kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Природа как фрагмент картины мира в классической литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературный пейзаж в произведении может выступать фоном повествования и средством воссоздания реальности, вспомогательным (иллюстративным) приемом характеристики героя, способствовать выявлению авторской точки зрения на человека, предмет или объект изображения, служить более полному выражению идейного смысла отрывка или всего литературного текста, наконец, выступать символом или главным художественным образом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Природа как фрагмент картины мира в классической литературе»

Природа как фрагмент картины мира в классической литературе: тема, символ, пейзаж.

    1. Пейзаж в литературоведении.

В литературоведении понятие природы соотносится с термином пейзаж. Пейзаж (франц. Paysage от pays - страна, местность) картина природы, имеющая различное художественное назначение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым связано произведение. В лирике пейзаж может иметь самостоятельный характер, способствуя созданию образа лирического героя. В прозе пейзаж выступает частью всей изображаемой картины, соотносится с характером повествования, с настроением действующих лиц. Впервые пейзаж приобрел важную роль у сентименталистов, изображающих человека на фоне природы, в противоположность цивилизованному миру, причем природа давалась подчеркнуто эмоционально. В реалистическом произведении значение пейзажа более разнообразно: он интересен как часть реальной обстановки, в которой происходит действие; им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий [19; 124]. В литературе Х1Х в. природа воспринималась как "храм", где сосредоточены вечные человеческие ценности и, по словам И. Тургенева, заключена "...та общая, бесконечная гармония, в которой все жизни сливаются в одну мировую жизнь". Раскрытие тайн мироздания и сущности равнодушной природы в их чувственно-содержательной и духовной значимости - магистральная тема писателей от Пушкина и Лермонтова до Чехова и Л. Толстого. Нередко литературные герои прошлых эпох открывали "истинные" знания о себе и своей душе, о человеке и окружающем мире при "общении" с природой.

Концепция природы, разработанная в литературе, классифицирует природный образ (литературный пейзаж) как важнейшую доминанту произведения наряду с его конфликтной, образной, мотивной, сюжетно - композиционной и стилевой системами. Литературный пейзаж в произведении может выступать фоном повествования и средством воссоздания реальности, вспомогательным (иллюстративным) приемом характеристики героя, способствовать выявлению авторской точки зрения на человека, предмет или объект изображения, служить более полному выражению идейного смысла отрывка или всего литературного текста, наконец, выступать символом или главным художественным образом.

    1. Пейзаж в классической литературе.

Природа, например, в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого способствует выражению миропонимания писателя. Автор романа, проповедуя всеобщую гармонию и разум, утверждая равноправные отношения между людьми, сословиями и классами, постоянно выступал противником войн, характеризуя их как проявление античеловеческих, противоестественных начал. Убежденным пацифистом Л. Толстой не был, но война всегда вызывала в его душе протест.

Концепция природы Л. Толстого получила творческое развитие в 20 веке, в прозе Л. Леонова, В. Астафьева, В. Распутина и других писателей. К примеру, особый поэтический мир произведения Л. Леонова "Русский лес" - жизнь природы. Лес как центральный "герой" книги и вещественное проявление наделен многочисленными признаками, способствующими раскрытию человеческих лиц. Но судьба знакового героя книги противоречива. Несмотря на то, что история уготовила ему почетное место и имя кормильца, благодетеля и защитника русских людей, он, исправно неся службу на пользу общества, часто оказывался в роли "пасынка". А в произведении В. Астафьева "Царь-рыба" выражена позиция писателя-гуманиста, не принимающего как людей с ограниченными жизненными идеалами, так и жестокое, "пользовательское" отношение к природным кладовым.

Итак, образы природы в прозе В. Распутина и его современников -

Л. Леонова, В. Астафьева всегда соотносятся с жизнью людей, имеют важное структурно - художественное значение, "выполняют в произведениях различные эстетические функции, в том числе природоохранную"


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Природа как фрагмент картины мира в классической литературе

Автор: Пчельникова Зинаида Георгиевна

Дата: 01.07.2016

Номер свидетельства: 336795

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Урок литературы «Моя лирика жива  одной  большой  любовью,  любовью  к  родине»  (Тема Родины в лирике С.Есенина) "
    ["seo_title"] => string(114) "urok-litieratury-moia-lirika-zhiva-odnoi-bol-shoi-liubov-iu-liubov-iu-k-rodinie-tiema-rodiny-v-lirikie-s-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "117937"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412961155"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Рабочая программа учебного предмета «Литература» для специальности  19.01.17 Повар, кондитер. "
    ["seo_title"] => string(101) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-litieratura-dlia-spietsial-nosti-19-01-17-povar-konditier"
    ["file_id"] => string(6) "158932"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421832761"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Рабочая программа учебного предмета «Литература» для специальности  15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) "
    ["seo_title"] => string(142) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-litieratura-dlia-spietsial-nosti-15-01-05-svarshchik-eliektrosvarochnyie-i-ghazosvarochnyie-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "158977"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421836147"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов "
    ["seo_title"] => string(71) "poetichieskii-obraz-zimy-v-tvorchiestvie-russkikh-poetov-i-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "235901"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443882658"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Доклад "Интегрированные мероприятия во внеурочное время" "
    ["seo_title"] => string(65) "doklad-intieghrirovannyie-mieropriiatiia-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "106836"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403094843"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства