Представители татарской интеллигенции и их роль в сохранении и распространении татарского языка и культуры в Турции.
Татарские общины Турции представляют особый интерес в связи с тем, что там еще сохранились многие наши традиции, которые бытовали у нас, поволжских татар, задолго до революции 1917 года. Связано это с тем, что история переселения татар тогда еще,в Османскую империю насчитывает несколько веков. Первые татарские переселенцы из Поволжья появились после поражения знаменитого восстания Степана Разина, которого поддержали многие поволжские татары. Имперская власть в 1683 году пригрозила многим татарам конфискацией всех земель и имущества, если они не согласятся отказаться от ислама и перейти в православие. Тогда и отправились в Османскую империю первые татарские переселенцы, стремясь сохранить, таким образом, мусульманскую веру.
Несмотря на значительное улучшение дел мусульманской общины Российской империи после Екатерины II, которая позволила татарам строить каменные мечети и учредила Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС), и отказа центральной власти от попыток насильно крестить татар, деятельность православных миссионеров в Поволжье не прекратилась, а ухудшения отношений между Российской и Османской империями в XIX веке, повысило опасения татар Поволжья относительно возможности нового витка насильственной христианизации. Поэтому в середине XIX века в Османскую империю отправились новые татарские переселенцы.
Следующая крупная попытка переехать в Османский халифат произошла в самом конце XIX века. Тогда царские чиновники узнали, что у значительной части татар-мусульман Бугульминского и Бугурусланского уездов сильны протурецкие настроения и почитание османского султана. Около тысячи человек из этого региона планировали эмигрировать из России. В итоге перебраться на территорию Османской империи смогли несколько сот татар из этого региона.
Кроме того, само собой, была также активная миграция татар в Османскую империю/Турцию после революции 1917 года. Кто-то уезжал во владения османского султана напрямую, а кто-то транзитом через Китай и Европу. Так и сформировалась большая татарская диаспора в Турции.
Надо сказать, что татарская община Турции была очень влиятельной. Среди татар были выдающиеся личности, которые сыграли значительную роль в становлении новой Турции. В первую очередь, это Садри Максуди, который был первым советником Ататюрка и основателем юридической научной школы в Анкаре, а также Юсуф Акчура, который тоже занимал должность советника Ататюрка.
Данные представителя поволжских татар, которые получили прекрасное образование – Садри Максуди учился в Париже в Сорбонне, а Юсуф Акчура в Стамбуле – стали видными общественными и политическими деятелями еще в дореволюционной России. Например, Садри Максуди родился в семье татарского муллы. Происходил из казанских татар. С 1888 года учился в медресе Апанаева в Казани. В 1893 году в течение года учился в бахчисарайском медресе Исмаила Гаспринского, где в это же время преподавал его старший брат Ахмедхади Максуди,позже стал депутатом Государственной Думы. Максуди и Акчура отстаивали интересы татар и мусульман, были неравнодушны к судьбе своих соплеменников. Но после октябрьской революции 1917 году им пришлось покинуть Родину. В Турции, надо сказать, тогда оказалось много представителей татаро-башкирской интеллигенции – Гаяз Исхаки, Заки Валиди и другие.
Гаяз Исхаки родился в деревне Яуширма (ныне село Кутлушкино Чистопольского района Татарстана). Происходил из татар-мишар.
Учился в медресе города Чистополя и Казани. В 1899 поступил в русскую учительскую школу г. Казани. Гаяз Исхаки начал свою литературную деятельность в конце 19го века. Его первое произведение «Радости познания» вышло в свет в 1896 годуи имело огромный успех среди читателей. В последующие годы он написал такие произведения, как «Девушка из шапочной мастерской», «Дочь нищего», «Сын богача», «Две любви» и другие романы и драмы.
С 1898 года Ахметзаки начинает обучение в медресе отца. Здесь он совершенствует свои познания в тюркском, арабском и русском языке. Мать помогает сыну освоить персидский язык.
Особое внимание уделяется изучению русского языка. Для этого из соседнего села Макарово, где имелось русско-башкирское училище, где обучали русскому языку, отец Ахметзаки приглашает учителя. В последующем занятия с Ахметзаки продолжает сын друга отца, Шагибек Узбеков, который подготовил Ахметзаки к сдаче письменных экзаменов. Весной 1902 года Ахметзаки успешно сдает экзамены в училище села Макарово и его советуют отправить продолжать обучение в русской школе в Стерлитамаке. Однако родители не согласились последовать этому совету, хотя у Ахметзаки было такое желание.
С осени 1902 года Ахметзаки учится в медресе деревни Утяково, которым руководит брат его матери, Хабибназар Сатлыков (Хабибназар Утяки)[9]. Дяде удалось сыграть значимую роль в становлении юного Ахметзаки. Хабибназар Утяки получил образование в медресе Марджани при мечети 1-го прихода Казани и после окончания преподавал в нём.
Прошло уже больше 100 лет как татары живут далеко от своей исторической Родины, но они смогли сохраниться – сохранить свое самосознание. Если бы не система махалли, то татары потеряли бы язык и идентичность через один или два поколения, но сегодня мы видим, что татары смогли себя сохранить.
Как и в любой настоящей общине, татарские махалли в Турции не только сохраняли национальную культуру и язык, но и стремились материально поддержать многих своих членов: ученых, писателей и общественных деятелей. Например, татарская община спонсировала работу Садри Максуди, Гаяза Исхаки, Хамита Куршая, Сагадата Чагатая и других.
Известный татарский предприниматель 1960-1970-х Ахметвели Менгери, который возглавлял турецкий филиал фирмы «Мерседес», спонсировал «Общество культуры и взаимопомощи казанских турок», а также издавал при нем прогрессивный литературно-публицистический журнал «Казан». Также благодаря созданному им «Фонду Менгера» и при участии его дочери Суфии Имре (которая в 1998 году даже получила звание «Заслуженный работник культуры Республики Татарстан») были изданы на латинице яркие произведения татаро-булгарской литературы «Идегэй» и «Кысса-и-Юсуф», а также книга историка Надира Давлета об Исмаиле Гаспринском и труды Ризы Фахретдинова.
Данный фонд существует и сейчас, его возглавляет сын Суфии Имре Эргин, продолжая издавать в Турции труды писателей и деятелей науки Татарстана.
А регулярные Съезды Всемирного конгресса татар и Форума татарской молодежи позволяют объединять, в том числе и татар Турции.
Тем более, сегодня, по-прежнему, остается активной жизнь татар в этой стране. Яркими представителями татарской общины в Турции являются историк, профессор Мармарского университета (Стамбул) Надир Давлет и бизнесмен Фарит Бичури. Также известны имена Эмины Саркман и Иксан Яфай, которые возглавляют «Татарское культурное общество» в городе Эскишэхэр, а также Атиллы Кундуз, который является лидером татарской общины «Идель-Урал» в Стамбуле.
В Анкаре также проживают известные ученые и общественные деятели татары: внучка Садри Максуди, доктор Гюнюль Пултар, дочь и сын Заки Валиди, профессор Исанбика Туган, профессор Сюбюдай Туган и многие другие.
Как мы видим, в условиях больших городов турецкие татары также смогли найти способы сохранить свою культуру и самосознание.
В Стамбульском Университете «29 мая» в отделении турецкого языка и литературы факультета литературы будут открыты курсы татарского языка. Об этом корреспонденту ИА «Татар-информ» сообщил из Анкары Левант Булут.
«Университет "29 мая" Турции — один из сильнейших высших учебных заведений, расположенный в самом центре Стамбула. Он был основан в 2010 году, здесь студенты получают качественное высшее образование международного уровня. В университете есть отделение турецкого языка и турецкой литературы, где в скором времени откроют двери курсы татарского языка. На данный момент 40 человек изъявили желание посещать занятия, но заинтересовавшихся гораздо больше. Курсы будет вести лектор университета — доктор Гоксель Озтурк», — рассказал Булут.
По его словам, для ведения курса необходимы учебники и пособия. «В Турции желающих изучать татарский язык, как и в Татарстане, много. К сожалению, не хватает книг. Насколько я знаю, в Турции проживает более 100 тысяч татар, некоторые из них понимают татарский, но не могут на нем говорить, некоторые вообще не знают язык. Планируем организовать и начать курсы татарского языка в университете. Татары Турции стараются сохранить свой родной язык, обучать языку своих детей. Поэтому, если Татарское книжное издательство, Всемирный конгресс татар или Казанский федеральный университет сможет помочь нам с учебниками по татарскому языку, мы были бы очень благодарны», — говорит он.
«Было бы проще изучать язык с помощью аудиодисков. Вообще, требуются интересные книги и форматы не только по изучению языка, но и о татарской культуре, искусстве, традициях, обычаях», — отмечают организаторы курсов татарского языка.
Президент РТ Рустам Минниханов пообещал поддержать строительство татарской школы и мечети в турецком Эскишехире. Об этом сообщает IslamNews.
Соответствующие проекты обсудил с Миннихановым в Стамбуле руководитель татарско-турецкого дернека (общественной организации) Ведат Доу. В Эскишехире проживает большая татарская община.
«Город активно развивается, и новая мечеть и школа нужны населению», — отметил Доу. Президент РТ одобрил планы по расширению общественно-культурного фонда Эскишехира и пообещал поддержать проект на всех уровнях.
Также во время рабочей поездки в Стамбул Минниханов пообещал максимальную поддержку турецким проектам в Татарстане. Он пригласил представителей деловых кругов Турции посетить Татарстан и ознакомиться с инфраструктурой промышленных площадок и условиями, которые создаются для инвесторов.
Я, преподаватель иностранных языков, получила образование в Турции с 2006-2013 годах, в городе Стамбул, на факультете Английский язык и литература. И до сих пор продолжаю учиться в городе Казани.
Во время учебы в Турции, татарская диаспора представительства Татарстан поддерживала меня и остальных студентов как морально,так и материально., устраивала мероприятия для студентов на татарском языке(КВН), конкурсы татарских песен и танцев среди студентов. Выделяла средства на степендию студентов за хорошее обучение. Проводила и проводит сабантуи, праздники Курбан и Рамадан.