Заочное путешествие.

Практическая часть: работа в Power Paint.

Оформление презентации

18.

Итоговое занятие.

1

Круглый стол

«День вопросов и ответов».

Презентация


Содержание тем учебного курса: 


Тема 1:  Вводная лекция. (1ч)

Цели и задачи курса, формы работы.

Картинные галереи: понятие, виды. Государственная Третьяковская галерея: история создания, общая характеристика.

Жанры живописи. Историческая живопись. Художественные стили: романтизм, классицизм, реализм. 

Тема 2: Мир античности. (1ч)

Мир античности. Мифологический жанр. Греческие мифы о сотворении мира. Античность эстетическая основа русского классицизма в живописи. (А. Лосенко «Зевс и Фетида»; П. Соколов «Меркурий и Аргус»; Мифы гомеровской Греции. Личность Гомера. (А. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»; А. Иванов «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». «Вечный» город – Рим. Мифы, легенды древнего Рима. (К. Брюллов «Последний день Помпеи». К. Флавицкий «Христианские мученики в Колизее».

Тема 3: Русь изначальная. (1ч)

На берегах Днепра. Восточные славяне. Занятия, обычаи, верования. (Н. Ломтев «Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских», В. Васнецов «Бой скифов со славянами»). Русь изначальная. Первые киевские князья. (Н. Акимов «Великий князь Святослав, целующий мать и детей по возвращении с Дуная в Киев»; В. Васнецов «Три богатыря»; И. Глазунов «Два князя»). Креститель Руси. Принятие христианства на Руси. Владимир I Красное Солнышко. (А. Лосенко «Владимир и Рогнеда»; В. Васнецов «Крещение князя Владимира», «Крещение Руси»; И. Акимов «Новгородцы, ниспровергающие Перуна»). Время князей. Феодальные усобицы. Борьба с иноземными завоевателями.

(С. Иванов «Съезд князей»; В.Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами»; П. Корин «Александр Невский»).

Тема 4: От московского князя к государю всея Руси. (1ч)

Час русской славы. Батальный жанр. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. (М.Нестеров «Юность преподобного Сергия», «Видение отроку Варфоломею», «Преподобный Сергий Радонежский»; А. Бубнов «Утро на Куликовом поле»; М. Авилов «Поединок на Куликовом поле». Великие московские князья. Образование единого и централизованного государства. Иван III. (Н. Шустов «Иван III разрывает ханскую грамоту»; Д. Иванов «Марфа Посадница»; К. Лебедев «Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча». Первый русский царь. Централизованное государство. Иван IV Грозный. (В. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный». М. Авилов «Царевич Иван на прогулке»; К. Вениг «Иван Грозный и его мамка»; К. Маковский «Смерть Ивана Грозного»; И. Репин «Иван Грозный и его сын Иван».

Тема 5: Смутное время. (1ч)

Исторические портреты участников Смутного времени (Б.Годунов, Лжедмитрий I, В. Шуйский, К. Минин, Д. Пожарский, патриарх Гермоген). (К. Маковский «Воззвание Минина», «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова»; С. Милорадович «Оборона Троице-Сергиевой лавры»; М.Нестеров «Дмитрий-царевич убиенный»; М. Клодт «Марина Мнишек с отцом под стражей»; Г. Мясоедов «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе»).

Тема 6: «Удивительный XVII в.» (1ч)

Этот пестрый XVII в. Историко-бытовой жанр. Быт, традиции, обычаи. Одежда XVII в. Первый Романов. Исторический портрет Михаила Федоровича Романова. (А. Рябушкин «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в государственной комнате», «Пожалован шубой с царского плеча»; И. Г Венекинд «Потрет царя Михаила Федоровича»; Тишайший царь. Исторический портрет Алексея Михайловича Романова. (В. Шварц «Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче», «Вешний поезд царицы на богомолье при Алексее Михайловиче»; В. Суриков «Степан Разин»; А. Рябушкин «Едут»; И. Репин «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану»). «Свадебный поезд в Москве XVII столетия», «Боярышня XVII в.» Две веры. Церковный раскол. (В.Перов «Никита Пустосвят. Спор о вере»; В. Суриков «Боярыня Морозова»).

Тема 7: «Бурный» XVIII в.» (1ч)

«Начало перемен». Петр I. Исторический портрет Петра I. Преобразования Петра I. Сподвижники Петра I. (И.Никитин «Портрет Петра I (в круге)»; В. Седов «Петр I»; В. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове»; (Д. Левицкий «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия»; К. Флавицкий «Княжна Тараканова»; Н. Ге «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»; В. Боровиковский «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». В. Перов «Суд Пугачева»; В. Суриков «Переход Суворова через Альпы»; Развитие портретного жанра. Интимный портрет. Парадный портрет. Творчество художников Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского.

Тема 8:  Грозный 1812 г. (1ч)

Батальная живопись. Отечественная война 1812 г. М.И. Кутузов, Наполеон, Раевский, Багратион, Барклай-де-Толли. Поэты пушкинской поры. (О. Кипренский «Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова»; В. Верещагин «Не замай! Дай пройти!», «В непокоренной Москве»; А. Кившенко «Военный совет в Филях»; П. Гесс «Переправа через Березину», «Бой под Малоярославцем»; И.Прянишников «В 1812г.»; П. Кривоногов «Оборона Смоленска»; Ф. Рубо «Бородинская панорама»; Ф. Толстой – серия медальонов о войне).


Тема 9:  Крестьянский вопрос на Руси. (1ч)

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Крепостное право. Крестьянский быт. Жанровая живопись. (А.Венецианов «Гумно», «Утро помещицы»; Н.Неврев «Торг»; Г. Мясоедов «Земство обедает», В.Перов «Проводы покойника». Судьбы крестьянских детей. (В. Перов «Тройка»; В. Маковский «Свидание», «Дети, бегущие от грозы»; Н.Богданов-Бельский «Устный счет», «У порога школы»; А. Венецианов «Захарка», «Девушка с васильками»).

Тема 10: Братья-славяне. (1ч)

Батальный жанр. Русско-турецкие войны. В. Верещагин – художник-баталист. (В. Верещагин «Нападающие врасплох», «Смертельно раненый», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», «Апофеоз войны», «Парламентеры», «Забытый»).

Тема 11: Освободительное движение второй половины XIX в. (1ч)

Народничество. Идеология народничества. (И.Репин «Не ждали», «Арест пропагандиста», Маковский «Допрос революционерки», «Узник», «Студент», «Курсистка»; И. Левитан «Владимирка»).

Тема 12: Священная история. (1ч)

Библейские сюжеты. Ветхий завет. Новый завет. (И. Айвазовский «Хаос», «Всемирный потоп», А. Лосенко «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака». Тема Иисуса Христа в творчестве художников XIX-ХХ в. (А. Иванов «Явление Христа народу»; И. Крамской «Христос в пустыне») и др.

Тема 13: «Москва не сразу строилась». (1ч)

Москва – столица Российского государства. (А. Васнецов «Основание Москвы. Постройка в 1156», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Кремль при Иване III» и др.

Тема 14: «Модернизм в исторической живописи». (1ч)

«Суд Париса.Триптих: Юнона, Венера, Амур и Парис. Миневра» (1893) (М.А.Врубель);

«Принцесса Греза» (1896) (М.А.Врубель);

«Заморские гости» (1901) (Н.К.Рерих)

Тема 15: Историко-революционная живопись 20-х гг. (1ч)

(К. Петров-Водкин «Смерть комиссара», «После боя»; М. Греков «В отряд к Буденному», «Тачанка», «Трубачи Первой конной армии»; А. Дейнека «Оборона Петрограда»).

Тема 16: Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (1ч)

(А. Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941г.», «Оборона Севастополя»; К. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941г.»; А. Пластов «Фашист пролетел»; С. Герасимов «Мать партизана»; Кукрыниксы «Таня», «Бегство фашистов из Новгорода», «Конец»; Ю. Непринцев «Отдых после боя»; Л. Б. Неменский «Мать», «Машенька. Сестры наши», «Дыхание весны»).

Тема 17: Искусство плаката. (1ч)

Агитационный политический плакат в годы гражданской войны и Великой Отечественной войны. (Д. Моор «Ты записался добровольцем?», «Окна сатиры Роста»). (И. Тоидзе «Родина-мать зовет!»; В. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!»; А. Кокорекин «За Родину!»; Кукрыниксы «Беспощадно разгроми и уничтожь врага!», «Потеряла я колечко!».

Тема 18: Итоговое занятие. (1ч)





Литература для учителя:


  • «Античность в культуре и искусстве последующих веков» М. Сов. художник 1984г.

  • М. Алпатов «Александр Андреевич Иванов» М. Молодая гвардия 1956г.

  • Андронова М.И. «Об искусстве портрета» М. Искусство 1975г.

  • Анисов Л.М. «Александр Иванов» М. Млодая гвардия 2004г.

  • Быкова В.А. Надеждинская Т. И. Попкова Н. В. «История Отечества в музыке и изобразительном искусстве» СГУ 2003г.

  • Варшавский А.С. «Крамольные полотна» М. Детгиз 1963г.

  • Верещагина А. Г. «Историческая картина в русском искусстве» М. Искусство 1990г.

  • Ветрова Г.Е. «Великие полотна» М. Белый город 2002г.

  • Ильина Т.В. «История искусств. Отечественное искусство» М. Высшая школа 1994г.

  • Ионкина Н.А. «Сто великих картин» М. Вече 2001г

  • Карев А. А. «Миниатюрный портрет в России XVIII в.» М. Искусство 1989г.

  • Кокшекева К. А. «Самые знаменитые живописцы России» М. Вече 2002г.

  • Кузнецова Э. В. «Исторический и батальный жанр» М. Просвещение 1982г.

  • Костомаров Н.И. «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI – XVII столетиях» М. Республика 1992г.

  • Недошивин Г. А. «Беседы о живописи» М. Молодая гвардия 1964г.

  • Островский Г.С. «Рассказ о русской живописи» М. Изобразительное искусство 1983г.

  • Паустовский К. Г. «Книга о художниках» М. Искусство 1966г.

  • Ракова М.М. «Русская историческая живопись середины XIXв.» М. Искусство 1979г.

  • Сабарьянова Д. В. «История русского искусства 2 половины XIXв.» МГУ 1989г.

  • Садовень В.В. «Русские художники-баталисты XVIII-XIX» М. Искусство 1991г.

  • Элентух И.Б. «Как смотреть картину» Минск «Нар. асвета» 1970г.

  • «Энциклопедия живописи» «Трилистник» М. АСТ 1997г.


Литература для учащихся:


  • М. Алпатов «Александр Андреевич Иванов» М. Молодая гвардия 1956г.

  • Варшавский А.С. «Крамольные полотна» М. Детгиз 1963г.

  • Верещагина А.Г. «Историческая картина в русском искусстве» М. Искусство 1990г.

  • Ионкина Н.А. «Сто великих картин» М. Вече 2001г.

  • Садовень В.В. «Русские художники-баталисты XVIII-XIX» М. Искусство 1991г.

  • «Энциклопедия живописи» «Трилистник» М. АСТ 1997г.


Ссылки на электронные ресурсы:


  • http://www.tretyakovgallery.ru/

  • http://www.museum.ru/

  • http://bibliotekar.ru/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Программа спецкурса "Страницы истории глазами художника"

Автор: Бугаева Марина Анатольевна

Дата: 22.03.2015

Номер свидетельства: 189808


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства