А.А.Плешаков. Окружающий мир 4 класс, УМК «Перспектива»
Тема урока «Путешествие с археологами»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: сформировать представление об археологии как науке; познакомить с историческими источниками на примере находок в скифских курганах, с тем, как, ведутся архиологические исследования, на примере деятельности А.П.Окладникова; развивать речь, умения наблюдать и сравнивать; воспитывать интерес к изучению
Планируемые результаты:
- уч-ся научатся описывать внешкий вид археологических находок;
- уч-ся научатся рассказывать сюжеты из древней истории человечества;
- уч-ся научатся соотносить археологические находки с историческим временем.
Структура урока:
I.Организационный момент;
II. Актуализация знаний.Проверка домашнего задания
III.Самоопределение к деятельности
IV.Работа по теме урока. Изучение нового материала.
V.Физкультминутка
VI.Закрепление узученного материала
VII.Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
Ход урока
I.Организационный момент
Приветствие, проверка подготовки к уроку.
II Актуализация знаний.Проверка домашнего задания
1.Фронтальный опрос ( уч-ся отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя»)
2.Индивидуальный опрос. (выполнение заданий из рабочей тетради)
3.Индивидуальное задание (работа по карточкам).
Карточка 1
Определите.в каком веке произошли эти историчуские события.
Событие
Век
1812г. Отечественная война с французкой армией во главе с Наполеоном
1961г. Полёт Ю.Гагарина в космос
1380г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками
1242г. Победа русских воинов князя Александра Невского
над немецкими рыцарями на Чудском озере
2000г. 125 лет назад умер Х.К.Андерсен, датский писатель, поэт,драматург
Карточка 2
Соедините понятие и определение
Понятие
Определение
Летопись
История
Век
- Наука, занимающаяся изучением человека и его деятельности в прошлом
- Промежуток времени в сто лет
- Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам
III.Самоопределение к деятельности
- Вы когда нибудь делали секретики? (ответы ученииков)
Это такая игра, когда в земле делается углубление, составляют узоры из фантиков,старых маминых бус и т.п.,а потом это закрывают стеклышком.Секретик засыпают сверху землёй. Его показывают близким друзьям. А можно никому не показывать и просто приходить и любоваться.Иногда секретик находят другие ребята, и это становится для них сюрпризом.А есть такие люди, которые которые всю жизнь ищут старинные клады.Такие люди получают профессию «археолог»,занимаются наукой археологией
- Вспомните, о каком археологе мы говорили в 3 классе?
-Кто открыл легендарный город Троя, о котором в поэме написал древнегреческий поэт Гомер?
Троя (Илион) - главный город земли Троада на северо-западе Малой Азии. Город вновь был открыт в 70-х годах XIX века Генрихом Шлиманом. До него полагали, что развалины Трои должны находиться под деревней Бунарбаши в Турции, но Шлиман доказал, что Троя находилась на холме Гиссарлык.
Во время раскопок на холме Гиссарлык он обнаружил развалины девяти городов, лежащих один под другим. Троя находилась" по его мнению, во втором и третьем слоях, что и было подтверждено впоследствии.
- Вы, наверное догодались о ком и очем пойдет ручь на уроке?
- Рассмотрите фотографию на с. 8 учебника.Как вы думаете, кем мечтает стать этот мальчик?
(Уч-ся отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 8)
IV.Работа по теме урока. Изучение нового материала.
1.Работа по учебнику
-На какие вопросы ущут ответы современные учёные?
-Какие вещественные исторические источники находят археологи?
-Какая наука изучает эти источники?
- Кто бывал в Государственном Эрмитаже?
- Кто такие скифы?
- Кто рассказал о них миру?
- Что такое курганы? Как вы понимаете значение этого слова?
(Сообщение о курганах подготовленных учащимися)
-Рассмотрите иллюстрации археологических находок.
Эти изящные произведения искусства говорят о высоком уровне развития этой цивилизации, о любви скифов к прекрасному, к науке, о наличии своих богов, верований, традиций. По находкам можно узнать, какой образ жизни вели люди, как был организован их быт.
- Подумайте: о чем говорят фигурки оленей в музейной коллекции?
2.Выполнение заданий в рабочей тетради
V.Физкультминутка
VI.Закрепление узученного материала
1.Работа по учебнику
Уч-ся работают со статьёй учебника «Вслед за оленем Золотые Рога»
2.Практическая работа.
(Ящик с песком, в него зарывают предмет;учитель показывает орудия труда археологов)
- Проведем раскопки, в этом ящике спрятан предмет быта. Материал который пролежал в замле много лет, очень хрупкий. Лопатой археологи снимают только дёрн. А затем работают совочками и кисточками, щеточками, чтобы не сломать и не испортить находку.Ваша задача найти предмет не испортив его.
3.Проверка результатов практической работы
(Проверяется целостность находки, уч-ся делятся впечатлениями)
- Как вам работалось?
-Что вызвало затруднение?
-Какие качества характера нужно воспитать, чтобы стать археологом?
VII. Рефлексия
Проверочная работа ( по карточкам)
- Соедините имя ученого и открытие, связанное с ним.
Имя ученого
Открытие
Отметка
- Генрих Шлиман
- Геродот
- А.П.Окладников
А. Наскальные русунки на Ангаре
Б. Древний город Троя
В Курганы скифов
После выполнения задания проводится самопроверка; ученики читают ответы, остальные проверяют себя.
VIII.Подведение итогов урока
Домашнее задание
1.Учебник: прочитать статьи стр.8-11; ответить на вопросы.
2.Рабочая тетрадь, проект «Календарь памятных дат» (№3 стр. 7)
Список используемой литературы
1.Плешаков, А.А., Крючкова, Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-ух частях. – Москва: Просвещение, 2014.
2.Вигасин, А.А, Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира. 5 класс. – Москва: Дрофа, 2012.